НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Научное рецензируемое периодическое электронное издание |
||
Гипотезы: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии: В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера) А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение) Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение) В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
|
Е.Н. Шапинская Образование в эпоху «цифры»: учение или развлечение?
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современного образования, связанные с общими изменениями в социокультурной ситуации. Обращается внимание на такие феномены (пост)современной культуры как медиатизация, растущий консьюмеризм, дигитализация, игрофикация, оказывающие влияние на всю сферу образования. Отмечается разрыв между теорией и практикой образования, а также между институциональными мерами по модернизации образования и реальными образовательными практиками. Делается вывод о необходимости осмысления динамических социокультурных процессов наших дней для сохранения статуса образования как института социализации и способа передачи культурного опыта. Изменения, происходящие во всех сферах социокультурной жизни на протяжении последних десятилетий, настолько драматичны, что многие исследователи считают, что сегодня мы живем в качественно новой действительности. Эстетик и культуролог В.И. Самохвалова, посвятившая исследованиям современной культуры большую часть своей творческой жизни, считает, что «…серьезность и значительность происшедших в обществе перемен дают основания отделить всю его доинформационную историю от информационной как принципиально новой стадии существования социальных и социетальных структур. Наступление информационной эры становится переломом в качестве жизни, в характеристиках общества, человека, культуры» [1]. В новом контексте, который отличается динамичностью, неслыханной скоростью технологических изменений и непредсказуемостью, одной из важных проблем, стоящих сегодня как перед исследователями культуры, так и перед педагогами, представителями творческих профессий, родителями является кризис традиционной системы образования. Новые явления в области образования ставят под вопрос многие понятия и подходы, которые вырабатывались веками и служили залогом стабильности социального и культурного развития. Начиная с рубежа тысячелетий, с последних декад прошлого века, основания образования как системы передачи знаний и ценностей уже не кажутся безусловными. Информатизация, Интернет-революция, дигитализация, распространение социальных сетей повлияли как на практики образования, так и на рефлексию педагогов, деятелей культуры, родителей. Пересматриваются основы образовательной деятельности, которая перестает быть местом передачи знаний от учителя к ученику, поскольку эти знания доступны «в один клик», что ставит под вопрос авторитет Учителя как фигуры, обладающей Знанием, носящим в течение тысячелетий сакральный характер. Автору данной статьи довелось в течение всей жизни принимать участие в процессе образования, в разных ролях и в разной степени вовлеченности, наблюдать динамику процессов, происходящих в классе или аудитории, видеть различное отношение студентов к этим процессам и к фигурам, которые их представляют, отмечать изменения в менталитете, как учащихся, так и преподавателей, переживать постоянные модификации требований в области учебных программ и «форм отчетности». Зачастую эти изменения, инициируемые институтами образования, представляются попытками удержать статус образовательной системы как института власти, способного контролировать столь важный процесс как формирование гносеологических способностей и аксиологических приоритетов. Тем не менее, процессы, происходящие в образовании, вырываются из-под контроля как институтов, так и субъектов образовательного процесса. Это можно наблюдать как в практиках образования на всех уровнях, так и в теории, которая зачастую не в состоянии совместить новые направления исследований с традиционными представлениями о смысле и ценности образования. Некоторые из тенденций современного образования, не вписывающиеся в рамки традиционных понятий, мы рассмотрим в данной статье. Каждая из выделенных нами проблем представляет собой отдельное исследовательское пространство, которое нуждается в осмыслении, причем однозначного ответа на заключенные в нем вопросы не существует. Тем не менее, решение проблемы, пусть временное и не претендующее на универсализм, необходимо, для того, чтобы образовательный процесс продолжался, не растворившись в плюрализме эклектичных социокультурных практик наших дней, в которых провести грань между различными формами передачи социального и культурного опыта практически невозможно. Образование и культура повседневности
В традиции истории культуры образование было отделено от повседневного существования человека стенами университетов, а обыденной суете противопоставлялась торжественная тишина библиотечных залов. Мы знаем примеры того, как образование, будучи важным этапом становления человека, требовало полного отказа от земных радостей на период ученичества, как это было в индийской традиции или в буддийских университетах. В Европе университеты становились культурными центрами, в которых происходил не только учебный процесс, но и социализация, в которых формировались отношения и связи, важные для всей последующей жизни. С распространением массового образования, в том числе и высшего, образовательная деятельность становится частью повседневной жизни человека, как на институциональном (учреждения образования на всех уровнях), так и на «частном» (досуговая деятельность, имеющая образовательный или просветительский характер) уровнях. В повседневной культуре образование становится частью обыденной жизни, наряду с чисто бытовыми действиями и рутинами. В то же время образование составляет лишь сегмент культуры повседневности. Процессы, происходящие в образовании, находятся под влиянием тех же динамических изменений, которые свойственны всей сфере повседневности, под которой принято понимать как обыденную, каждодневную жизнь человека, так и сферу коммуникации в повседневной жизни, основанной на символических способах понимания себя и другого и играющей консолидирующую роль для определения социальной группы. Образовательный процесс предполагает выполнение достаточно большого количества рутинных действий, а также определенную структурированную повторяющуюся деятельность, делающей его частью жизненного мира человека на определенном этапе его становления. Кроме того, в этот процесс вовлечены многочисленные его участники, для которых он является профессиональной деятельностью, также проходящей в форме рутинных действий и паттернов. Слом этой рутины, т.е. выход за пределы повседневной жизни, приводит к кризисным явлениям, которые могут стать основой для новой модели повседневной культуры или привести к затянувшемуся кризису. Учитель теряет субъектные позиции В течение многих веков система образования строилась на жесткой оппозиции субъекта и объекта. Учитель был непререкаемым авторитетом, причем этот авторитет в некоторых культурах обретал черты божественной санкционированности. Это мы можем видеть, к примеру, в индийской культуре, с ее культом Учителя-Гуру, являющимся главной фигурой в жизни ученика, который должен отдать ему «тело, сердце и богатство». Традиционная восточная система, предполагающая тесную связь между учителем и учеником на всех уровнях бытия, давала отличные результаты. Недаром молодые люди Запада, разочарованные в своей культуре, устремлялись на Восток в поисках смысла жизни – в поисках, в которых был необходим наставник. Но даже в западных институтах образования, несмотря на постоянную борьбу молодежи против авторитета старших, учитель продолжал оставаться властной фигурой. С утратой положения властного субъекта и поддержания статуса обладателя знания институт образования оказывается в кризисе, что мы и наблюдаем в наши дни. Но дело здесь не в нежелании молодежи признавать авторитет, а в девальвации фигуры Учителя как хранителя знания, что связано как с доступностью информации, так и с быстротой овладения новыми технологиями, в которых молодежь явно превосходит учителей. Широкое использование мультимедийных технологий в образовании привело к тому, что преподавателю остается роль «навигатора» в море информации, причем с этой ролью ему еще предстоит свыкнуться. Когда информация и знание перестают быть привилегией учителя, разрушается оппозиция субъекта и объекта в образовательном процессе и наступает время интерсубъективности. Это означает не только приобретение новых навыков, но и изменение отношения к ученикам или студентам: оценка знаний приобретает все более формальный характер, полученные баллы уже не являются результатом работы, проделанной в образовательном процессе, но, скорее, зависят от индивидуальных возможностей или способностей и доступа к информации, а также умении ее отбирать. Какова судьба учителя или преподавателя в образовании будущего, пока что не ясно. Если это роль «проводника» по информационному пространству, в этой роли нужны совершенно иные знания и практические навыки, нежели в преподавании того или иного предмета в соответствии с программой. Если эта роль связана с процессами социализации, учитель должен обладать таким социальным статусом, который вызывает уважение учеников или студентов, а не нести на себе клеймо неудачника, не нашедшего более прибыльной работы. В любом случае, эта роль должна измениться и прийти в соответствии с новыми информационными реалиями и социокультурными ценностями, с теми изменениями, которые неизбежны в содержании образования. По словам председателя Рабочей группы по созданию и развитию национальных и международных систем цифровой экономики С. Евтушенко, «…требуется внесение изменений в образовательные программы школьников и студентов, чтобы и они понимали, куда движутся национальные проекты и государство в целом с горизонтом планирования в 10, 50, 100 лет» [4]. Каким образом будут справляться педагоги с такого рода новыми программами? Без сомнения, для успешного овладения этим новым материалом нужно что-то большее, чем многочисленные курсы повышения квалификации, переподготовки и реструктурация педагогических учебных заведений, зачастую носящая формальный характер введения в оборот модных терминов. Но все усилия педагогов могут быть сведены на нет возможностью «виртуализации» преподавателя, замены его гораздо более «компетентными» и «эффективными» киборгами. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: «Имперский колледж Лондона станет первым высшим учебным заведением, где регулярно будут проводить лекции с использованием голограммы. Пока колледж решил использовать эту технологию только в своей школе бизнеса, но в будущем планируется распространить ее и на другие подразделения» [5]. Реакция представителей колледжа неоднозначна – с одной стороны, они отмечают, что «с помощью голограммы лектор может появляться в несколько аудиториях одновременно. Также планируется записывать лекции для последующего использования, но это исключает взаимодействие с аудиторией. В числе недостатков – невозможность остаться после лекции, чтобы пообщаться с аудиторией и риск технического сбоя» [6]. О реакции учащихся пока умалчивают, остается только догадываться, каковы будут последствия такого рода технических инноваций для образовательного процесса, как со стороны формы, так и содержания. Образование как предмет потребления Преобладание консьюмеризма в социокультурной сфере, столь заметное в последние десятилетия, сказалось и на образовании, поскольку, с одной стороны, на смену приобретению и усвоению знаний приходит потребление информации, с другой – образование включается в спектр услуг. Само понятие «образовательные услуги» настолько негативно воспринимается обществом, что в Госдуму внесен законопроект об исключении из законодательства понятия «образовательные услуги», хотя основанием для этого служит не потребительский аспект этого термина, а то, что «…образовательный процесс представляет собой совместную деятельность образовательной организации, педагога и обучающегося» [7]. Но отказаться от термина – не значит решить проблему – получение образования в значительной степени носит характер приобретения диплома, квалификаций, степени и т.д. Коммерциализация образования, о которой столь много говорят и спорят в различных социальных и профессиональных кругах, стала данностью, а «образовательные услуги», как бы мы ни расценивали это понятие, занимают прочное место среди других продуктов культурной индустрии. Их ценность определяется законом рынка – всякий новый продукт носит эксклюзивный характер, а обладание им – показатель экономического и социального статуса. По мере массовизации производства товара или услуги стоимость падает, а общедоступность нарастает, превращая вчерашний эксклюзив в продукт масс-маркета, неизбежно вступающий в область конкуренции с другими сходными продуктами. Таковы и процессы на рынке образовательных услуг, которые конкурируют между собой, предлагая все новые привлекательные детали в борьбе за своего потребителя, то есть, будущего студента, которому предстоит сделать выбор учебного заведения. Рекламные кампании вузов мало чем отличаются от рекламных кампаний любых других институтов на глобальном рынке интеллектуальных и культурных товаров, а факторы успеха в этой конкурентной борьбе далеко не всегда определяются качеством образования, которое, в свою очередь, не гарантирует успеха на рынке труда. Университеты борются за рейтинги точно так же, как любые другие коммерческие предприятия, вырабатывая свои критерии привлекательности для абитуриентов. Решение о поступлении в вуз основывается на соотношении «цена-качество», а стимулы для получения образования в том или ином университете зависят от их репутации, основанной на ряде факторов. «Во-первых, их выпускники, как правило, выделяются работодателями как те, кто гарантированно или с большей вероятностью, чем другие, имеет необходимые для работы профессиональные знания и креативные способности. Во-вторых, средний заработок выпускников этих вузов в первые 3 года работы в среднем превышает средний уровень на 20-30%. Соответственно, семьи абитуриентов принимают решение о том, что они могут инвестировать в высокое качество образования, рассчитывая, что будущая карьера и доходы студентов окупят затраты их семей» [8]. Растущая роль масс-медиа в образовании
Роль масс-медиа в трансляции знания и опыта растет неуклонно, охватывая все новые сферы культуры, претендуя на главенство в формировании общественного мнения, системы ценностей и представлений о мире. Социализирующая роль масс-медиа очевидна. Э. Орлова в своем труде по социологии культуры выделяет основные каналы социализации: «Во-первых, начальные и считающиеся в обществе необходимыми знания о человеке, обществе, природе транслируются с помощью системы общего образования. Во-вторых, представления о динамике социокультурных событий, вызывающих общественный интерес, распространяется с помощью средств массовой информации и специальных учреждений культуры» [9]. Сегодня приоритеты в получении как знаний, так и социального опыта меняются, на первый план выходят масс-медиа, которые предваряют образовательные практики как по причине своего широкого распространения, так и по динамичности своего контента, который доходит до образовательных институтов гораздо позже и утрачивает актуальность. Значение масс-медиа в современной культуре настолько велико, что о последней часто говорится как о медиакультуре. Масс-медиа оказывают формирующее влияние на облик современного человека, на повседневную культуру, на моды и жизненные стили. Масс-медиа в наши дни не только сами стали частью повседневной культуры, но и приближают тексты элитарной культуры к каждодневному существованию, помогая стиранию граней между «высокой» и массовой культурой. «Высокая» культура, растиражированная и ставшая общедоступной при помощи медиа, теряет свою ауру. В то же время масс-медиа помогают включению в повседневность многих пластов культуры, которые носили эксклюзивный, «ауратический», по терминологии В. Беньямина, характер. Они также уменьшают необходимость в непосредственном общении с культурными институтами, так как все сферы социокультурной жизни, начиная от путешествий и кончая концертами великих музыкантов, можно воспринять в медиатизированном виде. Несмотря на различие между реальным событием и его репрезентацией, все большее количество людей живут в мире репрезентаций, не ощущая потребности в соприкосновении с «первичным» культурным текстом. Медиатизация образования и растущая виртуализация образовательного пространства способствуют этому процессу. Игра захватывает мир В нашу компьютерную эру любые знания доступны на просторах всемирной паутины (во всяком случае, так кажется на первый взгляд). На самом деле, как мы не раз писали, доступность знания и овладение им – совершенно разные вещи, а избыток информации чаще ведет к смещению представлений и понятий, чем к систематическому овладению знаниями в традиционном образовании. Отсюда возникает такая тенденция в образовании как «эдьютейнмент», сочетание обучения и развлечения, игры. Игровые приемы применялись в образовании и раньше, но носили вспомогательный характер, сегодня же они становятся центром образовательных практик, к которому можно присоединить некоторые обучающие стратегии. Это связано как с потерей позиции образования как источника знания (которое часто путают с информированностью), так и с общим процессом игрофикации культуры, приобретающим все более широкий масштаб. Этот процесс захватывает все области социокультурной жизни, от политики до спорта, на его основе возникают новые культурные тексты и формы. Игра превращается из досуговой деятельности в экономическую, меняя, таки образом ситуацию на рынке труда и рейтинг востребованных специальностей. В свою очередь, это влияет на мотивацию молодежи в выборе профессии, поскольку длительное обучение и труд не обещают большего вознаграждения, чем удачная игра. Кроме того, если даже игра не становится основным занятием, она сопровождает все остальные виды деятельности, как в быту, так и в образовательном процессе, чему способствуют новые технологии. «Смартфоны, эти мобильные гаджеты, являются свидетелями подъема и распространения разных видов цифровой игры. В частности, краткие и спорадические способы вовлеченности, которые являются основными в пользовании мобильным экраном, ведут к возникновению ряда видов игр, которые основаны на быстрой и гибкой форме участия, что полностью отличается длительной вовлеченностью, характерной для домашних приставок и компьютерных игр, предназначенных для стационарных устройств» [11]. Таким образом, игра становится сопутствующей деятельностью для всех других форм активности. Кроме того, появляются новые формы игры для смартфонов, так называемые «фоновые игры» (background games), в которые играют в продолжение всего дня. «Такие игры можно считать частью окружающей среды, поскольку они внедряются в повседневную жизнь играющих» [12]. Если эти тренды будут внедряться в «эдьютейнмент», можно предположить, что разница между получением знаний и игрой окончательно растворится в «фоновой игре» в образование. Вопрос в том, кто будет отбирать и конструировать материал для этих игр, в которых задача играющего состоит в том, чтобы достичь победы, набрать определенное количество очков, получить свои бонусы и перейти к новой игре, имеющий столь же «фоновый характер». Если игра такого рода будет происходить в контексте образовательного процесса, вопрос о его результатах вполне очевиден: какие знания получает человек в результате такого познавательно-игрового процесса и насколько эти знания релевантны для его становления, человеческого и профессионального. С одной стороны, ролевые игры как часть образовательного процесса дают возможность выйти за рамки стереотипов, принять на себя роль Другого, искать нестандарнтые решения проблемных ситуаций. Но в основном ребенок и подросток погружен в киберпространство компьютерных игр, которые занимают в его жизни все большее место, заменяя традиционную игровую деятельность, в том числе и спортивную. Компьютерная игра стала важной составляющей повседневной жизни современной молодежи, и отношение к ней не может быть однозначным. Прежде всего, существует масса разновидностей компьютерных игр, которые можно объединить в несколько групп. Если часть из них действительно требует определенного умственного напряжения и решения довольно трудных задач, то многие являются повторением одной и той же структуры в разных формах и увлекают лишь видимым разнообразием, как и большинство медиапродукции, рассчитанной на стандартизированные вкусы невзыскательного потребителя. Но даже если игра действительно сложна и увлекательна, это вовсе не означает, что она каким-то образом помогает в реальных жизненных ситуациях. Как показывают многочисленные западные исследования, дети и подростки, наиболее увлеченные компьютерными играми, оказываются беспомощными перед реальными проблемами, возникающими в жизни. Виртуальный мир игры, являясь частью повседневной культуры, в то же время представляет ее обособленную область, не связанную с другими социокультурными пространствами обыденной жизни. Для образования опасности игры, которая, без сомнения, имеет право на присутствие в процессе обучения, лежат в ее привлекательности и способности увлекать. Отделить игру от серьезной работы становится все сложнее, в особенности с учетом общей тенденции к игрофикации культуры. Эра смартфона сделала игру частью повседневной жизни, которая может по-разному взаимодействовать с различными социокультурными пространствами, в частности, с образованием. К тому же, заниматься «эдьютейнментом» легче для педагогов, которые могут использовать всевозможные игровые ресурсы для превращения урока в своеобразную платформу игры. Вопрос в том, насколько прочны и релевантны знания, усвоенные в этом процессе. Ответа нет ни у сторонников эдьютейнмента, ни у его противников, но в любом случае закрыть глаза на доминацию игры в жизненном мире ребенка и подростка столь же бесполезно как попытка бороться с мобильными телефонами на уроках. Важнее определить то место, которое игра должна занимать в образовании, и тот контент, который через нее передается, и использовать такие позитивные моменты как креативность и вовлеченность в процесс без подмены обучения развлекательными игровыми практиками. Когда в образовательный процесс входит виртуальная классная комната с интерактивной доской для письма и рисования, важно, чтобы эти инновации не превратились в очередную игру, чтобы не исчезла грань между использованием игры в целях образования и превращением ее в самоцель. Кто может провести эту грань и, самое главное, соблюсти баланс между серьезным и игровым элементами в образовательном процессе? Разработчики учебных программ или учителя? Этот вопрос адресован всем, кто контролирует образовательный процесс на разных уровнях. Вызовы цифровой эпохи
Во всем мире признается, что Интернет-революция в корне изменила всю область коммуникации, в том числе и образование. «Электронные коммуникации, цифровая культура, миллиарды гаджетов, которые собирают данные о каждом нашем шаге… Человеческое общество еще никогда не было столь сложной – и при этом нестабильной – системой, как сегодня», – утверждает профессор социологии Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе (ETH) Дирк Хельбинг [13]. Отмечая, что новые технологии, симбиоз человека и компьютерного интеллекта во многом облегчают жизнь, он приходит к печальному выводу о возможных последствиях при малейшем сбое в системе, «которые мы пока не можем ни предвидеть, ни предотвратить». Новые факторы «глубокой медиатизации», такие как поисковые системы, алгоритмы и базы данных стали частью социальной и культурной жизни, в том числе, образования. Они «…значительно изменяют нашу коммуникацию, столь важную в образовании, подчиняя ее своей логике архивирования, упорядочивания и поиска…заставляя нас думать и действовать в соответствии с своими собственными моделями коммуникативного акта» [14]. Результатом медиатизации стала дихотомия физической и цифровой реальности, которую нельзя не учитывать в образовательном процессе. Все участники образовательного процесса в той или иной мере существуют в двух реальностях, «реальной» и виртуальной, причем переход из одной в другую может быть незаметным. Игнорировать этот факт столь же бесполезно, как пытаться запретить детям пользоваться смартфонами на занятиях - все мультимедийные проекты требуют входа в Интернет, а контролировать, чем именно занимается ребенок или подросток в Сети слишком утомительно и, в конечном счете, бесполезно. Последствия дигитализации разнообразны и амбивалентны, а сталкиваться с ними приходится даже тем, кто стремится поддерживать традиционные формы и методы в образовании. Безусловным преимуществом дигитализации является то, что цифровые технологии создали небывалые возможности для расширения информационного пространства человечества в целом и, кроме того, дали и новые возможности для нового прочтения забытых произведений, которые могут оказаться созвучными нашему времени и войти в культурную практику наших дней.
ПРИМЕЧАНИЯ
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
Издатель:
№ государственной Журнал индексируется: Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
Шеф-редактор
Руководитель IT-центра
Наш баннер:
Наш e-mail:
НАШИ ПАРТНЁРЫ: |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. © Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2024 |