НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

А.Я. Флиер

Культурные интересы человека

Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена культурных интересов человека, их cоциокультурной сущности, внутренней структуре, историческому генезису, историческому развитию и в особенности научному обоснованию их доминантной социальной обусловленности.

Ключевые слова: культурные интересы, социальные интересы, традиции, прогресс, общество, социальное и культурное развитие.

 

Культурные интересы людей выделяются из перечня иных интересов прежде всего тем, что они не являются прагматическими. При удовлетворении своих культурных интересов человек не получает никакой экономической или социально-статусной выгоды. Разумеется, речь не идет о деятелях культуры, профессиональная работа которых связана с получением материального или статусного вознаграждения. Это чисто профессиональная ситуация. Но у человека, не работающего в сфере культуры, культурные интересы обусловлены в первую очередь его ценностными ориентациями на определенные модели организации, обеспечения и манифестации порядков социальной жизни. Т.е. культурный интерес – это главным образом эмоциональное стремление человека к определенному социальному и нравственному порядку, выраженному в какой-то практической и образно-символической форме [1]. Как правило, этот желательный порядок в той или иной мере удовлетворяет и интеллектуальные запросы индивида.

При этом культурные интересы нужно четко различать с интересами идеологическими. Идеологические интересы тоже представляют собой стремление к определенному социальному порядку, апеллирующему к дихотомии «справедливое/несправедливое» и основанному на идеальном представлении о социальной справедливости и наиболее приемлемых формах ее поддержания [2]. В отличие от идеологии культурные интересы основываются на дихотомии «привычное/непривычное» и определяют предпочтения «правильного» социального устроения и форм его символизации соображениями прежде всего традиционности этих порядков, их укорененности в исторической практике данного народа. Это исторически наиболее распространенный вариант культурных интересов членов социальных сообществ. Но в последние века получил распространение и другой вариант культурных интересов, который, напротив, связан со стремлением к преодолению традиции, с творческой новацией, с развитием в устроении социального бытия и его символизации, т.е. идеализирует непривычное [3].

Таким образом, культура и социальный запрос на нее, выраженный в культурных интересах людей, воплощаются в двух диаметрально противоположных проявлениях – традиции и новации, укорененности и оригинальности. Так было не всегда. В архаической древности «нормальной» и социально предпочитаемой была культура традиционная, освященная вековой практикой и религиозными нормами, а культурная оригинальность преследовалась как ересь. Исторический приоритет традиции над новацией позволяет говорить о ней как об основе культурных интересов людей и их предпочтении культурно привычного новому, непривычному, пусть даже более справедливому [4]. Однако в европейской культуре Нового времени в эпоху Возрождения зародилась сначала определенная терпимость к оригинальному, не вполне соответствующему традиционным канонам, потом в XVII-XVIII вв. мода на оригинальное, а, начиная со второй половины XIX века, оригинальное в культуре превратилось в норму, постепенно вытесняя традиционное на обочину массового культурно спроса. В ХХ веке это ярче всего выразилось в художественных направлениях и вкусах общества (нефигуративная живопись, немелодичная, а затем и атональная музыка, модерн-балет, преодоление ордера в архитектуре и пр.), но и в иных проявлениях культуры – социально-бытовой, статусно-репрезентативной и др. получило отражение тоже. Впрочем, в разных социальных слоях населения отношение к этому вопросу весьма различалось, а порой становилось и диаметрально противоположным. Об этом мы поговорим в конце статьи.

Типологически культурные интересы можно разделить на несколько основных составляющих:

- социокультурные интересы, возникающие в процессе разделения людей, устойчиво и системно осуществляющих определенную деятельность, на разные профессии (специальности) и социально-деятельностные общности (сословия, классы) и отражающие дифференцированные представления о порядках социального устройства жизни, как самих специализированных групп, так и разных иерархических страт внутри каждой группы, а также их символические манифестации;

- этнокультурные интересы, возникающие в процессе разделения человечества на разные этнические общности и отражающие своеобразие исторически сложившихся привычек разных этносов (их культурных традиций) к определенным порядкам социального поведения (обычаям), нормативного сознания (верованиям и нравам) и соседской коммуникации (языкам и символическим ритуалам) и их символические манифестации;

- культурно-политические интересы, возникающие в процессе образования территориальных социальных общностей с централизованным иерархическим управлением (государств) и отражающие исторически сложившиеся порядки властно-подданнических отношений и иерархическое построение управленческих инстанций и структур в этих государствах, а также их символические манифестации;

- культурно-религиозные интересы, возникающие в процессе сложения и существования религиозных общностей (конфессий, деноминаций, сект и пр.) и отражающие исторически сформировавшиеся правила осуществления богослужебных и иных культовых процедур, порядков нормативных образов жизни священнослужителей и верующих, организации религиозных праздников и запретов и т.п. в рамках той или иной религиозной общности, а также нормы символического манифестирования этих правил и порядков;

- этические интересы, отражающие приоритетные в том или ином сообществе в ту ли иную эпоху нормы нравственного упорядочивания и ритуального сопровождения процедур социального взаимодействия и коммуницирования;

- эстетические интересы, отражающие приоритетные в том или ином сообществе в ту ли иную эпоху нормативные представления о прекрасном и предпочитаемые формы его изображения и выражения [подробней об этом см.: 5].

Обобщая, можно сказать, что культурные интересы, с точки зрения определения их роли в жизни индивида, представляют собой особую форму репрезентации суммы социальных обстоятельств, в которых существует человек, его принадлежности к какому-то определенному народу и религии, его места на социальной иерархической лестнице, его основных социальных функций и ролей и т.п. Речь идет как о предпочитаемых человеком формах репрезентации господствующих социальных порядков, так и о репрезентации самого человека в контексте этих порядков, его самоидентификации по отношению к ним [об этом см.: 6]. Особенность этой репрезентации заключается в том, что социальные обстоятельства, определяющие наиболее общие экзистенциальные условия существования человека, концентрируются в данном случае в его социальном сознании, в системе его ценностных ориентаций, предпочтений им определенных принципов и порядков организации жизни, а также их символических манифестаций.

В этой системе предпочтений сложно провести четкое разграничение между социальными и культурными интересами человека. Скорее речь может идти об определенных акцентах на практико-организационной стороне дела в случае социальных интересов, и на формах символизации этих порядков в случае с культурными интересами. Культурные интересы можно определить как пристрастие к определенным символическим манифестациям актуальных социальных интересов человека [об этом см. также: 7].

Хотя культурные интересы каждого отдельного человека в той или иной мере индивидуальны, в любом локальном сообществе всегда можно выделить некоторый пласт культурных интересов, статистически преобладающих у большинства населения. Т.е. имеются основания говорить о доминантных культурных интересах сообщества. Конечно, эти доминантные культурные интересы от одной исторической эпохи к другой меняются и в самой существенной мере зависят от композиции социальных составляющих рассматриваемого сообщества и положения в нем тех или иных социальных страт.

Способы удовлетворения культурных интересов, как всего сообщества, так и отдельных его членов преимущественно (в своем наибольшем практическом распространении) сводятся к:

1)    символической деятельности,

2)    образованию,

3)    культурно обусловленному изменению некоторых параметров человеческого тела.

Хотя в принципе имеют место и некоторые другие формы удовлетворения культурных интересов, но они являются в большей или меньшей мере экзотическими и встречаются редко. Здесь будут рассмотрены основные формы.

1)    Символическая деятельность заключается:

• в производстве продуктов, имеющих высокое символическое значение и используемых не в утилитарных, а преимущественно в символических целях;

• в участии людей в ритуализованных процедурах, преследующих в основном символические цели;

• в придании человеком своему внешнему виду черт, имеющих символическое значение;

• в насыщении повседневного социального поведения человека разными ритуализованными действиями, способствующими поддержанию конструктивного характера социальных взаимодействий и коммуникаций;

• в пассивном приобщении людей к символической продукции и процедурам посредством их наблюдения, чтения и слушания.

Символическая деятельность в целом структурируется на:

• производство интеллектуальной символической продукции в форме вербальных текстов в жанрах:

- философии;

- богословия,

- гуманитарных наук,

- публицистики и др.;

• производство художественной продукции в формах:

- вербальных, символико-образные свойства которых формируются словами в устной или письменной формах (художественная литература и драматургия, фольклор);

- визуальных, символико-образные свойства которых создаются посредством изображения объектов или объемных их воплощений (живопись и графика, скульптура, архитектура, фотоискусство);

- звуковых, символико-образные свойства которых формируются посредством тонально, ритмически, гармонически и мелодически организованных звуков (музыка);

- пластических, символико-образные свойства которых создаются посредством особым образом организованных телодвижений (сценическая хореография, ритуальные и бытовые танцы, пантомима);

- комплексных, символико-образные свойства которых формируются посредством выстраивания сюжетного действия с одновременным использованием всех или некоторых из перечисленных выше средств образного творчества (драматический театр, опера, кино);

• религиозная практика, включающая:

- религиозные или мифологические верования и соответствующим образом ориентированное сознание верующих;

- культовые процедуры, осуществляемые по канонизированным сценариям (богослужения, мистические и магические ритуалы, моления, празднования, паломничество и др.);

- особые черты образа жизни священнослужителей, монашествующих и паствы, организованные и ограниченные в соответствии с религиозными предписаниями;

• этнические, социальные и политические ритуалы, манифестирующие ту или иную обоснованность практикуемых социальных порядков, в числе которых можно перечислить:

- этнографические ритуалы (календарные, семейные, мистико-магические и др.);

- социально-бытовые ритуалы (свадьбы, деторождения, похороны, юбилеи, празднования частных и общественных событий и т.п.);

- социально-коммуникативные ритуалы (этикетные формы поведения и общения, демонстрирующие уважение к объекту взаимодействия, правила гостеприимства, одаривания, проявления внимания и пр.);

- военно-политические ритуалы (парады, коронования, инаугурации, государственные праздники и пр.);

- служебную политическую символику (гербы, флаги, печати, эмблемы и пр.);

• символизация социального статуса во внешнем имидже человека:

 - мода (на одежду, прическу, раскраску лица и тела, символические предметы в руках и пр.);

 - знаки должностного и чиновного различия (в одежде, на голове, в руках и пр.,),

 - наградные знаки (ордена, медали и пр.),

 - знаки принадлежности к каким-то структурам и институциям, униформа, статусные одеяния (монархические, культовые и др.);

 - ювелирные украшения и т.п. [см. об этом также: 8].
2) Образование как средство удовлетворения культурных интересов человека включает:

• общее образование:

- общее среднее образование, которое в том числе формирует гуманитарную эрудицию учащихся, знакомит их с основными вехами национальной и мировой истории, некоторыми классическими произведениями литературы, архитектуры, изобразительного искусства, основами религии и какого-то иностранного языка, дает общие представления о формах и характере общественных структур;

- общеобразовательный компонент специального образования, который, во-первых, углубляет гуманитарную эрудицию, обретенную в ходе получения среднего образования, и, во-вторых, формирует у учащихся общие представления о философии, актуальных социальных и экономических теориях;

• специальное образование, в числе направлений которого удовлетворению культурных интересов служат:

- философское образование;    

- художественное образование (специализированное по основным видам искусства: литературное, архитектурное, музыкальное, театральное, хореографическое, кинематографическое, собственно художественное по изобразительным искусствам);

- гуманитарное образование (историческое, культурологическое, археологическое, этнографическое, искусствоведческое, филологическое и др.);

- общественно-научное образование (экономическое, юридическое, политологическое, социологическое и др.);

- лингвистическое образование;

- религиозное образование.

1)    Символическая регуляция форм тела или некоторых органов:

• намеренные изменения формы некоторых частей тела в детском возрасте (удлинение черепа, препятствование росту кистей рук и ступней ног, ритуальное раскармливание ребенка и пр.);

• ритуальные операции на половых органах (обрезание);

• пластические операции на лице и теле с целью повышения сексуальной привлекательности индивида или маскировки каких-либо врожденных или приобретенных уродств;

• спортивное или трофическое изменение фигуры с целью повышения сексуальной и общей эстетической привлекательности человека (культуризм, аэробика, фитнес, клинически обоснованное похудение и невралгическая анорексия и пр.).

Разумеется, этим перечнем не исчерпываются все известные в социальной практике способы удовлетворения культурных интересов людей, но здесь приведены основные, имеющие повсеместное распространение.

Безусловно, большую активность в реализации своих культурных интересов проявляют люди, более глубоко инкультурированные. Другое дело, что параметры такой инкультурированости могут быть самыми различными – от большей опытности в тонкостях этнического обряда до более масштабного знакомства с искусством и литературой. Первобытный кроманьонец или средневековой крестьянин были не менее культурными людьми, чем современный городской интеллектуал. Но они принадлежали к другим культурам, воплощавшим другие социальные порядки, хотя уровень углубленности в соответствующие культурные нормы у перечисленных персонажей относительно сопоставим.

Культурные потребности представляются частью культурных интересов, в удовлетворении которых человек наиболее заинтересован. Если удовлетворение культурных интересов приносит человеку удовольствие, то неудовлетворенность культурных потребностей создает у него ощущение психологического дискомфорта. Понятно, что у разных людей и особенно представителей разных социальных и этнических групп композиция культурных интересов и потребностей более или менее специфична.

Представляется необходимым провести хотя бы краткий обзор исторической и социальной динамики культурных интересов для того, чтобы лучше понять их историческое происхождение и развитие.

По всей видимости, главным признаком появления культурных интересов у человека следует считать возникновение в человеческой практике особой символической деятельности, наиболее определенно обеспечивающей удовлетворение этих интересов. В таком случае нужно отметить, что культурные интересы появились еще на стадии антропогенеза у неандертальцев, которым принадлежат наиболее ранние артефакты преднамеренных захоронений (и даже украшений могил) [9] и наскальных изображений (поначалу не фигуративных, а совершенно условных, сигнальных) [10]. Впрочем, современные исследования биологов и этологов обнаруживают некоторые признаки протокультурных проявлений в поведении и человекообразных обезьян [11]. На верхнепалеолитическом этапе человеческой истории символическая деятельность превратилась уже в весьма значимый компонент социального существования родовых общин [12].

Причины рождения культурных интересов и обеспечивающей их символической деятельности, на мой взгляд, нужно усматривать в усложнении социальных интересов и взаимодействий человеческих предков в процессе антропогенеза. Ранняя символическая деятельность по своей тематике была определенно связана с проблемами пропитания (прежде всего охоты) и биологического воспроизводства (репродукции) общины, видимо, поддерживая какую-то психологическую мотивацию реализации этих потребностей уже не столько на индивидуальном, сколько на социальном уровне интересов. В целом культурные интересы можно определить как определенный этап в развитии витальных интересов человека, реализация которых вышла за рамки его индивидуальной практики, а стала задачей социального уровня, реализуемой только в процессе социального взаимодействия. Питание и размножение стали не просто индивидуальной естественной потребностью индивида, а задачами социального сохранения и воспроизводства общины. Понятно, что в основе всего этого лежали социальные интересы члена общины, но психологический аспект решения этих социальных задач обеспечивался средствами культуры [подробнее об этом см.: 13].

На аграрной стадии исторического развития (рабовладельческая и феодальная формации в знакомой нам марксисткой периодизации истории) началась активная дифференциация специализированных сфер деятельности и социальное размежевание общества на сословия (землевладельцев, духовенства, свободных крестьян, рабов, а также городских ремесленников и торговцев). Соответствующим образом произошла и дифференциация культурных интересов населения. Показательно, что средства обеспечения некоторых культурных интересов (например, образование, внешняя репрезентация социального статуса и др.) оказались доступными (и разрешенными) только высшим сословиям (землевладельцам и духовенству), а некоторые другие (религия, художественная деятельность, обычаи) практиковались всеми сословиями, но, как правило, в характерных сословных формах, существенно различавшихся между собой. Важной особенностью дифференцированных культурных интересов на этом этапе истории была их очевидная привязанность к социально-экономическим интересам, специфичным для каждого сословия, а объединяющим фактором служила религия [14].

В индустриальную эпоху, которую принято определять в Европе с рубежа XV-XVI вв., ситуация с культурными интересами заметно изменилась. Теперь главным основанием дифференциации этих интересов стало не сословное размежевание, а индивидуальная конкурентоспособность каждого деятеля на рынке его профессиональной практики. Конечно, эта перемена произошла не одномоментно, а достаточно постепенно, но уже к XIX веку такой поворот общей социальной ситуации стал очевиден [подробнее об этом см.:15]. И наиболее выраженной формой такого размежевания культурных интересов стало отношение к новации и традиции.

Высоко конкурентоспособная часть социально активного наделения, как правило, ориентирована на прогрессивное общественное и культурное развитие, на новацию, на перманентную модернизацию, на снижение национальной ограниченности в порядках социальной жизни, поскольку это отвечает ее профессиональным интересам, позволяет более полно и эффективно реализовать ее способности к продуктивной деятельности. Напротив, неконкурентоспособная (или низко конкурентоспособная) часть населения упорно держится за поддержание традиций в актуальной социальной и культурной практике, за сохранение и даже усиление национальной и религиозной обусловленности социальной жизни и деятельности, поскольку именно в ситуации консервативного застоя ее неконкурентоспособность не играет существенной роли и не влияет на ее социальный статус. В культурных интересах сложилось определенное противостояние прогрессистов, которым выгодно развитие, и консерваторов (традиционалистов), которым выгодна стабилизация. Сегодня на переходе к постиндустриальной стадии развития это особенно наглядно выражается в соперничестве социально-политических стратегий организации жизни общества, но за политическими декларациями кроется совершенно определенная направленность культурных интересов.

Таким образом, можно заключить, что культурные интересы представляют собой определенную форму социальных интересов, основная (исторически самая ранняя) социальная функция которых связана со стимуляцией индивидуального сознания людей к развитию в направлении его социализации, трансформации в индивидуализированную форму социального сознания. Этим психологически обеспечивалась органическая интеграция индивидуальных жизненных интенций отдельного человека в коллективные порядки социальной жизнедеятельности общества. На первобытной стадии исторического развития это касалось в основном пищедобывающей и репродуктивной активности индивида (мотивация служения человека обществу и его интересам). На аграрной стадии актуальность такого стимулирования была связана в первую очередь с поддержанием сословных порядков организации социальной жизни (мотивация подчинения человека обществу и его властным иерархиям). На индустриальной стадии основной функцией культурных интересов стала стимуляция индивида к активному участию в процессах социально-экономического и культурного развития (мотивация заинтересованности человека в общественном прогрессе и инициативного участия в этой деятельности).

Формально культурные интересы обращены на различные аспекты символической манифестации актуальных для человека ценностей (прежде всего этических и эстетических). Но фактически речь идет о базовых принципах социального устроения жизни и путей общественного развития, о принципиальном отношении человека к этим проблемам и выборе собственной социальной роли в этом контексте.

А, кажется, что все начинается с восхищения живописью Рафаэля…

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Флиер А.Я. Наброски к построению социокультурной картины мира в границах культурологии // Обсерватория культуры. 2012. № 4.
[2] Rawls, John. A Theory of Justice. Harvard: Harvard University Press, 1971 (Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995).
[3] Флиер А.Я. Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. 2011. № 5
[4] Костина А.В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М.: УРСС, 2009.
[5] Izard, Carroll E. The Psychology of Emotions. N.Y. and London: Plenum Press, 1991 (Изард К.Э. Психология эмоций.  СПб.: Питер, 1999).
[6] Малыгина И.В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности. М.: МГУКИ, 2002.
[7] Костина А.В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М.: УРСС, 2009.
[8] Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. М.: Согласие, 2012.
[9] Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967.
[10] Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.
[11] Марков А.В. Красота как индикатор приспособленности // Политру. 27 августа 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polit.ru/article/2012/08/27/ss20_markov2/ Дата обращения: 27.08.2012.
[12] Шер Я.А., Вишняцкий Л.Б., Бледнова Н.С. Происхождение знакового поведения. М.: Научный мир, 2004.
[13] Флиер А.Я. Культурная среда и ее социальные черты // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/ Дата обращения: 8.05.2013.
[14] Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: Наука, Восточная литература, 1994.
[15] Флиер А.Я. Будущее возврату не подлежит (о перспективах развития традиционной культуры) // Культурологический журнал. 2010. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/&j_id=2 Дата обращения: 21.04.2010.

© Флиер А.Я., 2023

Статья поступила в редакцию 16 марта 2022 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор Московского государственного
лингвистического университета.
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG