НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

Классическая музыка в современной культуре:
размышления исполнителя и педагога.  
Беседа Екатерины Шапинской с пианисткой Татьяной Рубиной

Татьяна Рубина – пианистка, народная артистка России, доцент Московской консерватории. Первым ее учителем была мама – выпускница Московской консерватории. Окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу профессора Льва Николаевича Оборина. Ее концертная деятельность началась еще в годы учебы в консерватории, и продолжается сегодня, как на сольных концертах, так и в ансамблях. Татьяна Рубина концертировала во многих странах мира, свою концертную деятельность сочетает с преподавательской работой в Московской консерватории. Т. Рубина имеет фондовые записи на радио. Радиостанция «Орфей» посвятила пианистке цикл передач. Ею записано 6 компакт-дисков. За свою концертную деятельность Татьяна Рубина в 2004 году была удостоена звания Народной артистки России. В ее репертуаре – произведения Моцарта, Шуберта, Шопена, Бетховена, Чайковского и многих других великих композиторов.

Аннотация. В интервью Т. Рубина делится своими размышлениями о ситуации в современном классическом музыкальном исполнительстве и общем состоянии современной культуры.

Ключевые слова. Музыка, фортепианное исполнительство, музыкальное образование, культура.
 

Е.Ш. На Ваш взгляд, какое место занимает классическая музыка в современной культуре? Что представляет собой целевая аудитория, которая любит и понимает классическую музыку?

Т.Р. Классическая музыка всегда была достоянием элиты. В середине ХХ века консерваторию посещали женщины, часто бедно одетые, но хорошо знающие музыку. Они занимались в детстве, и это осталось на всю жизнь. У них был свой взгляд на искусство. Это было интересное время. Концерты начинались поздно, в половине девятого вечера, и люди долго не расходились, ночами обсуждая услышанное.

Сейчас очень многим, кто классическую музыку понимает, концерты недоступны. Могу привести пример – гастроли Венского филармонического оркестра в Москве, которые проходили в Кремлевском Дворце. Публика пришла совершенно неподготовленная – надо было слышать аплодисменты, которые звучали после каждой части симфонии. Эти люди, которые представления не имеют о симфонической музыке, купили дорогие билеты, потому что это модно и престижно. Иногда билеты закупаются фирмами для поощрения сотрудников, вне зависимости от содержания спектакля или концерта.

Е.Ш. Я была на концерте Венского филармонического, и мне тоже было обидно, что такой коллектив и Рикардо Мутти за дирижерским пультом играли для публики, которая совершенно не способна была оценить качество исполнения этого прославленного во всем мире оркестра. В чем же причина таких неудач?

Т.Р. Конечно, ситуация не всегда столь печальна – Большой зал консерватории более доступен для любителей музыки, а в Малом и Рахманиновском залах концерты чаще всего бесплатные. Так что прекрасную музыку услышать все же можно и тем, кто не в состоянии платить за дорогие билеты. Хотя гастролеров в консерватории в последнее время бывает очень мало.

Е.Ш. Я слышала там много замечательных концертов, в том числе и Ваших, и публика была действительно понимающая, пришедшая специально на исполнителя или на композитора. Что касается масштабных концертов, исполнителей, приобретших звездный статус, их теперь тоже можно слышать повсеместно – и без затрат. Я имею в виду он-лайн трансляции, которые практикуются во всем мире, а теперь осуществляются и Московской филармонией. Что Вы думаете по этому поводу?

Т.Р. Никакая технология не может заменить живого общения. Во время концерта зал чувствует напряжение, которое идет от сцены, а к сцене идет ответный импульс. Не только трансляции, но даже самые совершенные записи не могут передать ого ощущения, которое возникает при «живом» исполнении.

Е.Ш. Насколько, на Ваш взгляд, важно наличие музыкального образования, пусть начального, для полноценного восприятия музыки?

Т.Р. Начальное образование в музыкальной школе, конечно, полезно, но есть много случаев, когда человек самостоятельно приходит к пониманию музыки. Эта тяга может возникнуть в результате удачного прослушивания того или иного исполнения, удачного исполнения. Несомненно, на начальной ступени очень важно слушать различные записи, они очень помогают воспринять музыку.

Е.Ш. У Вас большой преподавательский опыт, Ваша мама тоже была педагогом, Вы прошли все стадии музыкального образования, сами преподаете в консерватории. Что Вы можете сказать о современных студентах?  

Т.Р. Студенты разные – есть те, кто любит музыку, которые полны творческих замыслов; есть такие, которые еле добираются до диплома. Многие к 5 курсу и вовсе перестают играть. Стимула осваивать профессию нет – после окончания консерватории практически невозможно устроиться работать по профессии. Аспирантура недоступна – места там распределены уже с 1 курса. Отсюда общая тенденция – получить дальнейшее образование в Европе, где это вполне доступно с точки зрения финансов. Многие выпускники поступают в юридические или финансовые академии, идут в сферу бизнеса. Поэтому очень немногие студенты до конца сохраняют желание посвятить себя музыке.

Е.Ш. Задам мой традиционный вопрос: считаете ли Вы, что культура в наши дни находится в кризисе?

Т.Р. Несомненно. Хотя считается, что у нас самые лучшие слушатели, положение музыкантов очень проблематично. Практически нет института импресарио – они активны только на конкурсах. Если участник получает престижную премию, импресарио им займется, и профессиональная жизнь сложится. Но в целом, судьба классических музыкантов никого не заботит. Классическое искусство всегда существовало на дотацию, а сегодня оно оказалось в «свободном плавании», без поддержки. Аренда залов настолько дорогостояща, что концерты не окупают себя. В этих условиях все разговоры о творчестве теряют смысл, и мы будем продолжать терять молодых талантливых исполнителей. Что касается моего творчества, я с благодарностью вспоминаю своих педагогов, тех людей, которые преподавали в консерватории в мои студенческие годы, – моего профессора Л. Оборина, Я. Флиера, который помогал своим студентам и заботился о них, который воспитал многих лауреатов престижных конкурсов.

Е.Ш. Я разделяю Вашу тревогу, я тоже вспоминаю с благодарностью своих Учителей, которые не жалели сил и времени, чтобы помочь способному и заинтересованному студенту. Могу только выразить надежду, что ситуация повернется в лучшую сторону, поскольку классическая музыка – это великая ценность человека и человечества, а те, которые ее исполняют, воплощают это великое искусство в жизнь и достойны самого большого внимания и поддержки.

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG