НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства

В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры

М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение

Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)


Анонс следующего номера

 

 

В.М. Розин

Психика девиантной личности в зеркалах семьи и культуры
(по следам книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана»)

Аннотация. В статье анализируется история формирования множественной личности. Автор показывает, что каждая самостоятельная «личность», входящая в состав множественной личности, на самом деле представляет собой обособившийся и осознаваемый субъективно режим психики. Эти режимы складываются как под влиянием культурных сценариев, так и реализации сильных, компенсаторных желаний индивида. В отдельных случаях подобные фантомные личности понимаются индивидом как принадлежащие его семье.

Ключевые слова: личность, индивид, психика, культура, режим, кризис, реализация, схема, сознание


В этой книге описана история множественной личности, с ярко выраженными нарушениями ранней социализации (его отец покончил жизнь самоубийством, отчим был садист, мать «ради мира в семье» не защищала Билли) [1]. Миллигана арестовали в конце октября 1977 года за изнасилование и ограбление трех женщин, и признали на суде невиновным по причине психического расстройства подсудимого в форме множественности его личности (это был первый подобный прецедент в истории США). Через месяц после рождения Билли чуть не умер от опухоли в пищеводе, но его чудом спасли. В семье было неблагополучно, Джонни Моррисон, отец Билли пил, играл в карты, залез в долги и, в конце концов, покончил жизнь самоубийством. По воспоминаниям Билли, к которым Дэниель Киз вроде бы присоединяется, мать Билли, Дороти Сэндз была очень положительной, но несчастной женщиной. Ей достался не только старый муж, но и неудачник и алкоголик, очернивший ее при переходе в мир иной.  

«18 января Дороти разбудил звонок из полиции. Тело Джонни было найдено в фургоне, припаркованном у мотеля. Шланг от выхлопной трубы был просунут в заднее окно. Джонни оставил предсмертное письмо на восьми страницах, в котором плохо отзывался о Дороти и наказывал заплатить несколько его личных долгов из страховки. Когда Дороти рассказала детям, что Джонни ушел на небеса, Джимбо и Билли подошли к окну и посмотрели вверх на небо» [2].

Это письмо потом сыграло плохую роль, перевернув представления Билли о матери и ввергнув его в очередной кризис. Понять, какой на самом деле была его мать, невозможно. Материалы, предоставленные Д. Кизом, не позволяют однозначно принять ту или иную версию. Хотя описанные автором события характеризуют Дороти вполне положительно, о прошлой ее жизни мы можем судить только по указанному письму ее бывшего мужа.

У Билли Миллигана в развитии были нарушения двоякого рода: с одной стороны, его сны и галлюцинации становились программами управления поведением в бодрственном состоянии, с другой – семья не создавала условия для формирования социально значимой конституирующей инстанции. Билли и его личности, вероятно, различали сон, явь и произведения искусства, ведь, например, две его личности Аллен и Томми хорошо рисовали. Но при этом Миллиган часто принимал галлюцинации за явь, а также настаивал, что его личности – это настоящие люди, члены семьи [3].

Развитие Билли происходило по схеме размножения его личностей. Сталкиваясь с различными трудными ситуациями, Билли вместо того, чтобы решать их, «порождал» очередную личность, которой передавал эстафету своей жизни. Второй источник личностей Билли – желание реализовать культурные сценарии и представления (дело в том, что давление символических стимулов и мотивов в жизни человека не менее сильное, чем стимулов обычных). Появившись на свет, личности Миллигана не только жили и действовали вместо Билли, но и укреплялись, специализировались.

Вот два примера: появление Шона (глухого, неспособного сосредоточиться Миллигана; ему 4 года, он издает жужжащие звуки, чтобы почувствовать вибрации в голове) и первое знакомство сестры и брата Билли с Артуром (интеллектуальный Миллиган 22 лет, самостоятельно выучил физику и химию, бегло читает и пишет по-арабски, решает, кому из «семьи» появляться и владеть сознанием).  

«Билли было почти пять лет, когда однажды утром он пришел на кухню и встал на цыпочки, чтобы достать со стола кухонное полотенце. Внезапно горшок для теста, который стоял на столе, упал и разбился. Билли попытался сложить кусочки вместе, но они не складывались. Услышав, что кто-то идет, он задрожал. Он не хотел, чтобы его наказывали и делали ему больно. Он понимал, что сделал что-то плохое, но не хотел знать, что сейчас произойдет, не хотел слышать, как мама будет кричать на него. Он закрыл глаза и уснул…

Шон открыл глаза и огляделся. Он увидел на полу разбитый горшок и в недоумении посмотрел на него. Что это? Почему горшок разбит? Почему Шон оказался здесь. Вошла симпатичная женщина, посмотрела на него и задвигала губами, но Шон ничего не слышал. Она всё трясла и трясла его и больно тыкала пальцем ему в грудь. Лицо ее покраснело, губы продолжали двигаться. Мальчик не понимал, почему она сердится на него. Женщина потащила его в комнату, втолкнула внутрь и закрыла дверь…Потом он уснул.

Билли открыл глаза и съежился, ожидая побоев за разбитый горшок, но ударов не последовало. Как он попал обратно в комнату? Что ж, он уже начал привыкать к тому, что где-то находится, потом закрывает глаза, открывает их – и он уже в совершенно в другом месте и в другое время» [4].

Обратим внимание, смена личностей Миллигана происходит через особое переключение, Билли должен заснуть, чтобы следующая личность могла появиться, при этом происходит выключение памяти. Память самого Билли и его личностей (назовем их Билли-имярек) не является непрерывной, как у взрослого, она похожа на детскую. Итак, появление Билли-Артура.  

«Когда Кэти и Джимбо впервые услышали британский акцент, они подумали, что Билли строит из себя клоуна…

- Ну ты и глупый, Билли! А здорово у тебя получается. Ты говоришь, как доктор Ватсон в тех фильмах про Шерлока Холмса, которые ты всегда смотришь…

Артур был очень удивлен, почему они называют его Билли, если его имя – Артур. Он что, выдает себя за другого?… Артур решил, что, если уж он собирается выдавать себя за другое лицо, пусть все так и продолжается. Он присоединился к Челле и Кэти по дороге в школу…

Учительница раздала примеры, отпечатанные на ротапринте. Это была контрольная по математике…

Артур посмотрел задачу, усмехнулся этой цепочке умножений и делений, взял карандаш и быстро пробежал до самого низа листка, выполняя действия в уме и записывая только ответы. Окончив работу, он положил листок в учебник, скрестил руки на груди и уставился в пространство. Это было элементарно…

После перемены учительница сказала:

- А теперь выньте ваши листочки из учебников.

Билли испуганно поднял голову. Что он делает в классе? Как попал сюда?… Он отдал учебник, и учительница перелистала его…

- Ну что ж, – сказала наконец учительница, – я ничего не понимаю. Узнать заранее ответы ты не мог, потому что только сегодня утром я отпечатала примеры и ответы лежат в моей сумке…

- Я поставила тебе «отлично» [5].

Интересно, что «британский сюжет» Миллигана не свалился прямо с неба и не является проявлением очередной реинкарнации: он пришел с голубого экрана, то есть имеет вполне земное, культурное происхождение. А вот выучить арабский Артуру, вероятно, пришлось самому. Впрочем, большинство личностей Миллигана специализировались в своих компетенциях, осваивали их.

«Рейджен (вторая по влиянию на Миллигана его личность, первая ‒ Артур. ‒ В.Р.) знал, что его фамилия – Вадасковинич, а причина его существования – умение выжить в любых обстоятельствах и использовать любые способы, чтобы защитить других… Он поклялся тренировать себя, совершенствовать свое тело, постигать боевые искусства… [6]. Самое важное, – сказал Артур Рейджину, – научиться контролировать события и людей, так чтобы мы могли выжить. Это главное.

- А на втором месте?

- Самосовершенствование.

- Согласен, – сказал Рейджин… [7].

Артур много раз пропускал уроки, чтобы работать в библиотеке, изучая книги по медицине. Особенно его заинтересовала гематология.

Томми проводил свободное время, занимаясь своими приспособлениями, механизмами и практикуясь в умении убегать. К этому времени никакие веревки уже не могли его удержать» [8].

Правда, не все личности Миллигана стремились к самосовершенствованию, большинство как раз нет, но все они как один стремились завладеть эстафетой жизни Миллигана и реализовать себя. Становясь на время Билли, они осваивались в обычной жизни, тренировали свои роли, получали от этого удовлетворение, «наливались жизнью». Соответственно, для самого Билли возможность жизни и реализации постепенно сокращалась.

Судя по материалам Дэниеля Киза, в этот подростковый период Билли Миллиган находился в двух основных психологических состояниях: нормальной активной жизнедеятельности, когда он передавал свои функции той или иной личности, становился ею; но значительно чаще он пребывал в состоянии транса и галлюцинаций. Отдельные его личности, которые к этому времени появились (Кристина, Шон, Дэнни, Артур, Томми, Адалана, Аллен, Кевин, Рейджен), хотя и пытались захватить жизненный «плацдарм» (то есть сознание и тело Билли), чтобы реализовать себя, чтобы жить (эта борьба за плацдарм, вероятно, и вела к галлюцинациям и трансу), но были еще не достаточно сильны, до поры до времени не могли лишить Билли активной жизни. Но они с каждым месяцем становились все активнее и сильнее. Можно предположить, что основной линией и образом жизни в этот период являлась борьба Билли с его личностями за жизненный плацдарм, которая для Билли могла закончиться весьма трагично. Он не только пытался встать перед движущимся транспортом, но и, после того, как в школе над Билли издевались девочки, предпринял попытку самоубийства.

В ответ личности Миллигана захватили власть, лишив Билли жизни, они принудили его постоянно спать. Это позволило им безраздельно пользоваться жизненным плацдармом, но по очереди. Очередность с помощью Реджена взялся контролировать Артур как самый активный и умный Билли-имярек.

«Он не успел сообразить, что они делают, как девочки прижали его к стене и стали стаскивать с него брюки. Он поскользнулся и упал, пытаясь удержать на себе брюки, но они сняли их и убежали, оставив его лежать в женском туалете в трусах. Билли заплакал…

Не имело смысла продолжать жить. Билли поднял голову и увидел, что рабочие оставили открытой дверь прохода, ведущего на крышу. Он знал, что он сделает. Медленно прошел через пустой коридор, поднялся по лестнице, открыл дверь, вышел на крышу. Было холодно. Билли сел и написал на внутренней обложке учебника: «Прощайте. Простите, но я больше не вынесу».

Положив учебник на край крыши, он отошел назад, чтобы как следует разбежаться. Глубоко вздохнул – и побежал…

Прежде чем он достиг края крыши, Реджен сбил его с ног.

- Ну и ну! Чуть не опоздали, – прошептал Артур.

Что будем с ним делать? – спросил Рейджен. – Опасно позволять ему бродить везде.

- Заставим его все время спать.

- Как это?

- С этого момента он не должен владеть сознанием.

- А кто будет это контролировать?

- Ты или я…

Артур все объяснил Аллену, потом поговорил с детьми и постарался помочь им понять, что происходит.

- Представьте себе, – сказал он, – мы все – много людей, включая и тех, кого вы никогда не видели, – находимся в темной комнате. В центре этой комнаты, на полу, яркое пятно света. Кто встает на это пятно, кого освещает этот свет, тот выходит в реальный мир и овладевает сознанием. Этого человека и видят другие люди, они слышат его и реагируют на него» [9].

Этот эпизод с попыткой самоубийства и дальнейшим заговором против Билли – совершенно замечательный. Билли-Рейжден сбивает с ног Билли Миллигана. Билли-Артур захватывает власть в царстве Билли-имярек. Но ведь можно дать другую интерпретацию этих событий. Билли испугался, споткнулся и упал на краю крыши, и тут же передумал кончать жизнь (в этот период смена настроения давалась ему очень легко). Билли-Артур воспользовался этим и сочинил историю, что Миллиган опасен, и поэтому его нужно усыпить, держать в состоянии анабиоза.  

Но объективно речь, действительно, идет о новой ситуации и фазе в жизни Билли Миллигана. Опасная двойственность его бытия, которая могла привести к гибели Билли, заканчивается: вместо перемежающихся Билли Миллигана и Билли-имярек теперь живут и действуют только Билли-Артур, Билли-Рейджен, Билли-Кристина, Билли-Адалана, Билли-Аллен, Билли-Томми и другие. Управление осуществляет Билли-Артур, но периодически он теряет контроль, поскольку «пятно жизни» (жизненный плацдарм) хитростью или силой захватываю другие Билли-имярек. Потеря контроля со стороны Артура (не забудем, что Артур – личность рациональная и неглупая) означает вероятность опасного для жизни Билли Миллигана или асоциального поведения. Реально так и происходит: когда Артур перестает контролировать события, как правило, с Билли что-то случается, он или попадает в критические для жизни ситуации или нарушает законы. Но в целом его поведение становится более стабильным и безопасным, поскольку заканчивается противостояние двух форм жизни – исходной (Билли Миллигана) и вторичной (Билли-имярека). Вторичная форма жизни – это своеобразное инобытие по отношению к первичной форме жизни, ведь для самого Билли все это выглядит как долгий сон, анабиоз.  

Анализ книги Дэниела Киза показывает, что дальнейшая эволюция Билли Миллигана шла во вполне определенном направлении. Его поведение все больше становилось асоциальным. Развитие уже возникших личностей Билли во многом тоже шло в том же направлении, а новые личности сразу появлялись как криминальные. Действительно, больше половины личностей Миллигана, большинство из которых Артур объявил нежелательными и старался не допустить к «пятну» (то есть к активной жизни в качестве Билли), характеризуются Дэниелом Кизом как люди, склонные к агрессии, насилию, нарушению закона. Рейжден «общался с преступниками и наркоманами, для него характерно криминальное и садистски-жестокое поведение»; Аллен – «жулик»; Томми – «мастер по побегам»; Адалана призналась в совершении насилия над тремя женщинами (хотя вначале, когда появилась, она вместо Билли занималась домашним хозяйством и писала стихи); Филип – «головорез, совершил несколько мелких преступлений»; Кевин – «мелкий преступник, планировал ограбление аптеки»; Эйприл – «стерва, одержима одной идеей, убить Челмера, отчима Билли»; Стив – «закоренелый обманщик», Ли – «жизнью не дорожит, о последствиях своих поступков не думает, его розыгрыши раздражают других  Билли-имярек, заставляя их вступать в драку, в результате чего они попадают в карцер в тюрьме»; Мартин «хочет много иметь, но не хочет работать» [10].

Почему же развитие Билли-имярек приняло такой характер? А разве оно могло быть иным? Семья Миллигана была неблагополучной: отчим – садист, а мать Билли, желая мира в семье, его не защищала. В школе над ним издевались. Никаких навыков социального поведения он не получил. Очень рано Билли ушел из дома, чтобы избавиться от Джонни и школы (впрочем, из последней его исключили). Не имея профессии, он вынужден был зарабатывать черной работой, записаться в армию, общаться с очень простыми людьми американского дна. Здесь он познакомился с жуликами, наркоманами, женщинами легкого поведения. Периодически его поведение было вполне разумным и даже отчасти положительным, но ненадолго; затем Билли под влиянием других своих личностей совершал странный, асоциальный или прямо криминальный поступок.

Стоит обратить внимание и на такой момент. Современный человек может очень долго, иногда до самой смерти, жить двойной жизнью. С одной стороны, он работает, платит налоги, имеет семью и внешне выглядит как законопослушный гражданин. С другой – нарушает закон, тиранит членов своей семьи, предается мелким или даже не очень мелким страстям. К сожалению, наша цивилизация устроена так, что вполне допускает подобную двойственность индивидуальной жизни; человек в нашем обществе имеет право на личную жизнь, неприкосновенность жилья, тайну контактов с другими и прочее.

И Билли Миллиган не был здесь исключением; с самого детства он жил в двойном мире. Исполнял все приказы Челмера и одновременно ненавидел его. Слушался учителей в школе, не уважая и обманывая их. С одной стороны, работал и учился, а с другой – при случае старался уклониться и от того, и от другого, что особенно проявилось в армии. Если Билли-Артур пытался установить для свой семьи (то есть других личностей Миллигана) правила жизни, не противоречащие принятым в американском обществе (например, «никогда не лгать», «хорошо вести себя по отношению к женщинам и детям», «уважать личную собственность каждого члена семьи»; кто эти правила нарушал, становился «нежелательным» и лишался навсегда права занимать пятно), то нежелательные личности Билли плевали на эти правила, постоянно нарушая их [11]. Конечно, «хорошие» поступки совершали одни личности Миллигана, а «плохие» ‒ другие, но как часто точно также ведут себя и люди, вполне здоровые в психическом отношении.    

Здесь необходимо сделать поправку. Не стоит думать, что структура личностей Миллигана выражала только одну оппозицию «социальное – асоциальное». В ней просматриваются и другие американские ценности, и диады, например, ценности «семьи», «интеллекта», «силы», оппозиции-диады: «техник ‒ художник», «бисексуальная и гомосексуальная ориентации», «свет и темнота», «сознание и бессознательное», «атеизм и вера», «коммунизм и капитализм». Так Билли-Артур представляет из себя интеллектуала; в оппозиции к нему стоит Рейджен (квинтэссенция силы) и Марк, («безынициативная рабочая лошадка; если делать нечего просто сидит, уставившись в стенку»). Кроме того, Артур озабочен стабильностью и благополучием своей семьи.  

«Артур понимал, что взял на себя ответственность за большую семью. Все они находятся в одном теле, и надо было что-то делать, чтобы навести порядок в ситуации, которая становилась все более хаотичной. Поскольку он был единственный из всех, способным действовать бесстрастно, он непременно придумает что-нибудь. Это будет справедливым, осуществимым и – что важнее всего – логичным» [12].

Если Аллен, Кристина, Адалана и Сэмюэль (частично Томми) олицетворяют собой искусство (они хорошо рисуют, сочиняют стихи, играют на музыкальных инструментах, режут по дереву), то Артур, Томми и Рейджен больше склонны к занятиям наукой и техникой. Адалана манифестировала себя как лесбиянку, а остальные личности Миллигана придерживаются обычной сексуальной ориентации. Артур считает себя капиталистом и атеистом, Рейджен – коммунистом, а Сэмюэль – ортодоксальным евреем, верящим в Бога. «Хорошие» личности Миллигана получают доступ к его телу и сознанию и, следовательно, к свету, а «нежелательные» большую часть жизни должны пребывать в бессознательном состоянии и темноте (правда, это только в теории, практически же они захватывают плацдарм, не спрашивая «главного менеджера», или как Адалана крадут время жизни у других).  

Иными словами, развитие Билли Миллигана представляло собой создание внутренней среды (множества личностей), соответствующей внешней социальной среде массовой американской культуры, конечно, как она являлась человеку определенного типа. Обстоятельства жизни и уровень развития Билли делали его типичным представителем американского дна и отчасти криминальной среды. Одновременно Билли был исключительно способным человеком и поэтому относительно долго мог жить как нормальный человек. Тем не менее, поскольку общий тренд эволюции Билли был направлен в криминальную сторону, рано или поздно он должен был нарушить закон. Что реально и произошло. Он начал систематически грабить людей и кончил изнасилованием.

Здесь может возникнуть закономерный вопрос: разве мало людей, у которых неблагополучная семья и другие проблемы, но которые, тем не менее, не стали преступниками и прожили свою жизнь вполне благополучно? Ну, во-первых, все же именно люди с проблемами больше, чем те, у кого они отсутствуют, пополняют ряды правонарушителей. Во-вторых, чтобы выбиться из неблагополучной среды и стать нормальным человеком, необходимо этого захотеть, нужно подчинить свою жизнь определенным принципам, противостоять окружению и прочее, и прочее. В свою очередь, необходимое условие этого – целостная и целеустремленная личность, то есть то, чего никогда не было у Миллигана.  

Каков вообще психологический механизм попадания Миллигана в ту или иную личность? Попробую описать его. Если развитие человека происходит нормально, основная роль сновидений – обеспечивать реализацию неосуществленных (блокированных) желаний, кристаллизовавшихся в период бодрствования днем или в предшествующие дни. Сновидение – это, собственно говоря, подсмотренные во сне (при неполностью выключенном сознании) события, конструирование и проживание которых образует реализацию блокированных желаний [13].

Только в редких случаях, так называемых «вещих сновидений» запомнившийся сон может выступить в качестве программы (схемы) обычного восприятия и поведения. При этом, как я показываю, психика трансформирует воспринимаемую ситуацию (опускает лишние элементы и достраивает в форме галлюцинаций нехватающие образы) как будто желает, чтобы эта ситуация оказалась именно той, которая была подсмотрена во сне [14]. На самом деле никакой телеологии здесь нет, узнавание ситуации происходит автоматически в силу действия механизма идентификации. Дело в том, что обработка информации и осмысление реальности идет на основе определенных семиотических схем, а здесь подвертывается удобная схема ‒ сновидение (удобная в том смысле, что она хорошо описывает воспринимаемую ситуацию).

Дэниел Киз рассказывает, что первоначально маленький Миллиган видит сложную галлюцинацию – мальчика, который с ним играет. Это типичное «сноподобное состояние», то есть реализация сновидения в период бодрствования. Но затем на основе сноподобного состояния с особым сюжетом (Билли снится он сам, как другой человек) складывается первая личность (Шон). Чтобы понять возможность такого развития событий, вспомните какой-нибудь сон, где вы делаете что-то необычное. Например, мне в молодости часто снилось, что я летаю. Билли же вполне мог присниться сон, где он вместо себя, разбившего горшок (так появляется первая личность, Шон) оказывается другим мальчиком, не причастным к происшедшему. Если этот сон выходит на поверхность, в бодрствование, и если к тому же психика Билли достраивает воспринимаемую ситуацию так, чтобы она не противоречила сюжету сновидения (Билли не узнает свою мать; он видит, что какая-то незнакомая женщина трясет его и кричит), то вот вам и Шон. По сходной логике возникают и ряд других личности Миллигана.

Если анализировать случай появления Шона, то можно предположить, что личности Миллигана появляются в ответ на функциональные требования; нужно избежать наказания – пожалуйста, Шон. И действительно, ряд личностей Миллигана явно имеют «функциональное происхождение». Такова самая первая личность – Кристин (3 года, светлые волосы до плеч, голубые глаза, «ребенок для угла»), как видно из имени Кристин, она вместо Миллигана всегда стоит в углу. Таков Дэвид (8 лет, очень чувствительный, но рассеянный, «хранитель боли»), берущий на себя боль и страдание всех личностей Миллигана. Такова личность Рейджена (23 года, югослав, говорит по-английски с заметным славянским акцентом, читает, пишет и говорит на сербскохорватском, владеет оружием, обладает исключительной силой); его назначение – защищать, правда избранно, личности Миллигана. Таков, Томми. Таковы Марк (16 лет), Стив (21 год), Джейсон (13 лет).

Но если судить по случаю с Артуром (одна из главных по значению личностей Билли), то речь скорее должна идти о культурном сюжете. Артур руководит остальными личностями Миллигана. Появляется он как своеобразная реинкарнация Шерлок Хомса, доктора Ватсона и других английских литературных персонажей (перед его появлением Миллиган насмотрелся сериалов по произведениям Конан Дойля. Например, он «твердый консерватор, считает себя капиталистом, тем не менее, открыто высказывает атеистические взгляды». К этой же группе личностей Миллигана можно отнести лесбиянку Адалану (19 лет), городских преступников Филипа и Кевина (20 лет), охотника Уолтера (22 года), еврея Сэмюэля («вечный жид», единственный из всех личностей верящий в Бога), фантазера и мечтателя Роберта (17 лет), сноба и хвастуна Мартина (19 лет), клоуна и комика Ли (20 лет).  

Получается, что личности Миллигана – это созданные им самим схемы и программы его поведения? Не совсем так, да Билли, действительно, создает эти схемы и программы, но сюжеты и структура этих схем, как видно из материала книги, заимствованы из культуры [15]. А откуда еще Билли мог их взять? Не случайно, что личности Миллигана отражают основные ценности массовой американской культуры.

Теперь подумаем, могла ли у Билли сложиться нормальная личность. На первый взгляд, она сложилась в лице Артура, пытавшегося установить для других личностей Миллигана правила общественного поведения. Однако можно высказать сомнения по поводу происхождения этих правил: не являются ли они более поздними фантазиями Билли, возникшими в ответ на стремление психотерапевтов и адвокатов собрать его личность и сделать ее приемлемой для общества? Кроме того, из книги видно, что периодически и чем дальше, тем больше Артур теряет контроль над другими личностями: то он сам куда-то исчезает и часто надолго, то его власть перехватывают другие личности, например, как Адалана, которая «крадет время», или Филлип и Кевин, когда им нужно позарез реализовать свои преступные намерения.

Вывод очевидный – Артур пытается стать нормальной личностью, но ничего из этого не получается. Да и не могло получиться, по сути. Кто такой Артур? Одна из программ и культурных сценариев Миллигана, а именно концепция интеллекта в варианте Шерлока Хомса. Эта программа, во-первых, никак не соотнесена (не согласована) с другими программами и сценариями Билли, во-вторых, не скорректирована в социальном отношении, поскольку семья Миллигана и его жизненный опыт сами были асоциальными. Наконец, формированию личности не способствовала и амнезия. Если человек не запоминает свои различные состояния (а Билли их и не мог запомнить, поскольку переключение его личностей происходило через механизм засыпания без сновидений), то, как он мог обогащать и расширять свой жизненный опыт, без чего невозможно ни нормальное развитие человека, ни формирование у него личности.  

С одной стороны, Билли действовал самостоятельно внешне как нормальная личность, а в лице Артура даже ставил задачу для каждой личности совершенствоваться. Одно из его правил гласило:

«Всё свое время посвятить самосовершенствованию. Никто не должен тратить время на чтение комиксов или на телевизор. Каждый должен учиться в той области, которая ему или ей интересна» [16].

С другой стороны, в целом поведение Билли было мало управляемым (смотри выше), а то, что можно назвать его сознанием, пребывало в глубоком сне. Учтем и такое обстоятельство: криминальный характер его поведения. Другими словами, если даже считать Миллигана личностью, то эта личность была асоциальной. Асоциальными личностями, в том случае, если они являются личностями, приходится признать и таких субъектов как убийцы и насильники, алкоголики третьей стадии, шизофреники, некоторые категории эзотериков и маргиналов [17].

Действительно, для поведения Билли в целом были характерны следующие три момента: 1) частичная амнезия (переход от одной личности к другой происходил у Миллигана через механизм засыпания; одна личность засыпала, а другая появлялась), 2) асоциальное поведение и 3) «несовместимая множественность» (то есть наличие форм поведения, каждая из которых воспринималась, как принадлежащая отдельной самостоятельной личности).

Но подобные же три момента в той или иной степени можно наблюдать у определенной категории преступников, у алкоголиков (начиная со второй стадии заболевания) и наркоманов, у шизофреников и истериков, наконец, у вполне нормальных людей в отдельных кризисных ситуациях. Например, алкоголик (наркоман) в периоды сильного опьянения (приема и действия дозы), как правило, ничего не помнит, часто ведет себя необычно, нередко нарушает общественные нормы и законы. Для истерика характерны резкие смены настроения и немотивированные (иногда асоциальные) поступки, о которых он быстро забывает. Многие преступления совершаются в состоянии сильного аффекта, сопровождающегося беспамятством. Наконец, а разве мы с вами сами не забываем то, что очень хотим забыть, не ловим себя часто на поведении, несовместимым с нашими убеждениями, не нарушаем во многих случаях законы, ну, пусть, не законы, а социальные нормы?

Когда после ареста Миллигана, адвокаты поняли, что имеют дело с множественной личностью, они решили обратиться к психиатрам, которые уже сталкивались с несколькими похожими случаями. Именно врачи (доктора Корнелия Уилбург и Джордж Хардинг-младший) подсказали адвокатам и стратегию дальнейших действий: интегрировать личности Билли с тем, чтобы обвиняемый смог предстать перед судом как вполне вменяемый субъект; а на суде добиться оправдания Миллигана, поскольку как множественная личность он не мог отвечать за свои поступки. В конечном счете, эта тактика и привела к временному успеху. Доктор Кол, принявший эстафету лечения, сказал Миллигану:

«Я хочу, чтобы ты помнил одно: тебя судили и признали невиновным. Для нас ты не преступник. Независимо от того, что ты или кто-то другой внутри тебя совершил в прошлом, с этим покончено. Началась новая жизнь. Что ты будешь делать, каковы будут твои успехи, как ты будешь воспринимать вещи – как ты будешь сотрудничать с Билли, чтобы окончательно войти в одну личность и остаться там – вот что поможет тебе выздороветь. Ты должен захотеть выздороветь... [18].

- Все в порядке Билли. Твоя память улучшиться, и ты обнаружишь, что знаешь больше, чем думаешь.

- Доктор Хардинг тоже это говорил. Он говорил, что так будет, когда все соединятся, и это случилось. Но после суда я опять разделился. Почему так?» [19].

Однако Билли всегда распадался на отдельные свои личности, как только не мог справиться с какой-то ситуацией. В результате, в конце концов, Билли помещают в Государственную клинику для психических больных преступников в Лиме, где ему поставили диагноз – «псевдопсихопатическая шизофрения с диссоциативными проявлениями, необщительная личность, враждебный подтип, наркотическая и алкогольная зависимость», и соответственно лечили и обращались [20]. Тем не менее, борьба врачей и адвокатов за Миллигана не прекращалась и принесла плоды: дело пересмотрели и Билли вернули в Афинский центр психического здоровья, где доктор Кол «приступил к трудной задаче – исправить вред, нанесенный за два с половиной года, и собрать воедино все кусочки. Никто не знает, сколько времени потребуется для этого» [21].

То есть одни психологи считали Билли относительно здоровым человеком, а другие больным. Но является ли он здоровым на самом деле? Легче всего списать все это на множественную личность, мол, убивали, грабили и насиловали одни личности, а вызывают сочувствие как продукт времени и социальности – другие. Именно на этом основании психиатры и Дэниел Киз сочувствуют Билли Миллигану. Но так ли это, действительно, ли сам Миллиган здесь не причем, что он всего лишь продукт нашего кризисного времени?

Теперь наша гипотеза. Как индивид человек формируется под воздействием культуры («большая сфера влияния») и семьи («малая сфера») [22]. Необходимое условие такого формирования ‒ самоорганизация его психики, что не надо понимать только в естественном залоге; самоорганизация включает в себя также и формы осознания, рефлексии, более широко творчества. Случай с Билли Миллиганом и другие психические отклонения, в том числе и не патологические (например, гениальность или эзотерическая склонность личности), позволяют сформулировать предположение о том, что самоорганизация психики в культуре и семье происходит в форме формирования и обособления отдельных «режимов психического функционирования» (назовем их «псевдосубъектами»). При нормальном развитии человека псевдосубъекты осознаются как отдельные частичные наши личности (например, Я-идеальное и Я-реальное, Я с одними чертами характера и другими, конфликтные Я и пр.). При этом такие частичные личности не сливаются (не отождествляются) индивидом с его настоящей личностью, с личностью как таковой, поскольку существует «интегрирующая реальность», как правило, понимаемая в качестве нашего Я. Для патологического, отклоняющегося формирования человека характерно осознание псевдоличностей как самостоятельных субъектов или личностей со всеми вытекающими из подобного осознания проблемами. Более того, как мы видим из проанализированного случая, подобное сообщество «фантомных личностей» может иногда осознаваться как самостоятельная семья. В этом случае получаются два круга – семья обычная, внешняя (социальная) и необычная, внутренняя (изоморфная организации психики человека).  
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Киз Д. Множественные умы Билли Миллигана. М.-СПб.: изд. Эксмо, Домино, 2003. 512 с.
[2] Там же. С. 189.
[3] Там же. С. 93.
[4] Там же. С. 190.
[5] Там же. С. 203-205.
[6] Там же. С. 217.
[7] Там же. С. 219.
[8] Там же. С. 229.
[9] Там же. С. 232-233.
[10] Там же. С. 9-12, 84, 208, 240.
[11] Там же. С. 265-266.
[12] Там же. С. 241-215.
[13] Розин В.М. О природе сновидений // Мир психологии. 2008. № 4.
[14] Там же.
[15] Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М.: «ЛИБРОКОМ», 2011. 256 с.
[16] Киз Д. Множественные умы Билли Миллигана. С. 266.
[17] Розин В.М. Феномен множественной личности: По материалам книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». 4-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 37-54.
[18] Киз Д. Множественные умы Билли Миллигана. С. 151.
[19] Там же. С. 155.
[20] Там же. С. 482.
[21] Там же. 503-504.
[22] Розин В.М. Личность и ее изучение. М.: URSS, 2012. 232 с.; Розин В.М. Культурология. 2 изд. М.: Гардарики, 2003. 462 с.

© Розин В.М., 2021

Статья поступила в редакцию 24 октября 2020 г.

Розин Вадим Маркович,
доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник
Института философии РАН
e-mail: rozinvm@gmail.com

 

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG