НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

Подводя итоги Года культуры. Интервью с В. Пьявко, Б. Стаценко и В. Ковалем

Аннотация: Материал посвящен обсуждению актуальных проблем современной культуры в форме интервью с оперными исполнителями. Обсуждаются вопросы классического наследия в современном мире, кризиса культуры, судьбы русской культуры за пределами нашей страны.

Ключевые слова: музыка, классика, культура, искусство, интерпретация, опера.


Мнение практиков о проблемах современной культуры, о направлениях ее развития, о судьбе отечественной культуры в век глобализации поможет нам подвести итоги Года культуры в России. Поскольку за этот год в нашей рубрике было опубликовано много статей, посвященных оперному искусству, мы попросили ответить на наши вопросы русских оперных исполнителей, людей с разными судьбами, работающих как в России, так и за рубежом. В форме живых высказываний люди, которым дорого классическое наследие и которые в своей артистической жизни утверждают эстетические ценности высокого искусства, размышляют о его судьбе в современном мире. Нам хотелось бы получить ваши отклики на эти интервью, которые мы рассматриваем как приглашение к обсуждению тех вопросов, заданных замечательным исполнителям. Я благодарю их за отклик на мою просьбу, за вдумчивые ответы и, прежде всего, за их замечательное творчество.

Артистам были заданы следующие вопросы:

1.    Какова судьба классического искусства в наше время? Нужно ли оно нашим современникам?

2.    Как вы относитесь к современным интерпретациям оперной классики? Помогают ли они современному человеку, особенно молодежи, приобщиться к музыкальному наследию?

3.    Сейчас часто говорят о кризисе культуры, о кризисе эстетических ценностей. Согласны ли вы с этим?

4.    Вы много работаете в разных странах. На ваш взгляд, где публика наиболее восприимчива к искусству? В чем причина?

5.    Какова судьба русского музыкального искусства, в частности оперы, на сценах мира? В чем причины популярности некоторых композиторов и отсутствия интереса к другим?

6.    Какие из ваших партий находят наибольший отклик у публики? Какие произведения наиболее дороги вам?

Е.Н. Шапинская

 

Владислав Пьявко: размышления о судьбах классики, о состоянии отечественной и мировой культуры, о восприятии искусства

Известный оперный певец, народный артист СССР, удостоенный ряда отечественных и международных наград в области оперного искусства, Академик Международной академии творчества, президент Общественного Фонда Ирины Архиповой. В.Пьявко известен блестящим исполнением главных ролей в операх П.Чайковского, М.Мусоргского, Дж. Верди, Дж. Пуччини и других, а также богатейшим концертным репертуаром.

Вопрос о судьбе классического искусства – абсолютно праздный вопрос. Классическое искусство создавалось веками большими и малыми народами, а также народными меньшинствами, как инструмент духовного воспитания народов мира. В разряд классического искусства я отношу не только музыкальное искусство, но и литературу, поэзию, живопись, ее лучшие достижения, которые до сих пор завораживают, облагораживают и заставляют задуматься над предназначением своего появления на бренной земле. Именно нашим современникам в нашей стране классическое искусство, как никогда, нужно. В 1990-е годы под видом «перестройки» и демократизации общества нам навязали культуру потребления. Истинные духовные ценности – доброта, скромность, целомудренность, искренность – были осмеяны, и их подменили эрзацем западных ценностей, читай – американских.

Доброту превратили в глупость, скромность в наглость, целомудренность в распущенность, искренность в лживость. И навязываются американские ценности псевдоискусством, которое заполонило все направления жизнедеятельности в нашей стране. И все эти эрзацы подаются с телеэкранов, как истина в последней инстанции. Поэтому в нашей стране, как никогда, нужна пропаганда классического искусства.

Современной интерпретации оперной классики нет. А есть извращенный взгляд на оперное искусство и сознательное разрушение самого понятия «оперное искусство». И этих так называемых современных интерпретаторов оперы, иными словами, разрушителей, которые даже не понимают, не осознают, что они разрушители, оплачивают (и сознательно) те, кто стремится к уничтожению наивысшего достижения человечества, ибо опера – единение многих искусств: музыки, литературы, драматического искусства, живописи. Соединение этих искусств и создает тот необычный эффект воздействия на человека. Особенно это воздействие на человека производят наши, русские оперы, которые используют гениальную русскую литературу и сюжеты реальной истории нашей великой страны. А как могут помочь современному человеку, особенно молодежи, оперные постановки современных извращенцев? Если так пойдет и дальше, то через поколение, наша молодежь не будет знать истории своей страны, костюмов, обычаев ушедших эпох, будет пренебрежительно относиться к произведениям гениальных писателей и поэтов, рожденных нашей землей. Молодежь будет думать, что Пушкин вывел в образе Наины бандершу публичного притона, как это показано в спектакле Большого театра «Руслан и Людмила». И таких примеров масса. И все это подается под соусом современного прочтения оперного произведения. В современном режиссерском цехе обосновались безграмотные, но агрессивные индивидуумы, воинствующая серость, причем щедро оплачиваемая. Я не против современного прочтения опер, но меня никто не убедит, что Пушкин вывел в образе Наины бандершу. Если какому-то «таланту» нравится та или иная тема в классическом произведении, пусть силами современных композитора и либреттиста создаст оригинальное произведение. Для меня примером такого правильного творческого подхода является «Вестсайдская история», в которой использована тема Ромео и Джульетты, но на современном литературном и музыкальном материале.

Никакого кризиса культуры в России нет, и кризиса эстетических ценностей тоже нет. Просто сейчас идет борьба нашего взгляда на жизнь, нашего взгляда на отношения между людьми, между полами, нашего взгляда на место искусства в жизни народов нашей страны, то есть наших ценностей против засилья и навязывания под знаменем свободы и либерализма чуждых нам ценностей, чуждых нашим народам, населяющим нашу землю. Конечно, в семье не без урода! И в нашей среде, на нашей земле появляются так называемые художники от слова «худо», если не сказать грубее, которым не дорога земля, давшая им жизнь, образование, которым наплевать на историю собственной страны, на ее культуру. Поэтому они и перелицовывают ее. И за это им платят. А деньги не пахнут. Так они считают. Но «не хлебом единым жив человек». Еще не изобретены средства, чтобы все тобой наворованное или заработанное честным трудом увезти, унести с собой в могилу. Вот сейчас и развернулась борьба Добра и Зла на нашей земле. А духовные силы России огромны, и она справится с мракобесием, которое навалилось на нас.

В разные годы, в разных странах, в разных городах, у разных народов восприимчивость к настоящему искусству проявляется одинаково горячо и с огромным пониманием. Вспомните, как принимали Марио Дель Монако у нас в Москве в 1959 году, когда он пел в Большом театре СССР и «Кармен», и «Паяцы». Он потом говорил, вспоминая свои гастроли в нашей стране, «так, как меня принимали в Москве, и так как я пел в Москве, я никогда и нигде так не пел, и меня так никогда и нигде не принимали!»

То же самое я могу сказать о своих гастролях в театре Колон в Буэнос-Айресе в 1975 г., где мы вместе с Ириной Архиповой участвовали в постановке «Бориса Годунова». Я никогда не забуду, как на премьере после сцены «У фонтана» Марины Мнишек и Самозванца на поклонах на нас с Ириной сверху посыпался дождь из лепестков роз. Это незабываемое зрелище и ощущения счастья и гордости за то, что ты сделал. Незабываемо и то, как мы не могли выйти незаметно из театра после спектакля, мы бегали внутри театра от одной служебной двери к другой и везде натыкались на многочисленную толпу поклонников, жаждущих получить от нас автографы.

То же самое было и в Ливорно, где после премьеры оперы Пьетро Масканьи «Гульельмо Ратклифф» толпа поклонников качала меня на руках, высоко подбрасывая и восторженно крича «браво».

И все же у меня от всех стран, в которых я гастролировал, сложилось впечатление, что латиноамериканцы и итальянцы самые горячие и восприимчивые народы. И причина, я думаю, в том, что эти народы по сути своей поющие и потому любящие хорошее пение. Недаром в Италии в свое время провалился кукольный спектакль Сергея Образцова «Необыкновенный концерт», который итальянцы сочли за неуважение, за издевательство над искусством пения.

Судьба русского музыкального искусства в мире, я думаю, счастливая. Во всем мире обожают музыку П.И. Чайковского, как инструментальную, так и оперную. Во все мире ставят и «Евгения Онегина», и «Пиковую даму», во многих же странах ставят балеты Чайковского. Очень востребованы во всем мире «Борис Годунов» и «Хованщина». Изредка ставят «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Ставят «Катерину Измайлову» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича. Это две разные редакции на одну и ту же тему. Стала появляться на европейских подмостках «Мазепа» Чайковского и «Алеко» Сергея Васильевича Рахманинова. А причины популярности одних композиторов и отсутствия интереса к другим, я думаю, прежде всего, в том, что многих композиторов русских не знают. Как только тот или иной композитор появляется в Европе, то сразу же к нему начинает проявляться интерес и он постепенно начинает завоевывать популярность у европейского слушателя и зрителя. Русская опера, и вообще русская музыка во всех ее проявлениях насыщена психологизмом. Этим она сложна для восприятия. Но если она завоевала зрителя тех или иных стран, то она уже не выпустит его из своих объятий. Так было с «Борисом Годуновым», так было с «Хованщиной». Этот список можно продолжать и продолжать.

Мне трудно судить о своих работах со стороны. Я же нахожусь на сцене. А вот по тому, как принимает зрительный зал ту или иную мою работу, тот или иной сценический образ, какая опера более всего востребована в моем исполнении, я могу судить о том, что больше всего нравится. В первых рядах по количеству исполнений в России и за рубежом у меня стоят «Аида» (Радамес) и «Трубадур» (Манрико) Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини «Тоска» (Каварадосси), это из итальянцев. «Кармен» (Хозе) Жоржа Бизе. А из русских опер – «Пиковая дама» (Герман) Петра Ильича Чайковского и, конечно же, «Хованщина» (Андрей Хованский) и «Борис Годунов» (Самозванец) Модеста Петровича Мусоргского.

Все созданные мной на сцене образы мне дороги. Но наиболее дороги мне Герман в «Пиковой даме» и Ноздрев в «Мертвых душах» Родиона Щедрина. Фотографию Германа я даже вынес на обложку своей книги «Тенор. Из хроники прожитых жизней». Есть в нем что-то такое, что привораживает к себе и не отпускает. Видимо, некий психологический надлом, который, я думаю, присущ всем людям в нашей стране.

А Ноздрева я люблю за неуемный характер, за широту его души и неиссякаемую энергию, что также присущи нашим людям. И конечно, мне дорог мой Ратклифф в опере Масканьи «Гульельмо Ратклифф», которого я исполнил в Ливорно. Это «кровавая» с точки зрения тесситуры и сложности вокальная партия, что обусловлено самим персонажем, живущим в мире собственной боли. А если говорить о камерном репертуаре, то это, конечно, «Отчалившая Русь», вокальная поэма на стихи Сергея Есенина нашего гениального композитора земли русской Георгия Свиридова, первым исполнителем которой мне довелось стать волею судеб. В этом произведении абсолютно все – и скорбь по уходящей Руси, и отчаяние, порожденное сиюминутными неурядицами, и безысходность от неотвратимости каких-то бед России, и огромная любовь к своей земле, и неописуемый оптимизм, надежда и вера в светлое будущее нашей великой страны.

 

Русский артист за рубежом: Борис Стаценко

Борис Стаценко окончил московскую консерваторию, работал в Большом театре, а с 1999 года живет и работает в Дюссельдорфе, выступает в различных театрах Европы, в том числе и в Москве, где он является приглашенным солистом театра «Новая опера». Его биография – пример того, как опера все больше становится общекультурным пространством, а репертуар певца включает все ведущие партии мирового репертуара, в общей сложности более 60. Среди них Скарпиа в «Тоске», Риголетто в одноименной опере Верди, партии в операх Моцарта, Пуччини, Прокофьева. Преподает в консерватории Дюссельдорфа.

Классика всегда остается классикой, ее место в мировой культуре бесспорно. Для того чтобы полюбить классическую музыку, оперу, не обязательно иметь специальное образование. Скажу о себе – я впервые попал в оперу, когда мне было 22 года. Я услышал «Севильского цирюльника», не зная ничего о подготовке профессиональных певцов. Впечатление оказалось настолько сильным, что я бросил работу и стал учиться оперному пению. Важно то эмоциональное впечатление, которое оказывает музыка, театр, тогда это становится частью жизни человека, исполнителя-профессионала или любителя искусства.

Классическая опера такой остается, даже в так называемых современных постановках – ведь костюм или декорации не меняют смысла того, что происходит, тех чувств, которые выражает композитор. Я пел много опер в современных костюмах, и это стало обычным на современной оперной сцене. Главное – это донести до публики те чувства и мысли, которые заложены в произведении, а оперные условности второстепенны.

О кризисе культуры говорят все поколения – всегда старшему поколению кажется, что молодежь утрачивает лучшие ценности – так что это вечная проблема, и никакого глобального кризиса культуры я не вижу.

Нельзя сказать, что публика в одной стране или в одном городе лучше, чем в другой. Для меня нет никакой разницы, где выступать, – этот вопрос не стоит никогда. На любой сцене, в любом зале я выполняю одну и ту же задачу – хорошо исполнять свою роль, хорошо звучать.

Что касается репертуара современных оперных театров, итальянская опера остается самой популярной и во всем мире. Кроме того, в каждой стране есть своя национальная традиция, которая развивается, становится важной в исполнительском искусстве этих стран, в театральных постановках. Русская опера мало известна на Западе, можно по пальцам пересчитать те оперы, которые постоянно входят в репертуар европейских театров. Можно сказать, что известность русской оперы на Западе сравнима с положением опер Вагнера в России. Не очень хорошо известна русская опера и у себя на родине. Можете ли вы назвать десять всемирно популярных русских опер? Уверен, что после «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Бориса Годунова» вы испытаете трудности. Хорошо, – еще «Хованщина», может быть, «Князь Игорь». В Дюссельдорфе, где я работаю много лет, шли «Борис Годунов» и «Евгений Онегин». Конечно, русские певцы, с их великолепной школой, популярны во всем мире и успешно выступают на самых престижных площадках Европы и Америки.

Для меня как исполнителя интересны все партии, и я открыт для новых. Интересен с этой точки зрения эксперимент с современной оперой, которую я репетирую сейчас – это «Дракула» Андрея Тихомирова, написанная на всем известный сюжет и представляющая собой полноценную современную оперу. Ее музыкальный язык связан как с традиционными классическими жанрами, так и с современной музыкой. Я исполняю партию главного героя, и это по-настоящему интересная задача.

 

Владимир Коваль – певец, актер, художник

Родился в Киеве, окончил Московскую консерваторию, а затем Академию музыки в Турине (Италия). В Киеве окончил Художественный институт. Работал в оперных театрах Киева и в киевской филармонии, а также за рубежом – в Польше, Швеции, Германии, США. Работал с выдающимися певцами и дирижерами. Был первым исполнителем «Триптиха» А.Шнитке. Снимался в 8 фильмах (среди них «Приключения Пиноккио», «Верочка»). Записал на фирме «Мелодия» ряд грампластинок. В 1998 году получил звание Академика Академии искусств и музыкального исполнительства (Москва) за пропаганду русской культуры за рубежом. В настоящее время живет и работает в Праге, постоянно гастролирует в разных странах Европы. Дает мастер-классы и творчески сотрудничает с молодыми певцами. Пишет книгу воспоминаний о выдающихся музыкантах ХХ века, которых знал лично.

Современное искусство, как и искусство вообще – это зеркало жизни. К сожалению, сейчас искусство постепенно теряет свою воспитательную роль, постепенно превращаясь исключительно в развлечение, или вообще находится в стадии деградации. В этом виновато само общество, которое развивается в материальной, а не в духовной сфере. Примитивные телевизионные программы, принципы начального образования, пропаганда насилия и секса, подмена ценностей – все это влияет на процесс формирования современного человека. И это происходит во всем мире! Россия, благодаря ее огромным культурным ценностям и традициям, пока еще сохраняет высокие стандарты художественной культуры. Такого количества театров, музеев и учебных заведений, такого уровня профессиональной подготовки я не встречал ни в одной стране. Русские артисты, художники доминируют в мире, приводя в восторг своим искусством и вызывая преклонение публики. Но, к сожалению, отрицательное влияние на отечественную культуру очевидно: это проявляется в скандальных постановках в театрах, разрушении системы ценностей, вседозволенности, а часто и откровенной пошлости, заменяющей собой настоящее искусство и становящейся нормой. Бездарные сериалы, шоу и конкурсы, не имеющие ничего общего с искусством, постепенно становятся культурной доминантой эпохи. В этой сложной обстановке молодому поколению трудно ориентироваться – именно это и становится печальным фактом в воспитании вкуса нашей молодежи. Тем не менее существуют и положительные тенденции в современном обществе. Огромная тяга к культуре, религии, к ее истокам и традициям, глубинный анализ происходящего позволяют создать оазис, где главенствует эстетика и духовность. Нужна ли современному человеку культура? Переполненные залы и интерес публики к спектаклям, концертам, к изобразительному искусству говорят о постепенном возрождении искусства в России, о возврате к тем ценностям, которые смогут воспитывать гармоничную личность.

Особый вклад в дело воспитания современного слушателя и зрителя вносят великие личности современной русской культуры, благодаря которым сохраняются традиции прошлого и сохраняются надежды на будущее возрождение национальной и мировой культуры.

Современное искусство (в данном случае речь идет об оперном искусстве) обязано жить по законам, не нарушающим выработанных прошлым традиций, обогащая его новыми красками, созвучными современной эпохе. Я категорически против нарушения авторского замысла старых мастеров современными псевдорежиссерами, против переноса произведения в другую эпоху или в другое место действия. Когда звучит музыка XVIII-XIX века, написанная на либретто, текст которого соответствует той эпохе, а на сцене видишь артистов в современной одежде – это парадоксально. Нарушается принцип соединения музыки, текста и сценического действия. Есть оперы, в которых ценна именно прошедшая эпоха, с ее познавательными для современного зрителя элементами. Такие оперы должны оставаться неприкосновенными – как картины в музеях – для того, чтобы не было потеряно прошлое. Многие старые оперы можно ставить современными методами – это оперы, где нет четкого места действия и времени – например, оперы Моцарта, Россини, Вагнера. Не буду говорить о работах многих прекрасных современных режиссеров. Примеров много, но для меня творчество таких мастеров, как Жан-Поль Поннель, Франко Дзефирелли, Дэвид Паунтни, Давид Радок является образцом соединения старой и современной эпох: потрясающие постановки Поннелем опер Россини, его шарм и остроумие; многоплановые психологические пласты – картины в режиссуре Дзефирелли; аскетизм и смелость постановок Паунтни; высокий профессионализм работ Радока – его потрясающий «Воццек» и «Путешествие в Реймс» лишний раз доказывают необходимость прочтения современным языком произведений прошлых эпох. Но главное – делать это с тактом и уважением перед оригиналом! Резким контрастом и диссонансом на этом фоне являются многочисленные современные постановки, которые оскверняют память великих композиторов. Можно привести много примеров, но не хотелось бы заострять на этом внимание. Тот же процесс происходит и в балете: к выдающейся хореографии Петипа псевдосоавторы «скромно» добавляют свою фамилию рядом с именем великого балетмейстера. Это понятно: сложно создать свое собственное произведение, поэтому стало тенденцией – и довольно опасной – создание разных редакций. Я не могу себе представить, чтобы картины мастеров прошлого, выставленные в музеях, художники наших дней могли бы «осовременить» своими деталями. А в опере, драме, балете этот происходит постоянно. Сожалею, что не существует защиты авторского права в этом виде искусства – а ведь это просто необходимо сделать!

Псевдоновации не приобщают к искусству театра, не пропагандируют его, а только отдаляют современного зрителя, вызывая непонимание и отторжение. Ведь воспитывать эстетический вкус надо на шедеврах, и современная опера может ими гордиться, так же, как и опера прошлого. Но главное в искусстве – порядочность и чувство меры. Я случайно увидел по ТВ попзвезд, поющих оперу… Это трагедия национального масштаба – она не только вызывает негодование – но и преступна по своей сути по отношению к великой музыкальной классике. Зато, как говорят, такие проекты приобщают к искусству оперы! Это чистая ложь – они только увеличивают число дилетантов и воспитывают низкопробный вкус. Очень сожалею, что приходится говорить об этом – но ведь это неоспоримый факт: приобщать к искусству надо Прекрасным!

Есть ли сейчас кризис культурных ценностей? Конечно, есть! Культура – это зеркало эпохи, и все процессы, происходящие в обществе, неразрывно отражаются и на культуре. Я считаю, что это не случайная, а давно запланированная акция, привнесенная в европейскую и в частности в русскую культуру для постепенного ее разрушения. Политика, безусловно, влияет на культуру – притом не всегда положительно. Культурные ценности – это огромная сила, и только правильное владение ее богатствами приводит к положительному результату. Это золотой запас нации. Россия всегда по праву гордилась своей культурой и благодаря этой культуре родились великие личности, повлиявшие на становление российской интеллектуальной элиты. Именно она и служит защитницей культуры от посягательств пошлости и безнравственности, так успешно процветающей сейчас в мировом обществе.

Лично для меня кризиса в искусстве нет. Для правильного восприятия искусства необходима интеллектуальная база и знания, которые приходят с опытом. Притом очень важно постоянно учиться и совершенствоваться не только в знаниях, но и в самом творчестве. Ведь каждый день нам дарован для новых открытий, ощущений, и надо этим пользоваться. Мой друг и учитель – выдающийся музыкант Важа Чачава – говорил, что с человеком, который не восторгается первым цветком, выглядывающим из-под снега весной, не о чем говорить. Так он учил и находился всегда в восторженном состоянии каждодневного поиска. Я тоже стараюсь так жить и мне это интересно. Мой лозунг – «Светя другим, сгораю сам».

Что касается зрителей, слушателей, аудитории в целом, то можно сказать, что лучшая публика – это русская публика, и так было всегда. Ни в одной стране мира не ночевали на снегу, греясь у костров, чтоб приобрести лишний билет на спектакль или концерт – а в России было! Ни в одной стране не было столько всевозможных творческих союзов, школ, направлений в искусстве как в России! Ни в одной стране не было столько выдающихся деятелей искусства как в России. Именно это и помогло сохранить любовь и преклонение перед искусством. Я обожаю Россию и ее культуру и всячески ее пропагандирую. За пропаганду русской культуры за рубежом я получил звание Академика и орден Российской Академии Искусствоведения и Музыкального Исполнительства (г. Москва). Горжусь, что этот орден тогда вручили также и Юрию Григоровичу, Важе Чачаве и Михаилу Лавровскому.

Прекрасная публика и в Германии, Австрии, Италии, Франции. Очень сердечная и восприимчивая! Немного холодней публика в северной Европе. Совершенно потрясающая в том отношении публика в Японии, где я пел 12 раз, в разные годы, и притом она всегда необыкновенно отзывчивая! В США публика менее образованна и не очень воспитана и мне не особенно интересна. Чувствуется низкая культура и вседозволенность – начиная с «жвачкомании» и кончая разговорами во время исполнения. А вообще публика зависит также и от исполнителя, от его умения воздействовать на нее. Я всегда люблю и уважаю публику и благодарен ей.

Судьба русского искусства и русской оперы и балета неразрывно связана с именем Сергея Дягилева, который впервые привез русское искусство за рубеж. Притом не только музыкальное, но и живописное. Тогда с Парижа и началось триумфальное шествие российской культуры. Постепенно овладевая миром, оно внесло свой огромный вклад в мировое искусство. Имена Шаляпина, Павловой, Нижинского получили символическое наполнение, позднее такими символами искусства стали имена Улановой, Семеновой, Григоровича, Плисецкой, и шире – Большого театра, Мариинки, Большого Балета и т.д. В России после революции осталась целая плеяда выдающихся артистов: Нежданова, Катульская, Брун, Собинов, Ершов и т.д. Именно они и воспитали выдающихся русских оперных артистов. Традиции – вот то, что дает основу для профессии, и это не было утрачено и предавалось поколениями. Знаменитые профессора Консерваторий, как в Москве, так и в Петербурге, создавали свои школы – знаменитая фортепианная, скрипичная, дирижерская и певческая школы известны на весь мир. Русские оперные композиторы, непохожие на западных, используя русскую историю, культуру создали такой феномен, как Русская опера. В ней было все ново для Европы – и история, и язык, и мелодия, и глубина. Это и явилось предпосылкой того, что сейчас нет ни одного театра в мире, в котором бы не ставилась русская опера. Такие произведения, как оперы Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, являются постоянными в репертуаре западных оперных театров. А обилие первоклассных певцов, завладевших сценами мировых оперных театров, невообразимо. Русская педагогическая певческая школа считается одной из лучших в мире, поэтому и результат явно в пользу русского исполнительского искусства. Это проверено веками и, я полагаю, будет прогрессировать. Желаю дальнейшего процветания российского певческого искусства в мире оперы!

Что касается моих личных предпочтений, мои любимые партии – романтического плана. Люблю итальянские и французские романтические оперы. Особенное место занимает русская опера, где важно слово и через него раскрывается музыкальный образ, что является отличительной чертой русской оперы! Особенно люблю партии Ленского, Германа, Водемона, Садко. В них особенно остро чувствуется поэзия и значение слова, что не часто встретишь в итальянских операх. Но более всего любимы из спетых мной образов Лоэнгрин, Тангейзер и Царь Эдип Стравинского. А в принципе – каждая партия открывает в тебе новые глубины, новые чувства и новую любовь! Не могу сказать, чтобы я пел с неудовольствием «Мавру» Стравинского или «Дуэнью» Прокофьева или «Смерть в Венеции» Бриттена – я люблю все оперы, все персонажи мне дороги. Но я обожаю Ленского, Лоэнгрина, Вертера и Фауста. В этих образах есть печаль и весна, благородство и очарование. Единственное, о чем жалею, что я вышел из возраста, в котором могу чувствовать этих персонажей. Спасибо великому искусству оперы, высокой культуре России и ее славным представителям!

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG