НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства

В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры

М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение

Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)


Анонс следующего номера

 

 
 
О.И. Горяинова 
 
Отклик на статью 
Е.Н. Шапинской и О.П. Добренковой «Диалоги в рождественскую ночь: 
о сказках, музыке и не только…»
 
Аннотация: в отклике дается высокая оценка рассматриваемого диалога, и излагается авторская концепция феномена сказки и ее культурной значимости в системе мифологического сознания
 
Ключевые слова: диалог, сказка, мифологическое сознание
 
 
Хочется поздравить всех создателей журнала и его авторов с таким замечательным проектом! Это прекрасный ответ на вызовы нашего времени и отличная площадка для представления всего лучшего, что есть в культурологии, да и в современном гуманитарном знании. Отдельное выражение восхищения творческой мыслью, которая нашла такое прекрасное воплощение как создание интеллектуального «дуэта», в котором голоса так сливаются, что я возвращалась на строчку выше, чтобы посмотреть: это "ОД" или "ЕШ"? Превосходное знание материала, соавторы осуществляют сравнительный анализ разных текстов опер одного и того же произведения − это делает публикацию чрезвычайно информационно наполненной и многообъемной по смыслу. 
 
Хотелось бы немного добавить про сказку, которая является предметом исследования. Сказка является и утешением, и бегством, как справедливо указано в статье, и еще выполняет множество других функций, поскольку она является органичной составляющей человека, который, вопреки всем постмодернистским соображениям, устроен бинарно: рациональное-иррациональное, мифологическое-логическое. По крайней мере, так устроен здоровый мозг. И сказка в этом контексте − конкретные репрезентации определенного мифа, который представляется целостностью, синкретичной, иррациональной по содержанию. Сказка может восходить к мифу (как мне это представилось в "Золушке"), либо к мифологическому кластеру (как мне привиделось в "Волшебной флейте"). Сказка не может не содержать аксиологической компоненты, но Добро и Зло является либо персонифицированными, и тогда она их (Добро и Зло) показывает, либо, воспроизводя какой-либо нарратив, повествуя о чем-то, сказка о Добре и Зле рассказывает. Эта нравственная составляющая очень тонко коррелирует с религиозным основанием, к которому и привел ваш анализ. После содержательного анализа "Золушки" соавторы приходят к одному и тому же выводу: ОД: "...призыв не отчаиваться, потому что Всевышний все видит и не оставит бедную девушку в беде". ЕШ: "...судьбы героев решают вовсе не они сами и их воля, ими дирижирует добрый волшебник, который понимает всю суетность, слабость и тщеславие запутавшихся в интригах персонажей... Люди ничего не решают сами". Эти выделенные авторами смыслы восходят к одному общему христианскому мифу Трансцендентного Бога, примерно так как он переосмыслен в немецком романтизме – трансцендентность, переплавленная в "волшебность". Это именно христианский Бог Нового времени, которого утратили (осуетились и т.д.), но "восстановили" в сказочных, философских и эзотерических формах и который очень далек от богословских трактовок любой из христианских конфессий.
 
Спасибо за потрясающе интересную статью, от вашего дуэта буду с нетерпением ждать следующих. 
 
 
Горяинова Ольга Ивановна,
кандидат философских наук, доцент
кафедры культурологии Московского
педагогического государственного университета
 
 

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG