НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 


 
Эстетика в современном мире, ее роль в воспитании в человеке понимания Прекрасного и нравственных ценностей.
Интервью с Евгением Яковлевичем Басиным
 
Беседа Е. Шапинской с Евгением Яковлевичем Басиным на тему важности эстетического воспитания в наши дни, о путях преодоления кризиса эстетики, о необходимости прекрасного в жизни каждого человека. Е.Я. Басин – видный российский эстетик, автор ряда книг, много лет заведовал кафедрой эстетики в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова. Особое внимание в своих работах уделяет проблемам восприятия искусства, в частности эмпатии.
 

Аннотация: В интервью обсуждаются проблемы важности эстетического воспитания молодых людей в наши дни, необходимости Прекрасного в жизни каждого человека, а также пути преодоления кризиса эстетики как науки и как мироощущения.

Ключевые слова: эстетика, чувство прекрасного, эстетическое воспитание, кризис мироощущения.
 

Е.Ш. В наши дни эстетика не является востребованной дисциплиной, ее преподают в основном в вузах творческой направленности, а понятие  «эстетического воспитания» ушло в прошлое, как и многое, что делалось в нашей стране с точки зрения развития музыкального и художественного образования, как специализированного, так и общедоступного. Достаточно вспомнить работы Д. Кабалевского и Б. Неменского, которые создали замечательные системы приобщения детей к искусству. В чем, на ваш взгляд, заключается проблема эстетических ценностей сегодня и как ее можно преодолеть?

Е.Б. К сожалению, невостребованность эстетики – это бесспорный факт. И это – трагическая ошибка, поскольку эстетика влияет на все стороны нашей жизни. События, которые происходят в наши дни, говорят о том, что мы забываем о самых простых, извечных нравственных заповедях. Когда Достоевский (и не только он) говорил о том, что красота спасет мир, он имел в виду, что красота влияет на нравственность человека так, как не способно влиять ничто другое. Говоря об области образования, можно сделать вывод: эстетику нужно не просто вводить в образовательный процесс, а ставить на первое место. Эстетическое воспитание имеет преимущество перед всеми другими видами образования и воспитания, связанными с искусством, с нравственностью, с духовностью, поскольку оно несет в себе общечеловеческие ценности, оно универсально. О его сути и значимости для человека и для государства сказал еще Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании» – и лучше не сказал никто.

Е.Ш. Но искусство может нести в себе не только ценности Красоты и Добра  – мы все чаще видим в различных жанрах искусства апологетику насилия и доминирование безобразного. Об этом писала В.И. Самохвалова в своей книге «Безобразное». В этом случае, что может сделать такое искусство для формирования нравственного мира личности?

Е.Б. Несомненно, при создании программ эстетического воспитания и художественного образования на первом месте должен стоять высокий нравственный идеал человека, ценность человеческой жизни – жизни свободной, не ограниченной догмами. И преподавание эстетики может сыграть важнейшую роль в утверждении такого идеала. Я считаю, что эстетику необходимо не просто вводить в школы и вузы, а ставить на первое место среди гуманитарных дисциплин. Читать курсы по этике, по вопросам нравственности полезно – но воспринимаются они, особенно в младшем возрасте, с трудом, а когда те же идеи доносят через эстетическое воспитание, средствами искусства, они становятся доступны. Для этого необходимы непосредственные встречи с искусством, использование практических занятий.

Е.Ш. Каковы, на ваш взгляд, механизмы воздействия искусства на зрителя или слушателя? Недавно я брала интервью у Евгения Князева, и меня поразил его рассказ о том, как принимали театральных артистов в отдаленных от театрального мейнстрима городах. Люди благодарили за то, что они увидели живых исполнителей, стали сопричастны ауре живого театра. И это в век, когда практически все искусство оцифровано и доступно в Интернет-пространстве. В чем же магия «живого», ауратичного, используя термин В. Беньямина, искусства?

Е.Б. Занимаясь проблемой восприятия искусства в течение всей моей жизни, я пришел к выводу, что огромное место в художественном восприятии принадлежит экстрасенсорному элементу. Воздействие искусства телепатично, оно создает непосредственное впечатление. Конечно, это относится в большей мере к исполнительским искусствам, где происходит прямое телепатическое воздействие исполнителя на публику, и его ничем нельзя заменить. То же самое происходит и с восприятием живописи или скульптуры, но в этом случае оно опосредовано. Полотно, которое воспринимается многими, подобно «намоленной» иконе, содержит в себе память всех, кто стоял перед ним, любовался им и получал эстетическое наслаждение от него.

Е.Ш. Но что происходит в том случае, когда произведение искусства становится предметом «культурной индустрии», когда оно реплицируется в бесчисленном множестве артефактов туриндустрии, сувенирной продукции? Именно это и происходит с самыми известными образцами классического искусства.

Е.Б. В таком случае оригинал становится «немым», он перестает излучать свет, энергию. От картины, которая до бесконечности реплицируется в продуктах маскульта, ничего не исходит. Вообще момент открытия в восприятии искусства очень мало изучен, ему нет научного объяснения. Художественное воздействие связано с «подключением» особой энергетики, с которой и начинается искусство. Актер «... должен приблизиться к категориям сверхчувствительного восприятия, научиться гипнотическому контролю над настроением зрительного зала» [1].

Е.Ш. Несомненно, момент интуитивного постижения искусства очень важен в полноценном восприятии, в осознании эстетической ценности той или иной художественной практики. В ваших работах вы много писали об эмпатии. Что на ваш взгляд важнее для формирования полноценной эстетической культуры личности – непосредственное эмпатическое восприятие или систематическое художественное образование, приобретение «культурного капитала» (термин П. Бурдье)?

Е.Б. Конечно, эмпатия играет роль в приобщении человека к искусству. Но все же самое главное – это активное творческое участие, со-участие в создании образа в художественном произведении. Важен практический характер освоения искусства. Когда я заведовал кафедрой в Академии им. Сурикова, когда преподавал эстетику, вел семинары, то видел разницу между рассказом об искусстве, о жанрах и стилях и непосредственным освоением этого студентом в его работе. Но без этого рассказа многое было бы не понято и не освоено. Полученные знания тогда становятся частью жизненного мира человека, когда они подтверждены конкретикой примера. Я просил студентов проанализировать ту или иную картину и рассказать, в чем проявляется воздействие цвета, какой эффект этим достигается и т.п. Так и рождается понимание стиля, который не существует сам по себе, который воплощен в конкретных произведениях.
 

Е.Ш. Мне кажется, необходимо находить новые подходы, видеть основную цель преподавания эстетики (и истории искусства в целом). На мой взгляд, важны не столько технические детали стилистических приемов (они, несомненно, важны для специалиста), сколько умение разбираться в эстетической функции этих стилистических приемов, в том, как они способны пробудить эстетическое чувство у разных категорий публики, а не только у специалистов.

Е.Б. Я считаю, что должно быть разделение учебных курсов в зависимости от аудитории. Несомненно, для будущих профессионалов в области искусства нужны углубленные специализированные курсы эстетики. Но и для студентов не-творческих специальностей обязательно нужны курсы по эстетике, которые помогут им не только сориентироваться в мире художественной культуры, но и выработать собственную систему ценностей, как эстетических, так и этических. Кроме того, необходимо использовать все достижения современных технологий, к которым молодежь привыкла с детства, чтобы обогатить возможности различных типов восприятия. В этом смысле мультимедийные учебные материалы по искусству сегодня насущно необходимы.

Е.Ш. Хотелось бы затронуть еще одну важную проблему современной культуры – проблему отношения к культурному наследию, интерпретации классики в современной культуре. Я могу выделить две основных тенденции, которые существуют «рядоположенно» – с одной стороны, это «аутентичная» тенденция, попытка воспроизвести то или иное произведение в контексте его создания, максимальное приближение к времени автора. Я об этом писала в связи с модернизацией оперы современными режиссерами [2]. С другой – что наиболее распространено сегодня – это перенесение действия в современность или в какой-то условный контекст, что подразумевает универсализм эмоций, проблем, человеческих отношений. Что, на ваш взгляд, является наиболее важным для понимания и восприятия произведений искусства?

Е.Б. Я придерживаюсь той позиции, что связь с современностью необходима для «прочтения» классики сегодня. Мы не можем реконструировать то, что ушло в прошлое, в любом случае это будет не акт творчества, а обреченная на провал попытка исторической реконструкции. В нашей жизни другие ритмы, другие реакции. Конечно, когда мы говорим о художественной культуре прошлого, необходимо учитывать и исторический контекст, и стилевую доминанту той или иной эпохи. И все же необходимо делать акцент на современном звучании, с учетом конкретики эпохи его создания. Одинаковых рецептов здесь быть не может. Не может быть нормативной эстетики в применении к творческому акту – он всегда уникален и индивидуален, в подлинном творчестве не может быть дублирования. Кроме того, есть разные задачи. Если задача состоит в том, чтобы как можно более полно раскрыть замысел автора – этот одно. Тогда необходимо вновь вернуться к его эпохе и показать вечные элементы в искусстве прошлого с учетом той стилистики, в которой они были созданы. Но в любом случае показать это надо по-новому. Другая задача – это создание нового типа интерпретации, нового театра, пример чему – театр Мейерхольда.

Е.Ш. И все же – что на ваш взгляд самое важное в процессе эстетического воспитания, что нужно для того, чтобы мир прекрасного открылся перед человеком и сделал его жизнь лучше и интереснее?

Е.Б. Я приведу пример из своей практики. Я уже 15 лет преподавал эстетику, рассказывал о разных направлениях, в том числе о кубизме и, в частности, о Браке, но при этом ничего не чувствовал. Я много ходил по музеям и вот однажды в Праге увидел одну из картин Брака – только бросил взгляд, она зазвучала у меня в душе, и я воспринял ее эстетически. На это ушло около 15 лет. Итак, даже образованный и эстетически подготовленный человек может долго не воспринять эстетическую ценность произведения искусства – на это нужно время. Поэтому когда человек говорит: «Непонятно» – нужно как можно больше ходить и смотреть, и на каком-то этапе эстетическая ценность откроется. Мой отец был художником, он учился в Санкт-Петербурге, у Рериха и все дни проводил в музеях – это дало способность и воспринимать искусство, и создавать его.

Е.Ш. На ваш взгляд, чтобы создать систему эстетического воспитания, которая будет служить и целям духовно-нравственного формирования молодежи, что необходимо учесть, на что нужно обратить внимание?

Е.Б. Сегодня очень важен патриотический элемент в воспитании и образовании в целом. Мы привыкли думать, что прививаем его на классических образцах, на «Титанах». Но, кроме Пушкина и Лермонтова, в нашей литературе есть чудесные поэты, которые очень выразительно и эмоционально передавали и реальность жизни своего времени, и эмоции, и восхищение природой. Мой отец читал мне стихотворение Ивана Никитина «Бурлак»: «Взял я паспорт, подушное отдал...» – и оно брало меня за душу. И таких примеров, которые не вошли в учебные программы, но так много могут рассказать нам о нашей Родине, достаточно.
 

Е.Ш. Я согласна с Вами, и мне больно, когда наша культура принижается теми «деятелями», которые, чтобы заявить о себе как о современных и эпатажных «творцах», создают спектакли или фильмы, где наша история, наше искусство предстают как нечто «второсортное», исполненное мрака и негатива. Будем делать все, что в наших силах, чтобы наши дети, молодежь получила самое лучшее, что может дать искусство, и полноценному эстетическому воспитанию принадлежит в этом важная роль. Спасибо Вам, Евгений Яковлевич, новых Вам книг, новых идей.
 
 
ПРИМЕЧАНИЯ

[1] «Марк Захаров рассказывает, что значит стать актером». URL: http://www.treko.ru/show_article_1433
[2] Шапинская Е.Н. Опера в контексте посткультуры: игры с классикой и конфликт интерпретаций // Культура и искусство. 2013. № 3(15). С. 255-267.
 

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG