НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Научное рецензируемое периодическое электронное издание |
||
Гипотезы: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии: В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера) А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение) Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение) В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
|
М.И. Козьякова
Город и ночь – хронотоп конфликта
Аннотация. В статье рассматривается ночь как феномен культурного сознания европейской городской среды и отражение этого феномена в городской культуре, какие ритуалы и акции досуга проводились в ночное время. Делается особый акцент на динамике изменений восприятия и отражения ночи в формах городской культуры Европы разных эпох.
Ночь – явление сложное и многоплановое. В своем исходном качестве она принадлежит природному универсуму как часть суток, как определенный временной период. Феномен ночи, однако, выходит далеко за рамки тривиального временного ряда, превращается в важный компонент социокультурного комплекса. Ночь создает культурное пространство – ночную жизнь с ее особыми ритуалами, обычаями, символами, представлениями. Она неизменно входит в картину мира: это происходит как на бытовом, повседневном, так и на аксиологически выделенном, мифологизированном или ритуализованном уровне. Семантическое поле этого первоначально эмотивно нейтрального природного феномена нагружается социальными, этическими, эстетическими, религиозными коннотациями. Становясь одним из существенных факторов общественного бытия, он получает возможность отражать характер цивилизационных процессов, изменений, происходящих в них.
«Дано ли нам постичь глубину ночи при свете дня?», – вопрошал некогда Ф. Ницше. О какой глубине спрашивал философ? Имел ли он в виду непостижимость трансцендентных глубин, ведь ночь традиционно связана с таинственным эзотерическим знанием, с магией, с сакральными религиозными практиками? Рациональному, «дневному» знанию, логике вряд ли под силу снять покров тайны с мистики, с области «божественного», для проникновения в которую предназначены отнюдь не рациональные процедуры. Наука крайне осторожна в подходе к исследованию и оценке таких явлений, как сфера религиозного опыта, как предсказания, ясновидение или, например, экстрасенсорика, астрология, если, конечно, не считать оценкой простое отрицание этих явлений.
Анализ разнообразных вариаций «ночной культуры» усложняется в плане широты пространственных и временных горизонтов: историческая определенность на протяжении многих сотен лет претерпевает трансформацию, модифицируется, происходит расслоение, отслаивание смысловой фабулы, которую исследователь безуспешно пытается зафиксировать в качестве некой репрезентативной модели. Философичность контента «ночь» растворяет определенность практически любой интерпретации, границы делаются текучими, они дрейфуют, мутируют. Кроме того, семантика ночи далеко не всегда является четко сформулированной, осознанной, поскольку знаменуют собой сложно- и потому плоховерифицируемые аспекты реальности.
Практики, в том числе художественные, всегда зависят от контекста, так как определяются через взаимодействие с материально-предметной и социокультурной средой. Каждый исследуемый в культуре реальный феномен демонстрирует специфику хронотопа – законов и норм сочетания пространственно-временных координат. Временная плоскость являет собой историческую специфику данного момента, а пространственная – социума, социальной среды во всем богатстве и разнообразии ее количественных и качественных характеристик.
«Город и ночь» – тематика, дающая широчайший простор для исследовательской активности: данный хронотоп наличествует в любой городской цивилизации Востока и Запада, практически в каждом историческом периоде. Есть, однако, некие факторы, выделяющие из этого ряда европейский вариант хронотопа: современная ночная культура города обязана своим развитием более всего деятельности «прометеевского» человека, поскольку формировалась «с подачи» Запада, вместе с развитием его технического потенциала. Исторически именно Западной Европе принадлежит «пальма первенства» в освоении пространства ночи, его колонизации, проходящей в ситуации совмещения и синхронизации разноплановых модусов города и ночи – открытых диссипативных структур, обладающих большим количеством степеней свободы. Вследствие этого именно в западной культуре получил свои наиболее выраженные формы конфликт, заложенный в структуре хронотопа ночного города. В рамках истории зарождения, созревания конфликта, многочисленных форм его онтологизации и будет рассмотрен в этой статье феномен ночи.
Человек – создание дневное. Для него характерна дневная активность, а ночное время предназначено для сна. Для подтверждения этого тезиса можно обратиться к Божественному Шестодневу: как известно из книги Бытия, Бог творил днем, и человек, его создание, также явился плодом дневного труда. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» [4] .
Но и без апелляции к столь авторитетному для европейской культуры источнику, простые физиологические наблюдения свидетельствуют о достоверности данного положения. Как известно, формирование тех или иных органов происходит согласно условиям среды обитания, как приспособление к окружающей среде, которое осуществлялось на протяжении длительного времени. Морфологическая эволюция, ранние этапы антропогенеза, конечно, не могут быть соотнесены с существованием городской культуры, с появлением самих городов. Морфология, однако, в данном аспекте показательна.
О восприятии ночи в первобытную эпоху известно чрезвычайно мало. Последняя являет собой идеальный пример бессобытийной, «долгой» или «спящей истории». Для нее характерны архаические ритуалы, появление исходных образов, заложивших основание для юнгианских архетипов, зарождение символических систем. Миф и магия, тотем и табу формировали первобытную картину мира, обслуживали устную традицию и коллективную память общества, определяя синкретизм когнитивно-эмоционального комплекса. Поскольку человек еще не выделился из природной среды, он одушевляет и персонифицирует окружающий его мир, слабо воспринимая различия между социальными и природными явлениями. Среди первых закономерностей, отмеченных им, естественно, оказались и суточные ритмы природы: смена дня и ночи, смена светил воспринимались как порядок, установленный высшими силами, стабильный и неизменный, необходимый для существования мира. И в то же время ночная тьма, делая человека беспомощным перед окружающими его опасностями, вызывала чувство всепоглощающего страха, закладывая тот самый эмоциональный комплекс, который у последующих поколений будет корениться глубоко в подсознании как один из архетипов ментальности, выплескиваясь в определенных ситуациях наружу волной панического первобытного ужаса.
В античности формируется развернутая, сложная, генетически неоднородная картина мира. Ночь занимает в ней вполне определенное, в известной степени доминирующее положение. Судя по мифам, первоначальное состояние мира представлялось как хаос, подобный библейскому, изначально пустое и бесформенное, зияющее пространство. Он присутствует в мифологии, в «Теогонии» Гесиода, философии Платона и Анаксагора. Хаос рождает Эреба, беспросветный мрак, принадлежащий подземному миру, и всемогущую Никту, Никс, персонифицирующую ночь. Происхождение и родословная богов в подробностях изложены у Гесиода:
Согласно Гесиоду, Ночь – универсальная «мать богов»: от союза мрака и ночи рождаются их полные противоположности – сияющий свет, Эфир и день, светлая Гемера. Ночь – могущественная богиня: она рождает стихии не только от своего брата-супруга, но и самостоятельно, не только светлую Гемеру, но и Смерть, Сон, Злословие, Мщение и другие губительные и роковые существа – Голод, Забвенье и Скорби, Битвы и Убийства, Беззаконие. Важно, что Танатос, Гипнос, Эриду, Немесиду, Мома и другое зло этого мира она рождает уже сама. Ночь – всепорождающая сила, она воплощает в себе рождение и смерть, бесконечный кругооборот возрождения природы и человека [8].
Как божество космического начала, стихийной первоосновы мира, Ночь занимала особое место в греческом пантеоне: грозную богиню боялись и почитали боги и смертные. Она была отделена от светлой когорты олимпийцев – ее жилище находилось в бездне Тартара, к которому не осмеливался приближаться даже царь, повелитель богов и людей Зевс. Там же обитали другие божества, связанные с космическим порядком – Эреб, Танатос, хтонические боги Аид и Персефона. В бездны мрака не заглядывало солнце, но тьма сама была светоносна, она способна была осветить и возродить мир – идея, что свет рождается из тьмы, оказалось в этом плане чрезвычайно жизнеспособной. Она надолго переживет античность, будет воспринята христианством, продолжится в искусстве и литературе, поэзии и философии.
Ночь, звездное небо становится звездной колыбелью человечества: «таинство возрождения человека и мира всегда совершается ночью» [9]. И не только в античности: об этом свидетельствует длительная история искусства, идущая с глубокой древности через античность и средние века к нашему времени – вплоть до «Звездной ночи» Ван-Гога. Об этом говорят раннехристианские мозаики в церквах Равенны, на которых изображено звездное небо, «Ночь» Микеланджело в Капелле Медичи и др. Таким образом, уже в античности был сформирован богатый семантический потенциал ночи, позволивший впоследствии сделать ее одной из любимейших тем в искусстве. Ночь – это идея и образ, природное явление и космическое начало, грозная богиня, дарующая сон, смерть и новое рождение. Античные представления во многом предвосхитили спектр многообразных интерпретаций, которые будут влиять на смысловой контент ночи в последующие столетия. Они, однако, не будут практически задействованы вплоть до рубежа Нового времени, до того периода, когда начнет оформляться ночная культура города.
Какой же была реальная ночь в античном городе? Имелись ли какие-либо специфически ночные культурные, социальные практики? В античности, как и в другие эпохи, город в первую очередь являлся экономическим, административным, культурным центром, он концентрировал в себе торговлю и ремесла, управление и религиозные культы, он создавал досуг, возможности для свободного времяпрепровождения своих жителей, предлагал развлечения, занятия искусством или наукой. День, дневная активность жителей определяли роль города в античном мире: жизнь человека «достигала своего кульминационного пункта днем, в обществе, на площади». «На Олимпе царит вечный свет ясного южного дня. Аполлоновский час – высокий полдень…» [10]. Производственная, общественная деятельность, управление полисом, отправление большинства религиозных культов осуществлялось в дневное время.
В Риме ориентация на дневное время подтверждена наличием временного рубежа – «часа бани», приходящегося зимой на второй час дня, летом – на третий. «Час бани», о котором писал Плиний Младший, отделял деловую, рабочую часть дня от досуга – обеда в компании друзей [11]. Римский обед, кена, названный позднее по греческому примеру симпосионом, был важной традицией античного быта. Он знаменовал окончание дневных трудов и открывал время отдыха: общения, развлечений, так как после обеда не принято было возобновлять работу. Дневными были популярные развлечения римлян, более разнообразные, чем у греков: к времяпрепровождению на форуме добавлялось посещение терм, зрелища – театральные и цирковые представления, спортивные состязания, гладиаторские бои.
В статье в качестве иллюстраций были использованы произведения В. Ван Гога «Звездная ночь» и «Звездная ночь над Роной», Ж. Уолл «Королева ночи», К. Коровина, А. Лентулова «Ночь на Патриарших прудах», Дж. Манна «Лос Анжелес», И. Айвазовского «Сотворение мира», Микеланджело «Сотворение Адама», Я. Брейгеля Младшего «Бог создает Солнце, Луну и звезды», Ю. Клевера «Лунная ночь», А. Фантен-Латура «Королева ночи», Д. Бонацци «Ночь», Микеланджело «День и Ночь», Ж. Девиля «Женщины Элевсина», И. Крамского «Русалки», «Бал при дворе Генриха III» (французская школа), Ш. Седлачека «Галантная сцена», Э. Вильямила «Танцы во дворце», К. Коровина «Парижский бульвар ночью», А. Тулуз-Лотрека «Танец в Мулен-Руж», К. Коровина «Ночной Париж», Дж. Миллеса «Офелия», Э. Морган «Ночь и Сон», П. Пюви де Шаванна «Мечта» («Сновидение»), Дж. Манна «Огни Таймс-Сквер».
ПРИМЕЧАНИЯ
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
Издатель:
№ государственной Журнал индексируется: Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
Шеф-редактор
Руководитель IT-центра
Наш баннер:
Наш e-mail:
НАШИ ПАРТНЁРЫ: |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. © Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2024 |