НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 
 
А.В. Костина
 
Экспресс «Культура» проследует со всеми остановками

Аннотация: В материале содержится изложение основных авторских взглядов на современное состояние культуры и перспективы ее развития в обозримом будущем. Автор полагает, что главные социально-функциональные сегменты культуры: традиционный, специализированный и массовый – и в будущем сохранят свою актуальность и социально-регулятивные функции, а гарантией тому послужит укрепление национальных государств.

Ключевые слова: культура, социальное развитие, постиндустриальное общество, национальная устойчивость, сфера идеального, социальная адаптация.
 

1. Если говорить о тех научных парадигмах, которые представляются наиболее операциональными для решения проблем моих исследований, то, это, во-первых, та часть социальной философии, которая связана с постиндустриалистским подходом, позволяющим мыслить категориями прогресса; во-вторых, это эволюционизм, но «дифференциальный», исходящий из признания того, что социокультурный процесс является многолинейным и гетерогенным; в-третьих, это функционализм, позволяющий рассматривать все подсистемы культуры как функционально связанные между собой, где характер распределения функций определяет конфигурацию культуры в границах каждого масштабного исторического периода ее развития [1]. Особо значимыми для меня являются структурно-типологический и историко-типологический подходы к анализу культуры [2], позволяющие рассматривать процессы развития и культуры, и человека, и истории в их обобщенно-идеальном варианте, абстрагированном от их конкретного воплощения в определенных пространственно-временных границах. Я также испытываю доверие к постмодернистской методологии [3], исходящей из признания нелинейности и индетерминизма развития человека и культуры и фактически «конгруэнтной» синергетическому подходу, только не в естественнонаучной, а гуманитарной сфере.

Видится перспективной и операциональной для решения целого ряда проблем методология, представляемая в культурологических исследованиях. Синтетичность и междисциплинарность культурологии определяется ее нацеленностью не на суммирование тех знаний, которые накоплены в границах разных наук о культуре, не на их использование по принципу комплементарности, а на их обобщение с целью создания целостного образа эпохи или культуры в процессе построения аналитических моделей различных культурных типов. Большим заблуждением является восприятие культурологии как науки, изучающей культуру только в процессе описания ее эмпирически наблюдаемых черт; ни один из научных текстов не может претендовать на принадлежность к культурологическому, если в нем представлен только эмпирический материал и отсутствуют серьезные обобщения, ради которых этот материал и приводится.

Основным методом культурологии является метод культурного моделирования, направленный на распределение объектов в систематизированные группы с помощью идеализированной модели. Практически все модели культуры – статические (морфологические и структурные); процессуально-динамические; генетические; сравнительно-исторические – всегда в той или иной степени являются сведением в один тип, типологическую группу, кластер однокачественных в содержательном смысле объектов. Конечно, в эмпирическом и теоретическом моделировании однотипность объектов фиксируется различным образом – в первом случае требуется, чтобы однотипность была определяема в категориях наблюдаемых признаков, во втором необходимо, чтобы критерии различения типов культуры были концептуальны. Соответственно, назначение культурологии – создание моделей культуры с целью обобщения всех данных об их развитии, анализ культуры как в актуальном, так ретроспективном и перспективном планах, построение обоснованных прогнозов ее развития, выявление ее возможностей по формированию позитивных социальных практик и элиминирования негативных, создание теоретической базы для выработки соответствующей запросам социального и культурного развития информационной и культурной политики [4].

Мое отношение к научной истине таково. Я исхожу из того, что в гуманитарной сфере, доказательный аппарат которой относителен, решение любой проблемы тесно связано с тем идеологическим контекстом, в котором она обсуждается. Сказанное, естественно, не означает, что взгляды ученого полностью детерминируются общественно-политической доминантой. И, тем не менее, преобладающие в обществе идеи и представления, в которых отражается обобщенный социально-исторический опыт и выражается определенное отношение к действительности, безусловно, оказывают влияние на позицию исследователя – вне зависимости от того, осознается это влияние им самим или нет. Изменение экономико-политического проекта, как правило, сказывается и на исследовательской практике, где многие из феноменов, анализируемых прежде в критическом плане, начинают рассматриваться как образования исторически неизбежные, органично связанные с обновленными социальными структурами, как выполняющие ряд важных функций. И, напротив, многие из них, рассматриваемые в апологетическом ракурсе, в условиях существования плюрализма идеологий переосмысливаются, явно нуждаясь в уточнении. В значительной степени это относится к таким категориям, как «традиция», «элита», «масса», «народ», «воспроизводство», «личность» и т.д., семантика которых начинает различаться, иногда существенно, в зависимости от доминирующих в обществе идей.

Кроме того, я исхожу из того, что любое открытие (к примеру, в конце XIX – первой половине XX века – это появление неэвклидовой геометрии Лобачевского, теории относительности Эйнштейна, открытие структуры атома, авангарда в искусстве) приводит к столь существенным изменениям самой системы, в рамках которой было совершено открытие, что становится возможным говорить или о снятии предыдущей теории или о ее существенном дополнении.

Можно трактовать эти изменения как свидетельство относительности истины, которая просто может быть не единственной, не всеобъемлющей, не универсальной.

2–3. Принципиальная новизна развития культуры примерно с середины XX столетия, как представляется, состоит в том, что мир развивается как глобальный и пост-современный. Несмотря на очевидность этой тенденции, она является самой важной и системообразующей. Фактически все новые тенденции, имеющие значение для мирового развития – а это и глобальные экологические проблемы, и вооруженные конфликты, и проблемы, порожденные расширением рынка труда и потоками миграции, и девальвация ценностей, связанная с утратой значимости аристократических (то есть, идеально-возвышенных, а не прагматических) смыслов культуры, и социальные потрясения, подобные распадению в результате «холодной войны» Советского Союза, и многое другое – обусловлены вступлением мирового развития в свою новую стадию.

Наступление этой стадии закономерно – капиталы стремятся к перемещению в наиболее эффективные экономические сферы, экономики находят формы наиболее прибыльные, и все это становится естественным в мире глобальных сетевых коммуникаций. Однако здесь важен иной вопрос – что в этой ситуации делать национальным государствам, уже утрачивающим свою полную самостоятельность на мировой арене и подчиняющимся мировому правительству в виде политических организаций и экономических союзов? Ответ зависит от того, чьи интересы будет поддерживать государство. Если интересы представителей «давосской культуры», тогда сценарий глобализации является наиболее верным; если интересы народа – тогда необходимо расширять затраты на социальное развитие и развитие культуры, что более затратно, но эффективно в целях сохранения национального суверенитета. Решая эту задачу, невозможно абстрагироваться от того объективного факта, что народы сопротивляются унификации, а глобальная культура, как представляется, так и останется чисто теоретическим конструктом, очень далеким в плане реализации проектом. А раз так, национальная культура, формируемая как через механизмы высокой культуры, так и через механизмы массовой культуры, надолго останется ведущей культурной формой. О понимании этого факта на уровне Правительства России свидетельствует то внимание, которое уделяется в последние годы проблемам развития культуры, о чем свидетельствует, среди прочего, обсуждаемый в настоящее время Проект Основ государственной культурной политики.

4. Настоящую современную ситуацию я оцениваю как «культурный кризис» – если понимать этот термин как соотносящийся с интенсивными изменениями – то есть, такими, которые происходят в течение жизни одного поколения. В чем проявляются кризисные явления? В смене одной формы хозяйствования другой. Из повсеместно традиционного и только начинающего индустриализироваться общества в 1920-е годы мы перешли к индустриальному массовому обществу, и переход этот был стремительным; к началу 1940-х годов экономика (а вместе с ней и сфера культуры – наука, образование, искусство и прочее) была уже индустриальной. Сейчас развитие столь неравномерно, что наряду с разрушенными секторами экономики формируются новые, основанные на информационных технологиях, но одновременно – там, где рабочих мест не хватает, – актуализируется аграрный сектор. Наличие гарантированных рабочих мест – пусть и экономически не эффективных, но оправданных социально – сменилось рынком труда и профессиональной конкуренцией. Образование перестраивается на англо-американскую систему с узкой специализацией и формированием комплекса профессиональных компетенций (правда, сочетающихся с общекультурными). Перестраивается и наука, которая начинает мыслиться в большей степени как прикладная, чем фундаментальная.

Но главный вопрос состоит не в том, что происходит, а как эти изменения отзываются на состоянии человека, общества и культуры. Думается, что все, опять же, зависит от целей государства. Оставаясь на оптимистических позициях, я продолжаю верить в то, что те позитивные изменения, которые наблюдаются в последние годы, свидетельствуют о стремлении государства к упрочению стабильности общественного развития и повышению благополучия (и духовного, и материального) граждан. Есть у России потенциал, и позволяющий перейти к шестому технологическому укладу, и развить эффективную экономику, и добиться социального единства и высокого культурного развития.

5. Полагаю, что с большой долей вероятности можно прогнозировать следующие тенденции в развитии культуры.

Традиционная культура в XXI веке будет устойчиво развиваться и поддерживаться национальными правительствами как основа идентичности, возрождения национально-этнических оснований культуры. При этом равным значением будут обладать как стремление к организации тех структур, которые присущи информационному обществу, так и обращение к собственным культурным истокам. Традиционная культура будет выполнять для значительной части общества, не занимающей лидирующих позиций в социальных структурах, компенсаторные функции, скрепляя национально-этническое единство, а также функции исторической преемственности, обеспечивая общество «надежным» прошлым для построения благополучного будущего.

Тяга к истокам, корням, этническим основаниям сегодня продолжает оказывать существенное влияние на все социальные и культурные процессы в масштабах мировой системы. Усиление взаимовлияния различных культур в информационном пространстве будет приводить ко все большему стремлению сохранить в неприкосновенности собственные этнокультурные основания. В эклектичном информационном пространстве они становятся гарантом выживания и гарантом «нерастворимости» каждой культуры. Что и позволит традиционной культуре остаться в рамках актуального функционирования.
    
Высокая специализированная культура – инновативная по характеру вырабатываемой информации и специализированная по способу ее производства – останется не только актуальной формой, но формой, определяющей культурное развитие. Главное ее предназначение – продуцирование идей, носящих символический характер и обладающих метафизической природой – то есть, способностью к созданию сферы идеального. Эта сфера выступает как многообразие идей, овеществленных в заданных предшествующим развитием человечества формах, как особая «сверхприродная» объективная действительность. «Культурность» человека и определяется, в конечном итоге, как раз его принадлежностью к определенным идеальным пространствам, а также качеством воспринимаемого им идеального. Естественно, идеальные реальности могут создаваться и в рамках любого типа культуры, но возможность их формирования в сфере повседневности существенно ограничена.

Рассогласование по времени и содержательному наполнению традиционной и высокой специализированной культуры по мере их развития не только не сглаживается, но экспоненциально увеличивается. В XX веке с его информационным взрывом, осуществленным в рамках специализированной культуры и проявившим себя наиболее ярко в науке и технике, такой разрыв становится критическим. Что собственно, на рубеже XIX-XX вв. и привело к появлению массовой культуры. Она должна была элиминировать социальную напряженность, организовать процедуры понимания и циркуляцию смыслов не внутри каждой субкультуры, а между ними, защитить общество от распада под влиянием социальных катаклизмов и сформировать те каналы коммуникации, которые останутся основными в эпоху информатизации. А поскольку социальная напряженность в информационном обществе только увеличивается, так как экономика ориентируется как на самые интеллектуальные сферы деятельности, связанные со сложным управлением и требующие элитного образования, так и на самые простые, связанные с ручным неквалифицированным трудом, потребность в котором даже возрастает, постольку увеличивается и значимость массовой культуры.

Таким образом, все три типа культуры сохранят свое значение: традиционная культура в качестве гаранта культурного суверенитета, высокая специализированная культура в качестве механизма производства новых культурных смыслов, массовая культура в качестве адаптационного механизма и механизма формирования социальных целостностей [5].
 
 
ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 5-е. М.: Издательство ЛКИ, 2011; Костина А.В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010; Костина А.В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М.: УРСС, 2009.
[2] Костина А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования. М.: Книжный Дом «Либроком», 2009.
[3] Постмодернизм: взгляд из ХХI века. Коллективная монография / Отв. ред. Н.О. Осипова. М. – Киров, 2009.
[4] Костина А.В., Гудима Т.М. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального. М.: УРСС, 2007.
[5] Костина А.В. Теоретические проблемы современного культурологического знания: методы, подходы, концепции, понятия. М.: МосГУ, 2013; Костина А.В. Проблемы массового и элитарного искусства. Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательство МосГУ, 2012.
 
 
© Костина А.В., 2014

Статья поступила в редакцию 17 августа 2014 г.

Костина Анна Владимировна
доктор философских наук, доктор культурологии, профессор,
декан факультета философии, культуры и искусства,
заведующая кафедрой философии, культурологии и политологии
Московского гуманитарного университета
e-mail: anna_kostina@inbox.ru
 

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG