НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Научное рецензируемое периодическое электронное издание |
||
Гипотезы: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии: В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера) А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение) Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение) В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
|
Хренов Н.А. Избранные работы по культурологии. – М.: Согласие, 2014.
В книге публикуется монография «Культура и империя», в которой суммированы исследования автора по проблематике судьбы культуры в ситуациях надлома и кризиса империй – сначала Российской империи Романовых, а затем Советской империи. Рассматриваются вопросы влияния исторических событий на развитие культуры, а также отражения и интерпретации этих событий в художественной практике.
Книга предназначена для ученых-культурологов, преподавателей культурологии, докторантов и аспирантов, ведущих исследования по проблемам культурологической науки и образования.
Содержание
ИМПЕРИЯ И КУЛЬТУРА
Предисловие
РАЗДЕЛ 1. РУССКАЯ КУЛЬТУРА РУБЕЖА ХIХ-ХХ ВЕКОВ В КОНТЕКСТЕ НАДЛОМА И РАСПАДА ЦАРСКОЙ ИМПЕРИИ
1.1. Изучение искусства рубежа ХIХ-ХХ веков в контексте актуальной ситуации в русской культуре.
1.2. Логика развертывающегося на рубеже ХIХ-ХХ веков художественного процесса вне политического контекста.
1.3. Искусство рубежа ХIХ-ХХ веков как искусство переходной эпохи.
1.4. Переходность на уровне культуры как основополагающая причина развертывающихся на рубеже ХIХ-ХХ веков художественных процессов.
1.5. Трудности воссоздания художественной жизни Серебряного века: от мемуаристики к критике. Восприятие деятелями Серебряного века своего времени.
1.6. Логика художественного процесса на рубеже ХIХ-ХХ веков: от повторяющейся функциональной фазы к фазе эстетического гедонизма.
1.7. Принцип преемственности и ассимиляции ценностей других культур как основополагающие принципы изучения искусства в системе культуры. Искусство Серебряного века в этой перспективе.
1.8. Искусство между ценностями индивидуализма и ценностями коллективизма.
1.9. Время, специфичное для русской культуры, и искусство на рубеже ХIХ-ХХ веков;
1.10. Актуальность проблематики культуры на рубеже ХIХ-ХХ веков: связь с нею идей в искусствознании.
1.11. Искусство рубежа ХIХ-ХХ веков в кратких и больших длительностях истории.
1.12. Острота проблемы рецепции наследия Серебряного века в эпоху омассовления культуры.
1.13. Исходная точка ренессанса искусства в эпоху Серебряного века.
1.14. Культура Серебряного века: эпоха духовного подъема или упадка?
1.15. Гипертрофированный в эпоху Серебряного века дионисизм как причина ностальгии по аполлоновским формам искусства.
1.16. Логика смены новых течений в искусстве Серебряного века: от импрессионизма к конструктивизму.
1.17. Идея циклизма в истории культуры в ее позднем варианте: плодотворность этой идеи в изучении искусства рубежа ХIХ-ХХ веков.
1.18. Авангардные течения в искусстве ХХ века как выражение сверхчувственной стихии в культуре идеационального типа.
1.19. Беспредметное искусство как одно из наиболее репрезентативных явлений Серебряного века. Феноменологический аспект беспредметного искусства.
РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ НАДЛОМА БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ИМПЕРИИ
ЧАСТЬ 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ НАДЛОМА ИМПЕРИИ В АСПЕКТЕ ВРЕМЕНИ
2.1.1. Оттепель как исходная точка надлома советской империи
2.1.2. Россия как империя и как тип цивилизации. К постановке вопроса.
2.1.3. Искусство в контексте больших временных протяженностей истории: методологический аспект.
2.1.4. Большая временная протяженность как выражение исторических ритмов цивилизации.
2.1.5. Мировосприятие модерна в аспекте времени. Прорыв в настоящее время как выражение эпохи надлома.
2.1.6. Оппозиция между городом и деревней как цивилизационная альтернатива. Эпоха надлома: очередное открытие деревни и традиционных ценностей.
2.1.7. К выявлению психологии стоицизма имперского образца. От Хемингуэя к Солженицыну.
2.1.8. Кризис имперской историографии как следствие прорыва в настоящее. Искусство в функции историографии.
2.1.9. Ренессанс самиздата как реакция на эффект борхесовского единорога в деятельности историков.
2.1.10. «Матренин двор» А. Солженицына как эхо средневековой ментальности.
ЧАСТЬ 2. СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ: ОТ ФУТУРИЗМА К ПАССЕИЗМУ.
2.2.1. Цивилизация между установкой футуризма и установкой пассеизма. Имперский модерн как выражение духа футуризма. Надлом империи: открытие настоящего или начало актуализации установки пассеизма.
2.2.2. От реконструкции истории в ее неофициальных пластах к ее интерпретации в художественных образах. Роль установок модерна и постмодерна в интерпретации воссоздаваемых пластов исторической реальности.
2.2.3. Персоналистская интерпретация неофициальных пластов исторической реальности. От имперского классицизма к экзистенциализму в отечественных формах.
2.2.4. Романтическая трактовка исторической реальности. А. Солженицын и возрождение комплекса народности искусства.
2.2.5. Разные системы отсчета в интерпретации истории как выражение социальной аномии в эпоху надлома.
2.2.6. Эскалация массовой культуры как выражение мировосприятия приватного человека как нового эпикурейца.
2.2.7. Взаимоотношения между поколениями в эпоху надлома. Поколенческий фактор в восприятии времени. Молодежные настроения как основа для реабилитации модерна.
2.2.8. Молодежные субкультуры: возрождение гедонистической эстетики.
2.2.9. Возникновение молодежных субкультур в империи как выражение потребности в обособлении молодого поколения в эпоху надлома.
2.2.10. Что стоит за понятием «шестидесятники»? «Шестидесятники» как выражение художественной воли трех поколений.
2.2.11. Латентный экзистенциализм в границах империи. Роман Б. Пастернака как выражение духа стоицизма отечественного образца.
2.2.12. Пограничная ситуация в ее имперских координатах.
2.2.13. Экзистенциализм как момент разрыва с футуризмом и прорыв в настоящее.
ЧАСТЬ 3. ОТ МОДЕРНА К НЕОРОМАНТИЗМУ. НАДЛОМ КАК НАДЛОМ ИМПЕРИИ И КАК НАДЛОМ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
2.3.1. Советская империя и ее исторические основания. Пассеистический комплекс в его латентных и явных формах.
2.3.2. Неоромантический вариант интерпретации истории. А. Солженицын как идеолог отечественной Контрреформации.
2.3.3. Утверждение пассеистического комплекса как показатель надлома империи.
2.3.4. Надлом советской империи на фоне заката модерна в его западном варианте.
2.3.5. Открытие либеральных ценностей в эпоху надлома империи и их неприятие. Судьба либеральных ценностей в последующую эпоху.
2.3.6. Бунт молодых в эпоху надлома империи с точки зрения неоромантической установки.
2.3.7. Надлом как надлом империи или как надлом цивилизации?
2.3.8. Утверждение пассеистского комплекса на фоне надлома цивилизации.
РАЗДЕЛ 3. КИНО КАК МАССОВЫЙ ВИД ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ИМПЕРСКОЙ ИДЕИ В РОССИИ
3.1. История кино как история шедевров и как история социальных функций кино.
3.2. История кино в социологическом ракурсе. История кино как история социального института.
3.3. Кино как способ институционализации субъективности и как способ институционализации массовой ментальности.
3.4. Кино между процессами индивидуации и массовой стихией. Компенсаторный потенциал кино.
3.5. Кино с точки зрения функциональной теории в социологии.
3.6. Функции кино по отношению к обществу, государству, личности, культуре и цивилизации.
3.7. От кино как социологического и социально-психологического феномена к кино как предмету исторического изучения.
3.8. Кино и государство. Государство как империя. Распад и возрождение империи как контекст функционирования кино.
3.9. Оппозиция модерна и романтизма в истории империи ХХ века. Активность этой оппозиции на разных этапах истории кино.
3.10. История кино в контексте циклической логики истории истекшего столетия. Выделение фаз внутри циклической логики истории. Зависимость социальных функций кино от смены фаз исторического цикла.
3.11. Кино в контексте империи нового образца и ее последующего распада.
3.12. Распад империи как контекст социального функционирования кино на первой фазе своей истории. Социальные функции кино на первой фазе его истории.
3.13. История кино как история теоретического осмысления его эстетики.
3.14. Первая фаза как фаза доинституционального функционирования кино. Кино в ситуации социальной аномии. Формирование публики кино как коммуникативной общности особого типа.
3.15. Социальная психология первой фазы истории кино. Особенности компенсаторной функции кино на этом этапе.
3.16. От образов массового искусства на первой фазе к политическим монстрам новой империи.
3.17. Сводится ли история кино лишь к художественному прогрессу? Прогресс и регресс в коммуникации кино с публикой.
3.18. Первая фаза истории кино: развитие индустриального общества и соответствующие ему социальные функции кино.
3.19. Карнавальная интонация эпохи надлома империи и ее роль в рецепции кино на первой фазе.
3.20. Империя как судьба. Распад империи на первой фазе и коллективная идентичность как проблема. Функция кино как функция формирования и поддержания коллективной идентичности.
3.21. Вторая фаза в истории кино. Идеология как основа институционализации кино. Империя как архаическая форма выживания России как типа цивилизации. Творческий ответ большевизма на распад цивилизации.
3.22. Наднациональные установки империи и роль кино на первой фазе в утверждении новой коллективной идентичности.
3.23. «Культурные герои» политической истории как следствие актуализации мифологического сознания. Функции кино в утверждении политического мифа.
3.24. Реальность второй фазы в истории кино: торжество идей модерна и вытеснение романтического комплекса в коллективное бессознательное.
3.25. Третья фаза в истории кино: большевистская империя в апогее становления. Эстетика нового классицизма и функции кино по отношению к государству.
3.26. Империя на третьей фазе истории: реабилитация культурной традиции в границах идеологии.
3.27. Изменение содержания компенсаторной функции кино в ситуации классицистской установки империи. Личность как верноподданный империи на экране и в жизни. Архетип фармака в кинематографическом выражении.
3.28. Культура как антагонист государства. Империя как внутренний Вызов. Социальные функции кино в соотнесенности с культурой.
3.29. Кино на четвертой фазе своей истории. Четвертая фаза как фаза надлома империи: начало угасания модерна и реабилитация неоромантической установки.
3.30. Империя на пути к либерализации. Застой как реакция на опасность распада цивилизации. Причины эскалации массовой культуры на экране.
3.31. Плюрализм эстетических и мировоззренческих установок в эпоху надлома империи. Коллективная идентичность в ситуации новой социальной аномии.
3.32. Неоромантическая установка в кино эпохи надлома.
3.33. Реабилитация модерна как одна из эстетических и мировоззренческих установок на фазе надлома империи.
3.34. Персонологическая установка на четвертой фазе в историческом цикле кино.
3.35. Реабилитация социологии кино в эпоху надлома империи.
3.36. Пятая фаза исторического цикла: ностальгия по империи.
3.37. Кризис кино на постимперской фазе. Распад коммуникации между кино и публикой как следствие утраченных кино социальных функций. Социальные функции кино в соотнесенности с цивилизацией.
Заказ на книги серии «Академическая библиотека российской культурологии» можно осуществить в издательстве «Согласие» по адресу: glaztatyana@yandex.ru, а также через Книжную галерею «Нина» по телефону: (495) 201-3645 и по адресу: kniginina@mail.ru.
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
Издатель:
№ государственной Журнал индексируется: Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
Шеф-редактор
Руководитель IT-центра
Наш баннер:
Наш e-mail:
НАШИ ПАРТНЁРЫ: |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. © Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2024 |