НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Научное рецензируемое периодическое электронное издание |
||
Гипотезы: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии: В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера) А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение) Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение) В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
|
Е.Н. Шапинская
Воспитание красотой: беседа с Олегом и Светланой Высоцкими [1] Аннотация. В беседе рассматриваются вопросы современного состояния искусства в Эстонии и, в частности, состояния русского искусства, перспективы использования эстетики в воспитании детей, роль классической литературы и музыки в детском развитии. Ключевые слова. Искусство, красота, эстетика, воспитание, эстетическое развитие, семейное чтение. Олег и Светлана Высоцкие живут в Таллинне, Олег – художник, Светлана – педагог, преподает русский язык и литературу. Но самое главное в их жизни и работе – это то, что они занимаются с детьми (и их родителями), раскрывая для нынешнего подрастающего поколения прекрасный мир изобразительного искусства, поэзии, литературы. Это эстетическое воспитание в самом прямом смысле этого понятии, поскольку Олег и Светлана, каждый своими средствами, раскрывают перед своими учениками мир эстетических ценностей, учат пониманию искусства (поскольку любви научить нельзя) через деятельность, через стимулирование творческой активности и возможностей самовыражения, что так важно для ребенка. Екатерина Шапинская беседовала с Олегом и Светланой в их студии, в сердце Старого Таллинна, что придает особое очарование необыкновенно теплой атмосфере их творческого пространства. ЕШ. Первый вопрос Олегу – как Вы расцениваете художественную ситуацию в Вашем городе сегодня? ОВ. К сожалению, художественная жизнь Таллинна, которая славилась своим богатством и разнообразием, сейчас значительно утратила свои позиции. Резко уменьшилось количество галерей, сейчас их практически нет, те проекты, которые осуществляются совместно с Швецией и Финляндией, требуют слишком больших вложений. ЕШ. Каково место русских художников в культурной жизни сегодняшней Эстонии? ОВ. Эстонская и русская культура существуют сегодня обособленно друг от друга. Те взаимодействия, которые существуют, явно не достаточны. Я, к примеру, совершенно неизвестен здесь как художник, хотя часто выставляюсь в России. Конечно, здесь у нас тоже есть своя аудитория, в основном, это учительская интеллигенция. Еще 10 лет назад я начал проводить мастер-классы в школах, и это оказалось очень плодотворно. Моя программа «Искусство видеть» показывает, как рождаются образы, как используются для этого различные материалы, фактуры, текстуры. ЕШ. Работы Олега Высоцкого, художника-космиста, хорошо известны за пределами Эстонии, выставляются в различных музеях.
Но сегодня мы беседуем с Вами как, прежде всего, с человеком, который передает свое видение мира, свое мастерство молодым (и не очень) ученикам. И очень важно, что вы делаете это не один, а с поддержкой и участием Вашей супруги.
Светлана, вы работаете в школе, как Ваша работа в студии расширяет образовательное пространство, как помогает детям найти себя в мире художественной культуры? СВ. Учителя стали приводить детей к нам в студию, где они узнают о многих направлениях искусства, о которых учителям не хватает времени и возможностей рассказать на уроках. Таким образом, они погружаются в другой мир, мир, отличный от прагматичной и коммерческой повседневности. Мы не только учим их рисовать или читать вслух – мы с Олегом беседуем с ними о жизненных ценностях, о месте искусства в жизни.
ЕШ. К сожалению, система эстетического воспитания, сложившаяся в нашей стране в ХХ веке, сейчас практически разрушена. Атмосфера тотальной медиатизации, культа успеха, гламура и развлечения ведет к формированию homo informaticus (такой термин уже употребляется исследователями современной медиакультуры), для которого виртуальная реальность вытесняет аутентичные произведения и артефакты, а все созданные человечеством эстетические ценности превращаются в глянцевые медиаобразы или постмодернистские симулякры. Что Вы можете противопоставить этим тенденциям?
ОВ. С медиатизацией бесполезно бороться, это та культура, которая стала нашей реальностью, и строить что-то позитивное нужно не на отрицании ее, а на использовании технологических возможностей Интернет-технологий для своих целей. К примеру, работая с детьми, я задаю им определенную тему, рассказать о которой чисто вербально трудно. Я использую визуальные средства, выбираю тот материал, который поможет увидеть разные стороны того или иного произведения искусства. В ходе таких бесед устанавливается контакт, ребята сами находят материал, позже осмысливают тематику, предложенную на занятии. Мне бывает очень приятно, когда я встречаю бывших учеников, реально или в социальных сетях, и меня очень радует, что наши занятия не остались без следа в их жизни.
Главное для меня – не форма передачи какой-то художественной формы, а выделение глубинных смыслов, архетипов, принципов художественного выражения, которые я и стремлюсь передать своим ученикам.
ЕШ. Я совершенно согласна с Вами, что существующая реальность – это во многом медиареальность, что установить контакт с детьми, подростками, студентами можно только вступив в пространство этой реальности. Несомненно, нужно постоянно следить за развитием технологий, и в этом ученики и студенты – хорошие помощники, если не ставить преграду между этими разными реальностями и мирами. И тем не менее, есть такие виды деятельности, которые являются телесно-чувственными, которые требуют активного участия, а не пассивного (пусть даже интерактивного) времяпровождения у экрана. Особенно это касается детей, их потребности в самовыражении в форме движения, пения, рассказа, игры. Светлана, Вы много лет ведете студию семейного чтения, что необыкновенно важно в наш век потери интереса к чтению во всем мире, тем более к чтению вслух. Как Вам удается привлечь детей к традиции семейного чтения, которая, казалось бы, навсегда ушла в прошлое? СВ. Наш Клуб семейного чтения восполняет то, чего не хватает ребенку в семье, причем это прекрасно понимают родители, утерявшие навыки межличностного общения, но ощущающие его нехватку. К нам приходят дети с родителями, самым младшим – около пяти лет, а некоторым нашим ученикам уже исполнилось 16. Наш курс рассчитан на 5 лет, мы беседуем о литературе, поэзии, о фильмах. Мы не стремимся к популярности и не афишируем себя как успешное коммерческое предприятие – у нас совсем другие задачи. Прежде всего, мы стремимся к тому, чтобы дети научились слушать. Современное клиповое сознание фрагментировало восприятие, разрушило целостное видение мира. Мы, со своей стороны, предлагаем читать книги, читать вместе, обсуждать, причем такие книги, которые имеют нравственную направленность. Мы читаем Чехова, Толстого, Куприна, Хемингуэя, О.Уайльда и других писателей. Что касается отбора материала, – сегодня дети привыкли к тому, что их постоянно развлекают. Мы, хотя и находим интересные для них сюжеты, не только развлекаем, и в этом очень важно участие родителей. Все вместе мы ведем разговор о жизненно важных вещах, возрождая старинную русскую традицию семейного чтения. ЕШ. И все же я возвращаюсь к сегодняшней ситуации, к той информационной избыточности, которая создает иллюзию легкодоступности любого произведения классики. Вспоминая проект Ф. Толстой «Толстой за один клик», я опасаюсь за судьбу классического наследия, будь то живопись, музыка или литература – что произойдет с ними при возможности освоения «за один клик»? СВ., ОВ. Что касается чтения, действительно, вместо библиотек, которые теперь почти все закрыты, дети читают книги в Интернете, и мы используем этот факт, предлагая им самим найти там то или иное произведение. Важно не упустить момент осмысления того, что мы видим на экране, а также понимания того, что медиаобраз не может заменить подлинник. Поэтому частью нашей работы являются поездки по различным музеям. Мы возили детей в Эрмитаж, в Русский музей, и там мы вместе воспринимаем в первозданном виде то, что мы видели на фотографиях. А те фотографии, которые, в свою очередь, мы делаем в музее, дают возможность обратить внимание на некоторые детали, и произведение предстает в ином свете нежели то, что мы видели на репродукции. ЕШ. Насколько, на Ваш взгляд, важно взаимодействие разных видов искусства для полноты эстетического восприятия? ОВ. Как художник я воспринимаю картину как сложный организм, его воплощение начинается с тактильных ощущений, затем я прислушиваюсь к звукам Вселенной, воплощенным в музыке. Музыка постоянно звучит в процессе создания картины, я ее разделяю на ту, которая меня вдохновляет (Рахманинов, Шопен, Бах), и ту, под которую мне комфортно работать, которая создает благоприятный фон. ЕШ. Удивительно, как Олег и Светлана смогли объединить в одном пространстве своей студии (которое периодически распахивается в широкий мир искусства) различные художественные формы, создав ту эстетическую целостность, которая была нарушена в эпоху постмодернистской фрагментации. На мой взгляд, это очень продуктивный путь к созданию благоприятного эстетического и этического климата в нашей культуре, особенно в молодежной среде, которая так нуждается в добре, красоте и любви. Спасибо вам большое, Олег и Светлана, за Вашу замечательную работу.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Материал подготовлен при поддержке РГНФ. Грант № 14-03-00035.
© Шапинская Е.Н., 2015
Статья поступила в редакцию 19 августа 2015 г. Шапинская Екатерина Николаевна доктор философских наук, профессор, заместитель руководителя Экспертно-аналитического центра развития образовательных систем в сфере культуры Российского НИИ культурного и природного наследия им Д.С. Лихачева. e-mail: reenash@mail.ru |
ISSN 2311-3723
Учредитель:
Издатель:
№ государственной Журнал индексируется: Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
Шеф-редактор
Руководитель IT-центра
Наш баннер:
Наш e-mail:
НАШИ ПАРТНЁРЫ: |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. © Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2024 |