НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 
 
О.И. Горяинова 
 
Отклик на статью 
Е.Н. Шапинской и О.П. Добренковой «Диалоги в рождественскую ночь: 
о сказках, музыке и не только…»
 
Аннотация: в отклике дается высокая оценка рассматриваемого диалога, и излагается авторская концепция феномена сказки и ее культурной значимости в системе мифологического сознания
 
Ключевые слова: диалог, сказка, мифологическое сознание
 
 
Хочется поздравить всех создателей журнала и его авторов с таким замечательным проектом! Это прекрасный ответ на вызовы нашего времени и отличная площадка для представления всего лучшего, что есть в культурологии, да и в современном гуманитарном знании. Отдельное выражение восхищения творческой мыслью, которая нашла такое прекрасное воплощение как создание интеллектуального «дуэта», в котором голоса так сливаются, что я возвращалась на строчку выше, чтобы посмотреть: это "ОД" или "ЕШ"? Превосходное знание материала, соавторы осуществляют сравнительный анализ разных текстов опер одного и того же произведения − это делает публикацию чрезвычайно информационно наполненной и многообъемной по смыслу. 
 
Хотелось бы немного добавить про сказку, которая является предметом исследования. Сказка является и утешением, и бегством, как справедливо указано в статье, и еще выполняет множество других функций, поскольку она является органичной составляющей человека, который, вопреки всем постмодернистским соображениям, устроен бинарно: рациональное-иррациональное, мифологическое-логическое. По крайней мере, так устроен здоровый мозг. И сказка в этом контексте − конкретные репрезентации определенного мифа, который представляется целостностью, синкретичной, иррациональной по содержанию. Сказка может восходить к мифу (как мне это представилось в "Золушке"), либо к мифологическому кластеру (как мне привиделось в "Волшебной флейте"). Сказка не может не содержать аксиологической компоненты, но Добро и Зло является либо персонифицированными, и тогда она их (Добро и Зло) показывает, либо, воспроизводя какой-либо нарратив, повествуя о чем-то, сказка о Добре и Зле рассказывает. Эта нравственная составляющая очень тонко коррелирует с религиозным основанием, к которому и привел ваш анализ. После содержательного анализа "Золушки" соавторы приходят к одному и тому же выводу: ОД: "...призыв не отчаиваться, потому что Всевышний все видит и не оставит бедную девушку в беде". ЕШ: "...судьбы героев решают вовсе не они сами и их воля, ими дирижирует добрый волшебник, который понимает всю суетность, слабость и тщеславие запутавшихся в интригах персонажей... Люди ничего не решают сами". Эти выделенные авторами смыслы восходят к одному общему христианскому мифу Трансцендентного Бога, примерно так как он переосмыслен в немецком романтизме – трансцендентность, переплавленная в "волшебность". Это именно христианский Бог Нового времени, которого утратили (осуетились и т.д.), но "восстановили" в сказочных, философских и эзотерических формах и который очень далек от богословских трактовок любой из христианских конфессий.
 
Спасибо за потрясающе интересную статью, от вашего дуэта буду с нетерпением ждать следующих. 
 
 
Горяинова Ольга Ивановна,
кандидат философских наук, доцент
кафедры культурологии Московского
педагогического государственного университета
 
 

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG