НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства

В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры

М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение

Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)


Анонс следующего номера

 

 

А.Я. Флиер

Культура как нормативное социальное поведение

Аннотация. Статья посвящена систематизации и характеристике основных регулятивных инструментов культуры применительно к бытовому поведению человека – обычаев и нравов. При этом отмечается, что они являются лишь наиболее распространенными феноменами ритуализированного поведения людей, однако и все прочие формы церемониального поведения по существу являются тем же – социальными ритуалами, приуроченными к каким-то типовым ситуациям.

Ключевые слова. Обычаи, нравы, социальный ритуал, церемониальное поведение, социальные обряды.
 

В культуре как социальной системе особую роль играют нормативное социальное поведение, упорядочивающее социальное взаимодействие и коммуникации между людьми, и нравы, с помощью которых осуществляется регуляция социальных взаимодействий. Собственно «культурным» является именно нормативное поведение [1]. Нам оно известно более всего в форме обычаев, хотя, разумеется, одними обычаями оно не ограничивается. Обычай складывается стихийно и поддерживается авторитетом исторической традиции. Но наряду с обычаями наблюдается и церемониальный тип нормативного поведения, возникающий, как правило, не стихийно, а целенаправленно учреждаемый какими-то структурами власти, и поддерживаемый не столько традициями, сколько установленными порядками совершения каких-то церемоний. Имеет место и получает все большее распространение и рациональное нормативное поведение, определяемое не традицией, а разумом человека, как результат исторической эволюции обычая [2].

Следует отметить, что нормативное поведение не имеет прямого отношения к производственной деятельности, которая регулируется технологическими инструкциями по производству того или иного продукта и осуществлению соответствующей профессиональной практики. Нормативное социальное поведение регулирует не производственные, а в первую очередь бытовые взаимодействия людей и, естественно, специальными инструкциями не определяется. Впрочем, известно, что попытки создания таких нормативных инструкций имели место в СССР в 1960-е гг. (Моральный кодекс строителя коммунизма), во Франции в годы Революции конца XVIII в. (Культ Разума), что, однако, не имело серьезного социального успеха и существенного влияния на поведение людей не оказывало. Активной пропагандой нормативного поведения и образа жизни во все эпохи занимались религии всех вероисповеданий, что, в отличие от революционных кодексов, имело значительный социальный успех и заметно влияло на параметры образа жизни масс населения.

Нормативное социальное поведение человека в существенной мере ведет свое происхождение от биологических предков Homo sapiens, является непосредственным результатом эволюции социального поведения высших животных и наследует многие его черты, включая и многие животные инстинкты [3]. Разумеется, на собственно человеческой стадии развития социальное поведение прошло огромный путь усложнения и сущностных трансформаций, связанных с наличием у человека разума, преодолевающего животные инстинкты. Однако по своим основным системообразующим функциям нормативное поведение человека осталось более или менее аналогичным социальному поведению животных. Функционально это поведение решает задачи обеспечения конструктивных взаимоотношений и взаимодействий людей, а также успешных коммуникативных связей в коллективной жизни общества, предотвращения бытовых конфликтов и улаживания разногласий, придания действиям человека в группе социально адекватного и предсказуемого характера и т.п.

Обычаи как социальный ритуал

Члены сообщества осуществляют социальное взаимодействие в наиболее комплементарном режиме, обретают общие интересы, устанавливают и на практике реализуют иерархические порядки своих ценностных предпочтений и пр. Но – главное – нормативное социальное поведение придает коллективному взаимодействию людей ритуальный характер, который в наибольшей мере обеспечивает культурную сущность и своеобразие, а также конструктивность таких взаимодействий. Культура в числе своих важнейших функций – это особый ритуал социальных взаимодействий, построенный на жестких формальных основаниях, церемониальная составляющая которого обеспечивает толерантный, взаимоприемлемый для членов коллектива характер их групповой жизнедеятельности [4]. Эту сторону социальной жизни мы хорошо знаем и постоянно наблюдаем в формах этикета, обрядов, бытового церемониала, да и просто повседневных обычаев коллективной жизни.

Ритуализированное социальное поведение, имеющее огромное распространение в практике жизни животных популяций (на всех эволюционных уровнях развития), играет особую системообразующую роль в поддержании коллективных форм жизнедеятельности всех биологических видов [5]. Им обеспечивается групповой характер существования членов популяций, определяются нормативные формы их взаимодействия и поведения отдельных особей, поддерживаются доминирующие модели социальных иерархий и т.п. Показательно, что нарушение этого формального ритуала поведения, даже не повлекшее за собой каких-либо негативных последствий, подвергается не менее жестким наказаниям, нежели многие сущностные проступки особи [6], что свидетельствует об особой важности такого ритуала самого по себе, о том, что он относится к числу главных социальных инстинктов жизни на Земле.

Наиболее типичная и знакомая нам форма социального ритуала – это обычаи. Они сложились стихийно; наиболее древние – еще в первобытных общинах, более поздние – в крестьянских коллективах аграрной и индустриальной эпох. Следует сказать, что и этикет (придворный, дипломатический, иной служебный и бытовой) – это по существу тоже обычаи, но сложившиеся при других обстоятельствах. Смысл всей этой ритуальной театрализации в том, что в поведении людей закрепились определенный формы, имеющие много глубинных содержаний, но – главное – демонстрирующие уважение одного человека к другому, что снижает вероятность конфликта между ними.

Особая значимость социального ритуала в жизни человеческого общества самоочевидна. Мы хорошо знаем, каким жестоким наказаниям в ходе истории подвергались миллионы людей за неправильное исполнение религиозных обрядов, за произвольное истолкование господствующей идеологии и иные нарушения регулятивов социального ритуала. Правильное исполнение форм социального ритуала в его принятых интерпретациях в любом локальном культурном сообществе во все эпохи рассматривалось как главное свидетельство социальной и политической лояльности человека, как подтверждение его «добронамеренности».

Культурная среда всякого сообщества представляет собой именно ритуальное пространство социальных взаимодействий и это является одним из наиболее значимых ее свойств. Нормативное поведение служит основной формой социального существования культурной среды и осуществления присущих ей социально-организационных функций. Такое поведение представляет собой системообразующую процедуру коллективной жизнедеятельности, упорядочивающую и регулирующую взаимодействия людей и манифестирующую их адекватность господствующим социокультурным порядкам. Культура в данном контексте выступает в качестве нормативной программы упорядоченного поведения людей, служащего интересам их коллективного общежития.

Нравы

Комплекс средств, с помощью которых осуществляется культурная регуляция социальных взаимодействий и коммуникаций, весьма велик. Их можно сгруппировать в две категории:

1. Императивные средства, которые принимаются к использованию специально и посредством которых осуществляется социальное и культурное регулирование поведения людей принудительным образом или под угрозой применения насилия:

• законы,

• господствующая идеология,

• официальные и традиционные церемонии, обряды, ритуалы.

2. Конвенциональные средства, которые складываются более или менее стихийно, применяются в повседневном быту населения в силу обычая и нарушение которых не грозит человеку ничем, кроме общественного порицания:

• этические ценности,

• этикет,

• мораль,

• нравственность.

Обобщенно все эти средства регуляции социального взаимодействия можно назвать устоявшимся в науке термином «нравы». Все перечисленные средства по существу являются нравами, воплощенными в той или иной форме подачи или акцентированные на каком-то частном аспекте социальной практики. В таком случае можно сказать, что:

• законы – это кодифицированные нравы, функционирующие как официальная социально-регулятивная система;

• господствующая идеология – это нравы, сконцентрированные на решении задач политической регуляции социальной жизни;

• церемонии, обряды, ритуалы, а также этикет – это театрализованные манифестации тех или иных нравов;

• этические ценности – это нравы в наиболее умозрительно-обобщенном их изложении;

• мораль – это система нравов, с помощью которых общество контролирует поведение индивида;

• нравственность – это система нравов, с помощью которых индивид сам осуществляет социальную регуляцию своего поведения.

Как правило, нравы занимают ту социальную нишу, в которой не действует (или действует неэффективно) политический контроль со стороны власти. В прошлом, когда зона властного контроля почти не распространялась за пределы городов, сельское население фактически жило не под политическим управлением власти, а в соответствии с нравами, господствующими в той или иной местности, естественно, в существенной мере согласованными и установками исповедуемой религии. Позднее, в более близкие к нам времена с ростом урбанизации и всеобщей образованности социальное влияние нравов сконцентрировалось преимущественно в сфере приватных личных взаимоотношений людей, по возможности не касаясь политических, экономических и иных общественных отношений. Таким образом, нравы стали регулировать в меньшей степени групповые социальные отношения, но в большей мере культуру межличностных взаимодействий.

В традиционном обществе нравы проявляли себя главным образом в формах обычаев. Поэтому в антропологической литературе сложилось устойчивое словосочетание «обычаи и нравы». При этом нравы отражали типовые представления крестьянской общины о «правильном» устройстве жизни и быта, а обычаи демонстрировали типовые модели поведения, основанные на этих нравах [7]. Но в последние полтора-два века в культуре городского населения традиционные обычаи начали отступать перед практикой свободного рационального поведения, характерной для массовой культуры и ее пользователей. В элитарной культуре аристократии этот процесс начался существенно раньше, в эпоху Ренессанса. К началу XXI века в городских условиях традиционные обычаи как программа социального поведения в большой мере потеряли актуальность даже у мигрантов первого поколения. А вот нравы продолжают оказывать серьезное регулирующее влияние на повседневную культуру горожан. Только сейчас они отражают преимущественно умозрительные нормативно-ценностные суждения по разным поводам, т.е. сконцентрировались в форме этических ценностей. Но их регулятивное воздействие осталась высоко эффективным.

Нравы (во всех формах их проявлений и манифестаций) являются основным регулятивным механизмом, обеспечивающим приватное взаимодействие и коммуницирование людей, в той мере, в которой политические и религиозные нормы не в состоянии осуществлять контроль над ними. С помощью нравов осуществляется управление человеческим поведением не посредством угрозы наказания насилием или экономическими санкциями, а опасностью перспективы прекращения или сокращения коммуницирования с ним (бойкот общения) [8]. Психологическая зависимость человека от интенсивного и свободного коммуницирования со своим социальным окружением столь высока, что подобная угроза оказывается весьма действенной. Из этого следует, что характеристика нравов включает в себя и значимую эмоциональную составляющую, связанную с потребностью в общении.

Вместе с тем, состояние нравов можно контролировать и регулировать в весьма значительных пределах. Основным средством такого контроли и регулирования является символическое производство и его продукция. Опыт средневековой истории Европы показывает, сколь эффективный контроль и регулирование нравов можно осуществлять с помощью религии, а опыт политической практики ХХ века показывает, сколь большое влияние на массовые нравы оказывает искусство и как с его помощью можно эти нравы контролировать и регулировать. Культура здесь выступает как система упорядочения социальных намерений человека, реализуемых затем в его поведении, и она может быть эффективно использована как инструмент направленной социальной регуляции.

Можно сказать, что культура представляет собой специфическое пространство ритуализированного социального поведения людей, которое формируется и функционирует в ходе осуществления нескольких процессов коллективной жизнедеятельности. К ним относятся:

• Обучение, т.е. освоение правил и приемов подобного поведения посредством миметического запоминания и эмоционального стимулирования на примерах образов-сюжетов культурных героев и коллизий, порождаемых в процессах символического производства и демонстрирующих членам общества предпочитаемые и осуждаемые образцы социального поведения и мировосприятия [9];

• Практическое применение, т.е. осуществление различных социальных ритуалов в формах повседневного бытового и специализированного нормативного поведения, обеспечивающих конструктивное социальное взаимодействие членов общества;

• Информационное обеспечение, т.е. обобщение и осмысление результатов практикуемых социальных ритуалов и встраивание их в систему ценностных иерархий, а также соответствующий обмен информацией, осуществляемый прежде всего с помощью языка, где сгруппированы культурные понятия, посредством которых производится интеллектуальная обработка информации и социальная коммуникация в сообществе;

• Культурное регулирование, т.е. управление социальным поведением людей в их повседневной практике, осуществляемое в основном посредством нравов.

Такая система осуществления и обеспечения социального поведения обеспечивает одновременно решение целого ряда проблем коллективного существования:

• облегчает межличностное взаимодействие в обществе;

• упрощает многие аспекты межличностной коммуникации;

• поддерживает иерархический прядок ценностных ориентаций;

• демонстрирует лояльность населения господствующим социальным порядкам и др.

Культура представляет собой динамичный феномен, который меняется одновременно с социальным сознанием общества. Она является наиболее значимой сферой концентрации социального сознания, ориентированного на обеспечение конструктивной коллективной жизнедеятельности людей, их взаимодействия и коммуникации, что достигается посредством регулирования их социального поведения [10]. Культура – это не инертное пространство разных социальных взаимодействий и коммуникаций, а особая сфера социальных интересов, социальных ритуалов, социального мимесиса и пр. Это особая ценностно-иерархизированная система социальных понятий, смыслов и их композиций.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос-Радек, 2000.
[2] См. об этом: Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. М.: Согласие, 2012.
[3] См. об этом: Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М.: Педагогика-пресс, 1994.
[4] Подробнее см.: Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.
[5] См.: Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества: Поведенческие аспекты эволюции человека. М.: Наука, 1993; Тинберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993; Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Прогресс; Изд. фирма «Универс», 1994 и др.
[6]  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы.
[7] Костина А.В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М.: УРСС, 2009.
[8] См., например: Флиер А.Я. Страсти по глобализации // Общественные науки и современность. 2003. № 4. С. 159-161.
[9] См., например: Флиер А.Я. Культурология в системе образования // Высшее образование в России. 1996. №  4. С. 39-46.
[10] Уайт Л. Наука о культуре // Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОСПЭН, 2004.

© Флиер А.Я., 2023

Статья поступила в редакцию 12 сентября 2022 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор Московского государственного
лингвистического университета.
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG