НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Новогоднее поздравление

 

Гипотезы:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

В.М. Межуев. Философия культуры в системе современного знания о культуре

Э.А. Орлова. Социокультурная реальность: к определению понятия

В.И. Ионесов. Гуманистическая антропология в науке о культуре: перечитывая Клода Леви-Строса

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (начало)

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (начало)

В.М. Розин. «Барышня-крестьянка»: экзистенциальный выбор, сверхтрудный в жизни, но возможный в искусстве

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социальный опыт человека и его важная составляющая «вторая реальность»

Н.А. Хренов. Русская революция с точки зрения переходной ситуации в истории культуры. Реабилитация имперского комплекса как следствие периода реакции в истории революции (окончание)

В.М. Розин. Условия введения и мыслимости категории «реальность»

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма Гегеля (Семиотический поворот в культуре ХХ века) (начало)


Анонс следующего номера

 

 

Е.Н. Шапинская

Футбол как феномен современной массовой культуры:
постскриптум к Мундиалю-2018

Аннотация. В статье рассматривается футбол с точки зрения его значимости в современной массовой культуре. В этой связи рассматриваются концепции игры как культурной деятельности в теоретических исследованиях. Проведен анализ различных аспектов футбола, как с исторической точки зрения,  так в плане его современного состояния как части современной культуры Выделены три составляющих пространства футбола – футбольное поле и игроки, публика на стадионе и массмедийная аудитория – и их роль в формировании статуса футбола в культуре наших дней. В анализе этих аспектов футбола подчеркнуты такие важные его характеристики, как мифологичность, культ звезд, консьюмеризм, медийная популярность, что позволяет говорить о том, что в современном футболе проявляются основные черты современной культуры в целом.

Ключевые слова. Игровой спорт, футбол, массовая культура, интерпретация, миф, культ звезд, масс-медиа, культуриндустрия, публика.
 

Культурные события в современном мире многообразны по форме и содержанию, а эклектизм и пестрота форм культуры, сформировавшейся в постсовременную эпоху, ведут к деконструкции традиционных бинаризмов, сближая «высокую» и массовую культуру.  В сегодняшнем мире массовая культура вбирает в себя самые разные культурные формы, ранее ограниченные элитарной публикой, визуальный поворот ставит под сомнение силу слова, а тотальная информатизация позволяет переживать любые события как «здесь-и-сейчас». Те события в мире, которые становятся знаковыми, привлекая к себе внимание большой части населения нашей планеты, показывают, насколько современная культура многообразна, а гибридные формы культуры способствуют восприятию мира как своеобразного коллажа, состоящего из красочных фрагментов, доставляющих все виды чувственных удовольствий, от визуальных до вкусовых.  

Таким знаковым событием для всего мира стал Мундиаль-2018, чемпионат мира по футболу, превративший на один месяц весь мир в своеобразную фан-зону, а города, где состоялись матчи, в пестрое межкультурное пространство, собравший миллионы зрителей по всему миру в фан-зонах, кафе и клубах, у экранов телевизоров и компьютеров. Важность происходящего подчеркивалась интересом к этому события со стороны политических персон, мировые лидеры приезжали на матчи, болея за свои команды и дипломатично поздравляя победителей. Футбол стал символом мирового сообщества, объединенного любовью к этой игре, приобретающей все более глобальный характер. Но в июльские дни мундиаля не только футбол был героем – классическое искусство ни в коей мере не осталось в стороне от важнейших церемоний Чемпионата. Звезды оперной сцены и артисты Большого театра своими выступлениями на церемониях открытия и закрытия чемпионата стремились показать, насколько контекст самой популярной в мире спортивной игры органичен для «высокого искусства». Можно воспринимать этот симбиоз по-разному, но неоспорим тот факт, что «высокое искусство» прочно вошло в спортивные события, провозглашая «новую целостность» искусства и спорта.

Кроме этого, чемпионат продемонстрировал самые разные стороны массовой культуры – зрелищность, праздничность, развлекательность. Пространство ЧМ-2018 стало не только местом смешения культур, языков, символов этничности, культурных форм и образов, но и успешной сценой для культурной индустрии, которая развернула все свои возможности в полной мере, от продаж билетов на игры до невероятного разнообразия сувенирной продукции, от футбольной символики в ресторанах фаст-фуда до новых коллекций модных домов на футбольную тему. Несомненно, Мундиаль-2018 стал важнейшим событием в социокультурной жизни нашей страны и всего мира, и центром притяжения, несмотря на обилие развлечений, туристических артефактов и визуальных радостей, был сам футбол. Это дает почву для размышлений – что же в этой игре заставляет миллионы людей по всему миру бросать повседневные дела и заботы и погружаться в стихию игры и праздника?

Исследуя различные аспекты футбола, мы приходим к выводу, что он несет в себе не только развлекательный элемент, но и социокультурные смыслы, меняющиеся в разных исторических контекстах, но сохраняющие свои основы. Будучи репрезентативным образцом спортивной игры, футбол вышел за пределы развлечения для болельщиков, активного времяпровождения для любителей «погонять мяч» и для поклонников теле- и интернет-трансляций. Футбол стал явлением культуры и, приобрел социальную значимость. В данной статье мы проведем анализ различных аспектов футбола, как историю, так и его современное состояние как части современной культуры и попытаемся дать ответ на вопрос о причинах невероятной популярности футбола в значительной части современного мира.

Футбол как ритуал

Футбол занимает ведущее место среди спортивных игр. Это бесспорное утверждение заставляет задуматься о сути игры как одной из важных форм человеческой деятельности, которая, в случае футбола, приобретает характер глубокого эмоционального переживания.  Многие исследователи культуры обращались к феномену игры, пытаясь понять ее суть и значение для жизни человека. Й. Хейзинга, создавший игровую концепцию культуры, что отражено в названии его самой известной книги – «Homo Ludens» («Человек играющий»), определяет игру как одну из функций человеческой деятельности, обладающей многими гранями смысла. Другой известный исследователь игры и игрового поведения, антрополог К. Гирц, также отмечает значимость игры для социума. Руководствуясь его теорией, при изучении футбола как социокультурного феномена, нам следует обратиться к его культурным смыслам, попытаться понять, какие отношения человека к действительности в нем выражаются и какие эмоции им сопутствуют. Именно такой интерпретативный подход даст нам возможность понять суть футбола и причины его невиданной популярности в истории и современности. «Хорошая интерпретация, – утверждает К. Гирц, – погружает нас в самый центр того, что она интерпретирует» [1]. Й. Хейзинга, в свою очередь, утверждает, что «в игре мы имеем дело с безусловно узнаваемой для каждого, абсолютно первичной жизненной категорией, некой тотальностью, если вообще существует что-нибудь, заслуживающее этого имени. Мы должны понять и оценить игру только в ее целостности» [2]. Эта целостность в случае футбола представляет собой сложную структуру, которую мы можем разделить на составляющие его части. В центре находится футбольное поле, на котором происходит игра. Вокруг этого ядра находится пространство  болельщиков на стадионе, которые являются активной частью игры. Это своего рода группа, активно действующая и сплоченная, хотя и имеющая  темпорально обусловленный характер. В своей большей части после матча она распадается, хотя некоторые ее фрагменты могут и далее продолжать общение, как это происходит в случае фанатов, которое может вылиться в деструктивные действия футбольных «ультра». Самая обширная часть этой структуры футбольной игры – медиа-аудитория, которая присутствует на игре виртуально, что не уменьшает эмоционального накала в восприятии игры перед экраном телевизора или компьютера.

Игра, происходящая на футбольном поле, собирает воедино  играющих и наблюдателей, активно вовлеченных в игровое действо. Говоря словами К. Гирца, «…в футболе болельщик и игрок, добро и зло, “Я” и “Оно”, творческая сила возбужденной маскулинности и разрушительная сила отпущенной на волю животности, сливаются в драме страсти, переживания, ненависти, насилия, счастья и экстаза… И вся эта драма окружена целым сводом тщательно разработанных правил» [3]. Правила являются обязательным условием любого ритуала, и именно они превращают футбол в ритуальное действо, причем контроль за их выполнение возложен на судью,  одну из ключевых фигур матча. В древних ритуалах эту функцию выполнял царь или жрец, в современных – судья или полицейский, а в футболе судья становится той фигурой Власти, который легитимизирует накал страстей на поле, придавая игре социально приемлемый характер. Как и всякий древний ритуал (а корни футбола уходят в древность), эта игра окружена легендами – недаром слово «легендарный» очень часто применяется по отношению к матчам, командам, футболистам, забитым ими голам. Этот процесс описан в книге известного спортивного журналиста И. Рабинера «Как убивали “Спартак”», где низведение с пьедестала команды рассматривается как развенчивание легенды: «Легенду о “Спартаке” жестоко и изощренно убивали, да и сейчас жизнь в ней еле теплится. Но за этой легендой – такая история и такая гордость, что до конца замарать ее не удастся никому и никогда». Тем не менее, автор верит в бессмертие легенды: «Спартаковский дух жив… иначе не остался бы “Спартак”, несмотря на все свои беды, самой популярной командой страны. Иначе не жили бы люди в лос-анджелесах и сиднеях не своей собственной жизнью, а жизнью “Спартака”. Иначе не перечитывали бы тысячи людей более чем 800-страничную энциклопедию клуба как библию» [4].

Мифология футбола

В истории культуры ритуал и миф тесно взаимосвязаны. Футбол является примером мифологизации игры, возникновением современных мифов вокруг ее практик, связанных с изменением семантики ряда их аспектов. Так, во время формирования современного футбола основным было следование принципу “fair play”, воспитательному характеру игры, стремления претворить ценности спорта в повседневную жизнь. Постепенно футбол терял свой элитарный характер, превращаясь в массовое развлечение, и британская “fair play” превратилась в миф. В реальности футбола развивался в условиях все возрастающей коммерциализации культуры, действующей по законам культурной индустрии. Такого рода процессы перехода высокой героики в повседневную рутину нередки в истории. Мы можем сравнить футбол со сражениями команд воинов, которые были основаны на воинской доблести и стремлению к славе. В эпоху массовой культуры и индустриального общества героическим «воинам» уже нет места в действительности, они становятся «наемниками», для которых война – оплачиваемая работа. В чем-то этот процесс напоминает трансформацию  культа воинской славы, воплощенного в героях «Илиады», в наемников эпохи архаики, описанных древнегреческим поэтом Архилохом. Сегодня на место игры приходит профессиональная работа, а успех игрока определяет его стоимость на футбольном рынке. Профессиональный футбол имеет мало общего с легендами о великих игроках, чья карьера начиналась с детского увлечения и самозабвенной игры в тряпочный мячик на пустыре около дома. Сегодня футболом занимаются в спортивных секциях, его изучают в спортивных школах и университетов. Тем не менее, спортивная мифология продолжает существовать и окружать своеобразным ореолом все, связанное с футболом. Приведем несколько из распространенных футбольных мифов.

1. Миф: Футбол – здоровый вид спорта

Правда: Футбол вредит здоровью. Ученые университета Лейсестер в Англии доказали, что опасность травмы у футбольных профессионалов в среднем составляет около 12% за матч, что в 1000 раз выше, чем аналогичная опасность в промышленности. Каждый третий игрок получает в течение сезона настолько серьезную травму, что он должен уйти с поля или сделать перерыв в игре. В среднем 1,3 раза за сезон профессиональный футболист получает настолько серьезные повреждения, что он вынужден пропускать несколько матчей подряд.

2. Миф. Пенальти – это легкий вид игры для хорошего игрока

Правда. Пенальти – это сложный элемент игры даже для хороших игроков. Бразильский «король» футбола Пеле называл пенальти «самым трусливым способом для того, чтобы забивать голы», но, может быть, это был только предлог, чтобы уйти от волнующего процесса исполнения такого удара. История знает случаи, когда забить гол с пенальти не смогли даже гениальные футболисты…

3. Миф. Матч длится 90 минут

Правда. Матч длится дольше. Но вообще он короче. На самом деле «брутто» игрового времени почти всегда больше 90 минут. Так было еще до того, как ФИФА установила перед чемпионатом мира 1998 г. правило, по которому стало необходимо указывать количество добавленных арбитром минут. Из-за игровых пауз, связанных с травмами игроков, моментов, когда забиваются голы и других остановок, один тайм длится обычно 46-49 минут, соответственно, весь матч длится около 92-98 минут.

4. Миф: Мяч круглый

Правда. Возможно, но только не в футболе. В идеале мяч, конечно же, можно считать круглым. Геометрическая форма мяча бывает круглой только в состоянии его покоя. Если по нему бьют, в чем и заключается смысл футбола, она, естественно, тут же изменяется. Как показывают фотографии и замедленные повторы, изменения эти весьма драматичны. Благодаря своим эластичным свойствам наполненный газом мяч возвращается в первоначальное состояние так же быстро, при этом использует полученную энергию для того, чтобы изменить характер движения. Таким образом, становится понятно, что именно из-за того, что мяч не полностью круглый, он приобретает особую динамику. А значит, футбол существует потому, что мяч не всегда круглый. Футбольный мяч имеет своеобразную «душу» и на некоторое время может даже противостоять земному притяжению. Как все круглое, футбольный мяч символизирует неопределенность, удачу и будущее. А первый из этих трех пунктов как нельзя лучше характеризует футбол.

5. Миф: Хорошие футболисты становятся хорошими тренерами

Правда. Футболисты похуже иногда становятся еще лучшими тренерами. Начиная с итальянца Арриго Сакки, который сделал «Милан» в период с 1981 по 1991 годы лучшей командой Европы, постулат о том, что хороший тренер обязательно должен был быть хорошим игроком, забыт… Отметим при этом, что далеко не все плохие футболисты способны стaть хорошими тренерами [5].

Хотя приведенные нами мифы возникли сравнительно недавно, они имеют в своей основе ритуалы и легенды, связанные со спортивным состязанием, уходящие корнями в далекое прошлое и сохраняющие свои культурные смыслы на протяжении многих столетий. Универсализм  и архаичность спорта как вида человеческой деятельности подмечал и Й. Хейзинга: «Главные формы спортивных состязаний по самой своей природе существуют очень давно и почти не меняются. Наряду с «неорганизованными» формами (бег, гребля, плавание) существуют и такие формы, которые сами собой развиваются в органические игры с системой правил. Особенно это относится к играм в мяч» [6]. Исследователь подчеркивает динамику этих игр, трансформацию спонтанных развлечений в  организованную деятельность клубов и соревнований. Групповые игры, из всех остальных форм игры,  наиболее жестко структурированы с точки зрения системы правил. «Это древний как мир процесс – деревня меряется силой с деревней, школа играет против школы, один район города против другого. Прежде всего, это большие игры в мяч, которые требуют натренированной сыгранности постоянных команд, и именно отсюда вырастает современный спорт» [7]. Хотя истоки современного спорта прослеживаются Хейзингой к древним ритуалам, он проводит четкую грань между спортивными состязаниями далекого прошлого и современной ему (30-е гг. ХХ века) спортивной игрой. «В архаических культурах состязания были частью ритуальных празднеств. Они были необходимы как священные и освящающие действия. В современном спорте эта связь с культом полностью утрачена. Он стал совершенно светским и не имеет никакой органической связи со структурой общества… соревнования между странами не в состоянии поднять спорт до активной силы, созидающей стиль и культуру. Несмотря на все свое значение для участников и зрителей, он остается бесплодной функцией, в которой древний игровой фактор уже успел отмереть» [8]. Хейзинга, как и всякий исследователь, писал с позиций человека своего времени, и находил причины  говорить об определенной деградации спортивной игры как ритуального действа, о ее противоречии социальным нормам. Тем не менее, в наши дни эта ситуация изменилась – в культуре и обществе произошел переход к постиндустриальному обществу, культура во многом приобрела постмодернистские характеристики фрагментарности, ироничности и плюрализма, а интернет-революция изменила характер медиапространства, создав возможности для небывалого расширения аудитория любого зрелища, в том числе и футбола. В последнем тоже происходят изменения, характерные и для спорта, и для всей культуры в целом, которая переживает новую волну мифологизации. Культ звезд, новые герои, мифы популярной культуры (о некоторых футбольных мифах мы уже говорили выше) – все эти явления в полной мере проявились в современном футболе. Другой характерной чертой культуры наших дней является ее игровой характер. «Игрофикация» культуры, которая предсказывалась исследователями еще полвека назад, стала еще более выраженной в наши дни, когда гаджеты все более совершенствуются, а новые технологии позволяют расширять пространство игры до бесконечности. Это во многом является причиной возрастающей популярности игровых видов спорта, среди которых неоспоримое первенство принадлежит футболу. Игра в современном обществе становится важнейшей частью жизненного мира, который содержит всё больше рекреационных, развлекательных, досуговых элементов. Это вполне соответствует обобщениям Хейзинги относительно игры, которая, становится значимой в сфере праздника и культа, в сфере священного. В массовом десакрализованном обществе футбол приходит на смену священному ритуалу, обретая культовый статус, становясь праздником и выходом из рутины обыденной жизни, столь необходимым современному человеку. Но футбол имеет и социальный смысл, он связан с общественными структурами, служит «социальным цементом», вырабатывает чувство групповой идентичности, закрепляет (или разрушает)  социальную стратификацию, становясь основой для формирования околофутбольных фанатских субкультур.

Экскурс в историю

Для того чтобы в полной мере представить семантическую многогранность футбола, обратимся к его историческому прошлому. Стихийная групповая борьба превращалась в «игру по правилам», в ритуал постепенно. Поскольку игра с мячом была любима человеком с древнейших времен, мы находим некий образ «прото-футбола» и в Древней Греции и Риме (знаменитый «Гарпастум»), и в Древнем Китае, и в Японии. Это были жестокие игры, во многом напоминающие войну, которая составляла столь важную часть этих цивилизаций. Жестокость, с которой проходили игры, была прообразом войны. В средневековой Англии, которая считается родиной современного футбола, существовала традиция проведения игры между юношами соседних деревень в масленичный вторник. Это была игра без правил, выражение вражды между селами, возможность свести старые счеты и отомстить противнику. Мяч пинали ногами, а в результате этого поединка были многочисленные раны и увечья, даже смертельный исход. Именно эта жестокость приводила к тому, что футбол неоднократно запрещался властями. Английский писатель Т. Элиот в романе «Правитель» назвал футбол игрой, которая будит в людях звериную ярость и страсть к разрушению и которая недостойна ничего большего как быть забытой навек. Футбол не только не был забыт, но приобрел статус важнейшей формы массовой культуры наших дней, тем не менее,  окружающий его ореол насилия не исчез, что нашло выражение в деструктивной деятельности футбольных фанатов, для которых игра становится экстремальной формой выражения эмоций – гнева, ярости, стремления к насилию. Поскольку насилие всегда сопутствовало футболу, одновременно шла и его легитимация, придание ему более цивилизованных форм. Так, уже в середине ХVIII века были разработаны правила, регламентирующие количество игроков, разметку поля, положение и размер ворот.

Кроме своего стихийно-игрового аспекта, футбол имеет связанные с его групповым характером. С точки зрения социальности футбол заявил о себе как о форме коллективной деятельности, приучающей его участников к слаженным действиям, к координации своих действий с партнерами, к коллективизму. Эту черту футбола осознали представители английской аристократии, которые приобщали своих отпрысков к этой игре в процессе их образования. Соответственно, начали формироваться все более четкие правила – с 1717 г. стал действовать так называемый Итонский ритуал, предполагавший игру на узком поле осенью. В 1823 г. произошло еще одно знаменательное событие – отделение футбола от регби. В 1846 г. были созданы самые старые правила игры. С середины ХIХ века появляется тот футбол, который мы знаем сейчас, а его оформление заканчивается ко второй половине ХХ века.

Возникает понятие «тотальный футбол», основанное на результативности матчей, на активных наступательных действиях, на смене ролей игроков середины поля, защитников и нападающих. Такого рода игра была впервые применена командой «Аякс» из Амстердама. На место «узких специалистов» приходят игроки-универсалы. В этом действе, со всеми его многочисленными правилами и наказаниями за их нарушения, возрождается старый дух соперничества, а матчи служат поводом для решения вопросов превосходства. Встречи на поле способны разбудить столь сильные чувства, что властям приходится принимать меры безопасности.

Пространство футбольного поля

Основные события в футбольной игре происходят на поле, причем наблюдателю, даже эмоционально вовлеченному в игру, понять происходящее очень сложно. Обратившись к описанию, сделанному, человеком, принимавшим в нем непосредственное участие, мы видим, что «изнутри» это пространство выглядит и ощущается совершенно иначе, чем в том виде, в каком оно предстает перед болельщиками. «Вы будете поражены обилием звуков настоящей сечи, хрипами упавших на траву от ударов по голени, проклятиями за незабитый гол или плохой пас» [9]. Автор анализирует ситуацию игрока на поле как сложную, выходящую за рамки непосредственно пространства игры, включающую в себя восприятие публики, которую он видит периферийным зрением. Линия, разделяющая поле и публику, становится зыбкой, поскольку, как пишет автор, для игрока велико искушение «забить и нарушить линию разделения между высоким и низким, между бытовым и божественным, заставить людей дрогнуть и ликовать именно из-за тебя. Вот почему многие великие игроки – великие страдальцы, их жизнь – это жертва Творцу за уровень Творца» [10]. Как и у всякой творческой личности, у футболиста существует множество проблем как в профессии, так и в жизни, которая, во время расцвета карьеры, вся подчинена ритму игры, а невероятное напряжение во время и матчей, и тренировок, не оставляют сил для повседневных жизненных радостей. В результате статус звезды футбола (как и звезды шоу-бизнеса) сохраняется только на период профессиональной активности. Даже если игрок становится «легендой», ему редко удается остаться в профессии в каком-либо ином качестве или адаптироваться к жизни вне спорта.

Футбольное поле – это место, где рождаются звезды футбола. Этот процесс похож на «производство» звезд политики или индустрии развлечений. Как и последние, добившиеся звездного статуса футболисты представляют собой мифические культовые фигуры, необходимые культуре и социуму наших дней для сохранения доминации массовой культуры и коммерческого успеха Т. Адорно, который еще в середине прошлого века ввел в оборот термин «культиндустрия», в своей работе «Пересматривая культурную индустрию» (1975 г.) пишет: «Идеология культурной индустрии прежде всего использует систему звезд, которая заимствована у индивидуального искусства и его коммерческой эксплуатации. Это индустриализация в социологическом смысле, в инкорпорации индивидуальных форм организации даже туда, где ничего не производится» [11].

В медиатизированном пространстве сегодняшнего дня, приобретшем благодаря интернет-революции глобальный характер, ведущая роль в создании культа футбольных звезд принадлежит масс медиа. Уже с 1960 гг. благодаря телевидению  известность знаменитых футболистов становится глобальной, появляются многочисленные футбольные журналы, существующие по сей день, среди которых можно назвать “Total Football”, посвященный исключительно футбольным звездам, как известным, так и начинающим. Телеканалы популяризируют спортивные достижения уже добившихся известности и начинающих успешных спортсменов, а социальные сети буквально заполнены образами героев футбола.

Пространство публики

Возвращаясь к нашему делению футбола на три пространства, можно сказать, что социальная значимость игры связана  с пространством публики. Болельщики на стадионе составляют социальный контекст футбольного матча, весьма разнородный по своему социальному и возрастному составу, объединенный на время матча общей любовью к этой игре, но, в то же время, разделенный на сегменты, образованные приверженцами той или иной команды. Публика на стадионе создает визуальное впечатление от матча благодаря яркой атрибутике, а также своим действиям в поддержку любимой команды, которые превращают весь стадион в динамическое визуальное пространство. Но не только болельщики формируют общую структуру футбольного матча, важную роль играет и оформление стадиона, которое тесно связано с коммерческой составляющей массовой культуры, поскольку буквально заполнено различными видами рекламы. Футбол сегодня – колоссальная индустрия, в которой сталкиваются как коммерческие, так и политические интересы, что заставляет задуматься о том, насколько сама игра сохраняет свою роль во всем околофутбольном пространстве, сочетающем в себе самые разнородные элементы, зачастую противоречащие самому духу спортивной игры.

Еще в 1938 г., время расцвета «культурной индустрии» (термин Т. Адорно), Й. Хейзинга писал: «Поведение профессионала уже не есть истинно игровое поведение, спонтанности и беспечности у него уже не бывает. В современном обществе спорт мало-помалу удаляется из игровой сферы и становится элементом sui generis, уже не игрой, но и не серьезным. В нынешней общественной жизни спорт занимает место в стороне от собственно культурного процесса, который разворачивается вне его пределов» [12]. Хотя эти слова Хейзинги противоречат нашему утверждению об интеграции футбола и спорта в целом в современную культуру, нельзя не согласиться, что футбол стал частью «спектакля» современной популярной культуры, инсценированного и разыгрываемого культуриндустрией. Й. Хейзинга отмечает громадную разницу между древними играми, носящими сакральный характер, и современным коммерческим спортом. Мы видим многочисленные свидетельства вовлечения публики в этот процесс коммерциализации, выражающийся в ажиотаже вокруг билетов на престижные матчи, работе букмекерских контор, обилию рекламы на стадионах и всех связанных с футболом медийных ресурсах. Не теряя своей игровой, эмоциональной, ритуальной составляющей, футбол стал полноценным продуктом культурной индустрии. Вновь обращаясь к анализу этого феномена, сделанному Т. Адорно, мы увидим, что он вполне разделяет те характеристики, которые присущи продуктам культиндустрии в целом. «Таланты являются собственностью индустрии еще задолго до того, как выставляются ею напоказ: в противном случае они не стремились бы так рьяно приобщиться к ней. Расположение публики и мнимо и на самом деле благоприятствующей системе культиндустрии, есть часть системы, а не ее оправдание» [13]. Футбол, таким образом, стал одним из аспектов «общества спектакля» (термин Г. Дебора), репрезентированного через медиа.

Пространство медиа

Медиаудитория составляет третье выделенное нами пространство тотальности футбола. Существует разница между болельщиками, которые смотрят он-лайн трансляции футбольных матчей, и теми, которые собираются на стадионе. Медиа-фанаты лишены возможности совершать коллективные действия, использовать атрибутику, но это не делает их восприятие менее эмоциональным. Футбол в медийном варианте «приковывает» болельщиков к экранам, в отличие от других видов медийной продукции, которая, как правило, воспринимается фрагментарно, в перерывах между повседневными заботами и другими видами рекреационной деятельности. У медиатрансляций футбольных матчей есть и свои преимущества. Прежде всего, они расширяют аудиторию до глобальных размеров, создавая возможность виртуально присутствовать на матчах в самых разных местах. Кроме того, современные технологии делают возможным увидеть такие моменты матча, которые недоступны публике на трибуне – выражения лица игроков, драматические моменты матча, включая травмы. Таким образом, несмотря на физическую отдаленность от футбольного поля, медиаудитория не исключена из него, и даже непосредственно участвует в происходящем как в медиасобытии.

Говоря о футболе в целом, о его месте в культуре наших дней, необходимо отметить еще одну общую черту футбола и всей культиндустрии – динамичное распространение по всем областям потребления. Все выделенные нами аспекты футбола входят в культуру потребления в самых разных формах. С одной стороны, футбол создает медиапространство – интернет, телевидение, радио, многочисленные периодические издания, с другой – дает богатый материал для индустрии предметов потребления – футбольных форм, различных атрибутов, постеров, сувениров и даже электроники. Все это создает определенную атмосферу, в которую погружен болельщик, и в то же время стимулирует групповую идентификацию у фанатов, в особенности у тинэйджеров и молодежи, которые являются наиболее активными потребителями продуктов культурной индустрии.  Самой же главной целью культиндустрии является привлечение массового зрителя и потребителя к развлечению, что отвечает извечному стремлению человека к зрелищу, к выходу из повседневной рутины. Тем не менее, нельзя полностью идентифицировать футбол с индустрией развлечений – он сохраняет неподдельный накал эмоций, создает чувство социальной сплоченности, придает особый смысл жизни тем, кто действительно любит футбол. Кроме того, футбол доступен – каждый болельщик может стать игроком на своем уровне – команды, двора или спортивной секции. Он может сам прочувствовать игру, не отягощенную в этот раз коммерческими интересами и культом успеха. Футбол представляет собой явление, выходящие за рамки спортивной игры. В нем отражаются все парадоксы и проблемы нашей культуры, и он был и остается любовью миллионов болельщиков во всем мире, что и было показано на Мундиале-2018, который стал значительным событием не только для футбола, но и для современной культуры в целом.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. С. 17.
[2] Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. 464с.
[3] Гирц К. Указ. соч. С. 485.
[4] Рабинер И. Как убивали «Спартак». М.: Олма медиа групп, 2006. С. 456.
[5] Футбольная мифология [Электронный. ресурс]. URL: https://www.championat.com/football/article-3019191-futbolnaja-mifologija.html
[6] Хейзинга Й. Указ. соч. С. 222.
[7] Там же.
[8] Там же. С. 223.
[9] Ткаченко А. Футболъ. М.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. С. 5.
[10] Там же. С. 196.
[11] Adorno T. Cultural industry Reconsidered // Culture and Society. Cambridge, 1995. Р. 277.
[12] Хейзинга Й. Указ. соч. С. 222.
[13] Adorno T. Op. cit. P. 151.

© Шапинская Е.Н., 2018

Статья поступила в редакцию 24 июля 20189 г.

Шапинская Екатерина Николаевна,
доктор философских наук, профессор
Российского государственного
университета физической культуры, молодежи, спорта и туризма
e-mail: reenash@mail.ru

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG