НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 


Клаудиа Хенцлер, австрийская фотохудожница об искусстве, проблемах современной культуры и смысле деятельности художника
Беседа с Екатериной Шапинской

Работы фотохудожницы Клаудии Хенцлер хорошо известны как в Европе, так и за ее пределами. Побывав на выставке работ Клаудии в Вене и побеседовав с ней в Зальцбурге, я предложила ей ответить на несколько вопросов о работе, о современной культуре и ее проблемах, о смысле творчества художника в наши дни.

Аннотация: В беседе Клаудия Хенцлер объясняет цель и художественную сверхзадачу своего творчества – организовать встречу зрителя с «божественным», с тем, что невозможно выразить словами, в этом она видит цель любого искусства. Художница не считает современную ситуацию каким-либо кризисом культуры, а только этапом ее исторического развития.

Ключевые слова: Искусство и его цель, встреча с «божественным», выражение себя, собственного «Я», культурный кризис.
 

Е.Ш. Клаудия, что бы вы хотели выразить в Ваших работах? Какова их идея, значение для человека?

К.Х. Прежде всего, я всегда выражаю себя. То, что вы испытываете и видите посредством моих работ, дает возможность заглянуть мне в душу. Я делюсь своей точкой зрения, моим восприятием внутреннего и внешнего мира. В течение 10 лет я делаю это профессионально, в моих лекциях и, в особенности, в фотографических работах.

Е.Ш. Ваша выставка „Wohin“ («Куда?») в Вене проходит в Центре под названием „Quo Vadis?“. Это отражает суть Ваших работ?

К.Х. Да. „Quo Vadis“ – латинское выражение, которое значит «Куда ты идешь?». Центр под таким названием находится в центре Вены, в нем встречаются люди разных национальностей и вероисповеданий. Его цель – помочь людям в их поисках ответа на важнейшие вопросы: «Откуда мы появились?», «Зачем мы здесь?», «В чем смысл жизни?», «Куда ведет нас жизненный путь и какой путь мы выбираем?». С этой точки зрения, Центр  „Quo Vadis“ – идеальное место для моей выставки „wohin“ (название которой синонимично „Quo Vadis“ – «Куда?»).

Посредством моих фотографий, видеоинсталляций и мастер-классов я предлагаю создать место встречи. Место, где может состояться диалог. Диалог с вашим внутренним «Я». С искусством. И с «Другим». Конечно, каждая выставка и каждая моя работа показывают разные подходы и разный предмет. Нить всех моих работ идет через мой фокус зрения. Я подчеркиваю атмосферу и эмоции. Можно сказать, я пытаюсь уловить суть и дух места или человека… В этом моя миссия – выяснить ответы на вопросы: «Что является особенным? Что уникально? Что прекрасно?» Я не имею в виду только внешнюю красоту, когда я говорю о прекрасном. Красота – это нечто, присущее творению. Это может быть луч света, мерцающий в темноте, который заставляет даже пыльную дорогу казаться таинственной и необыкновенной. Что бы я ни видела, я ищу великолепия и вечности. То, что, на первый взгляд, является неуловимым, но светится изнутри и, таким образом, может стать видимым и для других. Те, у кого есть глаза, увидят, а те, кто позволит себе быть тронутым, будут затронуты.

Некоторые мои работы вызывают улыбки, другие – слезы, а некоторые – потрясают, вызывают мурашки по коже. Я называю эти пойманные моменты «встречами с бесконечным. С настоящим. С сутью. С сутью вашего существования». Эта «встреча» может произойти – или не произойти – посредством искусства. А мое искусство – это искусство бытия, искусство фотографии и визуального рассказа. Конечно, это процесс. Это приключение. И я счастлива своими множественными уникальными встречами, которые происходят на этой бурной дороге жизни.

Е.Ш. Вы работали на Зальцбургском Фестивале, наблюдали за артистами и публикой. По вашему мнению, помогают ли такие события как Зальцбургский фестиваль продвижению классической музыки?

К.Х. Я фотографирую по всему миру как крупные события, так и не столь большие. Иногда это занимает несколько часов, иногда несколько дней. В числе этих событий – некоторые великие моменты опер и пьес Зальцбургского фестиваля. Я не уверена, насколько это важно для классической музыки, я не эксперт в этом вопросе. Тем не менее, я уверена, что каждое событие и каждая встреча дает вам – участнику или зрителю – возможность глубже понять, больше узнать, расширить ваш горизонт. Тем не менее, каждый сам решает, насколько он открыт этим возможностям. Вам предлагают подарок (в случае Зальцбургского фестиваля – это великая музыка и драматические спектакли в исполнении лучших артистов мира) – и у вас есть шанс принять этот подарок. Но вы можете и отказаться от него (или не реализовать полностью потенциал того, что предлагает вам данный момент) – и остаться на поверхности, не углубляясь в происходящее.

Конечно, на Зальцбургском фестивале можно встретить много знаменитостей, настоящих и будущих. И это хорошо. Но можно углубиться и увидеть скрытые сокровища, на которые намекает внешний гламур. Это может привести вас к источнику того, что заключено в музыке и драматургии. Далеко не все ищут этого. И не все к этому готовы. Все имеет свое время и место. Но я уверена, что даже те, кого мы называем поверхностными, не останутся незатронутыми красотой музыки и драмы, которые здесь исполняются. Конечно, чем чище и гармоничнее сосуд и канал (композитор, певец, художник, их инструменты), тем легче публике приобщиться к этому источнику вечности.

Надеюсь, я смогла выразить свои мысли. Но как говорить о том, что находится за пределами слов? Это тайна. Я думаю, это одна из причин существования искусства. Для меня всякое искусство – это тайна, оно не только прикасается к Божественному, но и возникает из него. Для фотографа – это камера, для музыканта, – может быть, гитара, для певца – голос – это инструменты, которые помогают раскрыть этот божественный источник. Постоянно находить с ним новую связь – это моя цель. Сделать это видимым для других.

Е.Ш. Многие считают, что культура в наши дни находится в кризисе. Вы согласны с этим?

К.Х. Я не знаю, так ли это. Я думаю, что культура идет из прошлого в настоящее и в будущее. Даже если люди ей пренебрегают, я думаю, это невозможно. Мы все испытываем влияние культуры, которая нас окружает. И некоторые из нас – небольшое меньшинство – создают новые импульсы своим образом жизни и творческим выражением. Кто-то может назвать это культурой, кто-то – нет.

Е.Ш. Каково, по вашему мнению, положение классического искусства в современном мире? Разрушают ли его стратегии массовой культуры или, напротив, делают его более доступным?

К.Х. Я думаю, классическое искусство влияет на нас, сознаем мы это или нет. Даже те, кто утверждает, что не любят классическое искусство, выросли в окружении, которое имеет фундамент, основанный на истории, которая знает (или даже все еще показывает) классическое искусство.

Лично я не считаю, что классическое искусство и наследие могут быть полностью заменены современным искусством и его приемами, его нельзя объяснить и понять, если мы будем пользоваться исключительно современными инструментами в преподавании классического искусства. В качестве примера: недавно я увидела маленькую картинку – старинную живописную работу размером 10х15 см на медной пластине. На ней было лицо очень старого человека. Минуту спустя я узнала, что это – самое ценное во всем громадном музее. Рембрандт. Напротив этой крошечной картины был громадный мультимедийный дисплей. Он показывал эту же картинку в увеличении. Можно было дотронуться до него, чтобы увеличить любой фрагмент. Можно было увидеть любую точку, любой дюйм. Можно бы сказать: «А, это гораздо лучше. Я все вижу отчетливей, зачем мне возвращаться к оригиналу?». Но если вы еще раз посмотрите на оригинал, вы увидите, что есть нечто, что он передает, что теряется в процессе копирования (даже если он сделан лучшими техническими средствами). Лично я бы сказала, что в этом «продвинутом процессе» теряется «метауровень». Измерение божественного не видно в продвинутой мультимедийной копии. Но именно это и делает оригинал столь ценным. Ценность лежит не в определении каждого цветового тона, в том, чтобы видеть каждую точку. Дар для вас – зрителя – в том, чтобы позволить себе быть тронутым сутью этого произведения. Для меня эта суть в совершенстве выражена в маленькой картине. К тому же, она не показывает молодую прекрасную женщину, но старое лицо с выпавшими зубами. Называется картина «Дань возрасту». Она светится изнутри, посылает этот свет издалека в «Здесь-и-сейчас».
Заканчивая, завершая этот метафорический круг, – вот то, что я, Клаудиа Хенцлер, ищу. Искать, находить и отражать то, что является сутью. Вневременное. Настоящее. Источник. То, что было, есть и будет.

Могут ли современное и даже классическое искусство и их инструменты передать это полностью? Возможно, нет. Вероятно, нет. Но почему не поставить цель находить новые способы раскрытия красоты, широты, глубины и уникальности каждой новой, бесконечной сущности?

Пока я не найду чего-то лучшего, я использую фотографию как мой инструмент и как мой дар, которым я делюсь, чтобы показать, что я испытала и открыла.

Через фотографии, инсталляции и мастер-классы я буду предлагать свои дары как источник рефлексии и вдохновения, чтобы вы могли унести их по вашей уникальной дороге «домой». К источнику.

Е.Ш. Спасибо большое за ваши работы и за ваши идеи, успехов вам в поисках источника вдохновения, и в поисках смысла жизни.
 

Зальцбург, ноябрь 2014 – январь 2015.

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG