НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 
 
А.Я. Флиер
 
Культура познания как феномен коллективной психологии

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению трансформации принципов познания и объяснения сложности мира в истории человеческого общества. Акцент делается на особой роли в формировании культурных картин мира психико-компенсаторных задач упорядочивания систем миропредставлений, являвшейся, по мнению автора, более важной функцией, нежели наращивание объективного знания.

Ключевые слова: познание, обобщение, картина мира, упорядочивание, психико-компенсаторная функция.


Одной из характерных черт психики человека является стремление к упорядочению и систематизации им своих представлений об окружающем мире.

Потребность в познании окружающего мира в принципе свойственна и животным. Люди, хорошо знакомые с поведением домашних животных, знают, насколько те любопытны. Да и дикие животные, судя по их поведению в зоопарке, а тем более в естественных природных условиях (наблюдаемому дистанционным образом), проявляют повышенный интерес к любым непонятным для них событиям и ситуациям. Такая любознательность животных стимулируется сразу несколькими причинами и потребностями (естественно, у животных, она осуществляется на уровне инстинкта).

Во-первых, наблюдаемое активное любопытство обусловлено стремлением животного контролировать ситуацию в окружающей среде. Это напрямую связано с задачами обеспечения собственной безопасности («предупрежден, значит защищен»). У абсолютного большинства животных (пожалуй, кроме самых крупных хищников) так много врагов в окружающей природе, что в естественных условиях обитания животное постоянно находится в состоянии готовности к моментальной реакции на опасность. Поэтому животных всегда привлекают события, звуки, запахи, нарушающие стандартное (привычное) состояние окружающей среды и потому опасные (или предупреждающие о возможной опасности).

Во-вторых, только сравнительно небольшой процент существующих видов животных кормится активной охотой (образно говоря, питается «свежей кровью»). Это в основном кошачьи и псовые, а также некоторые хищные птицы, рыбы и насекомые. Но абсолютное большинство животных по модели своего кормления – собиратели. Они питаются либо растительной пищей, либо падалью. А кормовой эффект собирательства напрямую зависит от поисковой активности и любознательности собирателя. В природе между собирателями имеет место жесточайшая конкуренция [1], и выигрывает ее наиболее активный и любознательный участник. Впрочем, подобная активность и любознательность способствует и эффективному кормлению хищников.

В-третьих, вполне вероятно, что повышенный интерес к тому, что непонятно, неопределенно, не идентифицировано, свойствен животным и в порядке развлечения, в их игровой деятельности. Детеныши животных необычайно игривы и любопытны, да и взрослые животные (опять-таки на примере домашних животных) любят поиграть. Подобная игривость расценивается этологами как постоянное самообучение, игровая «репетиция» деятельности по кормлению, спасению, спариванию, воспитанию потомства [2]. Т.е. игровое любопытство тоже связано с проблемами обеспечения повседневной жизнедеятельности, по крайней мере, в форме самообучения этому.

Несомненно, что и стремление человека к познанию окружающего мира ведет свое происхождение от этих животных инстинктов. Человек также стремится контролировать окружающую ситуацию посредством обладания должной полнотой информации о ней (инстинкт безопасности), ищет пищу или объект для деятельности (инстинкт продуктивной занятости), интересуется тем, что интересно само по себе (инстинкт развлечения и игрового тренинга). Но человек, судя по всему, еще и психологически не в состоянии жить в обстановке интеллектуального хаоса, не обладая необходимой структурированностью своих знаний об окружающем мире. Необходимость в выстраивании высоко системных и структурных представлений о Бытии реализуется человеком одновременно как в деятельности по познанию, пониманию и выстраиванию своих знаний о мире на рациональной основе, так и в активном стремлении человека к тому, чтобы сформировать картину этого мира в образно-мистических ощущениях.

Рискну предположить, что стремление человека к рациональному постижению мира (основанному на наблюдении и опыте, т.е. научном знании) удовлетворяет лишь его интеллектуальную потребность в адекватном системном понимании мира. Одновременно потребность человека в формировании образно-мистических представлений о мире (что в основном выражается в мифологии, религии и художественной деятельности) удовлетворяет его эмоциональную потребность в психологически комфортном восприятии мира и ощущении Бытия как некой познанной целостности [3]. В целом это можно считать четвертой причиной стремления человека к познанию окружающей реальности.

Таким образом, религию и искусство надлежит рассматривать как «другие формы познания», наряду с наукой и рациональным повседневным наблюдением окружающего мира [4]. Быть может, религия и искусство не очень полезны с точки зрения удовлетворения непосредственных утилитарных нужд человека (обеспечения безопасности, питания и главных направлений материально-производственной деятельности), но они необходимы для удовлетворения его психологических потребностей, его эмоционального «успокоения» и играют значимую роль в организации и регуляции социальных процессов в жизни общества. Поэтому религия и искусство рассматриваются здесь как системы познания окружающего мира, совершенно эквивалентные рациональной науке. Вопрос об истинности того знания, которое они несут, в данном случае совершенно не актуален. Истинное знание (соответствующее объективной реальности) нужно для технико-технологического развития производства. Но для общественного сознания, регулируемого культурой, значимым является не то знание, которое более истинно, а то, которому больше доверяют (по разным причинам). В каком-то смысле это знание, которое больше соответствует сиюминутным интересам и потребностям массы [5]. Оно позволяет регулировать социальное поведение людей и направлять его в желаемую сторону.

Так или иначе, но утилитарная необходимость познавать окружающий мир (а без этого было бы практически невозможно выжить, уберечься от хищников, прокормиться, а возможно, и продлить свой род) вошла во взаимодействие с психической потребностью человека каким-то образом систематизировать знания о наблюдаемой или представляемой реальности. Нужно заметить, что наши непосредственные биологические предки – человекообразные обезьяны и род Homo ранних стадий антропогенеза – также являлись собирателями. Активная охота на живую дичь была начата только в верхнем палеолите, т.е. уже собственно людьми современного вида – кроманьонцами [6]. Поэтому повышенная любознательность для предков человека играла роль значимого и непосредственного условия выживания. И важно не то, насколько верно или неверно отражали представления древних людей подлинное устройство мира (мы и сейчас знаем это не очень хорошо). Главное, что на определенном этапе интеллектуально-психического развития человека они способствовали более полной упорядоченности и системности его представлений о мироздании, окружающих его объектах, социальных отношениях и самом человеке как таковом. Упорядоченность в знаниях и представлениях здесь была важнее истинности этих знаний и представлений [7].

Если на первобытном этапе знакомства с миром человек приходил к выводу, что все Бытие создано великими предками (как варианты – богами, духами, Великим Небом и т.п.) и ими же управляется, это было не интеллектуальным заблуждением. Это являлось великим открытием, формулированием некоего системного объяснения торжествующего в мире порядка, игравшим важнейшую роль в достижении человеком психологической комфортности, понижении тревожащей его неизвестности и неопределенности, обретения им психологически необходимого сбалансированного представления об упорядоченности мира [8].

Эту проблему подробно исследовал М. Фуко, составивший систематическую картину эволюции представлений европейской культуры об упорядоченности мира, правда, уже в Новое время [9]. Но нет сомнений в том, что принципиально аналогичные процессы, только не оставившие нам письменных свидетельств, происходили в человеческом сознании и в глубокой древности.

Вместе с тем в течение веков методы получения рациональных знаний и их систематизации неуклонно совершенствовались, особенно за последние два-три века, что и принято называть научно-технической революцией. Сложнее дело обстояло с гуманитарным знанием, не поддающимся непосредственной опытной проверке и измерению, что стимулировало ученых-естественников относиться к гуманитарному знанию как к чему-то среднему между журналистикой и художественной литературой. У этой позиции есть сильные аргументы; другое дело, что степень точности, измеримости и доказуемости естественнонаучных знаний тоже сильно мифологизирована на волне научно-технических успехов последнего столетия. Но главное заключается в том, что естественнонаучное знание действительно играет выдающуюся роль в решении массы практических, материально-производственных задач существования человечества. Но оно существенно уступает гуманитарному знанию, религиозному и художественному мироощущению в решении задач воспитания человеческой личности и приведения ее в психически равновесное состояние, обеспечения нормативных порядков социального существования людей [10].

Какую роль играет во всем этом культура? Следует сказать, что рассматриваемая система знаний и представлений о Бытии и есть культура в ее самом непосредственном воплощении (культурная картина мира). Формирование системы доминирующих в каждую эпоху представлений о сущности и упорядоченности мира, связанных с этим социальных отношений между людьми, порядков социального общежития и т.п., – это и есть одна из самых важных функций культуры [11]. Однако культура не только сосредотачивает в себе сами знания о мире в той или иной форме их упорядоченности. Она осуществляет и психологическую компенсацию недостаточности этих знаний с помощью воображения и образных способностей человека, нивелирует огромную массу неудовлетворяющих, пугающих, психически изматывающих человека фактов наблюдаемого состояния реальности, обеспечивает нахождение определенного баланса психологической комфортности пребывания человека в мире и стимулирования его социальной активности. Низкий уровень системности и целостности представлений о мире, его структуре и порядках функционирования, неудовлетворительная вероятность предсказуемости будущего и т.п. подводят человека к грани психологической фрустрации. И вот здесь на авансцену регуляции человеческой психики выходят мифология, религии и искусство, которые мало что рационально объясняют (по сравнению с позитивной наукой), но на уровне образного мировосприятия компенсируют возникающую тревожность человеческого самоощущения [12].

Вместе с тем в историческом развитии систем познания можно увидеть определенный вектор его направленности.

О системах познания первобытной эпохи мы можем судить в большой степени гипотетически. Несомненно то, что первобытные люди обладали огромными и весьма детальными знаниями об окружающей их природе, в первую очередь о тех ее проявлениях, которые были значимы для жизнедеятельности первобытного человека, и тех, которыми он в какой-то мере мог управлять. А способность человека влиять на природные процессы развивалась. Нужно понимать, что переход людей к производящему сельскому хозяйству на стадии неолита – это и есть принципиальное развитие возможностей управления природными процессами – размножением и ростом съедобных растений, поведением и размножением прирученных животных.

Одновременно развивались и те представления человека, в которых первобытный охотник мог проявить себя скорее как фантазер, нежели как исследователь. Это направление познавательной активности принимало форму мифологии, а также художественной деятельности древних людей. Оно касалось в первую очередь тех сторон жизни, на течение которых человек императивно повлиять не мог, но пытался воздействовать на природу посредством «задабривания» ее, т.е. вступать с природой в какие-то «договорные отношения». Реально это воплощалось в мифоритуальной обрядовой практике, в магико-изобразительной, магико-танцевальной и очевидно еще какой-то иной художественной деятельности человека.

Основным познавательным принципом, преобладавшим в сознании людей первобытной эпохи, как представляется, был принцип единосущности всего мира. Многообразие явлений и процессов окружающего мира воспринималось как разные формы (видимости) одной и той же сущности. Космос, живая природа и собственный социум понимались как тождество, проявленное в разных формах. Этим обеспечивалась необходимая комфортность миропонимания и это получило самое яркое отражение в первобытной мифологии с ее доминантной холистичностью [13]. Главный вопрос, на который отвечали первобытные системы познания, имел в основном генетический характер: откуда это взялось?
 
 
 
 
 
При переходе человечества к аграрной стадии технологической эволюции его познавательная активность получила определенное развитие. Что касается рационального знания, то в нем появились первые и довольно успешные попытки систематического описания и теоретического обобщения наблюдаемых природных и социальных явлений и процессов, и даже в какой-то мере тенденций (например, в конфуцианстве). Это воплотилось в первых научных школах, деятельность которых наблюдалась во всех городских цивилизациях древнего мира – Египте, Вавилоне, Иране, Индии, Китае и, разумеется, Греции и Риме. Следует обратить внимание на то, что объектом внимания и интереса ученых той эпохи уже была не только природа, но и человеческое общество, его история и структурные проблемы [14].

Столь же серьезное развитие получило и иррациональное познание Бытия. В первую очередь это воплотилось в становлении систематических религий или «религий великих учений», появившихся в основном в период «осевого времени» [15] в первой половине – середине 1 тысячелетия до н.э. В культурном отношении это стало не меньшим переломом в цивилизационном прогрессе, нежели «неолитическая революция» [16]. Именно тогда родилась этика как попытка систематизации комплекса норм социальных отношений, и значимость этого события нельзя переоценить. По сравнению с «натуроцентрической» мифологией первобытности и раннего периода аграрной стадии эти «антропософский» и «социософский» повороты в сознании людей «осевого времени» (и прежде всего в слое образованных горожан) явилось существенным шагом в развитии познавательной деятельности людей. «Религии великих учений» обозначили собой важную новацию в области систематизации мистических представлений о Бытии, их определенной рационализации, развитии принципов «сакральной конвенции» с небесными силами. Важно отметить, что в эволюции иррациональных представлений о мире наметился сдвиг в сторону их определенной рационализации.

Развитие художественной культуры аграрной эпохи хорошо изучено наукой: это искусство Античности и европейского Средневековья, классические искусства Востока. Хотелось бы обратить внимание на то, что искусство аграрной эпохи не только отличалось выдающимися достижениями в изображении видимого мира, т.е. его непосредственной иллюстрации – живописной и скульптурной, а также театральной и пластической (принцип «что вижу, о том и пою»). Но помимо этого художественная деятельность существенным образом развилась и в репрезентации представляемого мира и его умозрительной концептуализации («пою о том, о чем думаю и о чем мечтаю»). Конечно, это было связано с процессами, имевшими место в религиозном сознании и практике того времени, но, видимо, не только с этим. Вопрос о том, до какой степени происхождение и развитие искусства (по крайней мере, до Нового времени) было детерминировано и обусловлено мифологическим и религиозным сознанием людей, до сих пор еще остается предметом научных дискуссий [17].

Основной объяснительный принцип интерпретации сложности мира в аграрную эпоху был связан с бинарно-оппозиционной идеей борьбы «абсолютного Добра» с «абсолютным Злом», легшей в основание большинства систематических религий, что А.А. Пелипенко удачно назвал «дуалистической революцией» [18]. Главный вопрос, на который отвечали системы познания аграрной эпохи, имел специфичный для религиозного сознания символико-онтологический характер: что это означает?
 
 
 
 
 
В индустриальную эпоху система познания существенно развилась и дифференцировалась. Поскольку этот этап в развитии науки, религии и искусства обстоятельно описан и систематизирован в научной литературе [19], я не буду повторять уже неоднократно сказанное. Но хочу заострить внимание на дихотомии, о которой говорилось выше, на порядке соотнесенности знания, описывающего наблюдаемый мир, и знания, изображающего представляемый мир (с учетом того, что для культуры, преследующей цель воздействия на социальное сознание общества, оба типа знания в равной степени значимы).

В первобытную эпоху рациональное знание фактически растворялось в репрезентациях представляемого мира; его даже трудно специальным образом выделить из общего корпуса мифологических представлений. В аграрную эпоху рациональное знание уже в той или иной мере дифференцировалось от иррационального, но пользовалось еще очень незначительным социальным авторитетом, оставаясь уделом закрытого сообщества специалистов. А в иррациональных миропредставлениях абсолютным приоритетом пользовалось религиозное знание, по отношению к которому художественные образы, как правило, играли роль «обслуживающих» феноменов, в каком-то смысле иллюстрирующих религиозные установки.

В индустриальную эпоху наметившаяся тенденция автономизации рационального знания активно развивалась. Научное рациональное знание не только отделилось от религиозного, но и противопоставило себя ему, нередко вступая в ожесточенные конфликты с религией (вспомним судьбы Дж. Бруно, Г. Галилея и иных ученых, пострадавших от рук церкви). Само научное знание прошло эволюцию от классической науки к неклассической, а затем на закате индустриальной эпохи и к постнеклассической [20], существенно повысив свою практическую полезность в обеспечении прагматических интересов общества. Точность, достоверность и внутренняя диверсификация научного знания возрастали, а методология расширялась. Вместе с тем, наука отказалась от мифологемы о возможности достижения абсолютной полноты знания о чем-либо.

Важнейшим событием в развитии рационального знания стал радикальный рост его социальной значимости [21]. В ХХ веке наука превратилась в непосредственный инструмент технико-технологического развития, стала одним из средств социального управления (что раньше осуществлялось только политикой и религией). Именно в XIX-XX веках рациональное знание в полной мере превратилось в явление культуры, проявив себя в качестве одного из эффективнейших функциональных инструментов регуляции общественного сознания.

Иррациональное знание в индустриальную эпоху тоже прошло определенную трансформацию. Религия отчасти рационализировалась (Реформация) и серьезно скорректировала набор своих социальных функций, отойдя от непосредственного и активного вмешательства в публичную жизнь общества и сосредоточившись главным образом на регулировании разных сторон приватной жизни человека и его индивидуальной нравственности. Принципиально новых описаний представляемой реальности в рамках традиционных религий в индустриальный период создано не было. Зато активно развились разного рода нетрадиционные эзотерические учения, которые, впрочем, не получили серьезного социального влияния. Поскольку в жизни наиболее развитых обществ наметился углубляющийся разрыв между прогрессистской и традиционалистской тенденциями динамики общественного сознания, религия в существенной мере взяла на себя функции представительства интересов традиционалистской части общества, что и стало ее основной социальной задачей.

Очень серьезные сдвиги наметились в развитии литературы и искусства. Художественное творчество в основном перестало выполнять функции наглядной иллюстрации религиозных и политический идей, а превратилось в мощный креативный центр порождения новых образов рациональных и иррациональных представлений о мире [22]. Если общественное сознание аграрной эпохи можно определить как религиозно ориентированное и регулируемое в первую очередь средствами религии, то общественное сознание индустриальной эпохи стало, как представляется, в существенной мере литературно ориентированным и основанным прежде всего на литературных образах (в ХХ веке также и на образах кино) [23].

В целом же в течение индустриальной эпохи произошла определенная дифференциация основных групп населения в их приверженности к разным областям знания, что выразительно демонстрирует и их общую культурную ориентированность. Наиболее консервативная и отличающаяся низкой социальной конкурентоспособностью часть населения привязана в основном к религиозному знанию, психологически компенсирующему ее социальную неудовлетворенность. Высоко конкурентоспособная часть населения, активно задействованная в общественном производстве, в большей мере ориентирована на научное знание, как практически наиболее актуальное с точки зрения обеспечения продуктивной деятельности современного человека. Наиболее креативная часть населения, в деятельности которой значимое место занимают проблемы предвидения и проектирования грядущего социокультурного развития, в известной мере ориентирована на художественное знание, превентивно предчувствующее будущее [24]. Таким образом, склонность человека к тому или иному типу знания в существенной мере манифестирует и его общую культурную ориентацию.

Основной объяснительный принцип систем познания индустриальной эпохи, как представляется, связан с утилитарно-функциональной парадигмой миропонимания. Преобладает мнение, что процессы и явления, порожденные случайным стечением обстоятельств, быстро затухают и элиминируют, а историческую значимость получают лишь процессы и явления, обеспечивающие какие-то системообразующие функции природного или социального Бытия. На таком понимании оснований упорядоченности мира строится миропонимание индустриальной эпохи. Разумеется, на разные области познания эта модель оказала разное влияние: ограниченное на религию, значительное на искусство и абсолютное на науку. Но главный вопрос, на который ищут ответ знаниевые системы индустриальной эпохи, является функциональным: зачем это нужно?
 
 
 
 
 
Со второй половины ХХ века наиболее продвинутые в социальном и экономическом развитии страны вступили в стадию постиндустриального/информационного развития. Конечно, пока еще рано говорить о том, какие перемены ожидаются как наиболее вероятные в ситуации с развитием знания. Сегодня ясна лишь главная тенденция: производство знания поставлено на индустриальные рельсы, оно стало основой общественного производства, как материального, так и символического [25]. Информационно-знаниевая обеспеченность всякой деятельности превратилась в условие ее успешности и перспективности [26].

В области практического развития знания к сегодняшнему дню выделились два направления, олицетворяющих постнеклассическую науку, видимо, наиболее характерную для постиндустриальной стадии развития, и имеющих не узко дисциплинарный (отраслевой), а проблемный характер (такой тип знания называется «научной парадигмой» [27]). Это, во-первых, синергетическая парадигма познания (прежде всего в естественных науках), исследующая закономерности самоорганизации сложных систем, и, во-вторых, постмодернистская парадигма познания (в социальных науках), исследующая культуру как власть, как средство социального контроля и управления. Возможно, третьей такой научной парадигмой, еще только оформляющейся в этом качестве, является культурология (также в социальных науках), исследующая культуру как язык социального взаимопонимания и коммуникации.

Говорить о том, какая объяснительная модель сложности мира станет преобладающей в культуре постиндустриальной эпохи, пока рано. По всей видимости, это будет не дисциплинарное знание, а междисциплинарное парадигмальное. Но, судя по всему, основной вопрос, ответ на который ищет познавательная культура постиндустриальной эпохи, имеет технический характер: как это устроено?
 
 
 
 
 
В заключение, я прихожу к нетривиальному выводу. Я полагаю, что история культуры познания свидетельствует о том, что целью постижения Бытия во все времена было не столько наращивание объемов информации о мире и возрастание уровней ее обобщения, сколько упорядочивание человеческих представлений о Бытии, выстраивание систематических картин мира, регуляция человеческого самоощущения в пространстве мироздания. При этом истинность этой информации (ее соответствие наблюдаемой реальности) обладала самостоятельной ценностью лишь для очень небольшой прослойки интеллектуалов. Для основной массы населения степень истинности информации, получаемой в процессе познания, определялась главным образом актуальными задачами упорядочения всего комплекса доминантных для данной эпохи миропредставлений. И когда возникала необходимость, общество легко переходило от рационального к иррациональному принципу миропонимания, если он лучше обеспечивал актуальные психологически потребности.

В качестве показательного примера можно упомянуть мистические увлечения руководства нацистской Германии. Это имело место не потому, что нацистские руководители были глупыми и малокультурными людьми, а по психологическим причинам, в силу их стремления к более комфортному упорядочению всего комплекса характерных для них миропредставлений [28]. Можно привести и иные исторические примеры чрезвычайной психико-компенсаторной роли иррационального сознания, как, впрочем, и ситуаций такой же психико-стабилизирующей роли рационализма.

В последовательности вопросов, ответы на которые интересовали общества на разных этапах развития – откуда это взялось (первобытная эпоха), что это означает (аграрная эпоха), зачем это нужно (индустриальная эпоха) и как это устроено (постиндустриальная эпоха), просматривается простая бытовая логика. Так незнакомца, постучавшего в дверь, спрашивают, откуда он, кто он, зачем пришел и как собирается реализовывать свои намерения. Примерно такое же отношение проявляют люди и к новому знанию, формируя свои представления о мире. Но последовательная смена вопросов оказалась растянутой на тысячелетия, соответствуя этапам развития общественного сознания.

Аналогичным образом можно охарактеризовать и отношение к жизни искусства разных эпох. Представляется, что искусство первобытной эпохи подчеркивало прежде всего полезность жизни, искусство аграрной эпохи – разумность жизни, искусство индустриальной эпохи – противоречивость жизни, а в искусстве постиндустриальной эпохи видится акцентирование экспрессивности жизни.

Разумеется, все люди разные и видят мир в какой-то мере по-своему. Это касается и их предрасположенности к рациональному или иррациональному мироощущению, что выражается и в интересе к соответствующему знанию. Более того, мне умозрительно кажется, что психическое разнообразие людей в ходе истории возрастало, усиливалась полярность некоторых психологических крайностей. Но, так или иначе, на мой взгляд, при формировании культурных картин мира человека психико-компенсаторная функция всей системы миропредставлений доминировала над остальными функциями.

В статье в качестве иллюстраций использованы работы Г. Климта, А. Матисса, Л. Поповой, Р. Магрита, В. Тэйма, И. Сидорова, М. Ли, Л. Афремова.
 
 
ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Об этом см.: Зорина З.А., Полетаева И.М. Основы этологии и генетики поведения. М: МГУ, 1999.
[2] См.: Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. Новосибирск: Наука, 1990.
[3] Об этом см.: Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999; Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры // Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие-Артём, 2014.
[4] Bourdieu, Pierre. La production de la croyance. Conrtibution a l’econonie des biens symboliques // Actes de la recherche en sciences sociales. 1977. N 13 (Бурдье П. Производство веры. Вклад в экономику символических благ // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.-СПб.: Алетейя, 2005).
[5] Moscovici, Serg. Society and theory in social psychology // The cоntext of social psychology. London: Academic Press, 1972 (Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984).
[6] Об этом см.: Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М.: Педагогика-пресс, 1994.
[7] См.: Russell, Bertrand. Human knowledge. Its Scope and Limits. London: George Allen and Unwin ltd., 1948 (Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев: Ника-центр, М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001).
[8] Сравнительная философия. Знание и вера в контексте диалога культур. М.: Наука, Восточная литература, 2008; Пелипенко А.А. Культура и смысл // Пелипенко А.А. Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие-Артём, 2014.
[9] См.: Foucault, Michel. Les Mots et les Choses: une Archeologie des Science Humanies. Paris: Gallimrd, 1966 (Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994).
[10] Об этом см., например: Agazzi, Evandro. Riht, Wrong and Science. The Ethical Dimensions of the Techno-Scientific Enterprise. Amsterdam – N.Y.: ed. by C. Dilworth, 2004 (Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.: МФФ, 1998). См. также: Флиер А.Я. Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2 (март — апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/. Дата обращения: 12.02.2014.
[11] Foucault, Michel. L’Archeoogie du savoir. Paris: Gallimard, 1969 (Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996).
[12] Об этом см.: Луков Вал.А. и Луков Вл.А. Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2008, а также: Жукова О.А. Культурная идентичность, культурное наследие и культурная политика России // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 25-30.  
[13] Frankfort, Henri, Frankfort, Henrichte A., Wilson, John A., Jacobsen, Thorkild. Before Philosophy. The Intellectual Adventure of Ancient Man. Baltimore: Penguin Books, 1946 (Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М.: Прогресс, 1984). Об этом см. также: Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Т. 2. М.: Наука, 1988.
[14] См.: Le Goff, Jacques. La civilization de l’occident medieval. Paris: Arthaud, 1984 (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992).
[15] См.: Jaspers, Karl. The Origin and Goal of History. New Haven, CT: Yale University Press, 1953 (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991).
[16] Об этом см.: Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М.: УРСС, 2008.
[17] Об этом см.: Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1997; Бледнова Н.С., Вишняцкий Л.Б., Гольдшмидт Е.С., Дмитриева Т.Н., Шер Я.А.. Первобытное искусство: проблемы происхождения / под ред. Я.А. Шера. Кемерово: Кемеровский государственный институт искусств и культуры, 1998; Eco, Umberto. Arte e bellezza nell’estetica Medievale. Milano: R.C.S. Libry & Grandi Opere  S.p.A., 1994 (Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003); Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М.: МГУКИ, 2005 и др.
[18] Пелипенко А.А. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории: Учебное пособие для вузов. М.: УРСС, 2010.
[19] См., например: Russell, Bertrand. Human knowledge. Its Scope and Limits. London: George Allen and Unwin Ltd., 1948 (Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев: Ника-центр, М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001).
[20] Стëпин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). М.: Прогресс-Традиция, 2000.
[21] См.: Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004; Жукова О.А. История русской культуры и современность // Вопросы истории. 2006. № 8. С. 105-116.
[22] Об этом см., например: Baudrillard, Jean. Mots de passé. Un fragments l’autre. Paris: Fayard, 2000 (Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург: У-Фактория, 2006).
[23] Об этом см.: Злобин Н.С. Изменение места и роли науки в мировом социально-историческом процессе // Социальная динамика современной науки. М.: Наука, 1995.
[24] См.: Bell, Daniel. The Coming of Post-industrial Society: A Venture of Social Forecasting. N.Y.: Basic Books, 1973 (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999); Toffler, Alvin. The Third Wave. N.Y.: William Morrow & Co., Inc., 1980 (Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004) и др.
[25] Ильин В.В. Теория познания: Эпистемология. М.: Либроком, 2011; об этом см. также: Культурология. Учебник для студентов технических вузов. Авт.  коллектив / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2012.; Урмина И.А. Семантический анализ параметров социального взаимодействия // Обсерватория культуры. 2010. № 1. С 17-21.
[26] Kuhn, Thomas Samuel. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: Chicago University Press, 1962 (Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975).
[27] Delarue, Jacques. Histoire de la Gestapo. Paris: Fayard, 1963 (Деларю Ж. История Гестапо. М.: Центрполиграф, 2004).

 
© Флиер А.Я., 2014

Статья поступила в редакцию 20 июля 2014 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева
e-mail: andrey.flier@yandex.ru
 

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG