НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства

В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры

М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение

Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)


Анонс следующего номера

 

 

А.Я. Флиер

Что же все-таки изучает культурология?

Аннотация. В статье рассматривается многообразие взглядов на место культурологии в отечественной науке и образовании. Предлагается новая модель организации и  систематизации предметно-проблемного поля культурологии в трехуровневом варианте, отражающая стихийно сложившийся порядок направленности культурологических исследований.

Ключевые слова. Культурология, ее отрасли, проблемные направления и предметные области, наука и образование.
 

Ни для кого не секрет, что в академическом дискурсе слово «культуролог», если не является ругательным, то, по крайней мере, имеет выраженно отрицательную коннотацию. Культуролог – это ученый-межпредметник (а часто и его принадлежность к науке ставится под сомнение), не опирающийся на фундаментальное знание какого-либо эмпирического материала и не принимающий участия в его добывании. Он не участвует ни в археологических раскопках, ни в полевых этнографических экспедициях, не разыскивает новые документы по архивам, не открывает новые произведения искусства и т.п. Культуролог проводит теоретическое междисциплинарное обобщение материалов, заимствуемых из анналов иных наук, и в этом он схож с философом. Но философ опирается на многотысячелетнюю традицию, идущую еще от Античности, чего лишен культуролог. Зато культуролог много выступает на различных конференциях; ему всегда есть, что сказать по любой проблеме, но такое универсальное знание отличается сомнительной достоверностью и часто является просто его личной интерпретацией обсуждаемого предмета. Нередко культуролог – это неудачник, не сумевший проявить себя и достичь успеха в академических науках и потому ушедший в новую, еще не доказавшую свою адекватность отрасль знаний, где все принимается на веру. Это одна точка зрения.

Другая точка зрения состоит в том, что культурология, наряду с синергетикой, относится к современным постнеклассическим наукам [1], для которых междисциплинарный синтез знания является важным методологическим принципом, позволяющим открывать новые ракурсы обобщения и анализа давно известного материала, постигать его смыслы, неведомые предшествовавшей науке. Культурологи занимаются вторичным обобщением знаний, как правило, в рамках «теории среднего уровня» [2], не столь умозрительной как в философии, но и не столь предметно конкретной как в академических дисциплинах. Действительно, культурологам принадлежит много теоретических суждений, а порой и открытий, касающихся культурной мотивации человеческого поведения, культурных причин тех или иных исторических общественных процессов, культурных оснований разных идеологий и пр.

Хотя культурологии как науке уже больше полувека, до сих пор не утихает дискуссия о том, какое место в российской науке и образовании она должна занять.

Одна группа специалистов (и я принадлежу к ней) считает, что культурология – это общественная наука и ее место в одном ряду с социологией, антропологией и политологией. Но культурология – это универсальное знание об обществе, и она должна занять нишу в науке и образовании, которую в советское время занимал исторический материализм. Однако при этом культурология должна опираться на весь существующий спектр теорий развития общества, а не только на марксистскую формационную модель, учитывать достижения современной социологии, футурологии, школы cultural studies и др. Таким образом, культурология – это новое обществознание. Эту группу специалистов принято считать сторонниками социальной культурологии.

Другая группа специалистов видит в культурологии новую филологию и считает, что культурология – это развитие семиотики, распространяющее ее текстологические принципы познания на всю социальную реальность. Культурология должна всю эту социальную реальность воспринимать как системообразующий текст и дешифровывать социальные и культурные смыслы, заложенные в ней и скрытые в ее символике. В свое время французские структуралисты, следуя этим путем, пришли к постмодернизму.

Третья группа специалистов считает культурологию новым искусствознанием, которое в отличие от академического искусствоведения, изучающего искусство с позиций мастерства его исполнения, должна исследовать в искусстве в первую очередь его содержание, а именно социокультурные смыслы и их социальный заказ, изучать влияние общества на искусство и влияние искусства на общественное сознание. Т.е. заниматься, по существу, социологией искусства, развивая традицию философской Франкфуртской школы. Вторую и третью группы специалистов принято определять как сторонников гуманитарной культурологии.

Конечно, далеко не все культурологи принадлежат к этим группам. Активисты этих групп являются выразителями крайних взглядов на культурологию и ее задачи. Большинство же культурологов занимает компромиссную позицию по этим вопросам, полагая, что культурология должна заниматься и тем, и другим, и третьим, или вообще не имеет никакой позиции на этот счет.

О том, что изучает культурология, написано уже очень много (и мной в том числе), но вопрос структуры культурологического знания остается открытым до сих пор, и приходится в очередной раз к нему возвращаться. Я позволю себе предложить читателям еще одно размышление на этот счет.

Обоснование новой модели структуры культурологического знания состоит в том, что эта структура более дробно, чем раньше, членит это знание на три уровня: первый – отрасли знания, различающиеся главным образом методологически; второй – проблемные направления знания, различающиеся социальными проблемами, решаемыми в данном сегменте; и третий – предметные области знания, различающиеся сущностью изучаемых артефактов. Это позволяет, во-первых, более полно, чем раньше, охватить познавательное поле культурологии и, во-вторых, наглядно соотнести разные сегменты между собой. В предлагаемой модели отрасли культурологического знания пронумерованы цифрами, проблемные направления культурологии выделены литерами, а предметные области культурологии обозначены символом •.

1. Теория культуры, изучающая сущность культуры, ее природу и структуру, а также основные закономерности ее функционирования и развития. Она состоит из:

а) философии культуры, базирующейся на умозрительном осмыслении культуры и включающей:

• онтологию культуры, осмысливающую сущность культуры;

• аксиологию культуры, изучающую культуру как систему ценностных ориентаций человека;

б) фундаментальной теории культуры, базирующейся на обобщении эмпирического знания о культуре и включающей:

• морфологию культуры, изучающую внутреннюю структуру культуры и взаимосвязи ее компонент;

• динамику культуры, изучающую систему закономерностей, регулирующих процессы исторической устойчивости и изменчивости культуры во времени;

• функциональную теорию культуры, изучающую культуру с точки зрения ее социальной полезности и влияния на разные области жизни людей.

2. История культуры, изучающая динамику культуры в хронологическом порядке и описывающая исторические изменения культурных форм. Она состоит из:

а) фактологической истории культуры, сосредоточенной в основном на систематическом описании исторических культур и меньше на их проблемном анализе, изучающей:

• происхождение культуры и первобытный этап ее истории, описывающее и анализирующее процессы, закладывающие в культуру основные характеристики, определившие ее сущность в дальнейшем;

• историю культуры разных народов и регионов, излагаемую главным образом посредством описания исторической изменчивости их форм с акцентом на национальной специфике этих форм и различием между культурами разных народов;

б) истории символики социальной престижности, изучающей символику престижности во внешнем имидже, одежде, макияже и прическах, украшениях, наградах, атрибутах власти и статуса, обстановке и оформлении интерьера и т.п., включающей:

• изучение костюма и моды, в которых наиболее полно выражена символика социальной престижности;

• изучение материальной культуры повседневности, которая наиболее полно отображает образ жизни той или иной социальной группы в ту или иную эпоху;

• изучение статусной символики и атрибутики, отображающих положение человека в социальной иерархии своего времени.

в) памятниковедения, изучающего историю культуры в ее движимых и недвижимых материальных продуктах (объектах культурного наследия), включающего:

• музееведение, изучающее технологии хранения и экспонирования культурных артефактов, поддающихся перемещению и выставляемых в экспозицию;

• библиотековедение, изучающее технологии хранения и использования книг и рукописей;

•  архивоведение, изучающее технологии хранения и использования документов;

• охрану и экспонирование архитектурных памятников, не подлежащих перемещению и показываемых в руинированном или отреставрированном виде.

3. Социология культуры изучает социальную структуру культуры и особенности ее проявлений в рамках тех или иных социальных функций. Сюда входят:

а) основы социологии культуры, посвященные изучению особенностей культуры разных социальных групп (сословий, классов, профессиональных констелляций), их образа жизни, ценностных предпочтений, культурных взаимодействий между ними и т.п., что включает:

• изучение народной культуры, сконцентрированное на бесписьменной культуре крестьянства, отличающейся традиционностью, низкой рефлексивностью, устойчивой повторяемостью во всех проявлениях, преобладанием коллективно-общинного начала, наличием многочисленных пережитков первобытной эпохи и т.п.

• изучение массовой культуры, сконцентрированной в основном в досуговой практике массового потребления средних горожан, отличающейся мифологизацией пользующегося спросом продукта (как материального, так и художественного, информационного и т.п.), ажиотажностью спроса, низкими требованиями к качеству, вниманием потребителя прежде всего к модной форме продукта и пр.;

• изучение элитарной культуры, сконцентрированное на письменно-книжной культуре высокообразованных и высокоспециализированных горожан, отличающейся глубокой рефлексивностью, новационностью, творческой активностью, выраженностью индивидуального начала (что принято называть «высокой культурой»);

б) анализ нормативно-регулятивной поведенческой культуры, выраженной в обыденном бытовом поведении человека, в обычаях, нормах вежливости, гостеприимства, этикете и пр., что включает:

• изучение этнографических обычаев и нравов, регулирующих жизнедеятельность сельской крестьянской среды, складывающихся стихийно в процессах адаптации к условиям существования;

• изучение городских социальных норм адекватного поведения, регулирующих городскую жизнь и социальные взаимодействия, складывающихся тоже стихийно отчасти на основе обычаев, отчасти как реакция на текущие исторические события, отчасти под влиянием элитарной культуры;

• изучение этикетных норм жизни аристократического общества, регулирующих жизнь высокообразованных и социально успешных слоев, складывающихся в основном как реакция на исторические события и под влиянием более престижных образцов;

в) феминистские исследования, сосредоточенные на анализе этапов социальной эмансипации женщин в европейской и американской культуре.

4. Психология культуры, изучающая общественное сознание и культуру как феномен этого сознания. Она состоит из:

а) анализа общественного сознания, сконцентрированного на изучении структуры этого явления, формирования и функционирования его основных составляющих, определяющих культурное сознание общества, что включает:

• изучение исторически доминирующего мировоззрения, научной и культурной картин мира, параметров системности этих картин и пр.;

• изучение идеологии как системы представлений о принципах социальной справедливости, параметрах добра и зла и т.п.;

• изучение основ идентичности как системы отождествления человеком себя с тем или иным обществом, нахождения им своего места на карте социальной структуры мира и пр.;

б) анализа культурной коммуникации, сконцентрированного на параметрах функционирования каналов обмена информацией между людьми, что включает:

• изучение внутрикультурной коммуникации, осуществляемой между разными людьми и группами в пределах одной культуры, при общности языка, ментальных установок и т.п.;

• изучение межкультурной коммуникации, осуществляемой между людьми и группами, принадлежащими к разным культурам.

5. Прикладная культурология осмысливает возможности применения научного культурологического знания в практике культурной деятельности. Она включает:

а) теорию культурной политики, сосредоточенную на разработке научных оснований государственной культурной политики, формулировании социокультурных целей такой политики и систематизации ее задач, что включает:

• разработку научных оснований культурной политики, ее целей и задач;

• исследование возможности социального контроля и управления средствами культуры, разработку его технологий;

• исследование возможности формирования культурной среды с заданными параметрами;

• мониторинг социальной эффективности проводимой культурной политики;
 
б) основания культурологической экспертизы, преследующие цель оценки культурной значимости тех или иных объектов и возможности их использования в интересах культуры, включающей:

• разработку научных оснований культурологической экспертизы;

• разработку научных критериев культурной значимости и полезности экспертируемых объектов;

в) основы экономики культуры, разрабатывающей модели рентабельности различных культурных мероприятий, включающие:

• изучение рынка культурной продукции и определение продукции, пользующейся наибольшим спросом;

• разработку маркетинговой стратегии производства и сбыта культурной продукции.

6. Гуманитарная культурология изучает культурную значимость различных феноменов художественной и религиозной практики и их культурные смыслы и интерпретации. В нее входят:

а) текстология, исследующая социокультурные смыслы и влияния на общество разнообразных устных и письменных текстов, что включает:

• изучение фольклора и установление его содержательных связей с народными обычаями, обрядами, ритуалами;

• изучение мифо-религиозных текстов и установление их связей с религиозными и бытовыми поведенческими нормами, их общекультурных содержаний и влияния на внерелигиозную жизнь людей;

• изучение нормативно-правовых текстов и установление их влияния на повседневную культуру общества;

• изучение художественных текстов и установление их влияния на поведенческие стереотипы людей и их общую гуманитарную культуру;

• изучение медиа-текстов и установление их влияния на политические, социальные, экономические и иные притязания людей;

• изучение хозяйственно-бытовых текстов как свидетельств хозяйственно-бытовой культуры общества;

• изучение личных сокровенных текстов (писем, дневников) как индикаторов развития индивидуализированной культуры в обществе;

б) культурология искусства изучает различные аспекты художественной деятельности, но наибольшее развитие получила:

• социология искусства, изучающая связи искусства с обществом, проблемы социального заказа, влияние произведений искусства на жизнь общества, различные варианты массовой интерпретации художественных произведений и т.п.

в) анализ обрядов и ритуалов посвящен описанию разнообразных ритуализованных процедур, поиску их истоков и связей с рациональными основаниями, что включает:

• изучение мифо-религиозных обрядов и ритуалов, отражающих состояние общественного сознания в разные эпохи и формы культурной манифестации доминирующих верований и иррациональных представлений;

• изучение политических ритуалов, отражающих культуру власти в том или ином обществе;

• изучение народных календарных обрядов и праздников, отражающих хозяйственные проблемы сельского населения и формы крестьянской культуры того или иного народа.

7. Основания культурологического знания сконцентрированы на рефлексии познавательных и образовательных возможностей культурологии. Сюда входят:

а) теория и методология культурологической науки, разрабатывающая научные цели и задачи культурологических исследований, определяющая их проблемные границы и анализирующая их методологию и методику на предмет познавательной эффективности, что включает:

• построение общей структуры культурологического знания;

• анализ эффективности различных методологий и методов исследования культуры;

б) история культурологической науки, исследующая развитие культурологического знания в хронологической последовательности и выявляющая доминантные тенденции в этом процессе, что включает:

• исследования истории культурологической науки в целом и по направлениям;

• исследования научного творчества отдельных ученых;

в) теория и методология культурологического образования, исследующая образовательную полезность культурологического знания, разрабатывающая цели и задачи преподавания культурологии и анализирующая эффективность тех или иных педагогических технологий в этой связи, что включает:

• разработку структуры изучения культурологии в целом (как общей культурологии, так и специального культурологического образования);

• анализ эффективности различных педагогических технологий в изучении культурологии.

Конечно, в проблемно-содержательном плане реальная направленность всех названных отраслей, направлений и областей культурологического знания много шире, чем приведенные формулировки их характеристик. Но я старался ограничиться статистически преобладающей направленностью в наблюдаемой практике научных исследований по культурологии.

Теперь я позволю себе некоторые комментарии к предложенной схеме культурологического знания.

В направлении философии культуры намеренно не выделена ее гносеология. Культура – это наблюдаемое явление, и ее познание ничем принципиально не отличается от познания других наблюдаемых социальных феноменов. Никакой гносеологической специфики в изучении культуры я не усматриваю.

Отнесение культурной коммуникации к сфере психологии культуры, конечно, условность. Но, вместе с тем, информационный обмен более всего отражается на параметрах общественного сознания, его формировании и изменчивости, что, несомненно, уже область психологии.

В экономике культуры многие технологические аспекты объединены в маркетинговой стратегии производства и сбыта культурной продукции.

Самая большая содержательная проблема культурологии видится в фактологическом заполнении истории культуры. Размышлениям на эту тему было посвящено множество моих исследований [3]. Чем история культуры отличается от общей социальной истории? Большим вниманием к гуманитарному аспекту жизни? Но и война, и насилие, и репрессии в большинстве своих проявлений зависят от культуры своих исполнителей, что уже подвергалось научному анализу [4]. Даже такой опытный исследователь и философ культуры, как М.С. Каган, не мог решить эту проблему в своем синергетическом изложении истории культуры [5]. И.В. Кондаков пошел по пути оригинального структурирования материала по истории русской культуры [6], но при всем своем концептуальном новаторстве тоже не решил этой содержательной задачи. Мне представляется, что различие между изложением истории культуры и социальной истории связано не с отбором более «культурной» фактологии, отличаемой от менее «культурной», а имеет в основном концептуально-интерпретативный характер. История культуры – это и есть общая социальная история, но интерпретированная с позиций определенной теории культуры (избранного ее варианта), что в какой-то мере и делает М.С. Каган в своем историко-культурном сочинении [7].

Возвращаясь к приведенной модели структуры культурологического знания, нужно сказать, что особенностью этой схемы является то, что она отражает не умозрительные теоретические соображения о том, что надо бы исследовать в принципе, а в основном соответствует стихийно сложившейся практике культурологических исследований. Хотя распределение проблемных направлений и предметных областей по отраслям познания и названия многих направлений и областей отражают мои субъективные представления. Другой исследователь может сгруппировать и назвать их по-иному, что представляется вполне допустимым.

Все рассмотренные сегменты культурологии являются в большей или меньшей мере междисциплинарными, связанными с определенными смежными науками. А именно:

- теория культуры – с философией, социологией и антропологией;

- история культуры – с историей, археологией и антропологией;

- социология культуры – с социологией, антропологией и психологией;

- психология культуры – с психологией, философией, социологией и антропологией;

- прикладная культурология – с политологией, психологией и экономикой;

- гуманитарная культурология – с филологией, искусствознанием и религиоведением;

- основы культурологических знаний – с науковедением и педагогикой.

Разумеется, каждый ученый развивает междисциплинарный характер научного анализа в меру своих индивидуальных профессиональных возможностей. Большинство крупных ученых, как правило, концентрируются в двух-трех, а то и большем числе научных отраслей культурологии. Например, я работаю сразу в четырех отраслях: теории культуры, социологии культуры, психологии культуры и основах культурологического знания; чему и посвящены мои статьи и книги.

Что нового при этом познается? В чем увеличивается объем и глубина наших знаний о человеке и обществе? Я перечислю только некоторые позиции, важные для меня как ученого.

Во-первых, углубляется наше понимание причин социальной интеграции и многообразия ее форм, развивавшихся на протяжении всей истории. Люди не случайно ведут групповой образ жизнедеятельности. За этой потребностью в коллективных формах жизни стоят фундаментальные психологические и социальные потребности, проявляемые в культуре и обеспечиваемые культурой.

Во-вторых, углубляется наше понимание причин культурного многообразия человечества, что связано в основном с проблемами адаптации к условиям существования (в первобытности), а также стимулируется культурным влиянием одних народов на другие (по мере роста цивилизаций).

В-третьих, углубляется наше понимание закономерностей исторической динамики развития человеческого общества, получающей яркое отображение в культуре. Эта динамика обусловлена, конечно, многими причинами, среди которых важнейшей представляется рост профессиональной специализации в труде.

Эти знания и еще множество иных дала нам культурология.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См. об этом: Стёпин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
[2] См.: Меrtоn, Robert King. Social Theory and Social Structure. Glencoe, IL: Free Press, 1957 (Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: тексты. М.: Изд. МГУ, 1994. С. 379-448).
[3] Из последних работ см., например: Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие-Артем, 2014. С. 11-302; Флиер А.Я. Некоторые закономерности исторического социокультурного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 30-34; Флиер А.Я. Развитие теории исторической динамики культуры: взаимодействие социального и культурного факторов // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 109-112 и др.
[4] См. об этом, например: Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Диаграмма, 2006. 320 с.
[5] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. СПб.: Петрополис, 2001. Т. 1 383 с.; Т. 2. 320 с.
[6] Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. 686 с.
[7] Каган М.С. Указ. соч.


© Флиер А.Я., 2018

Статья поступила в редакцию 2 февраля 2018 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор Московского государственного
лингвистического университета
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG