НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства

В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры

М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение

Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)


Анонс следующего номера

 

 

Комментарий к дискуссии

Аннотация: Дискуссия о судьбах современной культуры и происходящих в ней переменах позволила выявить принципиальное совпадение взглядов участников на сущность основных новаций, но расхождение в объяснении их причин.

Ключевые слова: культура, современное состояние, тенденции развития, культура и состояние общества.


Начавшуюся в прошлом номере журнала («Культура культуры», 2014, № 4) дискуссию о судьбах современной культуры, открыли несколько видных отечественных культурологов (Н.Г. Багдасарьян, А.В. Костина, А.А. Пелипенко, В.М. Розин, И.А. Урмина, А.Я. Флиер). Все участвующие в дискуссии ученые совпадают в принципиальной оценке современной культурной ситуации в мире как глубоко и системно отличающейся от культурных реалий первой половины ХХ века. Это отличие обусловлено в первую очередь беспрецедентной информационной экспансией культуры и существенно возросшим ее влиянием не социальную жизнь.

Современный человек практически ежедневно проводит несколько часов у телевизора и в течение одного дня смотрит в среднем два-три художественных фильма, один концерт и т.п., не говоря уже о множестве новостных программ. Плюс радио (в основном для автомобилистов), плюс интернет. Еще никогда в истории культура так не пронизывала повседневную жизнь человека, не оказывала такого влияния на его обыденное сознание и психологическое состояние. Даже регулярное посещение церкви и исполнение бытовых обычаев крестьянином Средневековой эпохи было не сопоставимо с информационной насыщенностью культурной жизни всех слоев населения в наше время.

Другая проблема заключается в том, что сегодня родители и дети говорят на разных культурных языках, используют разные понятийные системы и ориентируются на разные эталоны ценностей. Родители принадлежат еще к «книжной культуре», а дети в основном уже – к «экранной культуре» с другими культурными героями и ценностными акцентами. Культурно-информационная «проницаемость» мира, благодаря электронным СМИ, во много раз возросла, а индивидуальная культурная эрудированность человека существенно снизилась и структурно изменилась. Культурная эрудиция сегодня уже должна измеряться и оцениваться по каким-то иным критериям.

Подобных серьезных изменений в культурном состоянии человечества можно насчитать множество. В объяснении причин этих изменений ученые расходятся. Одни находят причину в общем научно-техническом прогрессе, другие – в радикально возросшей информационной насыщенности социального бытия, третьи – в начинающемся общем социальном переструктурировании человечества и т.п. Но главное видится в том, что все авторы отмечают серьезное изменение состояния культурного поля, особенно заметное в наиболее развитых обществах.

Большинство участников дискуссии оценивает эту ситуацию как культурный кризис, некоторые – как фазовый переход от одного исторического типа культуры к другому. Это уже вопрос терминологии. Но все авторы сходятся в том, что в современной культуре наблюдаются и становятся все более значимыми явления, не имевшие место ранее или не рассматривавшееся прежде как культурные, и описание и анализ нынешних культурных реалий в рамках существующего категориально-понятийного аппарата гуманитарных наук уже представляет известную сложность.

В настоящем выпуске журнала эта дискуссия продолжается. В прошлом номере были представлены взгляды ученых, усматривающих прямую зависимость между динамикой культуры и развитием социальных процессов в жизни общества (культура как манифестация социальности). Теперь дается слово ученым, противопоставляющим динамику культуры развитию социальной ситуации, видящим в сохранении культурной традиции защиту от социальных эксцессов современности (культура как альтернатива социальности).

Напоминаем, что ученым было предложено ответить на следующие вопросы:

1. К какому мировоззренческому направлению (методологической парадигме) Вы себя относите – эволюционизму, цивилизационизму, структурализму, постмодернизму и пр., или Вы усматриваете в своих научных взглядах синтез нескольких подходов? Каково Ваше отношение к феномену научной истины?

2. Какие принципиальные новации Вы находите в современной культуре по сравнению с культурой 1 половины – середины ХХ века? С чем Вы их связываете?

3. Какие из современных тенденций культурного развития Вам представляются наиболее значимыми и перспективными?
    
4. Оцениваете ли Вы современную ситуацию как «культурный кризис»? Если да, то чем он вызван и в чем проявляется?

5. Какое Вы ожидаете будущее для основных социальных подсистем культуры – традиционной, специализированной, массовой? И чем эти перспективы обусловлены или детерминированы?


Вместе с тем, перед участниками дискуссии не ставилась задача обязательных прямых ответов на эти вопросы, чем и обусловлена свободная форма некоторых статей.

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG