НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

А.Я. Флиер

Культура как система выживания и ее 5 стратегий

Аннотация: В статье рассматриваются 5 основных функциональных стратегий культуры как общей программы выживания: стратегия жизнеобеспечения, сосредоточенная на вопросах биологического воспроизводства, питания, защиты от непогоды и безопасности человека; стратегия познания и понимания окружающего мира, в которой концентрируются способы естественнонаучного и социально-гуманитарного знания; стратегия социальной самоорганизации, обеспечивающая коллективность человеческой жизнедеятельности; стратегия социальной коммуникации, решающая вопросы информационного обмена между людьми, и стратегия социальной релаксации, которая обеспечивает отдых и заполнение свободного времени людей.

Ключевые слова: культура, стратегия, выживание, жизнеобеспечение, познание, самоорганизация, коммуникация, релаксация.

 

В своих статьях я неоднократно ссылался на точку зрения замечательного польского писателя-фантаста и философа культуры Станислава Лема, называвшего культуру «стратегией выживания» человечества [1]. Конечно, это лишь одна из многих точек зрения и трактовок культуры, но, на мой взгляд, весьма продуктивная [2]. Прежде, чем начинать строить светлое будущее, биологическому виду нужно обеспечить себе гарантированное выживание в среде. И, как оказалось, человеческая культура является высоко эффективной, универсальной стратегией (способом) такого выживания, сумевшей эволюционировать от адаптации к природным условиям бытия людей (в первобытности) к адаптации преимущественно к историческим условиям, т.е. мирным и немирным взаимодействиям с иными социальными коллективами (в постпервобытной истории).

Вместе с тем, не нужно забывать и о том, что культура – это, в конечном счете, адаптация. Это программа адаптивного поведения людей применительно к природным и историческим условиям, в которых проживает данное общество; к ситуациям, повторяющимся постоянно на протяжении жизни многих поколений. Продуктами такой адаптации становятся народный костюм, тип  жилища, кухня, правила вежливости, отношение к соседям, система представлений и верований, эстетические предпочтения и т.п.

Конечно, это все было наиболее выражено в формировании народной сельской культуры в глубокой древности. Современная городская культура формируется не так, а гораздо быстрее, постоянно меняясь под воздействием актуальной моды, символики социальной престижности и т.п. Естественно, что и реакция пользователей/потребителей на культуру различна. Кому-то милее историческая традиция в культуре, а кому-то ее динамичная изменчивость. Не стоит осуждать ни тех, ни других. Отношение людей к культуре очень ситуативно и часто легко меняется.

Культура очень изменчива. Конечно, в ходе истории темп этой изменчивости нарастал. В основе ее лежит, казалось бы, устойчивая традиция, но и традиция изменчива. Культурные традиции любого народа за последние сто лет, в большей или меньшей мере изменились под влиянием социальных обстоятельств. Эта изменчивость больше, чем что-либо иное, свидетельствует об адаптивной природе культуры.

Культура, понимаемая таким образом, является очень сложным и многоаспектным образованием, с множеством жизнеобеспечивающих функций. Скорее можно говорить о едином комплексе из 5 стратегий: материального жизнеобеспечения, познания, социальной самоорганизации, коммуникации и релаксации. Однако нужно помнить, что культура в истории прошла определенное развитие. И если поначалу (по крайней мере, к моменту сложения вида Homo sapiens) она являлась комплексом из первых 4 локальных стратегий приведенного списка, то ко времени расцвета индустриальной цивилизации (примерно, к середине XIX в.) сложилась и пятая локальная стратегия – социальной релаксации (фактически одновременно с городской массовой культурой, по тем же социальным причинам). Впрочем, к этому времени сложились в основном современные формы релаксации, а сама проблема возникла гораздо раньше.

Развитие каждой из этих локальных стратегий и расширение списка их технологий – это уже самостоятельная тема, которой мы сейчас касаться не будем. Вместе с тем, было бы наивным полагать, что эти пять стратегий исчерпывают все многообразие свойств культуры. Я предлагаю список из пяти, а кто-то может предложить десять (это зависит от того, сколько сможет аргументировать тот или иной автор). В том, что касается культуры, любой перечень всегда условен.

Рассмотрим каждую из этих стратегий отдельно.

1)    Стратегия материального жизнеобеспечения посвящена в основном проблемам биологического воспроизводства человека, его питания, возведения и обустройства его жилища, его одежде, утвари, кухне, орудиям труда и, конечно, вопросам безопасности. Ее основными составляющими являются:

- системы брака,

- системы родства,

- порядок наследования,

- системы собственности,

- основные типы хозяйствования (добывания пропитания),

- материальная культура (орудия труда, оружие, жилища, обогрев, одежда, кухня, обстановка, украшения, утварь, посуда и пр.),

- ирригационное строительство,

- развитие инфраструктуры поселений,

- строительство путей сообщения,

- религиозное и мемориальное строительство,

- фортификационное строительство,

- военное дело,

- отношения с «другими» (внешняя политика) и т.п.

Конечно, по ходу истории набор технологий этой стратегии совершенствовался, однако, сама она постепенно теряла свою социальную значимость (в силу успешности в решении ее задач), уступая ведущие позиции другим локальным стратегиям.

2)    Стратегия познания и понимания окружающего мира осуществляет процессы, как естественнонаучного познания природы (включая космос), так и социально-гуманитарного познания человеческого общества (в первую очередь собственного), а также философского обобщения этих знаний и выстраивания целостной картины мира [3]. Сюда входят:

- рациональное познание,

- накопление и трансляция опыта,

- религиозные верования и мифология (отношение к жизни и смерти, добру и злу, поклонение и служение «высшим силам», объяснение генезиса бытия и пр.).

- искусство и литература (формирование художественных образов отражения наблюдаемого и представляемого мира),

- мировоззрение (представления о структуре мира, законах его существования, законах социальных отношений и пр.),

- нравы (иерархия ценностных ориентаций),

- идентичность,

- воспитание и образование,

- контекстуальность,

- философия,

- духовная культура (гуманитарное знание).

Исторически в этой локальной стратегии всегда шло «соревнование» между открытием новых фактов и интерпретацией старых, в чем и заключалось развитие теории в какой-либо области знаний. Впрочем, интерпретация знания всегда зависела от господствующей на том или ином этапе идеологии. и степени ее жесткости. Знание и особенно его интерпретация – это важнейший инструмент власти и управления массовым сознанием.

3)    Стратегия социальной самоорганизации заключается в стремлении людей к деятельности в организованных коллективных формах, что обеспечивает больший успех этой деятельности. Если раньше от числа мобилизованных людей зависел успех крупных строек и военных операций, то ныне на этом строится преимущественно политика, демократия и т.п. Да и сама социальная организация людей ныне превратилась в самостоятельную деятельность [4]. Составляющими элементами этой стратегии являются:

- обычаи (нормы социального поведения),

- формы социального порядка,

- социальная иерархия,

- социальная престижность,

- формы сообществ,

- власть,

- идеология,

- представления о социальной справедливости,

- демократия, парламентаризм,

- система законов,

- силы и технологии поддержания порядка.

Коллективный характер большинства форм жизнедеятельности (социальной активности) принципиально отличает бытие людей от бытия животных и является одним из фундаментальных оснований человеческой культуры [5]. Эта коллективность деятельности, естественно, нуждается в каких-то организационных формах, чему и была посвящена практически вся история.

4)    Стратегия социальных коммуникаций сосредоточена на обмене информацией между людьми. Это очень важная функция социальной жизни, связанная с передачей актуальной информации, согласованием порядков деятельности, передачей знаний, обучением, трансляцией социального опыта. Сюда входят:

- язык,

- система письменности,

- сигнальные системы и их условные символы,

- формы дистантной передачи информации,

- типы символических систем,

- информационная среда,

- социальные обряды,

- ритуалы.

Стратегия всех видов социальной коммуникации в современную постиндустриальную эпоху, с особенным развитием информационных систем и технологий  (компьютеров, интернета и пр.) играет особую роль в эволюции человеческой цивилизации на нынешнем этапе, когда объемы необходимой информации уже не могут быть обработаны человеческим мозгом непосредственно. Требуются еще какие-то вспомогательные технические устройства, структурирующие эту информацию. Так что искусственный интеллект начинается именно отсюда, с домашнего компьютера [6].

5)    Стратегия социальной релаксации появилась лишь к концу XIX в., когда в промышленно развитых странах были приняты законы, ограничивающие длительность рабочей недели в условленное число часов,  соответственно у трудящихся появилось гарантируемое время на отдых, лечение, развлечения. В ХХ в. ограничения рабочего времени стали еще больше, и свободное время большинства городского населения превратилось в серьезную социальную проблему, в какой-то мере заполняемую телевидением и массовой культурой, но и их возможности не безграничны. В стратегию социальной рекреации входят:

 - медицина,

 - санаторная система,

 - курортная система,

- пьянство,

- наркомания,

- шоу-бизнес,

- телевидение,

 - спорт,

- игры,

- праздники,

- праздничные обряды,

- праздничные наряды и т.п.

Таким образом, эти 5 (или больше) стратегий культуры обеспечивают жизнедеятельность людей. Я специально не ставлю вопрос о цели культуры. Культура – не живое существо и целей иметь не может. Культура – это совокупный способ осуществления жизнедеятельности видом Homo sapiens. Бегемоты (вид Hippopоtamus amphíbius), очевидно, тоже имеют какой-то собственный совокупный способ жизни, названия которому люди еще не придумали.

Вместе с тем, было бы ошибкой считать одни виды деятельности людей культурными (например, художественную деятельность, лингвистику, философию, религию и т.д.), а другие нет. Элемент культуры присутствует в любой деятельности человека, определяя нормы, в соответствии с которыми осуществляется та или иная деятельность. Просто в одних видах он более заметен, а в других менее. Но даже забивание гвоздей осуществляется не просто так, а с соблюдением определенных технологий, культурных традиций, эстетики и пр. Культурные нормы есть и в сексе, и в отправлении естественных потребностей и пр., во всем, что делает человек. Культура в большем или меньшем объеме (представленности) присутствует во всем, что порождено человеком. Вся наша социальная активность культурна (даже убийство, тоже осуществляемое по какими-то социальным нормам). Просто мы не акцентируем на этом внимание.

Таким образом, культурой тем или иным способом решаются актуальные социальные задачи человеческого общества. Было ли так всегда? Не знаю. Возможно, так сложилось в ходе истории.

Я выделяю четыре важнейшие социальные задачи, решаемые с помощью культуры, а кто-то, возможно, выделит и больше:

a.    организация коллективного характера жизнедеятельности людей (совместное поселение, соседство, взаимодействие, распределение функций, коммуникация и т.п.);

b.    сохранение информации, накопленных знаний (их запись, тиражирование, передача следующим поколениям посредством воспитания и образования и пр.);

c.    планирование и проектирование предстоящей деятельности (включая и выдумывание некого эталона, «идеала», который хотелось бы достичь);

d.    выдумывание некоторой «второй реальности», существующей в сознании людей параллельно с «первой», наблюдаемой реальностью (художественные образы, мифологические и религиозные сюжеты, видения и пр.) и облегчающей их общую психологическую нагрузку (это тоже можно трактовать как форму релаксации) [7].

На мой взгляд, именно эти четыре свойства человеческого сознания и их социальной практики и отличают культуру людей от социального поведения животных. В нем тоже временами встречаются схожие с культурой события: и коллективные формы жизнедеятельности, и обмен звуковой (или иной) информацией и т.п., но никогда эти виды взаимодействия не становятся определяющими в проявлении активности животных особей. Культура, свойственная только людям, является их исключительным свойством (стратегией выживания) в природных и социальных условиях Земли и исключительным способом преобразования мира.

Понимание культуры далеко не всегда соответствовало современному. Первоначально латинское слово «cultura» было связано с обработкой земли, а применительно к человеку означало (в переносном смысле) воспроизводство, повторение им определенного классического образа. Понятие «культура» фактически было тождественно понятию «традиция». И лишь начиная с Ренессанса, в понимание культуры постепенно стало входить новационное творчество, т.е. создание человеком чего-то нового – произведения, интерпретации, способа решения задачи и т.п. Сейчас наблюдается определенный баланс ассоциаций культуры, как с традицией, так и с новационным творчеством [8].

Возникает вопрос: откуда человек взял такой интеллект, что породил такую культуру, радикально отличающиеся от интеллекта и стратегий поведения животных всех видов? Современная наука не может на него ответить. Ясно лишь, что дело в особых свойствах человеческого мозга. Но откуда они взялись? Мне особо близка гипотеза  А.А. Пелипенко [9] о том, что в основе всего лежит межполушарная ассиметрия головного мозга человека, появившаяся случайно и развившаяся в ходе эволюции. Но это только гипотеза…

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Lem, Stanislaw. Filozofia Przypadku. Krakоw: Wydawanctwo literackie, 1968 (Лем Ст. Философия случая / пер. с пол. Б. А. Старостина. М.: АСТ, 2005. С. 390).
[2] Флиер А.Я. Философские пролегомены к Нормативной теории культуры [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2019. № 1. URL: http://cult-cult.ru/the-philosophical-prolegomena-to-a-normative-theory-of-culture/ (Дата обращения: 19.06.2021).
[3] Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры. М.: МГУКИ, 2009. 272 с.
[4] Bauman, Zyigmunt. The Individualized Society. Cambridge: Polity, 2001 (Бауман З. Индивидуализированное общество. Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 324 с.); Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. М.: Согласие, 2014. 528 с.
[5] Флиер А.Я. Культура vs. свобода: противоборство и взаимодействие // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 1. С. 142-150.
[6] McLouhan, Marshall. Understanding Media: The Extensions of man. London: ARC, 1987 (Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 462 с.).
[7] Флиер А.Я. Человеческая деятельность как вид движения материи во Вселенной // Вестник культуры и искусства. 2022. № 1 (69). С. 29-36.
[8] Шендрик А.И. Теория культуры. М.: Издательство политической литературы «Единство», 2002. 519 с.
[9] Пелипенко А.А. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории. М.: МГУКИ, 2007. 434 с.

© Флиер А.Я., 2023

Статья поступила в редакцию 5 марта 2022 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор  Московского государственного
лингвистического университета.
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG