НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

Е.Н. Шапинская

Болгарская культура в России: традиции и современность

Екатерина Шапинская беседует с Майей Праматаровой, кандидатом искусствоведения, экспертом Болгарского культурного института в Москве.

Аннотация. Обсуждаются вопросы репрезентации болгарской культуры в России, деятельность Болгарского культурного института по популяризации различных форм болгарской культуры. Затрагиваются проблемы глобализации и ее влияния на практики искусства, а также создания новых культурных форм, актуальных в современном мире. Особое внимание уделяется проблемам сохранения традиции и культурного наследия в (пост)современном глобализованном мире.

Ключевые слова. Культура, искусство, глобализация, традиция, культурная память.
 

ЕШ. Майя, Вы работаете в Болгарском культурном институте в Москве. Расскажите, пожалуйста, какую роль играет ваш институт в культурной жизни столицы, с какими аспектами культурной жизни Болгарии вы знакомите москвичей?

МП. Болгарский культурный институт знакомит москвичей с лучшими образцами болгарской культуры. Мы делаем акцент на новое искусство – вот уже несколько лет мы проводим программы, где ключевым является это слово «новый». В День народных «будителей» (просветителей) мы организуем серию концертов «Новая болгарская музыка» в концертном зале музея «Чайковский и Москва». В этом году мы представили замечательный квартет «Филхармоника». Его руководитель, Павел Златаров, – концертмейстер Болгарского национального симфонического оркестра. Он и его коллеги – Анна Иванова, Милена Златарова и Иван Лалов – наряду с работой в филармонии имеют международную сольную карьеру. В программе были произведения Марина Гилеминова и Дмитрия Шостаковича, но исполнение Струнного квартета Милчо Левиева стало сокровенным актом памяти легендарного болгарского музыканта, который недавно ушел из жизни.

Слово «новый» является ключевым и для издательских программ Болгарского культурного института. БКИ издает сборники с пьесами современных болгарских драматургов. Некоторые из них уже библиографическая редкость. Недавно вместе с Центром славянских культур Библиотеки иностранной литературы БКИ представил оцифрованную версию книги «Попытка полета и другие пьесы» Йордана Радичкова, 90-летие которого отметили в 2019 году. Презентация последнего драматургического сборника с пьесами состоялась в Электротеатре, где они были представлены в форме читок молодыми русскими режиссерами.

Как совместный проект Болгарского культурного института при поддержке Министерства культуры Болгарии с БИИ выходит книжная серия «Новый болгарский роман» издательского центра «Рудомино». Болгарские писатели прилетают на премьеры, которые проводятся на книжных ярмарках и в институтах, например ИМЛИ, знакомятся с коллегами, журналистами и читателями; возникают новые издательские проекты.

Можно уже говорить о новой волне и в болгарском кинематографе – в 2019 году БКИ представил яркие образцы современного болгарского кино, такие как картина «Ага» Милко Лазарова, выдвинутая Болгарией на соискание «Оскара» за иностранный фильм, и фильм «Фотография с Юки» Лучезара Аврамова и Димитра Стояновича, получивший «Золотую розу» за дебют на национальном киносмотре в г. Варна.

ЕШ. Болгария в течение многих лет была страной, куда охотно ездили наши соотечественники. В наши дни многое изменилось. Что, на ваш взгляд, важного происходит в болгарской культуре, каково влияние глобализации, какое место болгарские деятели культуры занимают в художественной жизни Европы?

МП. Глобализация – это современный тренд во всем мире, она влияет на процессы обмена информацией, на саму суть искусства – формируется другая среда для возникновения и жизни художественных произведений, повышается уровень конкуренции. Мы стремимся быть на уровне этих вызовов и приглашаем артистов, признанных авторитетов в разных сферах искусства. Среди наших гостей в 2019 году была звезда оперного театра Соня Йончева – она встретилась с гостями на премьере документального фильма Арто+ «Sempre Libera», которая состоялась в кино Третьяковки.

ЕШ. Наши языки очень близки друг другу. Какова судьба русского языка в Болгарии сегодня? Интересует ли российских студентов болгарский язык, где они могут его применить?

МП. В Болгарии существуют школы, где изучение русского языка на высоком уровне, у нас языковое обучение имеет хорошие практики. Мы, как Культурный институт, поддерживаем все формы изучения болгарского языка, проводим образовательные программы в школах и университетах, организуем встречи болгаристов и переводчиков с писателями, такими как Алек Попов и Йордан Д. Радичков, осуществляем виртуальные мосты с теми, кто не может приехать. Замечательный разговор провели в Российской государственной молодежной библиотеке с Георгием Господиновым, когда анимационный фильм Теодора Ушева, созданный на основе его рассказа «Слепая Вайша» был номинирован на «Оскар».

ЕШ. Болгария – страна с древней культурой, в ней смешались традиции разных этносов, что сказалось на народном искусстве. В наш технологичный век истоки культуры часто теряются в увлечении современными проблемами. Насколько интенсивно идет в Болгарии процесс сохранения фольклора, народного искусства, что очень важно для поддержания культурной памяти?

МП. Болгарский фольклор – «традиционная марка» Болгарии, болгарская песня летит в исполнении Вали Балканской в космической капсуле, во всем мире существуют ансамбли болгарской народной музыки и танца, в том числе и в Москве. В Россию часто приезжают хоровые ансамбли – «Драгостин фолк националь», Женский хор «Ваня Монева». Они выступают в рамках Пасхального фестиваля в концертных залах, в храмовых пространствах и в домах для социально слабых. На этом Пасхальном фестивале выступал и выдающийся камерный ансамбль «Софийские солисты».

Наша выставочная деятельность очень богата. В Российской академии художеств мы представили большую ретроспективную выставку Светлина Русева, в МГХПА им. Строганова была показана ретроспектива художника-иллюстратора Ясена Гюзелева, в Культурном центре «ЗИЛ» – работы Капки Кыневой; пытаемся сочетать эти выставки с встречами, которые проводятся в рамках книжной ярмарки интеллектуальной литературы NonFiction.

ЕШ. Я была на нескольких мероприятиях Болгарского культурного института, в частности на очень интересной выставке работ Ясена Гюзелева, и очень рада, что имею возможность знакомиться таким образом с вашей богатой самобытной культурой. Как вы думаете, каковы перспективы расширения интереса в России к болгарской литературе, к кино, к музыкальному театру? Не планируете ли вы туристических поездок, направленных на знакомство с древними городами, с музыкальными фестивалями и другими событиями в творческой жизни вашей страны? Сейчас в Европе популярны различные исторические реконструкции, музыкальные фестивали в формате open-air. Какие события этого типа проводятся в Болгарии?

МП. Культурный туризм – это лучшая форма знакомства с данной страной, много людей и государственных структур работают над этим. Мы, со своей стороны, стремимся создавать и поддерживать контакты между разными партнерами: университетами, галереями, театрами, чтобы они потом самостоятельно продолжали воздвигать мосты сотрудничества. А бывает и наоборот, фестивали, театры или творцы разных жанров создают первоначальные контакты сами, а потом мы подключаемся и содействуем и популяризируем данное событие.

ЕШ. Когда мы с Вами познакомились, речь зашла о болгарских оперных певцах. Так родилась идея провести концертные вечера, посвященные великим певцам ХХ века, и эта идея воплотилась в вечере, посвященном 90-летию Николая Гяурова и в концертном вечере, посвященном другому знаменитому болгарскому басу, Николе Гюзелеву. Я счастлива, что принимала участие в этих вечерах, что на них звучали не только записи, но и живая музыка. Как Вы оцениваете эти вечера-концерты, какие у Вас впечатления от их участников и от публики?

МП. Мы придумали, на мой взгляд, некий гибридный жанр, в котором путешествие в мир музыканта сочетается с концертом из его репертуара. Первый вечер был юбилейным, и мы окунулись в творчество знаменитого болгарского баса Николая Гяурова. Для меня самым ценным было то, что рассказ о нем шел со стороны его коллег. Чего только стоили воспоминания народного артиста России Александра Сибирцева! На вечере о выдающемся певце Николе Гюзелеве подход был несколько другой, благодаря Вашему, Екатерина, погружению в мир «лучшего Дон Жуана на все времена». В оба вечера, эмоциональными пуантами были арии солиста «Новой оперы» Отара Кунчулиа. Голоса Болгарии – это богатство, которое наши певцы разносят по всему миру. Я бы предложила вам в обозримом будущем сделать и вечер Бориса Христова, и это уже будет Программа: «Басы Болгарии, которые любит весь мир». Это, конечно, камерные программы, но они напоминают славные гастроли самих артистов и нашей национальной оперы.

ЕШ. Спасибо Вам, Майя, за Ваше интервью и за Вашу работу в Болгарском культурном институте, хотелось бы продолжить наше общение не только в России, но и в Болгарии.

© Шапинская Е.Н., 2020

Статья поступила в редакцию 21 сентября 2019 г.

Шапинская Екатерина Николаевна
доктор философских наук, профессор
 Российского государственного
университета физической культуры.
e-mail: reenash@mail.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG