НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

Злотникова Т.С. Философия творческой личности. Монография. — М.: ООО Издательство «Согласие», 2017. — 918 с.
 
В книге искусствоведа и культуролога Татьяны Злотниковой выстроена авторская концепция изучения творческой личности как философски, эстетически, социально-психологически и социокультурно осмысливаемого феномена. Концепт творческой личности получил не только обширное и многоаспектное теоретическое осмысление, но раскрылся в спектре эмпирического анализа: через культурные коды идентификации творческой личности (в первую очередь архетип и игру), через национально-ментальную специфику русской культуры (напряженность пограничного мироощущения и социального бытия, взаимодействия со средой, в том числе провинциальной, и властью, в том числе тоталитарной), через парадоксально выявляемую проблематику массовой культуры (среды обитания и субъекта деятельности отечественных творцов). Особое место в книге занимают личности и парадоксы творческих судеб конкретных отечественных персон, среди которых – и великие писатели (Пушкин, Гоголь, Чехов, Горький), и великие режиссеры (Мейерхольд, Вахтангов, Козинцев, Товстоногов, Эфрос, Ефремов, Волчек, Захаров), и великие актеры (М. Чехов, Лебедев, Юрский), и – что делается впервые – ученые разных поколений, чьи работы изучены и как собственно научные сочинения, и как литературные произведения (от классиков, Бердяева и Розанова, до современников, Кондакова и Кантора). Автор книги показала собственный путь понимания творческой личности, и путь этот составляет несколько десятилетий; различные фрагменты данной книги публиковались прежде в научных журналах, сборниках и многочисленных монографиях, но материал в его целостности собран впервые.
 
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (тезисы)
ЧАСТЬ 1.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Глава 1. Идентификация творческой личности
Глава 2. Методологическая междисциплинарность понимания творческой личности

2.1. За пределами привычного: современные методологические искания
2.2. Творческая личность в условиях методологических «ответвлений» ее изучения
2.3. Эстетический модус трансформаций творческой личности: между классической традицией и постмодернистским бытием
Глава 3. Культурные коды идентификации творческой личности
3.1. Архетип в философско-психологической традиции
3.2. Игра — деятельность и стратегия
Глава 4. Парадоксы бытия творческой личности в России
4.1. Русский человек «бездны на краю»
4.2. Русский человек в парадигме абсурда
ЧАСТЬ 2.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Глава 5. Творческая личность как микроструктура

5.1. Мужской архетип в поле российской массовой культуры
5.2. Женский архетип в российской массовой культуре
5.3. Архетип ребенка в художественной культуре
5.4. Архетип старца и парадоксы возрастного бытия современных творцов
5.5. Творчество как поступок: от образа к демонстрации
5.6. Личность творца в ситуации конца (позапрошлого) века: симптомы конца, типологический подход
Глава 6. Творческая личность в социальной макроструктуре
6.1. Личность и власть в России: художественный и публицистический дискурсы
6.2. Живой творец для власти ненавистен?
6.3. Свобода творческой личности в контексте имперского бессознательного
6.4. «Оттепель» в культурной памяти современной России
6.5. Политические интенции творцов в горизонте российского самосознания
Глава 7. Внеструктурные парадоксы бытия творческой личности в России
7.1. Провинция — среда обитания творческой личности
7.2. Субъекты массового сознания в провинции и столице: интеграция или разобщение?
7.3. Творчество «на продажу» в горизонте массовой культуры
7.4. Личность творца и личность «человека массы» как субъекты толерантности (человек и телевизор)
ЧАСТЬ 3.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ
И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ДИСКУРСАХ
Глава 8. «Литература добра и учительства»

8.1. «Пушкин — мера, Пушкин — грань»
8.2. Тень Гоголя «меня усыновила»
8.3. Диагноз ХХ века: А. П. Чехов
8.4. «Плохо выпеченный хлеб» в картине мира М. Горького-драматурга
8.5. Маяковский — продолжается?
8.6. Бегство от «крепости» по версии В. Кантора
Глава 9. Диктаторы и жертвы: режиссер как творческая личность
9.1. Миф о режиссере как культурфилософский парадокс: Е. Вахтангов
9.2. Вождь из «страны искусства»: В. Мейерхольд
9.3. Планеты «Гамлет» и «Дон Кихот» в космосе русского кино: Г. Козинцев
9.4. «Так хочет время…»: Г. Товстоногов
9.5. «Если довелось в империи родиться…» А. Эфрос
9.6. Подтексты и реплики как образ жизни: О. Ефремов
9.7. Женщина-режиссер — ошибка или закономерность: Г. Волчек
9.8. Неправильный патриарх: Ю. Любимов
9.9. Ностальгия в ироническом духе: М. Захаров
9.10. Странная любовь Э. Някрошюса: из России в Россию
Глава 10. Дитя, мудрец, любимец богов: актер как творческая личность
10.1. «Величие и детскость» М. Чехова
10.2. Великий «пегий»: Е. Лебедев
10.3. Избранник и пасынок судьбы: С. Юрский
10.4. Почти ушедшая «натура»: отечественные актеры и актрисы конца ХХ — начала XXI вв.
Глава 11. Ученые — исследователи творчества и творцы
11.1. Экзистенция пограничности: Н. А. Бердяев и его современники
11.2. «Психологический курьез»: В. В. Розанов
11.3. Исследователь и субъект коммуникации в культуре: Ю. М. Лотман
11.4. О бедных талантах: Г. Бродская
11.5. Что им Гекуба: А. Еремеев, Н. Киященко
11.6. Параллельные меридианы: Н. Воронина, Т. Кузнецова, Е. Бурлина
11.7. Глобалитеты ученого: И. Кондаков
11.8. «Другой» в деятельности и диалоге: Е. Шапинская
11.9. Российский философ на перекрестке смыслов: С. Никольский
Глава 12. Творцы с провинциальной «пропиской»
12.1. Подозрительно современный публицист: Л. Трефолев
12.2. Поэтическая душа в конце ХХ века: К. Васильев
12.3. «Передвижник» Ю. Барышев
Послесловие

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG