НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

И.Э. Исакас

Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению Рождественской елки как символа Второго пришествия Христа. Восстановлен смысл и символика первых елочных украшений. На основе принципа связи каждого украшения со Вторым пришествием Христа построены логические цепочки от символа к тексту Библии, повествующем о Втором пришествии. При отыскании елки в тексте Библии использовался метод сравнения разных переводов Библии. Доказано, что происхождение Рождественской елки имеет только христианское происхождение и оно связанно с особенностями перевода Библии на латынь и немецкий язык.

Ключевые слова: Рождественская елка, Библия, Второе пришествие, елочные украшения, символ, яблоко, облатка, сахар, миндаль, орех, адвент, Страсбург.

 

Постановка вопроса о происхождении рождественской елки не нова. Александр Тилле [1]. В 1888 году в статье «Сколько лет рождественской елке и где ее родина?» писал: «Является ли рождественская елка христианским обычаем, возникшим в эпоху Реформации, в эпоху, когда повсюду возродилась живая религиозная жизнь, или она, древний символ великого солнца и небесного дерева, восходит к серым языческим временам? Это загадочный вопрос, на который мы до сих пор не можем дать ответа сегодня, когда материал все еще существует лишь отрывочно во всех отношениях» [2, с. 833].

Каждый год где-то появляется утверждение, что рождественская елка на самом деле имеет не христианское, а языческое происхождение. «Елка – не христианское изобретение, в Библии об этом ничего не говорится» [3]. «Но рождественская елка, которая знакома нам сегодня, вероятно, берет свое начало в языческих традициях» [4]. Ученые и журналисты вторят им. «История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена» [5, с. 32].  «Ее происхождение, ее история, смысл и символика до сих пор во многом остаются неизученными» [5, с. 6]. «Рождественское дерево появилось как-то вдруг. Словно ниоткуда» [6]. Давид Бертайна придерживается мнения, что «традиция рождественской елки, скорее всего, развилась из сочетания средневековых литургических традиций и покровительства гильдий местным сообществам, которые со временем трансформировались в частную практику, начиная с XVI века» [7, с. 266].

Что имеем в итоге? Рождественская елка – чуждый христианству объект. Она никак не связана ни с рождением, ни с жизнью, ни со смертью, ни с воскрешением Христа. О ней ничего не говорится ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Однако она есть как факт и есть упоминания в немецких архивах о ее украшениях.

«В науке точка зрения исследователя детерминируется научной теорией. Из бесконечного многообразия фактов и аспектов выбираются лишь те, которые интересны для исследователя, поскольку они связаны с некоей научной теорией, которую он более или менее ясно представляет себе заранее» [8, т. 2, с. 299].

Для ответа на вопрос Тилле выдвинем гипотезу и принцип, который положим в основание гипотезы. Гипотеза – Рождественская елка является символом Второго пришествия Христа. Принцип – сама елка и каждая игрушка связана со Вторым приходом Христа или указывает на него. Все обоснование гипотезы основано только на текстах из Библии. Метод – выстраивание логических цепочек от символа к тексту Библии, повествующем о Втором пришествии Христа. При отыскании слова «елка» используется метод сравнения контекстов Библии на разных языках.

Католический Адвент – «период церковного года, непосредственно предшествующий празднику Рождества Христова (рождения Иисуса Христа). Это время духовной подготовки Церкви ко Второму пришествию во славе Иисуса Христа, когда Он будет судить живых и мертвых. Молитвы и чтения из Св. Писания в Адвент посвящены, гл. обр., этим двум темам» [9].

О Втором пришествии Иисуса Христа есть множество пророчеств в Новом Завете [10]. Иисус Христос также неоднократно говорил о своем Втором пришествии на землю (Мф [11] 16:27 [12]; Мф 24:27; Мф 25:31; Мк 8:38; Лк 12:40), о нем повествуют и апостолы (1Ин 2:28; 1Кор 4:5; 1Фес 5:2-6). Это положение является фундаментальным для христианства и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена, вошло почти во все древние символы веры.  Поскольку время Второго пришествия Христа не определено (Мф 24:36; Деян 1:6-7; 2Пет 3:10), то «применение символа оказывается единственно возможным способом разрешения ситуации неопределенности, ситуации, в которой субъект не знает адекватного способа действия, либо не может по каким-то причинам актуализировать его» [13, c. 56].   

Известно несколько описаний украшений елки. Александр Тилле, ссылаясь рукопись “Некоторые памятные наблюдения из Страсбурга”, сообщает, что “На Рождество в гостиных Страсбурга устанавливают елки и вешают на них розы, вырезанные из разноцветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и т.д.” (“Auff Weihenachten richtett man Dannenbäum zu Straszburg in den Stuben auff daran hencket man roszen ausz vielfarbigem papier geschnitten, Aepfel, Oblaten, Zischgolt [dünne, geformte Flitterplättchen aus Metall], Zucker etc.”) [14].
Немецкий фольклорист Ингеборг Вебер-Келлер нашла в Бременской хронике 1570 года описание хвойного дерева, украшенного яблоками, орехами, финиками и бумажными цветами [15].      

Для удобства рассмотрения сгруппируем игрушки: яблоко и облатка, сахар и пряники, цветы и орехи, канитель (Zichgolt), финики.

Яблоко и облатка. Елка наряжается в Сочельник, в который вспоминают прародителей Адама и Еву (24 декабря в католическом календаре день памяти Адама и Евы). Яблоко, как символ Адама, использовался в полулитургической драме «Действо об Адаме», написанной в конце XII века на старофранцузском языке. Своим происхождением символ обязан латинскому слову «malum». Если «a̅» долгое, то имеет значение «яблоко», если «ă» краткое – то «зло». Адам нарушил заповедь Господа и съел плод от древа познания. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12).  Облатка, по латыни «oblatio» приношение. Христос принес себя в жертву и снял Своей кровью с рода людского проклятие первородного греха Адама. Христос – как новый (novissimus) Адам представлен в Посланиях Апостола Павла (Рим 5. 12-21; 1 Кор 15. 21-22, 45-49). Указание символов «яблоко» и «облатка» (Адам и Христос) на Второе пришествие (воскресение мертвых) содержится в Первом Послании к Коринфянам апостола Павла (1 Кор 15. 42-45):

15:42 Так и при воскресении мертвых (сеется в тлении – восстает в Нетлении,
15:43 сеется в уничижении – восстает в Славе; сеется в немощи – восстает в Силе,
15:44 сеется тело душевное – восстает Тело Духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
15:45 (так и написано: «Первый Человек Адам стал душою живущею!» – а Последний Адам есть Дух Животворящий!)

Имеем следующую символическую цепочку: «яблоко» и «облатка» -> Адам и Христос -> Христос во Славе.

Сахар и пряники. Слова «сахар» в Библии нет. У Страбона [16] есть косвенное упоминание о сахаре: «Он говорит о тростнике, который дает мед, хотя и без пчел» [17]. Плиний Старший [18] в труде «Естественная история» описывает сахар подробнее: «XVII. Сахар дает и Аравия, но более ценимый – Индия. Это мед, собравшийся в тростнике, белый наподобие камеди, ломающийся зубами, величиной самое большее с абелльский орех, только для лечебного применения» [19].  Сведения о сахарном тростнике, тростниковом сахаре и его использовании в Германии в XV веке содержатся у Эдуарда Шэра [20, с. 16, с. 22]. Значит, сахар – это белый мед. Вот слово «мед» в Библии есть. Исход, глава 16, стих 31-33:

16:31 И нарек Дом Израилев хлебу тому имя «Манна» (она была, как кориандровое семя, белая; вкусом же – как лепешка с медом);
16:32 И сказал Моисей: «Вот, что повелел Господь: «Наполните Манною гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в Пустыне, когда вывел вас из Земли Египетской»;
16:33 и сказал Моисей Аарону: «Возьми один сосуд золотой, и положи в него полный гомор Манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши.

Итак, манна – это хлеб, она белая и имеет вкус лепешки с медом.

Рассмотрим пряник. «Первый реальный письменный документ, упоминающий некие медовые лепешки, датирован 350 годом до н. э. Разумеется, изначально это были простейшие изделия из муки, меда и воды… Неизменно лишь одно: пряники считались угощением праздничным, готовили его по особым случаям, т.е. на свадьбу, крестины, Пасху, Рождество» [21]. Медовые лепешки впервые в истории известны под названием «лебкухен» (сегодня это немецкие рождественские пряники), которые в известной нам сегодня форме первоначально были изобретены в Бельгии в городе Динан.

«ПРЯНИКИ. Кондитерские изделия, главными составными частями которых являются мука и мед (патока, сахар). Пряники — национальное лакомство многих европейских народов – русских, литовцев, эстонцев, немцев, поляков, шотландцев. Вначале пряники делали только из муки и меда с прибавлением в некоторых случаях к тесту яиц, а с появлением заквасок, виннокаменной соли, соды и пекарских порошков количество компонентов увеличилось. Расцвет производства пряников приходится на средневековье (XIV–XVII вв.). В отдельных странах ими занимались цеха, обосновавшиеся, как правило, в определенных городах. И не случайно эти кондитерские изделия, изготовленные в разных местах, существенно отличались друг от друга. Так, в Западной Европе самыми известными были немецкие нюрнбергские пряники» [22].

Манна упоминается и в Новом Завете: Ин 6:31, Ин 6:39, Ин 6:58, Евр 9:4, Откр 2:17. Рассмотрим Ин 6:30-39:

«6:30 на это сказали Ему: «Какое же Ты дашь Знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?
6:31 Отцы наши ели Манну в Пустыне, как написано: Хлеб с Неба дал им есть! [Пс 77:24]»
6:32 Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам - не Моисей дал вам Члеб с Неба, а Отец Мой дает вам Истинный Хлеб с Небес,
6:33 ибо Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с Небес и дает Жизнь Миру»;
6:34 на это сказали Ему: «Господи! Подавай нам всегда такой Хлеб!»
6:35 Иисус же сказал им: «Я есмь Хлеб Жизни! Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда!».
6:36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
6:37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон,
6:38 ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но Волю Пославшего Меня Отца;
6:39 Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в Последний день».

Имеем следующую символическую цепочку: сахар или пряник – манна – хлеб с неба – Христос (Я есмь хлеб жизни) – воскрешение в последний день (Второе пришествие). То есть елочные игрушки «сахар» и «пряник» символически указывают на Второе пришествие Христа.

Цветы и орехи. Связь розы и Христа в Библии отсутствует, поэтому на елке другой цветок – цветок миндаля, очень похожий на розу. Сравним описание цветка миндаля и шиповника – дикой розы.  «Миндаль – «Цветки от белого до бледно-розового цвета, 3-5 см (1-2 дюйма) в диаметре, с пятью лепестками, образуются поодиночке или парами и появляются ранней весной перед распусканием листьев» [23].  Шиповник (Rosa canina) – «Венчик 4-6 см в диам., бледно-розовый, при отцветании хорошо заметно яркое розовое пятно в основании лепестка, редко белый» [24].

Очень много схожего: размер, пять лепестков, цвет от белого до бледно-розового.
 
А вот орех присутствует как миндальный орех, причем при выборе Аарона первосвященником:

«Чис 17:8 на другой день вошел Моисей и Аарон в Скинию Откровения – и вот, Жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел (пустил почки, дал цвет и принес миндали)».
Манна и жезл Аарона, как священные реликвии, были положены перед Ковчегом Завета:
«Ис 16:33 и сказал Моисей Аарону: «Возьми один сосуд золотой, и положи в него полный гомор Манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши».
«Чис 17:10 и сказал Господь Моисею: «Положи опять Жезл Ааронов пред Ковчегом Откровения на сохранение, в Знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали».

В Евангелии первосвященником является Христос. В Послании к евреям апостол Павел пишет:

«9:11 Но Христос, Первосвященник Будущих Благ, придя с большею и совершеннейшею Скиниею, Нерукотворенною (то есть не такового устроения)».

Более того, имеем сравнение с Ароном Евр 5:1-10:

«5:1 Ибо всякий Первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на Служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
5:2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим (потому что и сам обложен немощью),
5:3 и посему он должен как за Народ, так и за себя приносить жертвы о грехах;
5:4 и никто сам собою не приемлет этой чести – но призываемый Богом (как и Аарон).
5:5 Так и Христос не Сам Себе присвоил Славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя! [Пс 2:7]»
5:6 (как и в другом месте говорит: «Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека!» [Пс 109:4].
5:7 Он, во дни Плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое Благоговение
5:8 (хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
5:9 и, совершившись, сделался для всех, послушных Ему, Виновником Спасения Вечного,
5:10 быв наречен от Бога «Первосвященником по Чину Мелхиседека»).

Имеем следующую символическую цепочку: цветы и орехи –> миндаль –> жезл Аарона –> Первосвященник –> Христос (Первосвященник будущих благ).

Канитель (Zichgolt). Канитель  (обычно золотая или серебряная) нить, используемая для вышивания или для украшения. Елочная канитель – это «дождик». Раньше нарезали длинные нити, завязывали один конец и вешали на макушку. Потом распределяли равномерно от макушки вниз.

«Более определенные и документально засвидетельствованные данные о лионской промышленности относятся к эпохе короля Людовика XI, который издал 23 ноября 1466 года в Орлеане декрет об учреждении Королевской шелковой фабрики в Лионе. Правда новое предприятие было обложено тяжелым налогом, но все же для поселяющихся в городе с целью выделки золотых, шелковых и тому подобных тканей декрет 1466 г. давал всевозможные льготы и способствовал прибытию в город иностранцев» [25].

Вероятно, из Орлеана, канитель попадает в Страсбург.

Zichgolt – шипящая, шуршащая золотая лента. Она символизировала свет от Христа. Сам Христос говорит о себе:

«Ин 8:12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: «Я – Свет миру! Кто последует за Мною, – тот не будет ходить во Тьме, но будет иметь Свет Жизни!».
«Ин 9:5 Доколе Я в мире, Я – свет миру!»
«Ин 12:35  тогда Иисус сказал им: «Еще на малое время Свет есть с вами – ходите, пока есть Свет, чтобы не объяла вас Тьма; а ходящий во Тьме не знает, куда идет!
Ин 12:36  Доколе Свет с вами – веруйте в Свет, да будете Сынами Света!»; сказав это, Иисус отошел и скрылся от них».
«Ин 12:46  Я, Свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во Тьме».

Второе пришествие. Евангелие от Матфея повествует о свете Второго пришествия:

«Мф 24:27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, – так будет Пришествие Сына Человеческого».

Имеем цепочку: Канитель (Zichgolt) – свет с неба от Второго пришествия Христа.

Финик.  «Финика» в Библии нет, но есть финиковая пальма или просто пальма:

«Пс.91:13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане».

В первом пришествием Христа, пальмовыми ветвями его приветствовали:
«Ин 12:12 На другой день множество народа, пришедшего на Праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
12:13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».

Во Втором пришествии Христа, пальмовыми ветвями его будут приветствовать:

«Окр 7:9 После сего взглянул я – и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред Престолом и пред Агнцем в Белых Одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих;
7:10 и восклицали громким голосом, говоря: «Спасение Богу нашему, Сидящему на Престоле, и Агнцу!»

Итак, имеем следующую символическую цепочку: финик – ветви финиковой пальмы – символ победы духа над плотью – Второе пришествие, видение искупленных.

Елка. А есть ли «елка» в Библии? Смотря в какой: в Септуагинте [26] ее нет (καὶ ἡ δόξα τοῦ Λιβάνου προ¬̀ς σὲ ἥξει ἐν κυπαρίσ¬σῳ καὶ πεύ¬κῃ καὶ κέδρῳ ἅμα δοξάσαι τὸν τόπον τὸν ἅγιόν μου – и слава Ливана к тебе придет в кипарисе и сосне и в кедре вместе, прославить место святое Мое), в Острожской Библии [27] тоже, а вот в Вульгате [28] она есть у Пророка Исайи:

Latin Vulgate Bible Prophecy of Isaias (Isaiah) Chapter 60:13
60:13 Gloria Libani ad te veniet, abies, et buxus, et pinus simul ad ornandum locum sanctificationis meae; et locum pedum meorum glorificabo.
Abies – ель. Buxus – самшит. Pinus – сосна, пихта.
60:30 Слава Ливана придет к тебе, ель и самшит и вместе сосна, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.
Есть она и в первой печатной на немецком языке Библии Ментелина [29] 1466 г.:
«die tann und buche und keinbaum».

Есть она и в Библии Лютера 1534 г.:
«Die Herrlichkeit des Libanon soll an dich kommen, Tannen, Buchen und Buchsbaum miteinander, zu schmücken den Ort meines Heiligtums; denn ich will die Stätte meiner Füße herrlich machen».
die tann, Tannen – ели, пихты.

Зачем нужны эти хвойные деревья? Для украшения, «чтобы украсить место святилища Моего», для прославления подножия ног. Место святилища – это храм, церковь. Первые Библии и Гутенберга [30], и Ментелина были отпечатаны в Страсбурге. Мельхиор Хоффман [31] считал, что Христос вернется в 1533 году и Страсбург должен был стать новым Иерусалимом. Достоверно известно, что при Мартине Буцере [32] на Рождество 1539 года елка с украшениями была поставлена в Страсбургском соборе.

Второе пришествие, Христос идет по небу.

«Мк 13:26 Тогда увидят Сына Человеческого, Грядущего на Облаках с Силою Многою и Славою».
«Лк 21:27 и тогда увидят Сына Человеческого, Грядущего на Облаке с Силою и Славою Великою».
«Откр. 1:7 Се, грядет с Облаками, и узрит Его всякое око (и те, которые пронзили Его), и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь!»

Ожидаем Второе пришествие Христа украшением его подножия – нарядной елкой.

Подведем итоги. Рождественская елка является христианским обычаем, возникшим в эпоху Реформации в Эльзасе. Для построения гипотезы – «елка – символ Второго пришествия Христа», а также прояснения смысла символики украшений, не требуется привлечения никакого материала, кроме текста Библии (solo scriptura). Сама «елка» появляется в результате латинского перевода Библии. В Септуагинте ее – нет. Причиной ее появления явились первые печатные Библии на латинском и немецком языках в Страсбурге, всплеск эсхатологических ожиданий (Падение Константинополя в 1453 году, Османское вторжение в Италию 1480–1481 годов, скандальное правление папы Иннокентия VIII 1484–1492гг., комета 1527 года, астрологический «Прогноз» Эльзасского отшельника Иоанна Лихтенбергера 1488 года) и Реформация.  

Адвент. «Духовный смысл адвента двояк. Во-первых, это период подготовки к празднованию Рождества, «время радостного ожидания»; во-вторых, церковь в этот период особым образом побуждает верующих размышлять на тему грядущего Второго пришествия Христа». Поэтому имеем два символа: «Рождественский вертеп» и «Рождественскую елку». Идеи и понимание символики украшения елки были доступны узкому кругу грамотных и богатых светских людей – купцов, поэтому она и появляется в гильдиях. Елка – это плод их размышлений о грядущем. Последующие события приводят ее в протестантские церкви и дома горожан. Аргументация забывается, и елка становится рождественской, съедобным деревом, которую можно «ободрать» молодому поколению.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Франц Александр Ти́лле (нем. Franz Alexander Tille; 30 марта 1866, Лауэнштайн, Альтенберг-16 декабря 1912, Саарбрюккен, Королевство Пруссия) – немецкий германист, философ и функционер экономических объединений.
[2] Tille Alexander. Wie alt ist der Weihnachtsbaum und wo ist seine Heimath? Die Gartenlaube, 1888, Heft 49, S. 831–834.
[3] [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndr.de/kirche/Das-Kirchenlexikon-Tradition-des-Weihnachtsbaums,christbaum104.html  «Wie der Weihnachtsbaum in die heimische Stube kam».
[4] [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndr.de/geschichte/chronologie/Wie-die-Tanne-zum-Weihnachtsbaum-wurde,weihnachtsbaum18.html
[5] Душечкина Е.В. Русская елка. История, мифология, литература. СПб.: Норинт, 2002. С. 414.
[6] Бруннер Б. История рождественской елки. М., 2017. С.11.
[7] The Oxford Handbook of Christmas. 2020. 656 p.
[8] Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 299.
[9] Теологический энциклопедический словарь / Под ред. Уолтера Элвелла. М.: Ассоциация «Духов. Возрождение», 2003. 1467 с.
[10] Католическая энциклопедия. Второе пришествие ИИСУСА ХРИСТА М., 2002. Т. 1. С. 1906.
[11] Мф, Мк, Лк, Ин – Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
[12] Цитирование Библии производится по: Библия. Юбилейное издание. Санкт-Петербург, 2000. 1206 с.
[13] Веракса А.Н. Символ и знак: диалектика символического познания // Вопросы философии 2016. № 1. С.51.
[14] Alexander Tille. Noch einmal auf den Spuren des Weihnachtsbaums. Die Gartenlaube, 1889, Heft 51, S. 867–870.
[15] Weber-Kellermann, Ingeborg. Das Weihnachtsfest. Eine Kultur- und Sozialgeschichte der Weihnachtszeit. 1978.
[16] Страбон (ок. 64/63 годов до н. э. — ок. 23/24 годов н. э.) – античный историк и географ Римской Греции.
[17] Страбон. География XV книга. М.: «Ладомир», 1994. С. 694 (Индия, Ариана, Персия).
[18] Плиний Старший (между 22 и 24 годами н. э., Новый Ком — 24 или 25 августа 79 года н. э., Стабии)– древнеримский писатель-эрудит.
[19] Плиний Старший. Естественная история. Книга XII, фрагмент XVII [Электронный ресурс]. URL: http://annales.info/ant_lit/plinius/12.htm#047.
[20] Eduard Schär: Das Zuckerrohr seine Heimat. Kultur und Geschichte. Zürich, 1889. S. 14 und 22, Digitalisat.
[21] Life. Кругосветная история медового пряника. 16.12.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/
[22] Похлебкин В. Кулинарный словарь - М.: Издательство "Эксмо", 2015. С.301.
[23] Rushforth, Keith (1999). Collins wildlife trust guide trees: a photographic guide to the trees of Britain and Europe. London: Harper Collins.
[24] Флора Таджикской ССР, т.4, роголистниковые-розоцветные. Л.: Издательство «Наука», 1975. С. 456.
[25] Соболев Н.Н.  Очерки по истории украшения тканей. М.-Л., 1934. С. 283.
[26] Септуагинта является самым старым известным переводом Ветхого Завета на древнегреческий язык.
[27] Острожская Библия  первое полное издание Библии на церковнославянском языке
[28] Вульгата – латинский перевод Библии, основанный на трудах Иеронима Стридонского.
[29] Иоганн Ментелин (ок. 1410 года, Шлеттштадт (ныне Селеста) – 12 декабря 1478, Страсбург) – один из первых немецких книгопечатников, книготорговец. Напечатал первую Библию на немецком языке (так называемая Библия Ментелина, 1466).
[30] Иога́нн Гу́тенберг (между 1397 и 1400, Майнц – 3 февраля 1468, Майнц) – немецкий первопечатник, первый типограф Европы.
[31] Мельхиор Хоффманн (ок. 1495, Швебиш-Халль – 1543, Страсбург) – один из лидеров анабаптистского движения в Нидерландах.
[32] Мартин Буцер (11 ноября 1491, Шлеттштадт – 1551, Кембридж) – немецкий богослов и проповедник, глава Реформации в вольном имперском городе Страсбурге.

© И.Э. Исакас, 2024.

Статья поступила в редакцию 24 марта 2023 г.

Исакас Игорь Эдуардович,
независимый исследователь

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG