НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Новогоднее поздравление

 

Гипотезы:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

В.М. Межуев. Философия культуры в системе современного знания о культуре

Э.А. Орлова. Социокультурная реальность: к определению понятия

В.И. Ионесов. Гуманистическая антропология в науке о культуре: перечитывая Клода Леви-Строса

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (начало)

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (начало)

В.М. Розин. «Барышня-крестьянка»: экзистенциальный выбор, сверхтрудный в жизни, но возможный в искусстве

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социальный опыт человека и его важная составляющая «вторая реальность»

Н.А. Хренов. Русская революция с точки зрения переходной ситуации в истории культуры. Реабилитация имперского комплекса как следствие периода реакции в истории революции (окончание)

В.М. Розин. Условия введения и мыслимости категории «реальность»

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма Гегеля (Семиотический поворот в культуре ХХ века) (начало)


Анонс следующего номера

 

 

От автора

Эта статья была написана в 2006 г. и опубликована в книжке «Культура как репрессия» [1]. Однако читатели в своих письмах просят меня опубликовать эту статью в журнале «Культура культуры», чтобы облегчить доступ к ней. С удовольствием выполняю их просьбу.


А.Я. Флиер

Культура расставания
(трудная судьба покойника)

Аннотация. В статье рассматривается множество вариантов обращения с мертвым телом, принятых у разных народов в разные эпохи. Часть этих обычаев имеет этнографическое происхождение, часть – социальное (отражает социальное неравенство), часть – религиозное. Актуальность статьи в том, что она поднимает вопрос о важности обычая погребения в культурах разных народов и разных эпох.

Ключевые слова. Культура, смерть, погребение, кремация, декарнация, демембрация, мумификация, каннибализм.


При рассмотрении общей морфологии культуры, в ней помимо блоков социальной организации, коммуникации, познания и рефлексии знаний, репродукции и релаксации человека особое место занимает блок культуры смерти, погребения и поминовения. Разумеется, в одном очерке невозможно рассмотреть всю эту тему комплексно, поэтому мной был избран лишь один из аспектов этой темы – культура обращения с мертвыми телами. Очерк в большой мере основан на материалах книг отечественного археолога Ю.А. Смирнова «Морфология преднамеренных погребений» [2] и французского историка Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти» [3], а так же ряде иных источников.

В каждой культуре существует область, посвященная отношению к смерти и ритуалы, связанные с проводами покойника в последний путь. В нашей лексике (и нашей культуре) этот последний путь называется похоронами, что буквально означает закапывание в землю. Но на самом деле погребение в земле принято далеко не везде. Существуют еще и кремация, мумификация, каннибализм и много иных способов расставания с покойным, уничтожения его тела или, наоборот, сохранения его (хотя бы фрагментарно).

Наиболее научно точным и всеобъемлющим здесь был бы термин «утилизация тела», но по отношению к останкам человека это звучит слишком цинично. Поэтому я, с позволения читателей, буду употреблять нейтральное выражение «обращение с телом», которое будет означать все рассмотренные ниже варианты подобного обращения, включая и случаи сохранения тела или его фрагментов при мумификации, хранения мумий, костей или праха в доме родственников (у многих народов, остающихся на первобытной стадии развития, это встречается достаточно часто), выставления мумий для публичного обозрения (вспомним наш московский Мавзолей или пещеры Киево-Печерской лавры) и т.п.  

Еще одно терминологическое уточнение. В тексте неоднократно будет встречаться словосочетание «ранние цивилизации». Имеется в виду исторический период от сложения первых городских цивилизаций (4-3 тыс. до н. э.) по так называемое «осевое время» (по Ясперсу – VII-V вв. до н.э.), т.е. до становления «классической» Греции, образования Римской республики, создания учения Заратуштры, рождения Гаутамы Шакьямуни (Будды), возобладания конфуцианства в Китае, кодификации иудейской Торы (Ветхого Завета) и т.п.

Самые древние, обнаруженные археологами преднамеренные захоронения имеют давность около 100 тыс. лет и принадлежат неандертальцам [4]. Характерно, что наряду с цельными костяками в этих захоронениях встречаются и расчлененные или их фрагменты, что пока не имеет убедительного объяснения. К этой же эпохе относятся и следы первых кремаций [5].

Но это не значит, что процесс обращения с покойниками начался с захоронений и кремаций. По мнению некоторых специалистов, захоронения применялись лишь по отношению к членам собственной общины. Остальных – съедали [6]. Т.е. каннибализм – это древнейшая форма взаимоотношений с чужаками и обращения с их телами.

Рассмотрим наиболее распространенные варианты судьбы покойников в истории.

Вариант 1. Оставление тела на месте смерти. Этот вариант трудно назвать культурным, поскольку в культуре каждого народа существуют определенные нормы обращения с трупом. Как правило, тело оставляют на месте смерти в случаях, когда его технически невозможно похоронить, при криминальных убийствах, а так же нередко во фронтовых условиях. В последнем случае принято хоронить своих, а врагов – только если это необходимо по санитарным соображениям. В малонаселенной местности их обычно оставляют на съедение животным и птицам-некрофагам (питающимся падалью). В античной Греции даже существовал запрет на погребение врагов [7].

Вариант 2. Выбрасывание тела. Такая практика имеет распространение, во-первых, при криминальных убийствах, когда преступник не имеет иной возможности скрыть тело. Тогда он отвозит его в место, где его найдут не скоро (в лес, на болото, в горы, на свалку отходов и т.п. вплоть до мусорного бака) и бросает там. Во-вторых, такая практика до недавнего времени была распространена у некоторых народов Центральной Азии (в частности у монголов), кода покойника не хоронили, а вывозили в степь и оставляли там тоже на съедение животным и птицам [8].

Характерным примером выбрасывания может служить факт сбрасывания в заброшенные шахты тел брата и иных членов императорской фамилии в 1918 г. в России. Да и захоронение самого Николая II, его жены и детей в том же году трудно назвать похоронами. Это именно выбрасывание в укромном месте, под деревянной гатью.

Вариант 3. Выставление тела. Здесь нужно рассмотреть несколько случаев. Первый, принятый в древнем Иране, где по законам зороастрийской религии покойников нельзя было хоронить ни в земле, ни в воде, ни предавать огню. Тела отвозили в специальную «башню молчания» (дахму) и укладывали на ее верхнюю площадку, для того, чтобы мягкие ткани были съедены птицами. В центре башни находился глубокий колодец. Два раза в год уже очищенные кости собирали, обмывали и сбрасывали в центральный колодец [9]. Когда колодец заполнялся, строили новую башню. Для костных останков царей династии Ахеменидов близ Персеполя в скале была высечена специальная гробница. В среднеазиатском зороастризме и более позднем Иране кости собирали и хранили в семье в специальных сосудах-оссуариях [10].

Другой случай выставления – это публичное экспонирование мумифицированного тела (см. Вариант 11. Мумификация).

Третий случай – помещение тела в особый микроклимат, где оно высыхало и не разлагалось, или искусственное высушивание тела. Таким образом были сохранены мощи многих христианских святых (иногда в мумифицированном виде, иногда – только кости). Показательно наличие костехранилищ (куда допускались посетители) во многих христианских монастырях Средневековья [11]. Наиболее наглядный пример для нас – пещеры Киево-Печерской лавры и греческого Афона, но такие костехранилища существуют и во многих храмах и монастырях Западной Европы.

У некоторых племен Африки и Океании существуют специальные технологии высушивания трупа над костром (вплоть до копчения), после чего он на какое-то время выставляется на всеобщее обозрение и поклонение.

Вариант 4. Захоронение. Имеется в виду зарывание в землю тела в его натуральном состоянии. Захоронение может производиться в гробу, саване, каменном саркофаге или без оных. Обычно захоронение размещается ниже уровня земли, но иногда в храмах оно производится в стенной нише или саркофаг может стоять на полу храма. Захоронение в земле обычно отмечается земляным холмиком или курганом, на которых по нормам некоторых религий ставится памятный знак; захоронение в храме закрывается плитой.

По-своему уникально захоронение Христофора Колумба. Великий мореплаватель под конец жизни счел, что Испания предала его, и запретил хоронить себя в испанской земле. Колумб погребен в кафедральном соборе Севильи, но не в земле. Его саркофаг установлен на носилках, которые лежат на плечах четырех каменных королей, и возвышается над уровнем пола примерно на 1,5 метра.

Известны и так называемые парциальные погребения, при которых разные части тела хоронятся в разных местах. Так бывало с преступниками, казненными методом расчленения (или расчлененных после казни), разные части тела которых развозились по разным местам и там выставлялись на какое-то время на устрашение публике, а затем хоронились.

Другой случай парциального погребения вошел в практику при смерти на чужбине. В таких случаях разные части тела погребались в разных местах; одни на месте смерти, другие – на родине. Так похоронены нормандский герцог Вильгельм Завоеватель (основатель английской королевской династии Плантагенетов), французский полководец Бертран дю Геклен (герой Столетней войны), князь Г.А. Потемкин-Таврический. В XIX в. сложилась традиция хоронить сердце на месте смерти, а тело переправлять на родину (наиболее известные примеры – фельдмаршал М.И. Кутузов, композитор Ф. Шопен).

В эпохи первобытности и ранних цивилизаций в похоронном обряде в обязательном порядке присутствовал погребальный инвентарь, т.е. предметы, животные и даже люди, которые должны были обеспечить существование покойного в потустороннем мире. В наиболее примитивных случаях в него входили предметы жизнеобеспечения, еда и оружие, но в случаях захоронения знатных фигур погребальный инвентарь мог быть необычайно велик.

Самым крупным из известных науке погребальных инвентарей обладает гробница китайского императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.), в которой в качестве инвентаря помещены 6 тысяч терракотовых фигур солдат императорской гвардии в натуральную величину, с индивидуализированными чертами лиц, с конями и боевыми колесницами. Помимо того на верхних этажах сооружения обнаружены останки нескольких тысяч человек и нескольких тысяч животных. В «Исторических записках» Сыма Цяня сказано, что на завершающем этапе похорон в гробнице были заживо замурованы все ее строители и люди, непосредственно осуществлявшие процедуру похорон, а так же все бездетные жены и наложницы императора и множество животных [12].

Вообще проблема человеческих жертвоприношений в процессе похорон (любого типа) долгое время оставалась актуальной. Через это прошли практически все народы, но наиболее массовый характер это имело в Китае, Месопотамии, Черной Африке и доколумбовой Америке. У некоторых народов, например, индусов и ряда племен Америки, Африки, Австралии до сих пор сохранилась традиция добровольного самосожжения жен на погребальном костре мужа [13]. И это тоже погребальный инвентарь. Что же касается практики закланья животных, то во многих районах Земли она сохраняется до сих пор.

Вариант 5. Утопление тела. Этот вариант применяется в виде убийства-утопления, а также как традиционная форма похорон у некоторых приморских народов. Иногда тело опускается в воду с грузом, а иногда кладется на лодку и во время отлива спускается на воду. В конечном счете, тело также достается рыбам-некрофагам.

Вариант 6. Кремация – сожжение тела. Также употребляется как форма казни (аутодафе и другие формы) и как форма обращения с покойником. Кремация бывает полной, когда от тела остается лишь пепел (прах), или частичной, при которой остаются несгоревшие кости (или их части). В таком случае эти кости захораниваются или хранятся родственниками в специальных сосудах-оссуариях. Точно так же и прах, помещенный в специальную урну или мешочек, захоранивается (нередко в стене колумбария) или хранится в доме у родственников. Самым радикальным вариантом кремации является сбрасывание тела в жерло действующего вулкана, что зафиксировано у некоторых новозеландских племен и у аборигенов Никарагуа [14].

Первые кремации датируются каменным веком. Кремация была наиболее распространенной формой похорон в античных Греции и Риме, до сих пор преобладает в Индии (среди индуистов) и в Японии. В средневековой Европе кремация запрещалась (сжигали только еретиков, но живыми). Сейчас кремация распространена как вариант расставания по всему миру. Но в среде верующих христиан и мусульман не приветствуется.

Некоторые известные люди выражают предсмертную волю, чтобы после кремации их прах был рассеян или развеян по ветру. Так поступили с прахом Индиры и Раджива Ганди, Константина Симонова, Дэн Сяопина, Джона Леннона и Джорджа Харрисона. Обычно после аутодафе прах сожженных также в основном развеивался ветром. Особый случай был уготовлен для Лжедмитрия I. Его прах, был заложен в пушку и развеян посредством выстрела. У некоторых народов развеивание праха входит в обычай (например, на о. Бали).

В начале 1990-х гг. американский астронавт Н. Армстронг организовал Бюро космических похорон, которое обязалось доставлять урны с прахом в открытый космос. Известно, что первые космические похороны состоялись весной 1997 г.

Вариант 7. Экскарнация – удаление мягких тканей и сохранение костей. Применялась от ранних стадий цивилизации вплоть до позднего Средневековья. Одним из способов экскарнации было описанное выставление тел в «башнях молчания» зороастрийцами (см. Вариант 4. Выставление тела). Это – так называемая естественная экскарнация. Наиболее распространенными способами искусственной экскарнации были: срезание мягких тканей ножом (декарнация), вымачивание, распаривание или вываривание тела, пока от него не отпадут мягкие ткани (додинастический Египет [15], Хорезм VII-VIII вв. [16] и др.), временное погребение (до истлевания мягких тканей) и полукремация. Иногда это делалось с целью парциального погребения (мягкие ткани – на месте смерти, а костяк – в фамильном склепе на родине). Такая практика была распространена и в позднесредневековой Европе, несмотря на запрет, наложенный папой Римским [17].

Дальнейшая судьба костяка бывала разной. Иногда он захоранивался в целом виде, иногда расчленялся, кости подвергались специальной и глубоко символической обработке (в том числе – окраске) и тоже захоранивались, сохранялись в оссуариях, или выставлялись (экспонировались) и пр. Все, как всегда зависело от культурных норм и обычаев того или иного народа.

У многих народов кости использовались утилитарно. Их носили как амулеты-обереги (юкагиры, буряты, майя), из них делали наконечники для стрел (полинезийцы), толченые кости использовали как лекарства (европейцы в XVII в., индейцы Южной Америки), а кости королей как удобрения (норвежцы на стадии варварства) [18].

Вариант 8. Демембрация – расчленение тела. Приступая к рассмотрению этого варианта, следует помнить, что на протяжении почти всей истории цивилизации (в Европе до конца XVIII в., а в мусульманском мире до середины ХХ в.) обезглавливание или еще более дробное расчленение тела было наиболее распространенной формой казни. Так что расчленение как способ лишения жизни практиковалось гораздо чаще, чем расчленение уже умершего (убитого) человека.

Последнее характерно для народов первобытности и ранней стадии цивилизации. Процедура экскарнации нередко тоже заканчивалась расчленением костяка, а у некоторых народов расчленение покойника (обычно тел убитых врагов) было обязательным обрядом. По нормам многих религий древности воскрешение покойника было невозможным в неполном физическом виде. Соответственно расчленение тела врага лишало его будущего воскрешения [19]. Уничтожение костей врагов у многих народов было сакральным актом [20].

У кельтов существовал культ отрезанной головы, имевшей высоко сакральное значение. Головы собирались, с ними осуществлялись различные магические обряды, они выставлялись на столбах, и хранились большими партиями, иногда такими же партиями прятались в тайном месте [21]. Наиболее раннее такое погребение относится к мезолиту, когда в пещере в Баварии были захоронены три десятка отрезанных голов [22]. Во многих обществах эпохи варварства воинская доблесть подтверждалась числом голов врагов, которые воин приносил с поля битвы. За это выдавали вознаграждение, а в древнем Китае жалование солдата зависело от числа принесенных им голов [23]. Тамерлан нередко отдавал приказ обезглавить все население захваченного города (живых и мертвых) и сооружать башни из тысяч черепов [24].

На Тибете, как и в зороастрийском Иране, также запрещено осквернение земли захоронением и поэтому используются все способы уничтожения трупа. Но поскольку топлива для полной кремации обычно не хватает, то тело не только подвергают расчленению и экскарнации, но разбивают и перетирают кости в порошок. Для выполнения этого существует особая каста рагьябов [25].

В европейской истории расчленению подвергались в основном живые люди, а расчленение трупов не было распространено. Наиболее известны среди них такие: глумление над останками Кромвеля после реставрации Стюартов в Англии [26], разорение могил французских королей в годы революции XVIII века (заодно уничтожили и могилу Леонардо да Винчи, который умер и был похоронен во Франции) [27], уже упоминавшееся уничтожение царской семьи в России, разорение могил русских цариц в московском Кремле при сносе Вознесенского монастыря в 1929 г. и др.

Самой загадочной была история с декабристами. Пятерых из них суд приговорил к четвертованию, которое Николай I заменил повешением. Но после казни тела их все-таки были расчленены и тайно захоронены [28]. Мне трудно согласиться с автором, усматривающим в этом расчленении какой-то сакральный смысл. Как известно, Николай I не был ни садистом, ни мистиком. Очевидно, причиной стало опасение, что рано или поздно захоронение будет обнаружено, однако идентификация расчлененных останков будет предельно затруднена (в рамках тех методов опознания, которые применялись в XIX в.).

Вариант 9. Каннибализм – поедание трупов. Возможно – это самый древний способ обращения с телами умерших (естественно, в течение нескольких часов после смерти, пока трупный яд еще не начал созревать). Предполагается, что каннибализм возник в ашельскую эпоху (300 тыс. лет назад) у питекантропов [29] и продолжается у некоторых первобытных народов до сих пор. Каннибализм сопровождал всю историю цивилизации, но был особенно распространен у народов Африки, Австралии и Океании, Южной Америки, у кельтов (по сообщениям Страбона и св. Иеронима). Впрочем, в ряде случаев это применялось и не как повседневная практика, а по обстоятельствам; но в целом имело место по всему миру вплоть до позднего средневековья. В Европе последние зафиксированные историками случаи относятся к XV-XVI вв., а в России в связи с плохим климатом и частыми неурожаями продолжался вплоть до коллективизации ХХ в.

Следует различать трофический каннибализм (с целью утоления голода) и ритуальный. Очевидно, на ранней стадии имел место в основном трофический эндоканнибализм (поедание покойников собственного рода), позднее эта практика превратилась в ритуальную, но, увы, не ограниченную только телами врагов. Часто и соплеменников с удовольствием ели в магических целях, ради обеспечения удачи в каком-либо предстоящем предприятии (скажем, собирании плодов или трав). Ну а что касается врага, то не съесть его внутренности или мозги, рассматривалось как поступок, унижающий воина.

Показательно, что именно в период, когда убийство начало утрачивать личностный, индивидуально направленный характер, а превратилось в массовую резню, инициированную соображениями политической целесообразности (для примера, вспомним Варфоломеевскую ночь) каннибализм пошел на убыль. Суть ритуального каннибализма заключалась в съедении совершенно определенного человека, а не безымянной жертвы резни (вспомним песню В. Высоцкого «Почему аборигены съели Кука?»).

Более подробные сведения о каннибализме содержит книга Л. Каневского [30].

Вместе с тем, следует помнить и о том, что исторически практика каннибализма прошла определенную эволюцию. На стадии ранней первобытности человек был таким же объектом охоты, как и любое животное, и его съедали в качестве обычной охотничьей добычи. На стадии поздней первобытности (варварства) каннибализм был обусловлен религиозными миропредставлениями, в частности был жестко связан с ритуалом мистического жертвоприношения (которое обычно заканчивалось съедением жертвы).

Интересные мысли на этот счет высказывает антрополог Рене Жирар [31]. Во-первых, он полагает, что практика жертвоприношений была развита в обществах, где еще не сложилась устойчивая правовая система. Жертвоприношение не было наказанием, и в жертву приносились не преступники, а, напротив, люди, отличающиеся эталонной нравственной чистотой. Это преследовало цель умилостивить богов. Во-вторых, Жирар считает, что массовое жертвоприношение и последующее съедение жертв (а они обычно являлись массовыми) снимало агрессивность толпы, возбужденной каким-либо событием, понижало потребность в возмездии за что-то и т.п.

Такого рода каннибализм удалось подавить в большей части Африки, Азии, Австралии, Америки, на островах Океании. Ныне он сохранился только у племен, живущих в полной самоизоляции, большинство из которых даже неизвестно современным этнографам.

Но в наше время в рамках развитой цивилизации еще встречается трофический каннибализм (в концлагерях, при сталинской коллективизации и т.п.), а также чисто криминальный каннибализм, как правило, связанный с сексуальной неадекватностью преступника. То есть уголовный каннибализм – это уже замещенная форма секса (как например, в случае с известным маньяком Чикатило) [32].

Вариант 10. Вывешивание тела. У некоторых народов Азии, (например, у якутов, нганасанов, народности тхай в Индокитае) существовала традиция обращения с трупом путем зашивания его в мешок или помещения в деревянную колоду и вывешивания на дереве [33], выставления покойника на помосте, установленном в развилке ветвей дерева («сибирские лабазы» нивхов) [34]. Известны и такие обряды, как установление гроба на деревянных опорах на большой высоте над землей (некоторые народности Китая) и вообще погребение на столбах (атапаски Аляски, австралийцы, эвенки) [35].

Следует обратить внимание на то, что речь идет в большинстве случаев о северных народах, живущих в условиях, в которых отрывание могил технически возможно только летом. Но в принципе вывешивание мало чем отличается от выбрасывания трупа в лесу или в степи или выставления его на помосте и ведет к тому же итогу – съедению тела птицами-некрофагами.

Вариант 11. Мумификация тела – сохранение в неповрежденном и нетленном виде внешней оболочки тела посредством пропитывания его специальными составами или помещения в микроклимат, в котором тело высыхает и не разлагается. При искусственной мумификации удаляются все внутренние органы и мозг – как наиболее подверженные разложению.

Обычно мумифицированное тело помещалось в саркофаг, а внутренности – в несколько сосудов-каноп. И саркофаг и канопы размещались в погребальном сооружении. В иных случаях мумифицированные тела выставлялись для обозрения и поклонения (экспонировались). Этот случай нам хорошо знаком из практики увековечивания коммунистических вождей (Ленин, Сталин, Мао Цзедун, Хо Ши Мин). Выставление мумифицированных тел широко практиковалось во всем мире (например, в Италии в XV-XVIII вв.) [36]. У многих народов Океании было принято держать высушенные (фактически копченые) мумии родственников в доме [37].

Наиболее древние примеры мумификации обнаружены в Южной Америке (Перу и Чили, 8-4 тыс. до н.э.) [38]. В Египте мумификация стала применяться с 5 тыс. до н.э. В настоящее время на Тибете тела Далай-лам и Таши-лам очищаются от внутренностей, заполняются специальным лаком и шелковым наполнителем (выравнивающим их объемность), потом неделю сушатся у горячей печи, а затем золотятся – покрываются тонкими полосками золота и устанавливаются в позе лотоса [39]. Мумификация имела место также у инков [40] и получила распространение в погребальной практике многих иных народов. Иногда мумификация тела осуществлялась методом обезвоживания (высушивания) – путем обкладывания его солью, соленой рыбой, содой, помещения рядом с жарким костром и т.п. (у австралийцев, африканцев, в Египте путем зарывания в горячий песок и др.). В средневековой Европе применялись оба метода; на Руси – только высушивание в соответствующем микроклимате.

Таким образом, из 11 вариантов расставания с покойниками можно составить три группы: а) индифференрентное отношение к телу (случаи оставления и выбрасывания), б) сохранение (мумификация) и в) уничтожение (остальные восемь вариантов). При этом следует учитывать, что случаи индифферентного отношения в основном диктуются социально-ситуативными причинами и в меньшей степени являются этническими обрядами. Сохранение тела технически настолько сложно, что применялось в исключительных случаях (по отношению к царям, главам конфессий, вождям, святым). А в остальных случаях применяется уничтожение тела, либо путем естественного разложения или съедения его некрофагами (захоронение, утопление, выставление, вывешивание), либо посредством искусственного разрушения (кремация, экскарнация, каннибализм, расчленение).

Необходимо отметить, что нередко посмертная судьба тела не сводится только к одному из описанных вариантов. Очень часто применяется несколько вариантов в определенной последовательности, последними из которых, обычно, бывают кремация, захоронение или съедение. Но этому могут предшествовать и три-четыре промежуточных действия по отношению к телу. А иногда разным частям тела выпадает разная участь. Что-то сжигают, что-то съедают, что-то зарывают, а что-то оставляют как реликвию.

Обычно, чем более архаично изучаемое общество, тем большее многообразие форм и изощренность в расставании с покойником оно проявляет. Особенно показательны в этом отношении аборигены Австралии и Океании, многие племена которых находятся еще на верхнепалеолитической стадии развития. Здесь очевидны признаки страха перед духом покойника. Отсюда такая ритуальная изощренность. Эту точку зрения разделяет и наиболее авторитетный специалист в этой области – Ю.А. Смирнов, полагающий, что по ходу истории происходит постепенное упрощение форм обращения с телами умерших [41].

На выбор варианта расставания большое влияние оказывает и социальный статус умершего. Как правило, чем выше статус, тем пышнее обставляется сама процедура похорон, но сам метод расставания при этом не очень сложен (кроме мумификации). Но это тоже зависит от стадии развития общества и того, насколько оно озабочено посмертным поведением покойника (особенно, если это шаман, жрец, колдун и иной человек, находившийся в контакте с потусторонними силами). Во многих африканских обществах с этой целью производится «опрос трупа», т.е. мистериальное общение с покойным ради выявления его посмертных «намерений» в отношении соплеменников [42].

К сожалению, далеко не во всех случаях есть возможность определить, какие варианты являются этнографической нормой в практике тех или иных народов, а какие – дополнительными, связанными с особыми обстоятельствами. Это особенно касается таких экстравагантных вариантов, как оставление, выбрасывание, вывешивание, утопление тела.

Помимо того следует учитывать, что некоторые варианты имеют не этнокультурное, а социокультурное происхождение, т.е. являются практикой властей по обращению с преступниками или практикой криминальной среды по обращению с жертвами, а вовсе не народными обычаями по расставанию с покойниками.

Самоочевидным является то, что почти все описанные варианты возникли на основе норм господствующей религии, системы верований или, по крайней мере, религиозно санкционированы. Даже варианты расправы с преступниками или врагами в той или иной мере обладают религиозной санкцией (может быть, кроме некоторых криминальных акций). Любопытно, что и в СССР после революции сохранились формы обращения с покойниками, диктуемые действующими религиями (христианством, исламом, иудаизмом и др.), но параллельно начали вводиться формы, позаимствованные из практики народов древности – кремация, мумификация.

При этом наблюдается очевидная тенденция. Если в первобытном обществе покойника боялись (известны первобытные захоронения людей в связанном виде, многочисленные случаи «уродования трупа», его расчленения и т.п.) [43], то со временем перешли к его почитанию, поминовению и поклонению и даже попыткам сохранить тело в нетленном состоянии (мумификация). Известны многочисленные варианты сохранения облика покойного в виде живописных и скульптурных, а ныне фотопортретов и киносъемок, изготовления гробов и крышек саркофагов с резным изображением похороненного, посмертных масок, полного гипсования или обмазывания глиной тела, что позволяло сохранить изображение его внешнего вида даже после полного истлевания. Причем практика наложения масок началась еще со времен позднего неолита [44]. Сохранялись кости в оссуариях, которые нередко хранились в доме покойного, так же как и урны с прахом, а у некоторых народов (ацтеков и полинезийцев) было принято хранить в доме черепа умерших родственников [45].

При этом всегда существовал (а, может быть, по ходу времени и нарастал) социальный фактор. С телами лояльных соплеменников расставались, как правило, естественным путем, а тела преступников или чужаков специально разрушали. Разумеется, за исключением тех случаев, когда деструкция тела являлось этнографической нормой.

В данном очерке я не затрагиваю проблемы сексуальных действий в отношении покойника, хотя на определенном этапе истории это тоже имело большое распространение. Я имею в виду не криминальные, а именно культурно обусловленные действия. Например, у многих племен было запрещено хоронить девушек в девственном состоянии (как не исполнивших свой долг перед родом) и для решения этой проблемы существовал особый жрец-дефлоратор, который в Древней Руси назывался «падла». Но это тема для самостоятельного обширного исследования.

В заключение стоит сказать о том, что культура смерти есть часть культуры жизни. И те умершие, о которых мы помним, виртуально присутствуют в нашей жизни, своим авторитетом влияя на наши решения и наши выборы. Просто в разные эпохи память такого рода актуализировалась на разных основаниях. Сейчас при естественнонаучном мировоззрении она основывается на образе человека, на воспоминании о том, каким он был при жизни; при господстве исторического мировоззрения прошлых эпох память активизировали сложные и масштабные погребальные сооружения; а в эпоху мифологического мировоззрения в ее основе были телесные останки умершего и ритуалы обращения с ними [46]. В этом реализовывалось виртуальное присутствие умершего.

Разумеется, речь идет о разных исторических культурах памяти. Но то, что древней вариант культуры памяти сейчас не актуален, вовсе не означает, что о нем не нужно знать.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Диаграмма, 2007.
[2] Смирнов Ю.А. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. М., 1997.
[3] Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
[4] Смирнов Ю.С. Указ. соч. С. 41.
[5] Там же. С. 182.
[6] Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М., 2007. С. 54.
[7] Софокл. Антигона //Софокл. Драмы. М., 1990.
[8] Анучин Д.Н. Могилы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XIX а, кн. 38.
[9] Авеста. Видевдат // Вестник древней истории. 1994. № 1; Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987.
[10] Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма. М., 1971.
[11] Зайцев Б. Афон. Русский на Афоне. Париж, 1928 (на русском языке);  Арьес Ф. Указ. соч. С. 322.
[12] Сыма Цянь. Исторические записки. М., 1974. Т. II. С. 87.
[13] Штернберг Г.Я. Первобытная религия в свете этнографии // Материалы по этнографии. Л., 1936. С. 331.
[14] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 289.
[15] Бадж Уоллис Е.А. Путешествие души в царстве мертвых // Египетская книги мертвых. М., 1995. С. 24-27.
[16] Рапопорт Ю.А. Указ. соч.
[17] Арьерс Ф. Указ. соч. С.230.
[18] Штернберг Г.Я. Указ. соч. С. 168, 201, 301, 302.
[19] Дмитриев С.В. Политическая культура тюркско-монгольских кочевников в историко-этнографической перспективе // Антропология власти. СПб., 2006, Т. 2. С. 53.
[20] Штернберг Г.Я. Указ. соч. С. 302.
[21] Бондаренко Г.В. Повседневная жизнь древних кельтов. М., 2007. С. 114-117.
[22] Обермайер Г. Доисторический человек. СПб., 1913.
[23] Дмитриев С.В. Указ. соч. С. 48.
[24] Лэмб Г. Тамерлан.
[25] Эванс-Вентц В. Погребальные обряды // Тибетская книга мертвых. СПб., 1991. С. 40-41.
[26] Гитин В.Г. Всемирная история без комплексов и стереотипов. Харьков, 2005. С. 173.
[27] Там же. С. 343.
[28] Коновалова Ж.Ф. Сакральность казней в российской культуре // Сакральное в культуре. СПб., 1995.
[29] Смирнов Ю.А. Указ. соч. С. 151.
[30] Каневский Л. Каннибализм. М., 1998.
[31[ Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000. С. 23-31.
[32] Антонян Ю.М. Указ. соч.
[33] Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л., 1971; Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977;  Стратанович Г.Г. Народные верования населения Индокитая. М., 1078.
[34] Гаер Е.А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX – начале ХХ вв. М., 1991.
[35] Дзенискевич Г.И. Атапаски Аляски. Л., 1987;  Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981; Василевич Г.М. Эвенки. Л., 1969.
[36] Арьес Ф. Указ. соч.
[37] Штернберг Г.Я. Указ. соч. С. 440-441.
[38] Смирнов Ю.А. Указ. соч. С. 199.
[39] Рампа Лобсанг. Третий глаз // Восток и Запад о жизни после смерти. СПб., 1993. С. 179-183.
[40] Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974.
[41] Смирнов Ю.А. Указ. соч. С. 80-81.
[42] Дозон Ж.-П. Африканские пути смерти и потусторонья // Антропология власти. СПб, 2006, Т. 1. С. 242.
[43] Назаретян А.П. Указ. соч. С. 53-54; Обермайер Г. Указ. соч. С. 487-488; Смирнов Ю.А. Указ. соч. С. 98.
[44] Смирнов Ю.А. Указ. соч. С. 56.
[45] Вайян Дж. История ацтеков. М., 1949 – табл. 48; Штернберг Г.Я. Указ. соч. С. 340.
[46] Смирнов Ю.А. Указ. соч. С. 80-81.

© Флиер А.Я., 2021

Статья поступила в редакцию 16 августа 2020 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор Московского государственного
лингвистического университета.
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG