НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 
 
 
М.Я. Сараф
 
Философия – неотъемлемая часть цивилизационной культуры
 
Аннотация: В истории философии ее конец объявлялся неоднократно. В этом есть свой резон, поскольку всякая мировоззренческая система рано или поздно впадает в кризисное состояние. В основе нынешней критики философии лежит утилитаризм «общества массового потребления» и разрушение общественного идеала будущего. Но философия – неотъемлемая часть цивилизационной культуры, ее теоретически построенное самосознание. Поэтому она постоянно возрождается, как потребность людей отвечать на вопросы о предельных смыслах и целях Бытия, то есть потребность в его рефлексии.  
 
Ключевые слова: «конец философии», философия как игра, формы социального опыта, формы самосознания культуры.
 
Снова «конец философии»?
 
Как известно, о конце философии объявлялось едва ли не столь же часто, как и о конце света. Отчасти в этих эсхатологиях повинна сама философия, не выполнившая своих прогнозов и обещаний, отчасти ее интерпретаторы, но более всего – объективное развитие культурно-исторического процесса, время от времени обнаруживающее несовпадение реальности своего бытия с его рефлексивными моделями.
 
Все же «концы» философии действительно случаются. Иногда это происходит вследствие «естественной» смерти философской системы, доведенной до пределов логической завершенности, что обнаруживает противоположность научного метода и объективности содержания, как это было в случае с гегелевской философией. Иногда это происходит насильственно – разрушением философии внешними обстоятельствами, как это было с неокантиантством в Германии. Иногда это происходит вследствие творческой немощи философии, пораженной догматизмом, как это случилось с официальным «диалектическим материализмом» [1]. Однако на, казалось бы, уже совершенно вытоптанной, выбитой и даже посоленной, как в Карфагене, почве снова и снова вырастает это странное образование – философия, а порой ей удаётся расцвести и даже дать плоды.
 
Поскольку философия возникает как рефлексия над культурой, а значит и как часть культуры, то «конец» философии возможен только как конец культуры, или, что то же самое, конец истории. О конце культуры было заявлено еще в начале прошлого века несколькими цивилизационными типологиями (О. Шпенглер, Д. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет). Конец истории объявлен на исходе века известной работой Ф. Фукуямы [2].
 
То, что в культуре возникают и развиваются не безопасные для ее собственного существования тенденции и процессы, замечала не только философия, но, может быть, в еще более острой форме, искусство. Не из-за красного же словца в последние два-три десятилетия ставится и обсуждается вопрос о смерти искусства. И хоть искусство живо, беспокойство не безосновательно. Если подобные вопросы ставятся – значит, в самой действительности возникают обстоятельства, делающие необязательными или вовсе ненужными такие феномены культуры, как философия и искусство.
 
Тревожность ситуации с искусством состоит в том, что в условиях массового производства и потребления неизбежно и массовое тиражирование. Художественное же произведение – всегда только оригинал.
 
И поскольку с оригиналом массы потребителей чаще всего не имеют дела, поскольку вполне довольствуются копиями, предметами, имеющими слабое отношение к искусству, встает и вопрос, а нужно ли искусство вообще, если оно так легко заменяется своими суррогатами. Реакция искусства на свою ненужность – самоликвидация, самоубийство.
 
В области производства сознания дело обстоит примерно таким же образом. Высшие достижения философской мысли тиражируются в виде образовательных переложений, адаптаций и дайджестов, в виде просветительских и пропагандистских интерпретаций. Они доходят до, скажем, читателя или слушателя в препарированном, удобном для нетрудного потребления виде. Естественно, что такой пережеванный продукт, преподносимый под именем философии, вызывает некоторое, мягко скажем, отторжение. 
 
К тому же массовый утилитаризм, характерный для современной цивилизации евро-американского типа, не видит в философии непосредственной потребительской стоимости. Она, что называется, малоликвидный товар, даже по сравнению со своими родственными отраслями – социологией и политологией, которые способны создавать технологии, например, технологии маркетинговые, технологии выборные, PR-технологии и т.п. Поле практической применимости философии остается разве что в системе образования, да и то, как мы заметили, в весьма своеобразном содержании.
 
Утилитаристское отношение к науке вызвало в самой науке существенное усиление позитивистских настроений, мало способствующих интересу к философии как высшей форме рефлексивного творчества. Да, собственно, у науки не остается и времени для такого интереса, поскольку от нее требуют все новых и новых техник и технологий, все новых результатов, способных давать быстрый коммерческий успех. И опасность состоит в том, что в некоторый момент теория уже не сможет вырабатывать для вплотную приблизившейся практики необходимое ей методологическое обеспечение. Это ситуация глубокого кризиса, и не только в сфере познания. А одной из существенных его предпосылок как раз и является пренебрежение к философии, которая во все времена занималась производством новых методологий – универсальных методологий мышления и деятельности.
 
То же самое можно сказать о сфере социального знания. Ведь именно социально-политические идеи Локка и Монтескье стали основой для практического воплощения демократии. Именно идеи Просвещения о естественных правах человека легли в основу классических демократических конституций. То есть когда у социальной практики возникала нужда в научно-теоретических обоснованиях, у социальной философии они уже были готовы. На исходе века такое опережение уже почти исчезло. И вот итальянский философ и член Европарламента В. Ваттимо на XXIII Всемирном философском Конгрессе (Стамбул, 2003), выступая с докладом «Конец философии в век демократии», приходит к выводу, что в современной демократии власть как бы распределена в разных структурах, и поскольку нет суверенов, не нужна и философия как суверенная функция мудрецов в правительстве. 
 
Когда философия, говоря идеологизированным языком прошлого, была «служанкой теологии», то теология, не давая воли служанке, все же заботилась о ней, поскольку и обходиться без нее не могла. Философия была нужна при книжных занятиях, она присутствовала в интеллектуальном напряжении богословской мысли, была непременной участницей научно-богословских диспутов, и, в конце концов, выступала высшим арбитром в делах науки.
 
Когда в условиях постиндустриального общества коммерческий и потребительский интерес стал доминирующим мотивом деятельности широких социальных контингентов, когда этому интересу оказалась подчинена и значительная часть духовной сферы общества, в том числе и религия, и искусство, философия, по мере того как утрачивала в глазах этих контингентов свою практическую применимость, стала делом несколько маргинальным. Утилитаризированная практика перестала нуждаться в самоосмыслении. Или, может быть, она стала даже бояться самоосмысления, тем более критичного.
 
Пользуясь аллюзией c «Пикником на обочине» Стругацких, я бы представил ситуацию таким образом, что некогда великие культуры и великие деятели этих культур создали поразительные артефакты, оставшиеся после их ухода, но уже малопонятные или вовсе непонятные, о которых мы не знаем, для чего они и что с ними делать. Современная философия отыскивает в «зоне» своего прошлого величия идеи и смыслы, подновляет их, придает им некоторую актуальность, но, в отличие от добычи сталкеров, ее «зуделки» и «пустышки» пользуются вялым спросом. 
 
И.Т. Касавин однажды предложил понимать современную философию как своеобразную «игру в бисер», как интеллектуальную элитарную забаву, которой человек может предаваться на определенном уровне интеллектуального и общего развития. В качестве подтверждения этой мысли он со знанием дела говорит о существенном изменении мотива, приводящего молодых людей  на философские факультеты: они приходят играть в культуру, играть в культурные смыслы, потому что все другое у них есть. В этом смысле философия выступает как своеобразная высокая аналогия низкому карнавальному бытию, или своего рода «карнавал духа». Но И.Т. Касавин видит в нем один из способов защиты теоретического рационализма в мире, где рациональность теряется [3]. 
 
Сходные оценки роли философии в сегодняшнем мире нередки. И для них есть объективные основания: игры, действительно, заняли значительную часть того пространства, что считается культурой. И сами игры  как деятельность, и результаты игр становятся одним из самых востребованных продуктов. Игры биржевые, игры политические, игры этнические, игры исторические и проч., и проч. Компьютерные игровые программы приносят бешеные доходы, хотя и чреваты общей дебилизацией потребителей. В этом отношении с ними соперничают телевизионные игры самых различных жанров. В этом «играющем мире» и философия волей-неволей принимает вид интеллектуальной игры, которая привлекает к себе некоторой элитарностью и сложностью. Эта игра ничуть не хуже других, ибо тоже приносит доход, и так же как в других играх здесь главным является интрига, закручивание которой обеспечивает интерес и популярность, а следовательно, престиж и сопутствующие им блага. Как и в современном искусстве, наиболее эффективным способом является эпатаж, который, конечно, требует определенного профессионального мастерства или артистизма. Но разыгрываются эти игры в довольно тонком слое общества – в профессиональной и околопрофессиональной среде и некоторой части образованной публики, склонной к интеллектуальному чтению. В свое время Хайдеггер точно заметил, что одно дело констатировать и описывать мнения философов, и совсем другое – говорить с ними о том, что они традиционно обсуждают.
 
Есть еще один аспект представления современной философии как игры, он выражает ее состояние в плане профессиональной деятельности. Значительная часть тех, кто выступает под именем философов, занимается не производством новых творческих идей, концептуальных решений и методологий, а созданием якобы философских текстов посредством комментирования и компиляций. Результатом являются, по выражению С.В. Дамберга, закрытые спекуляции, некая игра в термины, голая интертекстуальность [4]. Громадное количество работ, выходящих в рубрике «философия», не дают эффекта кумулятивности, не приводят к принципиальному прорыву в сфере философского знания. Громадное количество людей, в качестве специалистов по философии, не создают единого поля обсуждаемых проблем, требующих решения. То есть каждый говорит свое по тому или иному предмету, но, во-первых, предметность не совпадает, а во-вторых, что самое главное, не совпадает язык, на котором говорят участники дискурса. Это многообразие без единства. Это ситуация кажимости наличия философии и даже как бы ее оживленности. 
 
Но и кажимость есть проявление сущности. Даже в таком превращенном своем виде философия выражает время и состояние общества. То, что происходит с ним в последние несколько десятилетий, нельзя назвать иначе, чем гниение, каким бы идеологическим клише это не казалось. Проявляет себя этот процесс в распаде социальной материи: в ослаблении воспроизводственных функций, в ослаблении воли к социальным изменениям, в ослаблении личностного творческого начала в наиболее важных областях социальной и культурной деятельности, в потребительской расслабленности, в сниженности индивидуальной гражданской, политической и хозяйственной инициативы, в отсутствии авангардных социальных групп, в беспредельном плюрализме, выдаваемом за либерализм и толерантность, но являющимся, скорее, беспринципностью и уклонением от ответственности. 
 
Процесс социального гниения проявляет себя и в некоторой расслабленности мышления, в отсутствии воли к интеллектуальному напряжению, если не сказать, к подвигу. Здесь тоже привлекательны приятность, остроумие, оригинальность, эрудированность, толерантность и другие необходимые элементы интеллектуальной комфортности. 
 
Этот процесс может продолжаться и несколько лет, как, например, крушение самодержавия в России, и столетия, как, например, распад и гибель Римской империи. Но еще важно заметить, что гниение с химической точки зрения – это процесс, идущий с большим выделением тепла. Так что в условиях социального гниения возникают условия вполне комфортного существования определенных и подчас весьма значительных социальных контингентов. На этой почве способны расцветать искусства, распространяться просветительство и образование, формироваться тонкие вкусы и изысканность быта и манер. Естественно, что столь благополучное существование желает быть продолженным и решительно не осознает себя как гниение. До тех пор, пока язвы не выйдут наружу, и тело не начнет разрушаться. 
 
Философия такого времени и выражает его в соответствующих формах. Обостряется сознание того, что никакие достижения культуры ни в прошлом, ни в настоящем не являются сколько-нибудь надежными опорами, что они ничто не обеспечивают и ничего не гарантируют и, следовательно, ничему нельзя придавать чересчур серьезной цены. Это касается и самой философии как части культуры такого времени: с презрением она относится к «анахронизмам», к системам прошлого, требовавшим цельности, последовательности и определенности позиций, но полна пиетета перед мистикой, эзотерикой, оккультизмом, философско-художественной эклектикой. Причины тому разные – и уважаемые и не очень: историческая усталость и мировоззренческий пессимизм, снижение общего уровня духовных потребностей, и, уж совсем презренная, грубая идеологическая или рыночная конъюнктура. 
 
 
Интеграция философии в формы социального опыта и
научного познания
 
Картина получилась какая-то грустно-пессимистическая, хотя я взял далеко не все краски из этой палитры. Но философия не только отражает эпоху, она еще не совпадает со своим временем, выходит за его пределы, поднимается над ним, опережает его, и даже строит свое собственное бытие независимо от своего времени.
 
Тезису о конце философии противопоставлен антитезис о ее сохранении, и о ее необходимости в культуре, который утверждается ничуть не меньшим числом специалистов и авторитетных деятелей науки и культуры. При этом все они, так или иначе, согласны со своими оппонентами, что место и роль философии в современном мире существенно меняется. Но если философия является самосознанием культуры, то в каких же формах оно себя выражает? Насколько действительно философично содержание этих форм? Кто является субъектом философствования и носителем философского самосознания культуры?
 
Однозначных ответов на эти вопросы, скорее всего, нет. Но дело не в четкой определенности и однозначности, а в том, каким образом осуществляется необходимая работа философской рефлексии и каким образом ее результаты входят в практику, формируют ее и задают ей направленность. Поэтому следует сначала по возможности яснее представить те области деятельности, в которых осуществляется философский процесс.
 
Прежде всего, конечно, внимание обращается к сфере профессиональной философской деятельности, в которой достаточно четко различаются в настоящее время научно-теоретическая деятельность, осуществляемая в структуре академических институтов, исследовательских программ и в индивидуальном творчестве, и деятельность научно-педагогическая, где философская рефлексия сопряжена с преподаванием философских дисциплин. Кроме того, можно выделить еще деятельность различного рода философских сообществ, ставящих перед собой творческие цели. 
 
По количественному показателю наличия таких институтов и сообществ, существующих в современном мире, по количеству собираемых конференций и конгрессов самого различного уровня, тематики и направлений никак нельзя сказать о «конце» или хотя бы об упадке философии. По количеству выходящей в мире и в нашей стране философской литературы этого тоже не скажешь. Правда, можно предъявлять претензии к ее качеству: тематике, фундаментальности проработки, научной обоснованности и достоверности и даже популярности. Но это особые вопросы, не касающиеся напрямую темы нашего обсуждения.
 
Одним из самых важных показателей в плане того, что философия отвечает на вызовы своего времени, является так называемый «антропологический поворот», обращение философии к проблеме человека и культуре как своей центральной проблеме. Как бы ни мерцало, как бы ни играло красками пространство постмодернизма и постмодернистского мышления, рано или поздно встанет вопрос о необходимости преодоления свободной и, в общем, безответственной интеллектуальной игры с преобразованиями знаков и текстов и переходу к серьезной и весьма трудной работе преобразования объективной социальной действительности. И это будет новый культурный континуум, который востребует снова руководящую конструктивную идею «нового» общества и «нового» человека. Я совсем не знаю, сыграет ли эту роль новый гуманистический проект, или на какой-то период ее будут исполнять актуализированные традиционалистские или фундаменталистские идеи, несомненно лишь, что кажущееся возможным бесконечное и безбрежное подновление и улучшение существующего состояния (что, как мы видели, именуется концом истории) не более чем миф, которым может, кстати, играть философия, привлекая к себе внимание явным эпатажем. 
 
Однако философ, тем более профессиональный, сегодня не является наставником и учителем человечества. Нет, и вероятно не будет, Книги, указывающей Путь (здесь я, разумеется, не имею в виду никакие нынешние или будущие религии, и никакие их священные тексты). Профессионализированная философия (а тут я говорю лишь о философии как части научно-теоретического знания) разбита на свои специальности и каждая занимается своим, вполне корректным делом, у них свои, причем рядоположенные, практики. В этом плане философия, все более дифференцируя свою предметную область, входит в систему научного знания, корреспондирует со всеми его частями. С другой стороны, наука, расширяя и усложняя предмет своих интересов, неизбежно приходит к вопросам, выходящим за пределы возможностей ее методов и, следовательно, ее компетентности. Так возникают философские проблемы математики, кибернетики, политики, культуры и т.п., которые задают предметное поле новых направлений философских исследований. Зачастую это поле начинают осваивать сами же представители той или иной науки. В науке вообще имеется внутренняя устремленность к философии, или к философствованию, даже если наука ее отрицает. Рано или поздно ей необходимо подняться над эмпирией, попытаться увидеть целостность, разглядеть общие смыслы, и тогда она не может не философствовать. Другое дело, что, вступая в метафизические сферы, наука, не подозревая об этом, теряет свои квалификационные достоинства именно в силу всеобщей профессионализации научного знания. Поэтому союз философии и науки так органичен и крайне противоречив. Союзники все время посматривают друг на друга с выражением недоверия и превосходства, с выражением неприязни и неодолимой тяги друг к другу. Правда, в эпоху стремительного научно-технического прогресса, когда наука является непосредственной производительной силой, философия вынуждена проявлять большую толерантность, чем оппонирующая ей наука. 
 
К сожалению, толерантность философии часто оборачивается ее сервильностью, особенно когда дело касается не внутринаучных теоретических и методологических проблем и отношений, а когда философия вступает в отношения с социально-политическими и, особенно, с властными структурами. Однако мера сервильности, как правило, является и мерой философичности: чем больше и явственнее первая, тем меньше и труднее различима вторая. Последний случай особенно ярко выражен, когда сам герой социально-культурных изменений, которому тщится услужить философия, представления не имеет ни о какой философии, а еще того хуже, если имеет о ней свое представление лишь в границах своего коммерческого и идеологического интереса, и потому ценит ее крайне низко, ограничивает ее место в духовной сфере общества или вовсе выдавливает ее оттуда. Исторические примеры подобных случаев можно приводить из разных загнивающих и переломных времен. И хоть говорят, что сова философии вылетает в сумерках, но когда культура рушится под ударами варваров (независимо, пришли они извне или взросли на родной, утратившей культурно-воспроизводственные потенции почве), когда так называемая элита безоглядно транжирит общественные ресурсы, а народ, превратившись в массу населения, впадает в социально-исторический и культурный ступор, трудно ожидать вещего полета: сове неоткуда вылететь и некуда лететь. 
 
Это последнее замечание мне кажется весьма существенным, особенно если речь заходит о месте и роли философии в системе образования, которое является воспроизводственной основой духовных потребностей. 
 
Философия – традиционный и обязательный предмет европейского университетского образования, начиная от платоновской Академии и до настоящего времени. Не было и нет другой школы формирования и развития необходимых для науки способностей и навыков абстрактно-теоретического мышления, чем та, что дает философия. И, следовательно, в этом отношении за ее судьбу можно не беспокоиться. Философия через образовательные системы будет осваиваться, усваиваться, преобразовываться, выполняя свою критическую и творческую функцию. В процессе преподавания философии общие основания культуры сохраняются и транслируются в социум либо непосредственно, либо опосредованно через формирование целей других предметных областей деятельности, ориентированных этими основаниями. Стратегия состоит в том, чтобы обеспечить пропаганду философии как ключевой дисциплины, особенно в области гуманитарных наук, и важнейшего средства трансдисциплинарного и межкультурного анализа современных проблем.
 
При всей важности профессиональной философии, осмысливающей культуру и разрабатывающей методологические принципы ее познания, она не всегда выступает в качестве авангарда самосознания культуры. Тому есть разные причины. Одна из наиболее себя проявляющих состоит в определенной и неизбежной рутинности профессиональной работы, замыкании ее на частностях, интересующих лишь специалистов, или ее направленности на непосредственную практическую цель (скажем, подготовка диссертаций, плановой работы и т.п.). Разумеется, здесь никак нельзя обобщать. Дело состоит в том, чтобы результат философской профессиональной работы становился явлением культуры.
 
Достаточно часто профессиональная философия советского периода подвергается заслуженной, а еще чаще незаслуженной, критике. Сегодня даже модно ее вообще не критиковать, а ограничиваться по отношению к ней иронической усмешкой: что, дескать, толковать – идеология и догматизм. Почему-то критики забывают, что своему-то уму и своими блестящими талантами они обязаны именно этой школе. Но пусть правы эти критики, пусть советская философия не снискала себе признания в мире. Однако же именно в мировом научном сообществе сегодня обращаются идеи М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, не каждый из которых был, тем более считал себя, философом. Но их вклад в науку и культуру расценивается именно как философская работа.
 
Поэтому, заключая, можно сказать, что «конец философии» – дело в современной культуре неизбежное и даже рутинное. Философия действительно кончается, когда вызвавшие ее причины исчерпывают себя, и она, утрачивая актуальность, пытается самоподдерживаться и самосохраняться, что и выражается в наименее уважаемых формах приспособленчеством ею кормящихся. В условиях упадка общественной творческой энергии в обществе притупляется, а то и исчезает философский, так сказать, слух.
 
Философия, как и культура, как и история действительно закончится только в одном случае – в случае или физической гибели европейского типа рационализма, или в случае развертывания дегуманизационных процессов такой мощности, что о том человеке, духовностью которого создан нынешний мир, останутся лишь носители информации, считывать и осваивать которую будет уже некому.
 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
[1] Здесь я не имею в виду философию, вооруженную историческим методом Маркса.
[2] Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.
[3] Философия в современной культуре: новые перспективы. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 2005. № 4. С. 30-31.
[4] Философия в современной культуре: новые перспективы.
 
 
© Сараф М.Я, 2014
 
Статья поступила в редакцию 25 апреля 2014 г.
 
Сараф Михаил Яковлевич,
доктор философских наук, профессор
Московского государственного
университета культуры и искусств
 
 

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG