Гипотезы:
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии:
В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)
А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)
Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)
В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства
В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика:
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры
М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение
Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей
Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
Анонс следующего номера
|
Клаудиа Хенцлер, австрийская фотохудожница об искусстве, проблемах современной культуры и смысле деятельности художника
Беседа с Екатериной Шапинской
Работы фотохудожницы Клаудии Хенцлер хорошо известны как в Европе, так и за ее пределами. Побывав на выставке работ Клаудии в Вене и побеседовав с ней в Зальцбурге, я предложила ей ответить на несколько вопросов о работе, о современной культуре и ее проблемах, о смысле творчества художника в наши дни.
Аннотация: В беседе Клаудия Хенцлер объясняет цель и художественную сверхзадачу своего творчества – организовать встречу зрителя с «божественным», с тем, что невозможно выразить словами, в этом она видит цель любого искусства. Художница не считает современную ситуацию каким-либо кризисом культуры, а только этапом ее исторического развития.
Ключевые слова: Искусство и его цель, встреча с «божественным», выражение себя, собственного «Я», культурный кризис.
Е.Ш. Клаудия, что бы вы хотели выразить в Ваших работах? Какова их идея, значение для человека?
К.Х. Прежде всего, я всегда выражаю себя. То, что вы испытываете и видите посредством моих работ, дает возможность заглянуть мне в душу. Я делюсь своей точкой зрения, моим восприятием внутреннего и внешнего мира. В течение 10 лет я делаю это профессионально, в моих лекциях и, в особенности, в фотографических работах.
Е.Ш. Ваша выставка „Wohin“ («Куда?») в Вене проходит в Центре под названием „Quo Vadis?“. Это отражает суть Ваших работ?
К.Х. Да. „Quo Vadis“ – латинское выражение, которое значит «Куда ты идешь?». Центр под таким названием находится в центре Вены, в нем встречаются люди разных национальностей и вероисповеданий. Его цель – помочь людям в их поисках ответа на важнейшие вопросы: «Откуда мы появились?», «Зачем мы здесь?», «В чем смысл жизни?», «Куда ведет нас жизненный путь и какой путь мы выбираем?». С этой точки зрения, Центр „Quo Vadis“ – идеальное место для моей выставки „wohin“ (название которой синонимично „Quo Vadis“ – «Куда?»).
Посредством моих фотографий, видеоинсталляций и мастер-классов я предлагаю создать место встречи. Место, где может состояться диалог. Диалог с вашим внутренним «Я». С искусством. И с «Другим». Конечно, каждая выставка и каждая моя работа показывают разные подходы и разный предмет. Нить всех моих работ идет через мой фокус зрения. Я подчеркиваю атмосферу и эмоции. Можно сказать, я пытаюсь уловить суть и дух места или человека… В этом моя миссия – выяснить ответы на вопросы: «Что является особенным? Что уникально? Что прекрасно?» Я не имею в виду только внешнюю красоту, когда я говорю о прекрасном. Красота – это нечто, присущее творению. Это может быть луч света, мерцающий в темноте, который заставляет даже пыльную дорогу казаться таинственной и необыкновенной. Что бы я ни видела, я ищу великолепия и вечности. То, что, на первый взгляд, является неуловимым, но светится изнутри и, таким образом, может стать видимым и для других. Те, у кого есть глаза, увидят, а те, кто позволит себе быть тронутым, будут затронуты.
Некоторые мои работы вызывают улыбки, другие – слезы, а некоторые – потрясают, вызывают мурашки по коже. Я называю эти пойманные моменты «встречами с бесконечным. С настоящим. С сутью. С сутью вашего существования». Эта «встреча» может произойти – или не произойти – посредством искусства. А мое искусство – это искусство бытия, искусство фотографии и визуального рассказа. Конечно, это процесс. Это приключение. И я счастлива своими множественными уникальными встречами, которые происходят на этой бурной дороге жизни.
Е.Ш. Вы работали на Зальцбургском Фестивале, наблюдали за артистами и публикой. По вашему мнению, помогают ли такие события как Зальцбургский фестиваль продвижению классической музыки?
К.Х. Я фотографирую по всему миру как крупные события, так и не столь большие. Иногда это занимает несколько часов, иногда несколько дней. В числе этих событий – некоторые великие моменты опер и пьес Зальцбургского фестиваля. Я не уверена, насколько это важно для классической музыки, я не эксперт в этом вопросе. Тем не менее, я уверена, что каждое событие и каждая встреча дает вам – участнику или зрителю – возможность глубже понять, больше узнать, расширить ваш горизонт. Тем не менее, каждый сам решает, насколько он открыт этим возможностям. Вам предлагают подарок (в случае Зальцбургского фестиваля – это великая музыка и драматические спектакли в исполнении лучших артистов мира) – и у вас есть шанс принять этот подарок. Но вы можете и отказаться от него (или не реализовать полностью потенциал того, что предлагает вам данный момент) – и остаться на поверхности, не углубляясь в происходящее.
Конечно, на Зальцбургском фестивале можно встретить много знаменитостей, настоящих и будущих. И это хорошо. Но можно углубиться и увидеть скрытые сокровища, на которые намекает внешний гламур. Это может привести вас к источнику того, что заключено в музыке и драматургии. Далеко не все ищут этого. И не все к этому готовы. Все имеет свое время и место. Но я уверена, что даже те, кого мы называем поверхностными, не останутся незатронутыми красотой музыки и драмы, которые здесь исполняются. Конечно, чем чище и гармоничнее сосуд и канал (композитор, певец, художник, их инструменты), тем легче публике приобщиться к этому источнику вечности.
Надеюсь, я смогла выразить свои мысли. Но как говорить о том, что находится за пределами слов? Это тайна. Я думаю, это одна из причин существования искусства. Для меня всякое искусство – это тайна, оно не только прикасается к Божественному, но и возникает из него. Для фотографа – это камера, для музыканта, – может быть, гитара, для певца – голос – это инструменты, которые помогают раскрыть этот божественный источник. Постоянно находить с ним новую связь – это моя цель. Сделать это видимым для других.
Е.Ш. Многие считают, что культура в наши дни находится в кризисе. Вы согласны с этим?
К.Х. Я не знаю, так ли это. Я думаю, что культура идет из прошлого в настоящее и в будущее. Даже если люди ей пренебрегают, я думаю, это невозможно. Мы все испытываем влияние культуры, которая нас окружает. И некоторые из нас – небольшое меньшинство – создают новые импульсы своим образом жизни и творческим выражением. Кто-то может назвать это культурой, кто-то – нет.
Е.Ш. Каково, по вашему мнению, положение классического искусства в современном мире? Разрушают ли его стратегии массовой культуры или, напротив, делают его более доступным?
К.Х. Я думаю, классическое искусство влияет на нас, сознаем мы это или нет. Даже те, кто утверждает, что не любят классическое искусство, выросли в окружении, которое имеет фундамент, основанный на истории, которая знает (или даже все еще показывает) классическое искусство.
Лично я не считаю, что классическое искусство и наследие могут быть полностью заменены современным искусством и его приемами, его нельзя объяснить и понять, если мы будем пользоваться исключительно современными инструментами в преподавании классического искусства. В качестве примера: недавно я увидела маленькую картинку – старинную живописную работу размером 10х15 см на медной пластине. На ней было лицо очень старого человека. Минуту спустя я узнала, что это – самое ценное во всем громадном музее. Рембрандт. Напротив этой крошечной картины был громадный мультимедийный дисплей. Он показывал эту же картинку в увеличении. Можно было дотронуться до него, чтобы увеличить любой фрагмент. Можно было увидеть любую точку, любой дюйм. Можно бы сказать: «А, это гораздо лучше. Я все вижу отчетливей, зачем мне возвращаться к оригиналу?». Но если вы еще раз посмотрите на оригинал, вы увидите, что есть нечто, что он передает, что теряется в процессе копирования (даже если он сделан лучшими техническими средствами). Лично я бы сказала, что в этом «продвинутом процессе» теряется «метауровень». Измерение божественного не видно в продвинутой мультимедийной копии. Но именно это и делает оригинал столь ценным. Ценность лежит не в определении каждого цветового тона, в том, чтобы видеть каждую точку. Дар для вас – зрителя – в том, чтобы позволить себе быть тронутым сутью этого произведения. Для меня эта суть в совершенстве выражена в маленькой картине. К тому же, она не показывает молодую прекрасную женщину, но старое лицо с выпавшими зубами. Называется картина «Дань возрасту». Она светится изнутри, посылает этот свет издалека в «Здесь-и-сейчас».
Заканчивая, завершая этот метафорический круг, – вот то, что я, Клаудиа Хенцлер, ищу. Искать, находить и отражать то, что является сутью. Вневременное. Настоящее. Источник. То, что было, есть и будет.
Могут ли современное и даже классическое искусство и их инструменты передать это полностью? Возможно, нет. Вероятно, нет. Но почему не поставить цель находить новые способы раскрытия красоты, широты, глубины и уникальности каждой новой, бесконечной сущности?
Пока я не найду чего-то лучшего, я использую фотографию как мой инструмент и как мой дар, которым я делюсь, чтобы показать, что я испытала и открыла.
Через фотографии, инсталляции и мастер-классы я буду предлагать свои дары как источник рефлексии и вдохновения, чтобы вы могли унести их по вашей уникальной дороге «домой». К источнику.
Е.Ш. Спасибо большое за ваши работы и за ваши идеи, успехов вам в поисках источника вдохновения, и в поисках смысла жизни.
Зальцбург, ноябрь 2014 – январь 2015.
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»
Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры
№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013
Журнал индексируется:
Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
А.Я. Флиер
Шеф-редактор
Т.В. Глазкова
Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов
Наш баннер:
Наш e-mail:
cultschool@gmail.com
НАШИ ПАРТНЁРЫ:
|