НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Новогоднее поздравление

 

Гипотезы:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

В.М. Межуев. Философия культуры в системе современного знания о культуре

Э.А. Орлова. Социокультурная реальность: к определению понятия

В.И. Ионесов. Гуманистическая антропология в науке о культуре: перечитывая Клода Леви-Строса

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (начало)

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (начало)

В.М. Розин. «Барышня-крестьянка»: экзистенциальный выбор, сверхтрудный в жизни, но возможный в искусстве

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социальный опыт человека и его важная составляющая «вторая реальность»

Н.А. Хренов. Русская революция с точки зрения переходной ситуации в истории культуры. Реабилитация имперского комплекса как следствие периода реакции в истории революции (окончание)

В.М. Розин. Условия введения и мыслимости категории «реальность»

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма Гегеля (Семиотический поворот в культуре ХХ века) (начало)


Анонс следующего номера

 

 

Злотникова Т.С. Философия творческой личности. Монография. — М.: ООО Издательство «Согласие», 2017. — 918 с.
 
В книге искусствоведа и культуролога Татьяны Злотниковой выстроена авторская концепция изучения творческой личности как философски, эстетически, социально-психологически и социокультурно осмысливаемого феномена. Концепт творческой личности получил не только обширное и многоаспектное теоретическое осмысление, но раскрылся в спектре эмпирического анализа: через культурные коды идентификации творческой личности (в первую очередь архетип и игру), через национально-ментальную специфику русской культуры (напряженность пограничного мироощущения и социального бытия, взаимодействия со средой, в том числе провинциальной, и властью, в том числе тоталитарной), через парадоксально выявляемую проблематику массовой культуры (среды обитания и субъекта деятельности отечественных творцов). Особое место в книге занимают личности и парадоксы творческих судеб конкретных отечественных персон, среди которых – и великие писатели (Пушкин, Гоголь, Чехов, Горький), и великие режиссеры (Мейерхольд, Вахтангов, Козинцев, Товстоногов, Эфрос, Ефремов, Волчек, Захаров), и великие актеры (М. Чехов, Лебедев, Юрский), и – что делается впервые – ученые разных поколений, чьи работы изучены и как собственно научные сочинения, и как литературные произведения (от классиков, Бердяева и Розанова, до современников, Кондакова и Кантора). Автор книги показала собственный путь понимания творческой личности, и путь этот составляет несколько десятилетий; различные фрагменты данной книги публиковались прежде в научных журналах, сборниках и многочисленных монографиях, но материал в его целостности собран впервые.
 
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (тезисы)
ЧАСТЬ 1.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Глава 1. Идентификация творческой личности
Глава 2. Методологическая междисциплинарность понимания творческой личности

2.1. За пределами привычного: современные методологические искания
2.2. Творческая личность в условиях методологических «ответвлений» ее изучения
2.3. Эстетический модус трансформаций творческой личности: между классической традицией и постмодернистским бытием
Глава 3. Культурные коды идентификации творческой личности
3.1. Архетип в философско-психологической традиции
3.2. Игра — деятельность и стратегия
Глава 4. Парадоксы бытия творческой личности в России
4.1. Русский человек «бездны на краю»
4.2. Русский человек в парадигме абсурда
ЧАСТЬ 2.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Глава 5. Творческая личность как микроструктура

5.1. Мужской архетип в поле российской массовой культуры
5.2. Женский архетип в российской массовой культуре
5.3. Архетип ребенка в художественной культуре
5.4. Архетип старца и парадоксы возрастного бытия современных творцов
5.5. Творчество как поступок: от образа к демонстрации
5.6. Личность творца в ситуации конца (позапрошлого) века: симптомы конца, типологический подход
Глава 6. Творческая личность в социальной макроструктуре
6.1. Личность и власть в России: художественный и публицистический дискурсы
6.2. Живой творец для власти ненавистен?
6.3. Свобода творческой личности в контексте имперского бессознательного
6.4. «Оттепель» в культурной памяти современной России
6.5. Политические интенции творцов в горизонте российского самосознания
Глава 7. Внеструктурные парадоксы бытия творческой личности в России
7.1. Провинция — среда обитания творческой личности
7.2. Субъекты массового сознания в провинции и столице: интеграция или разобщение?
7.3. Творчество «на продажу» в горизонте массовой культуры
7.4. Личность творца и личность «человека массы» как субъекты толерантности (человек и телевизор)
ЧАСТЬ 3.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ
И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ДИСКУРСАХ
Глава 8. «Литература добра и учительства»

8.1. «Пушкин — мера, Пушкин — грань»
8.2. Тень Гоголя «меня усыновила»
8.3. Диагноз ХХ века: А. П. Чехов
8.4. «Плохо выпеченный хлеб» в картине мира М. Горького-драматурга
8.5. Маяковский — продолжается?
8.6. Бегство от «крепости» по версии В. Кантора
Глава 9. Диктаторы и жертвы: режиссер как творческая личность
9.1. Миф о режиссере как культурфилософский парадокс: Е. Вахтангов
9.2. Вождь из «страны искусства»: В. Мейерхольд
9.3. Планеты «Гамлет» и «Дон Кихот» в космосе русского кино: Г. Козинцев
9.4. «Так хочет время…»: Г. Товстоногов
9.5. «Если довелось в империи родиться…» А. Эфрос
9.6. Подтексты и реплики как образ жизни: О. Ефремов
9.7. Женщина-режиссер — ошибка или закономерность: Г. Волчек
9.8. Неправильный патриарх: Ю. Любимов
9.9. Ностальгия в ироническом духе: М. Захаров
9.10. Странная любовь Э. Някрошюса: из России в Россию
Глава 10. Дитя, мудрец, любимец богов: актер как творческая личность
10.1. «Величие и детскость» М. Чехова
10.2. Великий «пегий»: Е. Лебедев
10.3. Избранник и пасынок судьбы: С. Юрский
10.4. Почти ушедшая «натура»: отечественные актеры и актрисы конца ХХ — начала XXI вв.
Глава 11. Ученые — исследователи творчества и творцы
11.1. Экзистенция пограничности: Н. А. Бердяев и его современники
11.2. «Психологический курьез»: В. В. Розанов
11.3. Исследователь и субъект коммуникации в культуре: Ю. М. Лотман
11.4. О бедных талантах: Г. Бродская
11.5. Что им Гекуба: А. Еремеев, Н. Киященко
11.6. Параллельные меридианы: Н. Воронина, Т. Кузнецова, Е. Бурлина
11.7. Глобалитеты ученого: И. Кондаков
11.8. «Другой» в деятельности и диалоге: Е. Шапинская
11.9. Российский философ на перекрестке смыслов: С. Никольский
Глава 12. Творцы с провинциальной «пропиской»
12.1. Подозрительно современный публицист: Л. Трефолев
12.2. Поэтическая душа в конце ХХ века: К. Васильев
12.3. «Передвижник» Ю. Барышев
Послесловие

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG