НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Новогоднее поздравление

 

Гипотезы:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

В.М. Межуев. Философия культуры в системе современного знания о культуре

Э.А. Орлова. Социокультурная реальность: к определению понятия

В.И. Ионесов. Гуманистическая антропология в науке о культуре: перечитывая Клода Леви-Строса

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (начало)

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (начало)

В.М. Розин. «Барышня-крестьянка»: экзистенциальный выбор, сверхтрудный в жизни, но возможный в искусстве

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социальный опыт человека и его важная составляющая «вторая реальность»

Н.А. Хренов. Русская революция с точки зрения переходной ситуации в истории культуры. Реабилитация имперского комплекса как следствие периода реакции в истории революции (окончание)

В.М. Розин. Условия введения и мыслимости категории «реальность»

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма Гегеля (Семиотический поворот в культуре ХХ века) (начало)


Анонс следующего номера

 

 

А.Я. Флиер
 
Человек и культура: параметры сопряженности

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты проявления социальных ролей человека как носителя культуры и функционирования культуры как составляющей сознания человека. Рассматриваются ипостаси человека как продукта культуры, как потребителя культуры, как транслятора культуры и как творца культуры.

Ключевые слова: Культура, человеческое сознание и поведение, социализация и инкультурация, образ жизни, обычаи и нравы, коммуникация и передача социального опыта, традиция и новация.
 

Культура – это продукт социальных отношений. Один человек не может создать новой культуры, если ему не нужно ни с кем согласовывать свое восприятие и интерпретацию окружающей реальности, а также способы практического существования в этой реальности. Культура появляется только тогда, когда какое-то число людей вступает в устойчивое социальное взаимодействие и коммуницирование; у них постепенно вырабатывается общий разговорный язык, общие правила поведения, общие представления о мироздании, общие идеалы, ценности, критерии оценок и т.п. Все эти компоненты общности в совокупности и называются культурой этой группы людей [1]. На ранних этапах истории у локальных человеческих общностей начала складываться общая мифология и религия (как ранние формы систематизации картины мира) и связанная с ней символическая практика отображения их отношения к бытию. Эта символическая практика со временем оформилась в искусство, в котором нормативно-ценностные установки культуры выразились в наиболее ярком воплощении.

Но хотя культура – это порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и пользователями являются отдельные люди. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях:

• как продукт культуры;

• как потребитель культуры;

• как транслятор культуры;

• как творец культуры.

Рассмотрим эти каналы сопряженности человеческой личности с культурой последовательно.

1. Человек как продукт культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми и пр., называется «культурным человеком», в отличие от случаев, когда подобная «окультуренность» индивида в каких-то своих компонентах недостаточна (не соответствует принятым в сообществе нормам). Эта «окультуренность» человека достигается в процессе его социализации и инкультурации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального образования, посредством контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), в ходе участия в религиозных обрядах и приобщения к произведениям литературы и искусства и пр. Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая императивы и эталоны поощряемого поведения, соотнося себя с религиозными и художественными образами и переживая нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т.п., человек, непосредственно и опосредованно формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Этот процесс не заканчивается с достижением возрастной зрелости; корректировка параметров этой адекватности продолжается на протяжении всей жизни человека.

Социализация и инкультурация – это процессы «окультуривания» человеческой личности, подчинения ее принятым нормам и правилам социального поведения. Процессы социализации и инкультурации близкие, но не тождественные.

Социализация включает:

• введение индивида в систему социального функционирования общества и разделение труда в нем,

• ознакомление его с нормами политической лояльности существующему порядку и социальной адекватности человека как члена данного социума,

• введение его в систему разделения и исполнения разнообразных (по ситуации) социальных ролей,

• обучение его кодам и языкам социальной коммуникации, принятым технологиям социальных взаимодействий и т.п. [2]

В конечном счете, общество заинтересовано в том, чтобы каждый его член превратился в социально конкурентоспособную и мобильную личность, проявляющую необходимую инициативу и достигающую успеха в условиях общесоциального рынка разделения труда, занял определенную социальную и статусную нишу, более или менее удовлетворяющую его притязаниям и амбициям, но не противоречащую интересам сообщества [3].

Дискуссия о сущности социализации ведется в науке с большей или меньшей интенсивностью постоянно [4]. Наиболее удачными и обоснованными представляются те определения социализации, которые не являются простым реестром решаемых ею задач, иерархизированным тем или иным образом, а раскрывают целостный функциональный результат, который должен быть достигнут посредством социализации. Обобщая многие дефиниции такого рода, можно дать следующее определение:

Социализация – это процесс ориентирования человека:

• в совокупности общих социальных и культурных условий его практической жизнедеятельности (в условиях среды),

• в тех наиболее вероятных социальных ролях, которые будут доступны ему в данных условиях (в определении своего места в этой среде),

• в способах исполнения этих ролей в имеющихся условиях (в системе принятых в этой среде социальных практик, их технологиях и методологиях) [5].

Определения содержания процесса инкультурации, как правило, не так четки и функционально ясны, поскольку охватывают круг вопросов, не столь очевидных в своей утилитарной значимости. Обычно инкультурацию определяют как смежный с социализацией процесс, сконцентрированный на задачах более узких и гуманитарных, нежели общая социализация. Инкультурация – это процесс обретения человеком общей культурной компетентности по отношению к установлениям и нормам того общества, в котором он живет. Сюда входит освоение:

• систем ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе,

• этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях,

• более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям,

• определенных познаний в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрении, обычаях, обрядах,

• обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях, распространенных в данном обществе, и т.п.

Важны и знакомство человека с господствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями, политической и культурной историей данного народа, основными символами национального достоинства и пр.

В принципе большинство распространенных в науке определений инкультурации можно сгруппировать в два блока. В рамках первого делается акцент на том, что в отличие от социализации, которая вводит человека в ориентацию в социальных условиях жизнедеятельности, актуальных для данного времени (т.е. объективной стадии развития общества), инкультурация вводит человека в социальные условия, актуальные для данного места (местные культурные особенности социальной площадки жизнедеятельности). В определениях другого блока подчеркивается то, что в отличие от социализации, которая ориентирует человека в условиях жизнедеятельности, определяемых преимущественно утилитарными, прагматическими задачами, инкультурация ориентирует человека в условиях, детерминированных ценностными установками, характерными для данной социальной среды, историческими традициями, ментальными особенностями и пр. [6]

Обобщая разные подходы, можно предложить такую дефиницию:

Инкультурация – это процесс ориентирования человека:

• в доминирующих гуманитарно-ценностных предпочтениях и нормах жизнедеятельности, актуальных в этнической, политической, социальной, конфессиональной и историко-культурной среде его проживания,

• в допустимых формах и содержаниях собственных культурных манифестаций в этой среде,

• в предпочитаемых интерпретациях наблюдаемых явлений и событий, соответствующих местным традициям и ментальностям [7].

В числе основных социальных институтов, осуществляющих социализацию и инкультурацию, превращающих индивида в личность, т.е. «продукт» культуры, можно назвать:

• семью, домашнее воспитание,

• систему образования,

• государственную социальную и культурную политику,

• религию,

• искусство,

• средства массовой информации,

• бытовые социальные коммуникации

и некоторые иные, менее значимые.

Каждый из этих институтов социализации и инкультурации обладает своими характерными преимуществами. Скажем, семья осуществляет эти задачи в сравнительно мягком, эмоционально комфортном для человека режиме. Государственная социальная и культурная политика, напротив, действует в наиболее императивном режиме, как правило, не оставляющем индивиду вариантов для выбора. Религия и искусство осуществляют социализирующую и инкультурирующую функции в основном посредством назидательной демонстрации предпочтительных и отвергаемых вариантов социального поведения, подаваемой в ярких, показательных, производящих глубокое эмоциональное впечатление на человека образах и модельных ситуациях. Средства массовой информации и бытовые социальные коммуникации отличаются наиболее высокой оперативностью по распространению социально значимой информации, существенно влияющей на социализацию и инкультурацию человека, и разнообразием ее тематики. Общество воспроизводит себя, транслируя свой социальный опыт преимущественно через социализацию и инкультурацию отдельной личности.

В ходе истории комплекс средств и инструментов социализации и инкультурации расширялся и совершенствовался. Поначалу это было общесоциальное воспитание, которое в первобытном коллективе выполняли мать ребенка и старейшины рода, потом эта функция перешла к нуклеарной семье. На аграрной стадии развития общества важнейшим институтом социализации и инкультурации стала религия, эффективность которой в этом вопросе преобладала над всеми иными средствами воздействия на психику человека. В аграрную эпоху появилось и профессиональное образование, которое поначалу не разделялось с общим и включало в себя многие его элементы. В высоком средневековье появились первые университеты, и образование разделилось на общее и специальное. Функции социализации и инкультурации в основном остались за общим образованием, которое также реализовывалось в семье, и только в XIX в. появились первые публичные школы. С появлением СМИ (особенно электронных) они также активно включились в процессы социализации и инкультурации индивида. Все эти нововведения отнюдь не отменили и не понизили роли семьи в процессе социализации и инкультурации, так же как и внешних социальных контактов человека (дворовых компаний, друзей и т.п.) и произведений искусства и литературы, с которыми он знакомится по мере развития [8].

Так или иначе, но именно посредством социализации и инкультурации человек вообще (представитель вида Homo sapiens) превращается в человека, принадлежащего к какой-то определенной локальной культуре, осваивает ее специфический социальный опыт, традиции, ментальности и т.п., т.е. становится продуктом этой культуры. Разумеется, только социализацией и инкультурацией процесс обретения этой социокультурной функции дело не исчерпывается, но социализация и инкультурация, как представляется, играют в этом ключевую роль.

2. Человек как потребитель культуры использует нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и прежде всего во взаимодействии с другими людьми, пользуется языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. При этом культура является данным ему уже в готовом виде инструментом и способом личностной самоидентификации и социальной самореализации в сообществе. Практическое использование человеком культуры в упорядочении свой социальной жизнедеятельности в основном выражается в параметрах его образа жизни, обычаях и нравах.

Образ жизни – это системная и нормированная совокупность форм повседневной жизнедеятельности людей, обыденных порядков и способов их существования [9]. На образ жизни человека оказывает существенное влияние как его сословная (классовая) принадлежность, так и специализированная (производственная, трудовая) деятельность. Совершенно очевидно, что образы жизни аристократа и крестьянина, священника и солдата сильно различаются.

Образ жизни – это прежде всего «культура потребления» различных социальных благ и форма бытового жизнеустроения, отличающаяся у разных народов и у разных социальных страт выраженной спецификой. В образ жизни как систему входят и некоторые элементы материально-производящей практики в виде домашнего хозяйства (средств непосредственного жизнеобеспечения) – общего устроения жилого пространства, обеспечения продуктами питания, одеждой и предметами повседневного обихода, энергообеспечение, санитарно-гигиеническая практика и т.п. Другой важной составляющей образа жизни является рекреация людей – восстановление их энергозатрат, снятие психических напряжений, оздоровление и пр., осуществляемые в различных формах отдыха, питания, активного или пассивного досуга, лечения, приема тонизирующих средств и пр. Существенное место в рекреационных процессах занимает игровая досуговая практика – активная или пассивная физическая и интеллектуальная, в том числе и антисоциальная (алкоголизм, наркомания). Помимо того, образ жизни включает и процессы саморазвития человека (физического, интеллектуального, эстетического, творческого), интимной жизни, организации обыденных социальных отношений и коммуницирование (общение), формирование и развитие образов обыденного мировосприятия, воспитание детей, заботы о собственном имидже, элементы религиозной и социальной обрядовой практики (свадьбы, похороны и т.п.) и пр.

В структуре образа жизни можно выделить в качестве основных составляющих такие компоненты:

• жизнеобеспечение (домостроительство, организация и оформление жилого пространства, приусадебное сельское хозяйство, кулинарные предпочтения, типология одежды, «домашняя» медицина и санитарно-гигиенические нормы жизни, формы и специфика осуществления дальних переездов, общая степень оседлости и пр.);

• жизненный уклад (распределение ролей и функций в семье, положение женщины, культура интимных отношений, нормы воспитания и социализации детей, отношение к старшему поколению семьи, допустимые источники внешнего дохода, типичные формы проведения досуга и т.п.);

• нормы взаимоотношений и коммуникации внешнего характера (гостеприимство, нормы взаимообязательств с близкими и дальними родственниками, солидарность и взаимопомощь с соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, допустимые пределы социальной и сексуальной свободы в среде обитания, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.);

• обрядово-ритуальные проявления (ритуалы, сопровождающие рождение и инициацию ребенка, свадьбы, похороны, культура содержания кладбищ, встречи и проводы близких людей, общая система праздников и ритуалов, формы празднования общегосударственных, профессионально-хозяйственных и религиозных праздников);

• фольклорно-художественная практика (материнское пение и рассказывание сказок ребенку, домашнее музицирование, застольное пение и пр.) и др. [10]

Образ жизни представляет собой высоконормативную сферу обыденной жизнедеятельности людей, характеристики которой в существенной мере определяются этнокультурными традициями данного народа и его социальной стратификацией. Некоторые культурные черты образа жизни могут иметь и более или менее интернациональный характер. Сословная и социально-профессиональная принадлежность человека, его происхождение, воспитание, образование, вероисповедание, половозрастные критерии и т.п. обычно оказывают заметное влияние на параметры его образа жизни (размеры материального достатка, сфера занятости, профиль социальных и интеллектуальных интересов, сословные и религиозные нормы поведения, формы престижного потребления и стиля и пр.). В образе жизни реализуется существенная часть ценностных ориентаций людей, опредмечиваются нормы их морали и нравственности, этикета, мировоззрения, социальных стандартов и т.п. Т.е. образ жизни – это и есть социальная культура человека в ее наиболее непосредственном практическом применении. Разумеется, в образе жизни разных сословий, представителей разных специальностей, жителей города и деревни и пр. имеются существенные различия, однако, типовая структура образа жизни всех их остается примерно однотипной [11].

Несмотря на преимущественно традиционный характер механизмов воспроизводства и высокий уровень устойчивости параметров образа жизни, его не следует считать явлением абсолютно статичным. Образ жизни исторически формируется на основе реальной социальной практики людей по осуществлению коллективного общежития и удовлетворения их наиболее типичных личных и групповых интересов и потребностей обыденного характера в относительно типичных условиях жизни данной социальной группы людей, однако по мере изменения этих условий меняются и соответствующие параметры образа жизни. В этом плане образ жизни отличается определенной адаптивной пластичностью, особенно когда речь идет об изменении не всей его структуры и ценностно-нормативной обусловленности, а отдельных жизнеобеспечивающих элементов. Вместе с тем, в целом, образ жизни представляет собой одну из наименее динамичных характеристик культуры, что связано не только с его «привычностью» для людей, но и с тем, что многие его черты играют значимую роль маркеров в этнической, социальной, конфессиональной и иной самоидентификации человека, являются внешним выражением его консолидированности со своей социальной средой [12].

Основными регулятивными механизмами образа жизни являются обычаи и принятые в данной среде нормы социальной адекватности и критерии социальной престижности.

Обычаи – это совокупность норм и стереотипов бытового поведения людей и их повседневного взаимодействия. Обычаи во многом являются функциональными аналогами инстинктов, регулирующих социальное поведение животных, но реализующих социальный опыт групповой жизнедеятельности не на подсознательном уровне автоматических реакций на типовые ситуации, а совершенно сознательно, на основании принципа «так принято» [13]. Обычаи касаются по преимуществу практико-поведенческой стороны жизни людей и сравнительно редко затрагивают интеллектуально-образную сферу их социальной активности, хотя латентно, безусловно, тесно с ней связаны. Обычаи относятся главным образом к области приватной жизни человека в рамках семейно-родственного и близкого соседского общения; его социальные роли в сфере специализированной деятельности и публичной жизни регулируются уже нормами соответствующих субкультур. Структурирование системы обычаев сообщества в принципе близко к общей структуре его образа жизни, а конкретные черты этих обычаев так же в существенной мере определяются социально-сословными нормами. Межпоколенная трансляция обычаев строится почти исключительно на традиции (в элитарной субкультуре она может иметь и определенную степень институционализированности).

Если в первобытном обществе обычаи были единственными средствами социальной регуляции, в аграрном обществе – одним из двух (наряду с религией) таких институтов, то в современных индустриальных и постиндустриальных обществах, обычаи сохранили роль социального регулятора только на уровне приватной жизни людей. Именно в домашней семейной сфере эффективность их воздействия еще сохраняется; и она тем сильнее, чем более укорененным является сословный статус человека. В социальной страте маргиналов (людей с неустойчивым или часто меняющимся социально-сословным статусом) функциональность обычаев, традиционных нравов и устоев радикально снижается [14].

Обычаи тесно взаимосвязаны с нравами, которые регулируют не столько поведенчески-практическую сторону жизни людей, сколько морально-нравственные ее основания.

Нравы охватывают своим регулятивным воздействием в основном обыденный уровень нравственности, ценностные ориентации, образы миропонимания и интерпретации окружающей действительности, нормы и правила человеческих отношений и т.п. В конечном счете, нравы – это нравственность, преподнесенная в ее обыденном изложении. Особенность нравов видится в том, что они представляются сложными в систематизации для внешнего наблюдателя, однако весьма органичными в своей внутренней подсознательной упорядоченности.

Представляется, что из всего набора культурных черт общества, пожалуй, именно нравы и мода могут быть отнесены к числу наиболее подвижных, определяемых сиюминутной актуальностью вопросов. При этом совершенно очевидно, что, как и любые иные явления культуры, нравы относятся к числу жестко дифференцируемых по социально-статусным критериям, а в архаических и традиционных обществах отдельные нравственные установки могут иметь неординарную устойчивость и статичность.

Поскольку нравы далеко не всегда предусматривают немедленное практическое исполнение их установок, в них заложена относительно меньшая социальная ответственность, чем в обычаях. Нравы – это, прежде всего, оценки допустимости тех или иных форм и проявлений собственного поведения и отношения, а также поведения и отношения других людей в тех или иных ситуациях. Характер нравов в очень большой степени зависит от преобладающего на данном этапе исторического развития мировоззрения (мифологического, религиозного, рационалистического) и степени укорененности в массе населения традиций или их атавизмов.

В целом в образе жизни, обычаях и нравах заложена большая часть того основного культурного содержания социальной жизни, потребителем которого является рядовой человек. Именно здесь человек реализует тот потенциал своего участия в публичной жизни, который заложен в нем его культурой. Для высокообразованного аристократа культура заключается в творчестве корифеев литературы и искусства. Для рядового жителя, как столичного мегаполиса, так и глухой деревни, культура – это в первую очередь нормы повседневных человеческих взаимоотношений, язык, на котором люди общаются, их типовые нравственные оценки и т.п. Это образ жизни, в рамках которого человек потребляет культуру в наиболее актуальных для него формах [15].

3. Человек как транслятор культуры в своем общении с окружающими его людьми передает информацию о культуре в двух режимах – синхронном и диахронном. В первом случае речь идет о коммуницировании в рамках актуального взаимодействия с современниками, а во втором – о передаче социального опыта потомкам.

Культурная коммуникация – это процесс взаимодействия между субъектами деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Коммуникация выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, формирования социальных связей, накопление и трансляцию социального опыта. Необходимыми условиями и структурными компонентами коммуникации являются наличие общего языка у субъектов коммуницирования, каналов передачи информации, а также правил осуществления коммуникации (семиотических, этических) [16].

В определенном смысле каждое социальное действие, осуществляемое людьми, может быть рассмотрено как коммуникативное, содержащее и выражающее определенную информацию той или иной социальной значимости. Однако собственно коммуникативными (в узком смысле) являются лишь действия, имеющие специальную ориентацию на передачу информации и осуществляемые с использованием адекватной этой цели знаковой системы.

Различные интерпретации коммуникативной активности человека, основанные на различных методологических парадигмах, акцентируют ее либо как совокупность средств передачи социально значимой информации, образующих базу для становления и развития «информационного общества» (технократически рационалистический подход), либо как способ достижения понимания одного человека другим, как механизма «вживания», «вчувствования» (феноменологическая интерпретация) [17].

Типология процессов социокультурной коммуникации может быть построена по следующим основаниям:

• по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);

• по формам коммуникации (вербальная, невербальная);

• по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т.п.).

В любом из этих вариантов речь идет о том, что одни люди передают другим некоторую культурно значимую информацию, т.е. транслируют культуру в том или ином ее информационном оформлении.

В содержательном отношении коммуникация между людьми может быть дифференцирована на четыре основных вида:

• новационная информация, приобщающая получателя к новым для него знаниям о свойствах и признаках явлений, объектов и процессов, о технологиях и нормах осуществления какой-либо деятельности, актов поведения и взаимодействия, о языках, знаках и средствах социокультурной коммуникации, обучающая его социальному опыту сообщества или человечества в целом и т.п.;

• ориентационная информация, помогающая получателю ориентироваться в структуре природного и социального пространства, в иерархической соотнесенности его элементов, в конкретной ситуации и конъюнктуре, адаптирующая индивида в сообществе его проживания, формирующая его экзистенциальные и ценностные ориентации, задающая критерии оценочных суждений, приоритетов выбора и пр.;

• стимуляционная информация, воздействующая на мотивационные основания социальной активности людей, актуализирующая знания человека об окружающей действительности и технологиях деятельности, а также стремление к получению недостающих знаний ради удовлетворения его социальных притязаний и пр.;

• корреляционная информация, уточняющая или обновляющая отдельные параметры перечисленных выше видов знаний, ориентаций и стимулов.

Собственно культурную специфику эта информация приобретает постольку, поскольку регулирует представления людей об уровне социальной приемлемости тех или иных способов осуществления любого вида деятельности, интеллектуальных оценок и позиций, чем, в конечном счете, и определяется функциональная нагрузка этих знаний и представлений как инструментов обеспечения социального взаимодействия людей.

Основной единицей коммуникации является сообщение – моноаспектная информация о чем-либо или текст – комплексная информация о многих или нескольких существенных аспектах чего-либо. Поскольку с культурно-семантической точки зрения любой культурный объект или процесс обладает символическими свойствами и в силу этого является культурным текстом, несущим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структурно-иерархическом статусе в системе и т.п., это означает, что средством коммуникации является вся культура как системная совокупность различных культурных феноменов и процессов и каждый ее феномен и процесс в отдельности. Соответственно и любое социально значимое действие любого человека является, в том числе, и коммуникативным актом [18].

Разумеется, специальная коммуникационная деятельность – речь (устная или письменная) или передача сведений каким-то невербальным, но специальным способом (посредством рисунка, звукового сигнала, условных движений и т.п.) по объему и сложности передаваемой информации, существенно опережают иные, неспециализированные формы. Но, в конечном смысле, любое социально значимое действие человека в той или иной мере транслирует какую-то культурную информацию.

Диахронная трансляция культуры человеком заключается прежде всего в передаче социального опыта следующим поколениям. Социальный опыт – это важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически отобранные и аккумулированные в общественном сознании формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей. Это формы, показавшие свою приемлемость, как с точки зрения непосредственной утилитарной эффективности, так и в поддержании необходимого уровня социальной консолидированности сообщества и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизни.

Социальный опыт накапливается в процессе реальной совместной жизнедеятельности людей в ходе удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей. При этом происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, коммуникативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценностных оснований и т.п., которые признаются вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Некоторые из этих нежелательных форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодательные, религиозные и иные запреты, санкции и пр.), другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (морали, нравственности). Те же формы, которые в краткосрочном, и особенно долгосрочном плане показывают себя вполне приемлемыми или даже желательными с точки зрения поддержания, воспроизводства и повышения уровня социальной консолидированности членов сообщества, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве рекомендуемых. Они аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях [19].

Важнейшая культурная функция социального опыта – социальное воспроизводство сообществ – трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению. В конечном счете, содержание наследуемых традиций, ценностей, норм, паттернов и т.п. – и есть социальный опыт данного сообщества, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкультурации нового поколения. Они представляют собой набор устоявшихся в сообществе допустимых и предпочитаемых форм и результатов деятельности, поведения, взаимодействия, критериев оценок, интерпретаций и пр. Сам по себе процесс социализации и инкультурации индивида представляет собой динамику усвоения им именно элементов социального опыта в виде накопленных сообществом знаний об окружающем мире, принципов, умений и навыков коллективного общежития и социально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в сообществе и технологий социального взаимодействия, а также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творческого самовыражения [20].

Трансляция социального опыта человеком заключается в первую очередь в его участии в воспитании детей и их бытовой социализации и инкультурации. Каждый индивид сам в меру своей социализированности и инкультурированности является продуктом культуры своего народа и социальной страты и помогает подрастающему поколению стать такими же продуктами актуальной для данного общества локальной культуры. И осуществляется это посредством трансляции культуры.

4. Человек как творец культуры порождает новационные культурные формы, либо воспроизводит традиционные формы, что тоже должно быть квалифицировано как акт творчества.

Это очень важная особенность культурного творчества, о которой следует постоянно помнить. Художественное творчество, преследующее в качестве самоцели порождение новых форм, сюжетов, коллизий, появилось в практике культуры сравнительно недавно – в изобразительном искусстве эпохи Возрождения. Затем в течение XVI-XVIII вв. сюжетная новационность стала все больше практиковаться в литературе и драматургии (известно, что У. Шекспир почти не придумывал новые сюжеты, а лишь интерпретировал более или менее общеизвестные исторические и легендарные коллизии). И, пожалуй, лишь с XIX в. оригинальность новых форм, сюжетов, коллизий стала нормой всякого художественного творчества. Поэтому, когда мы изучаем искусство исторических эпох до Нового времени (первобытное, древнее ближневосточное, античное, европейское и русское средневековое, традиционное восточное), нужно помнить, что, как правило, это не оригинальные тематические находки, а в основном авторские интерпретации традиционных сюжетов, которые были уже хорошо знакомы современникам художников. Творческое соревнование заключалось не в оригинальности тематики, а в глубине интерпретирования и качестве исполнения более или менее известного материала [21].

В целом культурное творчество человека можно структурировать на:

• воспроизводство традиции, не преследующее специальной цели ее модернизации,

• развитие традиции, намеренно ее трансформирующее или модернизирующее,

• преодоление традиции, т.е.  целенаправленное порождение новации, принципиально не связанной с действующей системой традиций.

За точку отсчета здесь принимается традиция, как наиболее консервативная модальность культурной деятельности, обеспечивающая культурную устойчивость и историческое воспроизводство сообщества в повторяющихся чертах и характеристиках. Подобная устойчивость и воспроизводство были особенно актуальны на ранних этапах истории, поскольку очень малые знаниевые, технические и технологические возможности сообществ не могли обеспечить им значительной динамики развития. Но по мере накопления знаний, технических и технологических возможностей устойчивость и традиционность стали неуклонно вытесняться культурной инноватикой как более эффективной модальностью культурного производства. Тем не менее культура – это в первую очередь повторение удачных форм и технологий, и наиболее последовательным повторением является культурная традиция, воспроизводство которой и есть основная форма культурного творчества.

Культурные традиции – в сфере обыденной культуры – основной накопитель и транслятор стандартизированного социального опыта сообщества. Традиция – это «культурный текст», существующий в устной (фольклорной) форме и аккумулирующий в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы. Вместе с тем традиции касаются в основном социально-практической сферы жизни людей (как прагматической, так и культовой) и в меньшей мере затрагивает интеллектуально-образную сферу их бытия, где аналогичную функцию выполняет мифология [22].

Представляется ошибочным мнение, что традиция исключительно статична и не имеет исторического развития. Традиция не лишена определенной внутренней динамики развития (т.е. в число ее функций входит не только консервация социального опыта, но и определенная адаптация общества к меняющимся условиям бытия). Однако делается это не путем радикальной замены устаревших образцов социального поведения на более эффективные (как, например, при революциях), а, напротив, путем осторожного «втягивания» необходимой новации в систему традиционных стереотипов. Это можно трактовать как модернизацию или трансформацию традиции.

Большинство традиций рождается прецедентным путем (на основании частного случая из чьей-то жизни). Но утвердившаяся традиция обрастает массой легенд, связанных с известными личностями, что в подавляющем большинстве случаев не имеет никакого отношения к действительности.

Нужно подчеркнуть, что не следует смешивать понятие «традиция» с категорией «традиционное общество». Просто в традиционном обществе не допускаются иные формы социальной активности человека, а в индустриальном практикуется много разных модальностей. Но даже и в модернизированных странах традиция как инструмент социальной регуляции и трансляции культурных образцов в домашней, партикулярной сфере развита весьма значительно, хотя и жестко локализована в пределами обыденной культуры. Тем не менее воспроизводство традиции должно рассматриваться как одна из форм культурного творчества, преследующая цель сохранения культурной устойчивости.

Новационное культурное творчество – это один из процессов культурной изменчивости, представляющий собой порождение новых культурных форм и систем [23]. Новые культурные явления бывают порождены как задачами адаптации сообществ к внешним природным и историческим условиям, так и внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов.

Появление культурных новаций, разумеется, имело место во все времена, но в древности – в первобытную и аграрную эпохи – такие случаи были весьма редкими и не получавшими большой общественной поддержки. Сама фактура социальной жизни была очень устойчивой, не требовавшей частых изменений и нововведений. И только в Новое время культурная инноватика сначала в искусстве, а затем и в иных сферах стала завоевывать свое значимое место в структуре социальной жизнедеятельности. Перелом произошел, пожалуй, в середине XIX в., когда все новое стало символом современного (до этого такой четкой смысловой связи не наблюдалось).

Порождение инноваций имеет много причин и форм осуществления Нас сейчас интересует путь порождения инноваций, который обычно называется «творчеством». Хотя о природе творчества написаны многие тома философских, эстетических, искусствоведческих, психологических и даже социологических сочинений, этот феномен остается сравнительной «terra incognita» для науки. Способность человека к новационному творчеству всегда являлась одним из самых сильных аргументов в дискуссии о том, что происхождение человеческой культуры не имеет прямого отношения к биологическому антропогенезу [24].

Систематизируя различные мотивации к творчеству, можно выделить, во-первых, «социальный заказ», основанный на как внешних предпосылках, так и на обстоятельствах «внутреннего функционального конфликта»; во-вторых, интуитивное прозрение специалиста, увидевшего в неожиданном ракурсе логику развития содержания и смысла того, чем он занимается; и, в-третьих, аналогичное прозрение в области логики развития технологии изготовления какого-либо продукта или изготовления его по прежней технологии, но с существенным улучшением качества.

Естественно, в разные эпохи культурная инноватика отличалась различной интенсивностью и всегда вступала в конфликт с доминирующей традицией. Из-за этого многие важнейшие инновации не получили своевременного внедрения в социальную практику. В этом конфликте в первобытном и аграрном обществах приоритет оставался за традицией, а в обществах индустриальных и постиндустриальных – за инновацией. Так или иначе, но культурная инноватика всегда являлась обязательным условием существования, воспроизводства и развития культуры. В свою очередь накопление культурных инноваций становится предпосылкой для изменений в социальном упорядочении бытия.

Таким образом, практически вся социально значимая деятельность человека является культурным творчеством разного типа – скрупулезным воспроизводством традиции, вариативной интерпретацией (модернизацией) традиции или оригинальной новацией, т.е. преодолением традиции. Смысловое отождествление творчества именно с новацией, с изобретением чего-то нового – это уже порождение сознания Нового времени; раньше такой жесткой смысловой связи не было. Но в любую эпоху деятельность человека, так или иначе, была связана с воспроизводством старых или с изобретением новых культурных артефактов. Другая деятельность, не опосредованная культурой, присутствует в жизни человека в совершенно незначительных масштабах.

Подводя итог, можно сказать следующее.

Культура порождает и формирует «человека социального». Она:

• осуществляет общую социализацию и инкультурацию индивида, превращая его в культурный продукт;

• обеспечивает человека основными предметами материального и интеллектуального потребления, делая его потребителем культуры.

В свою очередь человек обеспечивает устойчивое социальное функционирование культуры. Он:

транслирует культуру окружающим его людям в синхронном и диахронном режимах;

творит культурные артефакты, воспроизводя традицию, варьируя ее или изобретая культурные новации.

Сама культура является системообразующей формой коллективной человеческой жизнедеятельности. И ее главная функция – превращение биологического Homo sapiens’a в члена социального сообщества.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Подробнее об этом см.: Флиер А.Я. Культурная среда: опыт аналитического конструирования // Культура культуры. 2014. № 1. URL.: http://cult-cult.ru/kulitura-kak-sreda-opyt-analiticheskogo-strukturirovaniya/ (дата обращения: 01.08.2014).
[2] См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для докторантов, аспирантов и соискателей. 2-е изд. М.: Согласие, 2010.
[3] Об этом см.: Durkheim, Emile. De la division du travail social. Paris: Presses Universitaires de France, 1893 (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991).
[4] См., например: Запесоцкий А.С. Проблемы деятельности институтов социализации современной России // Педагогика. 2011. № 9. С. 3-15. Интересное суждение о порядках социализации см.: Горяинова О.И. Диалектика социализации: миф и культурный сценарий // Власть. 2013. № 1. С. 72-75.
[5] Флиер А.Я. Культурология в образовании и ее возможности по социализации и инкультурации личности // На пути к культурной парадигме современного образования / редкол.: А.Я. Флиер [и др.]. СПб.: СПбГУП, 2011. (Ученые записки. Вып. 1) С. 179-193.
[6] Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004.
[7] Флиер А.Я. Культурология в образовании и ее возможности по социализации и инкультурации личности.
[8] Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: Наука, Восточная литература, 1994.
[9] См.: Орлова Э.А. Понятие «образ жизни» в контексте изучения социокультурной микродинамики // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 28-36.
[10] Флиер А.Я. Наброски к построению социокультурной картины мира в границах культурологии // Обсерватория культуры. 2012. № 4. С. 4-11.
[11] Орлова Э.А. Социокультурная реальность: к определению понятия // Вопросы социальной теории. 2008. № 2. С. 160-175.
[12] Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М.: МГУКИ, 2005.
[13] Флиер А.Я. Культура как эволюция программ социальной активности: инстинкт – обычай – рациональное поведение // Вопросы социальной теории. Альманах Института философии РАН. М.: ИФ РАН, 2012. Т. 6. С. 273-284.
[14] Blumer, Herbert, 1951. Collective Behavior // Principles of Sociology. N.Y.: Barnes & Noble (Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994).
[15] Быховская И.М. Культурология в системе социально-гуманитарного знания // Основы культурологии: учебное пособие. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 13-54.
[16] об этом см., например: Pinker, Steven. The Language Instinct. N.Y.: Willam Morrow and Company Inc., 1994 (Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: Едиториал УРСС, 2004).
[17] Habermas, Jürgen. Vorstudien und Erganzungen zur Theorie des kommunicativen Handelns. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984; Luhmann, Niklas. Die Gesellschaft der Geselschaft (1.2. Kommunikatiosmedien). Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997 (Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005).
[18] Культурология. Учебник для студентов технических вузов. Авт. коллектив / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2012.
[19] Об этом подробнее см.: White, Leslie Alvin. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. N.Y.: Farrar, Straus and Cudahy 1949 (Уайт Л. Наука о культуре // Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004).
[20] Жукова О.А. Культурная идентичность, культурное наследие и культурная политика России // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 25-30; Урмина И.А. Семантический анализ параметров социального взаимодействия // Обсерватория культуры. 2010. № 1. С 17-21.
[21] Eco, Umberto. Arte e bellezza nell’estetica Medievale. Milano: R.C.S. Libry & Grandi Opere S.p.A., 1994 (Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003).
[22] Флиер А.Я. Культурная среда и ее социальные черты // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2 (март — апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/ (дата обращения: 12.02.2014); Жукова О.А. Исторический образ России: традиция и традиционализм // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 4. С 56-60.
[23] Об этом см.: Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов. Автореферат дис. … доктора философских наук. М.: РИК, 1995.
[24] Например, см.: Пелипенко А.А. Культура и смысл // Пелипенко А.А. Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие-Артём, 2014.


© Флиер А.Я., 2015

Статья поступила в редакцию 20 января 2015 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева.
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG