НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

А.Я. Флиер

Системная модель социальных функций культуры

Аннотация: В статье выстраивается системная модель социальных функций культуры, практически наиболее распространенных в истории и современной жизни человечества. Большая часть этих функций унаследована человеческой культурой из социального поведения животных. Но некоторые появились уже на человеческой стадии истории.

Ключевые слова: культура, адаптация, социальные функции культуры, социальная солидарность людей.

 

Культура как система норм, представляющая собой целостный комплекс порядков деятельности и взаимодействия, складывается в практике жизни обществ исторически и порой существенно изменяется в ходе их истории. Будучи высоко единообразной по существу (по решаемым социальным задачам), культура по своим формам в той или иной мере варьируется у разных конкретных народов. Особенно велики культурные различия между обществами, которые находятся на разных стадиях социального развития (первобытной, аграрной, индустриальной, постиндустриальной). Но в любом случае культура – это система норм, которые:

• послушно исполняются в качестве традиций,

• по необходимости модернизируются и трансформируются,

• преодолеваются как устаревшие и замещаются новыми нормами.

Вместе с тем, разные локальные варианты этого нормативного комплекса, свойственные народам, находящимся на одном этапе социального развития, по многим характеристикам весьма близки и поддаются научной типологизации в ходе их исследования.

Социальные функции культуры связаны с потребностью в психическом и психологическом обеспечении жизнедеятельности людей, действующих в своих групповых интересах для эффективного решения большого круга задач по осуществлению коллективной жизни. Культура представляет собой реализацию в социальной практике людей комплекса их отобранных историческим опытом и наиболее приемлемых по своей социальной эффективности и последствиям способов совместной жизни и деятельности. По существу, все функции культуры в той или иной мере социальны (все культурное – социально, и все социальное – культурно), поскольку обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей и обусловленную этим видовую устойчивость Homo sapiens, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека с точки зрения их социальной приемлемости и желательности [1].

Такого рода функций культуры весьма много. Вместе с тем, они могут быть выстроены в иерархическую систему разных уровней, от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции более высоких уровней.

Наиболее общей и универсальной социальной функцией культуры самого высокого первого уровня следует признать функцию обеспечения оснований для социальной интеграции людей. В ходе ее реализации осуществляется:

• создание и развитие организационно-деятельностных, политических, психологических и иных условий, необходимых для устойчивого коллективного существования людей в составе тем или иным образом локализованных групп и продуктивной деятельности по удовлетворению их совместных интересов и потребностей;

• стимулирование заинтересованности людей в коллективном существовании в границах именно своей группы, как правило, стихийно сложившейся в той или иной исторической ситуации, но важной для них в качестве «их группы»;

• укрепление групповой идентичности людей в качестве членов именно этой социальной общности;

• поддержание высокого уровня групповой консолидированности, эффективности взаимодействия и коммуникативной плотности общения людей в данной группе;

• накопление социального опыта совместной жизнедеятельности и использование его для социального и культурного межпоколенного воспроизводства данной группы людей как устойчивой социокультурной целостности.

Ко второму уровню выстраиваемой иерархии можно отнести функции культуры, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей. Сюда включается:

• организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их объединения в различные более или менее самодостаточные социально-деятельностные группы:

- социально-территориальные общины (соседи, односельчане, племена, этносы, нации),

- социально-деятельностные общности (производственные, военные, учебные и иные коллективы, специальности, сословия, классы),

- социально-родовые коллективы (семьи, кланы, роды),

- коммуникативные общности (по диалектам, языкам),


- религиозные общности (секты, деноминации, конфессии) и т.п.;

• социальная коммуникация между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности, осуществляемая в формах:

- вербальных устных (личное непосредственное общение) и письменных (религиозные, законодательные, художественные, бытовые, хозяйственные, личностно-исповедальные и иные тексты);

- образных художественных (изобразительных, архитектурных, музыкальных, драматических, декоративных и др.) и технических (чертежи, иллюстрирующие рисунки, фотографии и др.);

- в символических жестах, позах и телодвижениях (в бытовой жестикуляции, в церемониальных, религиозных, танцевальных и иных пластических акциях);

- в символическом поведении церемониального и ритуального характера (обряды, церемониалы, богослужения, инициационные, свадебные и похоронные ритуалы, военные парады и иные церемонии и пр.).

• регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством отбора, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов культуры. Это подсистемы:

- конвенционального свойства (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет, ментальности и пр.);

- институционального свойства (право, политика, идеология, церемониал и т.п.);

- нормы, стимулирующие стремление людей к взаимодействию, взаимопомощи, социальной поддержке друг друга;

- нормы, стимулирующие социальное доверие между людьми;

- нормы, ограничивающие социальные притязания членов сообщества правилами, позволяющими избежать внутренних социальных конфликтов.

• направленная ориентация сознания людей на интегрирующие цели посредством выработки:

- общих целей и идеалов их совместного существования;

- групповых интересов и потребностей;

- чувства солидарности индивида с коллективом и защищенности им;

- чувства удовлетворенности человека действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия;

- формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, политических и иных маркеров) и оснований личностной и групповой идентификации;

- формирования заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам и пр.

Третий уровень – функции культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. В этом ряду фигурирует много порядков осуществления коллективной жизни, которые могут быть разбиты на три подгруппы.

1.    Порядки, регулирующие витальные интересы людей:

• порядки демографического и социального воспроизводства членов сообщества:

- нормы репродуктивного поведения, брачно-семейных и кланово-родственных обязательств;

- стандарты физического развития индивида;

- нормы и стандарты социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания;

- нормы соседского общежития, взаимопонимания, конструктивного взаимодействия;

- формирование заинтересованности индивида в приемлемых для общества формах социальной самореализации в разумных социальных притязаниях и пр.

• порядки физической и психической реабилитации и релаксации человека:

-  нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены;

- традиции кулинарии;

- социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья);

- традиции физической культуры и спорта, оздоровительного и культурно-просветительского туризма и иных форм активного отдыха;

- традиции народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразных форм развлекательного, игрового и иного досуга.

2.    Порядки, регулирующие социальную жизнь и деятельность сообщества:

• порядки адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания:

- анализ актов адаптации, осуществляемых опытным путем ситуативно, интуитивно;

- отбор наиболее удачных адаптивных изменений в культуре, которые в наибольшей мере соответствуют новым условиям существования;

- накопление опыта адаптации и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения;

- обеспечение коллективной и индивидуальной безопасности членов сообщества (оборона), их имущества, прав и интересов (правоохранительная система);

- правила рационального распределения деятельностных функций между членами сообщества;

- нормы обеспечения сообщества внешней безопасностью и поддержания внутреннего порядка и др.

• порядки развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами:

- нормы построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.);

- нормы развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария);

- принципы рациональной организации производства, потребления и обмена, обеспечения услуг и т.п.

• порядки организации продуктивной деятельности людей:

- основные формы трудовой деятельности членов сообщества и структура этой деятельности (производство материальных благ, управление, обеспечение безопасности, развитие сознания людей, торговля, бытовое обслуживание и др.);

- основные нормы, регулирующие порядок трудовой деятельности (трудовые обычаи, трудовое законодательство и пр.).

• порядки обретения собственности, власти и социальной престижности:

- приемлемые для сообщества технологии и формы властно-собственнических притязаний и отношений;

- допустимые способы обретения власти и богатства;

- иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (ранги, титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);

- формы допустимого и предпочитаемого пользования властью и богатством.

• порядки осуществления социальной мобильности:

- допустимые возможности изменения человеком своего социального статуса;

- стандартные перечни условий, необходимых для социального роста;

- стандартные перечни проступков, ведущих к понижению социального статуса человека.

• порядки осуществления взаимопомощи и социального патронажа:

- традиции оказания социальной поддержки людям, оказавшимся не способными к самостоятельному независимому существованию и т.п.;

- традиции благотворительности, милосердия, гостеприимства, помощи терпящим бедствие;

- принятые в сообществе принципы идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни;

- распространенные в сообществе мифологии социальной справедливости, «уравниловки», патронажа государства над личностью и т.п.

• порядки улаживания противоречий и конфликтов:

- система конвенций, на обыденном уровне регулирующих спорные ситуации в обществе;

- принципы законодательства, регулирующего спорные вопросы социального бытия и деятельности;

- развитие системы судов и арбитража.

• порядки поддержания социально приемлемого поведения членов сообщества и наказания за нарушения:

- система обычаев, регулирующих повседневное социальное поведение членов сообщества;

- система законов, регулирующих поведение членов сообщества в разных социальных ситуациях;

- система поощрений за правильное и наказаний за неправильное социальное поведение;

- нормы допустимого применения насилия для поддержания внутреннего порядка.

3.    Порядки, регулирующие сознание людей:

• порядки познания и накопления социально значимых знаний, формирования мировоззрения и трансляции социального опыта:

- доминирующие в сообществе принципы развития рациональных знаний (наука и обыденные рациональные наблюдения);

- доминирующие в сообществе принципы развития иррациональных представлений (религия, мифология, мистика, эзотерика, суеверия);

- доминирующие в сообществе принципы развития образных представлений (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);

- доминирующие в сообществе принципы развития системы средств целенаправленной межпоколенной трансляции знаний и социального опыта (воспитание, просвещение, общее и специальное образование) и пр.

• порядки коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми:

- нормы символизации объектов и явлений в форме обозначающих понятия слов, знаков, символов и пр.;

- особенности сложения языков обмена информацией;

- особенности формирования разнообразных систем указательных знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.;

- нормы развития систем фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технике, ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, непосредственной и дистантной, механическими и электронными средствами и т.п.);

- нормативные стандарты коммуникативных контактов между людьми, правил и норм обмена информацией бытового и служебного характера, правил употребления разных языков и пр.;

- особенности сложения институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информационные банки данных, картотеки и пр.);

• порядки обеспечения лояльности членов сообщества по отношению к господствующим правилам социальной жизни:

- принципы, лежащие в основе доминирующих в сообществе идеологий политического, социально-экономического, религиозного, культурного и пр. характера;

- модели социальной справедливости, принятые и реализуемые в сообществе;

- стандарты национальной (этнической, племенной), политической, религиозной, социальной и пр. самоидентификации членов сообщества;

- нормы жесткости в отстаивании приоритета доминирующих идеологий и наказаний за их нарушение.

Разумеется, три приведенных иерархических уровня социальных функций культуры и перечень порядков социального бытия сообщества, осуществление которых обеспечивается культурой, не исчерпывает всех ее возможных социально интегрирующих функций. Здесь приведены только основные. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению желаемого утилитарного результата, а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.

Этот перечень не показывает и реальной социальной значимости тех или иных функций культуры, которая исторически меняется. Например, в современной европейской культуре особо значимую роль играют образование и искусство. Тысячу лет назад в Европе образование и искусство были сравнительно малозначимы, а практическую жизнь людей определяли религия и обычаи, которые сейчас относительно второстепенны.

Функциональная дифференциация человеческих коллективов

Выше были рассмотрены те функции культуры, которые обеспечивают социальную интеграцию людей. Но культура обеспечивает еще и их социальную дифференциацию.

Эта задача культуры детерминирована тем, что человечество не представляет собой единого сообщества, связанного единой культурой, единым языком общения, едиными социальными, экономическими, политическими и прочими интересами. Фактически человечество объединено в огромное количество тем или иным образом локализованных больших или малых сообществ. Эти сообщества дифференцированы между собой не только по горизонтали в таксономически однопорядковые феномены (например, разные этносы), но и по вертикали в иерархически соподчиненные общности (этносы – субэтносы – региональные группы – односельчане – отдельные семьи и пр. или классы – специальности – специализации – трудовые коллективы – цеха и т.п.).

Есть основания для предположения, что такая сложная социальная структура человечества обусловлена не только широтой расселения людей по Земле, что накладывает понятные ограничения на их возможности непосредственного взаимодействия и коммуникации. Причиной такой дробной дифференциации служит и свойственная людям определенная психологическая потребность объединяться в малые социальные группы, члены которых хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют и коммуницируют между собой, что плохо реализуемо в больших социальных структурах [2]. Ведь и животные виды тоже объединены не в общевидовом масштабе, а на уровне отдельных популяций, строящихся преимущественно на основаниях брачного и кровного родства и ограниченных пищевой обеспеченностью территории проживания. Т.е. такая дробная социальная организация в принципе свойственна любой биологической жизни на Земле [3].

Древнейшей человеческой формой такого объединения в малую группу был первобытный род, также основанный на кровном и брачном родстве входящих в него людей [4]. Современным наследником рода является нуклеарная (основанная на браке) или клановая (основанная на кровном родстве) семья. Семья – это социальная общность брачного и кровнородственного типа, в которой возможности взаимодействия и коммуникации реализованы наиболее полно [5].

Но род (семья) в хозяйственном и в оборонительном отношениях являлся слишком маломощным коллективом, к тому же ограниченным брачными запретами на инцест. Поэтому роды стали объединяться в племена [6]. Племена были уже довольно крупными общностями, способными и к эффективному хозяйствованию и обороне. Внешними границами племени, по всей видимости, служила территория распространения общего языка (или диалекта), т.е. социальные границы племени определялись не только хозяйственными и оборонительными нуждами, но и ограничивались возможностями свободной коммуникации между его членами [7]. Позднее живущие по соседству и активно взаимодействующие и коммуницирующие племена объединились или трансформировались в этносы, т.е. народы [8]. Народы – это крупные социальные группы, объединенные общностью хозяйственных интересов (и обусловленной этим общностью политических интересов), хорошей возможностью коммуникации, благодаря единству языка общения (и обусловленной этим высокой культурной общностью), и ограниченные резким снижением коммуникативных связей с соседними народами, говорящими на иных языках [9].

Но территория расселения народов оказалась лишком велика для непосредственного взаимодействия и коммуницирования, поэтому реально люди селились отдельными компактными общинами (деревнями, селами), которые стали сообществами соседей (односельчан) – небольшими социальными коллективами, более крупными, чем отдельные семьи, и которых объединяли плотные хозяйственные и культурные связи, общие обычаи, верования, обряды и т.п. В отличие от народов, представляющих собой социальные общности с теоретической возможностью коммуникации всех со всеми и лишь опосредованным социальным взаимодействием, для односельчан характерно личное знакомство каждого с каждым и регулярное непосредственное социальное взаимодействие и коммуницирование [10].

Позднее появились и другие типы как малых социальных групп, связанных с организацией практической деятельности (артели, цеха, бригады, воинские команды и пр.), так и крупных социальных общностей, основанных на общих интересах:

• политических (государства и их сограждане, нации),

• религиозных (конфессии, деноминации, секты),

• социально-деятельностных (сословия, классы, специальности),

• профессиональных (трудовые коллективы, армии, монашеские ордена),

• квалификационных (ранги, чины, звания и пр.).

В этих условиях культура обеспечивает задачи упорядочивания всех социальных общностей людей, их разграничения между собой и манифестации их отличий друг от друга. Это вторая группа важнейших социальных функций культуры, в рамках которых культура поддерживает необходимую структурированность социальных общностей всех уровней локализации. Именно эта дифференцирующая функция культуры создает то, что мы называем локальным своеобразием культур – национальным, религиозным, социальным и пр. А локальное своеобразие в свою очередь закрепляется в культурных традициях, наследуется и воспроизводится в их рамках. И здесь следует заметить, что в большинстве случаев такая социальная дифференциация людей, выраженная в специфических формах их культур, основывается именно на возможности свободного коммуницирования, которая сравнительно высока внутри такой общности и резко снижается за ее границами.

В обоих рассмотренных случаях главное заключается в том, что культура обеспечивает порядок в социальной жизни сообщества, она упорядочивает социальную практику жизнедеятельности людей и именно в этом заключается ее наибольшая социальная значимость. Все прочие составляющие социальной полезности культуры (облагораживание личности, смягчение нравов, развитие гуманитарной эрудиции населения и пр.) являются уже производными от этой главной задачи, решаемой культурой – упорядочивания социальной жизни сообщества, установления определенного свода нормативных принципов и форм, по которым осуществляется эта жизнь.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Луман Н. Эволюция. М.: Праксис, 2005.
[2] Об этом см.: Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 2003.
[3] Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.
[4] Коротаев А.В., Оболонков А.А. Родовая организация в социально-экономической структуре классовых обществ // Советская этнография. 1989. № 2.
[5] См.: Семёнов Ю.И. Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. М.: Издатель Савин С.А., 2003.
[6] Коротаев А.В. «Апология трайбализма»: Племя как форма социально-политической организации сложных непервобытных обществ // Социологический журнал. 1995. № 4.
[7] Об этом см.: Гиренко Н.М. Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики. Л.: Наука, 1991.
[8] Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса) // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979.
[9] Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М.: Мысль, 1990.
[10] Об этом также см.: Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989.

© А.Я. Флиер, 2024.

Статья поступила в редакцию 24 марта 2023 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник Российского
НИИ культурного и природного наследия
им. Д.С. Лихачева, профессор Московского
государственного лингвистического университета.
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG