НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

В.И. Грачев

Информационно-ризомоморфная основа коммуникативной парадигмы
современной культуры

Аннотация. В статье рассматривается состояние современной культуры с позиций коммуникативно-аксиогенной парадигмы в рамках теории «аксиологической коммуникологии». Описывается авторский метод парадигмально-аксиологического анализа современной сети и систем социокультурных коммуникаций, их информационно-ризомоморфная поливалентная структура.

Ключевые слова. Коммуникология, социокультурные коммуникации, субстанция, энтропия, информация, ризома, энергия, субстрат, культурология, философия, парадигма, аксиология, ценность, традиция, хронотоп, топохрон, торсионное поле.
 

Культура – основной предмет исследования культурологии
как интегральной науки о культуре

Современная интегральная наука о культуре, т. е культурологии успешно развивает системологическую исследовательскую методологию в различных ее наиболее продуктивных и перспективных версиях, одной из которых, в социокультурной сфере, становится аксиология социокультурных коммуникаций в разных ее вариантах.

 Культурология же занимает все более заметное место в корпусе гуманитарных наук. В культуре каждый ее феномен приобретает ценностную составляющую не сам по себе, а во взаимосвязи с другими явлениями, поэтому ценности, антиценности и традиции представляют собой необходимое условие и в то же время результат формирования картины мира культуры, на мой взгляд, именно в художественной культуре, особой ее сфере, искусстве, в концентрированном виде содержатся универсальные человеческие ценности.

Аксиогенные основы социально-коммуникативной деятельности в культуре

Культурные ценности являются объектом многочисленных исследований в нашей стране и за рубежом [1]. Активно изучаются философские и художественно-эстетические, экономические, этические их аспекты, но вот аксиогенная основа коммуникационных феноменов и процессов в социокультурной сфере изучена еще недостаточно. Сегодня предпринимается попытка осмысления и обоснования новой парадигмы гуманитарной культуры.

Все это обуславливает необходимость исследования новой парадигмы и методологии изучения социокультурной коммуникации (СКК) как самостоятельной области знания в культурологии. Следовательно, требуется создание специальной научной дисциплины о социокультурной коммуникации как полиструктурном и полимодальном сложном системном объекте как коммуникацию в сфере культуры под силу изучать лишь специальной научной культурологической дисциплине, названной мной и обоснованной в ряде статей и трех монографиях аксиологической коммуникологией [2].

Мне удалось выдвинуть и разработать принципиально новую концепцию аксиологической коммуникологии, переходящую в строгую теорию, состоящую в рассмотрении информационно-коммуникационных процессов как основы формирования информационно-аксиогенного пространства современной культуры и исследования социокультурной коммуникации как информационно-аксиогенного феномена в контексте современной культуры.

Выдающийся культуролог Ю.М. Лотман, отмечая коммуникативную природу культуры, подчеркивал, что «культура имеет, во-первых, коммуникационную, во-вторых, символическую природу…» [3].

Сам принцип формирования культуры невозможен вне коммуникации, а значит и вне социально-коммуникативной деятельности, под которой нами понимается деятельность по освоению и обмену культурных ценностей в (пространственно-временной) топохронной системе координат. Следовательно, социально-коммуникативная деятельность может быть определена так же, как креативная, когнитивная и трансляционная сторона прямого и опосредованного взаимодействия людей с текстами культуры в социокультурном пространстве и времени. Соответственно социокультурная коммуникация, в отличие от привычных представлений и большинства научных дефиниций, не просто канал обмена информацией или акт общения, а сложная полиструктурная и полифункциональная система, состоящая из ряда обязательных подсистем. Составляющие коммуникационной системы являются аксиогенными, то есть, порождающими ценности или антиценности. Мной выработана следующая дефиниция социокультурной коммуникации, под которой мною понимается: универсальная синергетическая информационно-аксиогенная система субъектно-объектного взаимодействия в «пространственно-временном» континууме, «топохроне» культуры, на основе коммуникативно-познавательных процессов отбора, оценки, освоения, хранения, обмена, реализации и трансляции культурных ценностей в их духовном и материальном воплощении.

Коммуникативно-парадигмальное исследование Культуры

Исходным понятием для характеристики взаимодействия людей и других составляющих системы культуры мне представляется обоснованнее всего выбрать именно понятие или может даже категорию – «коммуникация», которая позволяет выразить парадоксальную и диалектическую природу общения и различные виды взаимосвязей в обществе и природе. Известен, несколько парадоксальный, афоризм: любая коммуникация неизбежно становится коммуникацией о коммуникации как таковой. Смысл этого утверждения наиболее полно раскрывается в том факте, что, только начав коммуникацию, мы сразу же оказываемся перед необходимостью ее интерпретации и не можем оставаться «безответными» в коммуникации.

Джон Дьюи, будучи одним из основоположников «философии прагматизма» в своей книге «Опыт и природа» утверждал: «из всех вещей – коммуникация есть нечто самое удивительное» [4]. Он говорил о всеобщем опосредовании, о котором писал Гегель [5], хотя и в материалистической, секуляризированной форме, как о процессе коммуникации, не называя его, разумеется, еще так, посредством которого человек, общество, а может быть и природа, существуют.

Новая парадигма современной культуры

Сегодня наше мировое сообщество превратилось в худшую или наоборот невероятную версию знаменитой, но далеко немногими прочитанную, «Ярмарку тщеславия» У. Теккерея, в которой едко высмеивается тщетность усилий людей в стремлении превосходить друг друга. Пожалуй, весьма сильно это проявляется в научной среде.

Томас Кун в своей замечательной книге «Структура научных революций» перевернул многие традиционные представления о науке и «мире науки». Он обосновал концепцию смены научных парадигм как результат деятельности научных сообществ. Общих критериев прогресса науки не существует, а есть различная способность той или иной области знания решать определенное количество проблем.

Под парадигмой, в соответствии с парадигмальной теорией научных революций Томаса Куна, который впервые применил термин «парадигма» в гуманитарном знании, понимается «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [6], т.е. достигнутый уровень развития той или иной отрасли науки.

Замечательно и созвучно современному научному парадигмально-аксиологическому подходу к культуре написал об этом старейший российский эстетик и культуролог Ю.Б. Борев «Культура каждой эпохи выдвигает свою концепцию мира и личности, дает формулу бытия человечества (парадигму), утверждающую идеалы, цели и смыслы бытия, обозначающую путь – дао» [7].

Парадигмальный метод предполагает использование не только рациональных ресурсов личности, но и включение иных ее возможностей, с помощью которых не просто понимается, но создается модель культурной реальности – картина «мира культуры». Сам факт рождения культурологии как специфической научной парадигмы аргументированно обосновывается в ряде работ известных культурологов, прежде всего в работах Ю.М. Лотмана [8] и А.Я. Флиера [9].

Под парадигмой культуры мной, в соответствии с парадигмальной теорией науки, понимается достигнутый уровень развития отечественной культуры. Для того чтобы войти в массовое сознание и быть понятной и доступной, новая культурная парадигма, вероятно, должна быть переведена на язык массовой, а не элитарной культуры, но это опасно, поскольку массовое общество, по проницательному замечанию писателя и культуролога А. Гениса, – это «толпа без структуры» [10], а лауреат Нобелевской премии Элиас Канетти говорил об ее особой власти. Толпа может быть равнодушной и к высоким идеалам, и беспощадной к личности. Зададимся вопросом, что же находится в основании самой культуры? Этому собственно и посвящена предлагаемая статья.

Субстанциальная основа современной культуры

Мне представляется, что это не некий эфемерный, т.е. неуловимый и не осознаваемый дух, а вполне осязаемая материальная субстанция, но непросто «опредмеченная», а осознаваемая человеком, как единственным мыслящим существом на Земле, сущность этой мыслительной или когнитивной деятельности, способной изменить мир. То, о чем проницательно или провидчески писал К. Маркс в великой Хартии нашего времени – «Манифесте Коммунистической Партии» и, как выяснилось недавно, известный русский анархический мыслитель и друг «революционера, меняющего мировые устои и порядок мира» М. Бакунин.

Парадигмальный сдвиг в современной структуре культуры

Возникновение новых способов и средств коммуникации обусловлено потребностями развития общества, новыми формами творчества и жизнедеятельности человека, создающимися на этой основе. Все это выступает причиной динамики содержания культуры, перехода к иной системе культурных ценностей. Эти трансформации вызывают к жизни иные потребности в социальном и межличностном взаимодействии и тем самым влекут за собой формирование, развитие и смену новых методов, способов, форм, парадигм и содержательных аспектов исследования системы коммуникаций в современной культуре. Это свидетельствует, как об этом же пишут и современные неортодоксальные философы [11], что к концу XX столетия сложились предпосылки для парадигмального сдвига в мировом сообществе и его Культуре.

Теория социальной энтропии в Культуре

Физическое явление энтропии было открыто еще в конце ХIХ века, но главное применение оно получило не только в термодинамике, где оно стало весьма важным и было названо даже «вторым законом термодинамики», но и в социальных, антропогенных системах и структурах общественного развития. Об этом очень точно и глубоко написала профессор В.В. Василькова в ее замечательной монографии о синергетике: «Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной самоорганизации)». Вот как В.В. Василькова характеризует, по-моему, ей же и разрабатываемую, теорию социальной энтропии: «Теория социальной энтропии... ведет свое естественнонаучное происхождение от неравновесной термодинамики и информационной теории К. Шеннона, в рамках которых ключевым понятием для объяснения природы самоусложняющейся эволюции является понятие “негэнтропия”» [12]. Рубежным событием стало появление синергетики – науки о самоорганизации систем.

Вероятностная «деликатная» версия энтропии Л. Больцмана

В начале ХХ в. эта исчисляемая величина энтропии приняла еще более универсальный характер, благодаря исследованиям многих ученых, но особенно выдающейся догадке физика Людвига Больцмана. Это ему принадлежит, помимо научных формул и уравнений, знаменитый афоризм о том, что нет ничего практичнее хорошей теории. Так вот, именно, этот талантливый, но неудобный для многих ученый, уточнил и объяснил довольно прямолинейную, даже лобовую связь, существующую в системах любой природы между неизбежным убыванием энтропии и как следствие наступление, так называемой, «тепловой смерти» организма. Существует прямая зависимость между этим процессами, в том числе, и у человека, и любой системы.

Людвиг Больцман деликатно формулировал свою догадку, ставшую гениальным открытием и давшее основание для формирования и экспансии информационных и коммуникационных технологий и их сетей в новом нарождающемся глобальном постиндустриальном обществе. Л. Больцман определил связь между энтропией и вероятностью событий, аппроксимируемую приведенной ниже формулой, получившей его имя и ставшей ничуть не менее знаменитой, чем формулой теории относительности Альберта Эйнштейна:

H = a in W,

где H – энтропия, W – термодинамическая вероятность состояния системы.

Деликатность Л. Больцмана выразилась в следующем изложении: убывание энтропии не является неизбежным, а только возможным, вероятным. И это деликатное предположение, стало верифицированной гипотезой, перевернувшей все представления об энтропии и ее последствиях в нашем мире и формировании современного информационно-коммуникационного общества.

Энтропия, энергия и информация в современном Мире

В мире постоянно происходит, так или иначе, потеря информации, что ведет к увеличению энтропии системы и необходимости получения, а не покупки, как это было еще совсем недавно в СССР, новой информации, чтобы снизить энтропийный уровень. В СССР «информационное сообщение», так называлась информация в профессиональной среде «информационщиков», к коим отношу и себя с 1973 г., было государственной собственностью и представляло собой: носитель, некую материальную основу – субстрат любой физической природы с закрепленным на нем содержанием, любым возможным способом фиксирования и считалось «квази» – бесплатным и для продуцента и потребителя Сегодня же нужно, чтобы уменьшить энтропию, купить новую информацию. Для этого, нужно затратить определяемое количество энергии и денежных средств.

Кстати, понятие «энергия», так же как и «информация», до сих пор точно не эксплицировано и не имеет обоснованного, непротиворечивого определения и четкой общенаучной единообразной базовой дефиниции, но к этому мы вернемся чуть позже.

Мне хорошо помнятся жаркие научные дискуссии в советское время с общим вопросительным названием: Информация – это товар или нет? Мной тоже была опубликована одна или две статьи об уникальных товарных свойствах информации [13]. Сам же факт, что информация это самый дорогой и уникальный товар, у меня как у специалиста в теории информации и коммуникации в СКС, никаких сомнений не вызывал.

Информация – мера порядка

Во второй половине ХХ в. усилиями выдающегося физика Эрвина Шредингера [14] энтропия была доведена до универсального понимания ее всеобщей меры дезорганизации систем любой природы и границы ее простираются от максимальной энтропии, т.е полного хаоса, до ее полного исчезновения или, полного порядка, наивысшей организации любой системы. Информация и энтропия неразрывно связаны друг с другом и взаимозависимы. Информация – мера порядка, а «энтропия» – мера хаоса.

Основатель кибернетики Норберт Винер [15], писал по этому поводу, что мы постоянно боремся, в соответствии со II законом термодинамики с потоком дезорганизованности, которая стремится свести все к «тепловой смерти», к всеобщему равновесию и одинаковости, т.е. к энтропии. Человек постоянно борется с энтропией, «гася» ее, продолжает Н. Винер, извлечением из окружающей действительности отрицательной энтропии – негэнтропии или информации, хотя назвал ее так вовсе не он.

Истоки теории информации как «теории связи» К. Шеннона

Подлинная же история информации начинается с других имен и в первую очередь это имя американского математика К. Шеннона [16], и его, ставшей почти сразу знаменитой, вышедшей в узкопрофессиональном математическом журнале статьи в 1948 г., которая теперь считается «краеугольным камнем информационной теории, хотя и называлась статья «Математическая теория связи».

В ней К. Шеннон и использовал впервые, можно сказать, почти нехотя, новое слово «информация», обозначив так, особую зависимость между энтропией и степенью вероятности наблюдаемого события, где энтропия стремилась к нулю, т.е. к отрицательной энтропии или «негэнтропии», как, впоследствии называл ее другой математик Л. Брюллиэн [17], или, по некоторым сведениям, понятие «негэнтропия» в науку ввел уже упоминаемый Э. Шредингер [18]. Он определил энтропию, которая постоянно стремится к убыванию вплоть до ее полного исчезновения, а восполнить ее дефицит в организмах и системах может лишь информация, как «питание» добываемая ими из реальной среды и позволяющая поддерживать необходимую их жизнедеятельность. Кстати именно с «питанием» информацией организмов и систем любой природы сравнил процесс взаимозависимости энтропии и информации опять же Э. Шредингер, ставший лауреатом Нобелевской премии по физике.

Информация или «негэнтропия» – взаимосвязь содержания и формы

Клод Шеннон дал открытому им явлению название «информация», не придавая особо значения этому древнегреческому словосочетанию. Другое слово, но уже латинского происхождения, означающее тесную связь, «коммуникацию, он употреблял и раньше. Эта связь между содержанием и формой. Иначе говоря, это «нечто», помещенное в некое ограниченное материальное пространство. У греков это могла быть «благородная» амфора или простой «беспородный» глиняный горшок самого неожиданного назначения и содержаться в них могло нечто невидимое и, часто, не сразу известное Понятие «информация», отождествляемое Н. Винером, К. Шенноном и, более всего, Л. Брюллиэном с «негэнтропией», становится, подобно «энергии» фундаментальной характеристикой Природы.

Введение понятия «энтропия» в теорию информации, как оценил, великий физик Луи де Бройль, явилось «наиболее важной и красивой из идей, предложенных кибернетикой» [19] и внесло важный вклад в научную мысль ХХ века. Это положение также называют «краеугольным камнем» кибернетики. Отсюда, вероятно, понимание кибернетики как теории организации, борьбы с мировым хаосом, с роковым нарастанием энтропии. Вот такую этимологию можно проследить у понятия «информация» заполнившего как «газовая диффузия» или точнее захлестнувшее мир и способствующее созданию нового небывалого «информационного общества» в котором мы сегодня все живем или выживаем под влиянием информационно-коммуникационных процессов и их «бурной волновой их турбулентности и пертурбаций.

Информация – «Фата Моргана» современного Мира

Сегодня пришлось задуматься, что же это за необычный неуловимый феномен и труднопонимаемая и труднообъяснимая семантико-семиотическая лингвистическая конструкция, над которой до сих пор «ломают головы» легионы ученых и специалистов. Информация – это некая метаморфоза, если не «Фата Моргана», т.е. некий «мираж», «фантом».

Обычные же люди, не вдаваясь в эти квазинаучные тонкости, довольно свободно обращаются с ним, «что млад, что стар», ничуть не затрудняясь в употреблении этого сложнейшего и удивительного понятия и даже манипулируют им как необычным и самым «дорогим» товаром с уникальными товарными качествами на рынке «человеческого тщеславия». Поэтому и мы с вами, уважаемые и пытливые читатели попытаемся еще раз разобраться в хитросплетениях понятия «информация» и поддерживающего его контекста и еще больше усложняющего общую информационную картину мира с тончайшими нюансами в ее локальных проявлениях.

Что такое информация? – трудный вопрос к лингвистам

В толковых словарях информация трактуется как «сообщение о положении дел где-то, о каких-то событиях и т.п.». Ученым пришлось задуматься над вопросом: Что такое «информация»?

Как верно заметил, видный теоретик и философ информации профессор А.В. Соколов, написавший необычное учебное пособие под следующим названием «Философия информации: профессионально-мировоззренческое учебное пособие»: «…жанр не звучал никогда. Но информация – случай особый» [20]. Профессор А.В. Соколов решил искать ответ на этот вопрос в двух источниках: в толковых словарях русского языка и в государственных документах. В толковых словарях информация трактуется как «сообщение о положении дел где-то, о каких-то событиях и т.п.». В американском словаре английского языка слово «information» отождествляется со словом «knowledge» (знание, сведения о чем-либо) и толкуется как «любое знание или новость, полученные посредством коммуникации, познания, обучения», короче говоря, «knowledge communicated». Наши законодатели, со своей стороны, принимая федеральные законы об информации и информационных технологиях, сочли полезным уточнить, о чем идет речь, и приняли определение «информация – сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления»

Перечисленные авторитетные источники не противоречат друг другу, а напротив, единогласно утверждают, что информация – это сведения (знания, сообщения), передаваемые в процессе коммуникации.

А.В. Соколов, будучи весьма настойчивым и широко ориентированным в смежных областях ученым, обнаружил, что в лингвистике есть понятие «узуальное значение» (usual meaning) — «значение основное, устоявшееся, принятое в данном языке; значение, в котором слово обычно и естественно употребляется». Это узуальное значение можно представить в виде логической дефиниции: информация — способ выражения духовных смыслов (знаний, умений, эмоций, волевых стимулов, фантазий) человекочитаемыми коммуникабельными знаками. Этот тип информации известен как семантическая информация.

Конвенция о типах и видах Информации

Договоримся о Словах, как предлагали Конфуций и Р. Декарт, дабы понимать, друг друга и приступим к Делу. Хотелось бы поделиться своими размышлениями об ее «Величестве Информации», которая, по-моему, благодаря отношениям и связям (коммуникациям) может, почти все в Мире. Постараюсь излагать, свои мысли, т.е. смыслы и рассуждения тезисно и не всегда последовательно, а скорее ассоциативно, как они возникали: информационно-коммуникативно.

Перефразируя известные строки Н. Заболоцкого «Так что есть Красота… сосуд, она в котором пустота или огонь мерцающий в сосуде». На мой взгляд, информация это и то, и другое: огонь – субстанция, по-моему, по Гераклиту, форма – сосуд и лоно, и плод, и пространство и может даже время, про которое никто, почти ничего не знает. Это не просто нечто неведомое, но познаваемое. Она и субстанция, материя, вещь, и феномен, и свойство, и признак, и материя, и энергия. Иначе говоря, это некий аналог «кванта», «фотона»: частица и волна, «нейтрино», пронизывающее или «пробивающее» «пространство-время», т.е. «топохрон» и феномен, и субстрат, и контент, и концепт, и система, и элемент, и «ядро», и атом. Таких «бинарных оппозиций» мы, вероятно, можем выделить «n» и не только пары, причем не только оппозиций, но и гармоничные, ассонансные субстанции, их состояния и их ансамбли.

Информация не просто амбивалентна, но поливалентна, «гипервалентна», по числу связей между ее субстанцинальными состояниями, энергией «питающей» их, ее качества, свойства и признаки и знаковые семантико-семантические системы в «пространстве-времени» – «топохронеа», т.е. это не «вещь» ни «тело», ни «газ», ни «лед». Это может нечто подобное аристотелевской «энтелехии», не жесткая структура, а аморфная, но до определенных пределов, «ризома» во всех ее проявлениях.

Ризомоморфная основа информации

Мне пришла, кажется, спасительная идея попытаться посмотреть на «информацию» с непривычной стороны, не как на строго эксплицированное устойчивое дефинитивное понятие, термин или даже общенаучную всеми принятую категорию, может даже философскую категорию, а «свежим» взглядом». Может подобно, неофиту, несмотря на наше академическое знание, взглянуть, как на крайне неустойчивый, «плавающий» смысл, слабоструктурированный, семантико-семиотический «конструкт», но не жесткую структуру, а некую поливалентную «ризому» или ризомоморфную основу, платформу свободно «плавающую» в неком континуальном «пространстве – времени», «топохроне» меняющуюся в отдельных «фрагментах» или всей основе, полностью. Это может быть уровень развития чего бы-то не было: Вселенной, Земли, неживой и живой природы, человечества, разных мировых сообществ, социумов сообществ, социальных страт и групп, Культуры, ее субъекта, Человека, аттрактора, т.е. Мира во всем его многообразии и многоликости – реального, ирреального, внешнего, внутреннего, непонятно как и когда возникшего, всю его «цветущую сложность» и его свободное содержание, но не как субстанцию, не жесткой структуре, а аморфной, но до определенных пределов, ризоме во всех ее проявлениях. Новая парадигма, но не по типу Рорти поправшего всю философию, во имя его собственной, которая вдруг оказывается хорошо известным «прагматизмом», но с приставкой «нео» [21].

Ничто не ново на Земле и я, наверное, тоже не оригинален, предлагая это ризомоморфное пространство информации как свободного содержания, поля смыслов, если хотите, свободных семантико-семиотических композиций.

Семиотична ли «семантическая» информация?

Этот вопрос, казалось бы, вполне правомерный для западных «семиологов» оказался неожиданным или даже, чуть ли не «крамольным» для наших, как принято у нас в отечественной официальной науке называть «семиотиков», на мой взгляд, невольно или заведомо занижая их научный статус и их науки «семиологии». Семио́тика, или семиоло́гия, с др.-греч. «семион» – «знак; признак» – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем: Роман Якобсон, Ролан Барт, Ж. Бодрийяр, Юрий Лотман. Ю. Степанов, М. Масаев и Умберто Эко, последний президент Международная ассоциация семиотических исследований, недавно ушедший из жизни и некоторые другие ученые семиологи и семиотики.

Книгу «Философия информации», опубликованную профессором А.В. Соколовым еще в 2010 году, можно было бы назвать «Евангелие от Информации», но для меня это не совсем подходящее название, поскольку по воспитанию и образованию я атеист, или даже скорее агностик. Свою задачу вижу не в том, чтобы, «острым» глазом подмечать и критически указывать на какие-то промахи, неверное понимание сложных вопросов, которые всегда можно найти в любой самой удачно написанной книги, какой, несомненно, получилась «Философия информации». У любого автора даже такого маститого и крупного ученого, как А.В. Соколова, можно найти недостатки.

Эта книга, была прочитана мной в первый раз не отрываясь, но несколько бегло и недостаточно внимательно. Это вероятно и не позволило мне глубже вникнуть в существо некоторых дискуссионных моментов, в том числе касаясь содержания известных терминов и вводимых новых понятий и, в частности, постулируемого автором ключевого понятия «семантическая информация».

Вот некоторые положения, высказанные мной в открытой личной переписке с професором А.В. Соколовым. С некоторыми из них мы расходимся по научным основаниям.

Всякая информация всегда несет в себе содержание (контент), смысл, значение, концепт и даже контекст), т.е. она имманентно, изначально семантична, следовательно, постулирование особого типа «семантическая информация», делая его «генеративным» главным типом, – это смысловой и языковой «плеоназм», имеющий избыточное определение – «семантическая». Вполне достаточно использовать «чистое», «рафинированное» понятие «информация», т.е. содержание или смысл в некой форме, «in form».

1.    Всякий символ – знак или может стать или быть знаком.

2.    Не всякий знак может стать символом, но он всегда семантичен, т.е. содержателен. Хотя существует и другая позиция, с которой мне трудно согласиться: «Символом может стать любой знак или образ (хочу подчеркнуть, что автор имеет в виду не семиотический, т.е. не визуальный, изобразительный, а умозрительный образ – В.Г.), включенный в определенную систему социальных (общественных) отношений. В этой системе знаки и образы приобретают новые системные качества и становятся символами…» [22]. Это суждение высказано профессором М.В. Масаевым в его обстоятельной монографии, посвященной исследованию непосредственно парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций, т.е. в предельно широком историко-философском контексте, который, якобы позволяет автору, в силу принятого масштаба, отвлекаться от существенных признаков исследуемого объекта и детального их рассмотрения, а именно семиотической репрезентации формы символов и образов. Не могу согласиться с таким подходом. Как известно «дьявол прячется в деталях» и поэтому поверхностный взгляд подчас искажает сущность исследуемого объекта, что и произошло при выдвижении данной позиции.

3.    Всякий знак несет в себе смысл, но не всякий смысл семиотичен, смыслы могут передаваться и передаются по различным не семиотическим каналам: эмоционально – чувственным, реактивным, инстинктивным, через импринтинг, гены, торсионные или иные биоэнергетические поля и полевые структуры, незнаковые (несемиотические коммуникации). Все перечисленное и многое другое, является несемиотическими процессами и феноменами, несущими, разумеется, конкретное содержание или смыслы, но не всегда и необязательно в семиотической форме. Следовательно, для полноты амбивалентности характеризующей материальную и идеальную природу и сущность информации как феномена, субстанции свойства материи, понятия «семантической информации» недостаточно.

4.    Сама по себе любая информация статична и рассматривается, чаще всего, как некий ресурс, подобно энергетическому, скажем, тепловому, вплоть до атомного или термоядерного с их полезной или разрушительной силой.

5.    Отдельные, буквы, ноты, точки, крючки, сами по себе не семиотичны и не семантичны, будучи только разрозненными элементами не несущих содержания или предметных смыслов. В них нет осмысленных, осознанных и когнитивных связей, хотя есть и, как всегда, исключение: крюковая грамота и хоровое пение по «крюкам» на Древней Руси.

6.    Знак всегда содержателен, семантичен и семиотичен, т.е. интегративен.

7.    Не каждый смысл, содержание, контент, концепт могут и реально передаются с помощью семиотических, знаковых средств или систем. Не всякая семантическая информация, может предстать как семиотическая система, хотя всякий знак обладает содержанием, контентом, денотатом и конотатом.

8.    Отдельные смыслы могут выражаться и выражаются вне семиотических, знаковых систем, средств и форм. Примером служит музыка, устная речь, изобразительное искусство с его мимесисом.

 Обратимся к самому абстрактному виду искусств, по оценке выдающегося дирижера современности Ю.Ш. Темирканова. В музыке мы слышим разные звуки и музыкальные произведения разных форм (от польки до реквиема), а не знаки.

Джаз – музыка свободной импровизации без «семиотических подпорок»

Мой любимый джаз, который я люблю самозабвенно, и, кажется кое-что в нем понимаю, имея небольшое музыкальное образование, может вообще не записываться нотами, т.е. знаками. Джаз обходится без каких-либо семиотических и семантических «подпорок», это музыкальный экстаз, страсть, транс, некая психоделия, состояние ухода в иные музыкальные миры. В нем нет места знакам, семиотике, а подчас и семантике, но это все же музыкальная игра по неким правилам. Блюз никогда не рэг-тайм, это музыкальный «квадрат» и ее «Величество» Импровизация. Это, наконец, свинг, без которого нет подлинного джаза, но эта врожденная способность только негритянских музыкантов, которым она дана как природная музыкальная награда. Они даже сами не понимают, что это только им доступное состояние, а европейские джазисты пытаются всю жизнь, будучи подлинными джазовыми музыкантами овладеть и даже обучиться свингу, но это безуспешно. Поэтому и делится Джаз на «черный», негритянский и «белый» европейский джаз, но не тот и не другой не претендуют на «расовое превосходство». Джаз может подчас существовать даже без мелодии, хотя наш гениальный А.С. Пушкин восторженно воскликнул: «…Лишь Любви уступает Муз`ыка, но и Любовь Мелодия!».

Джаз может обходиться даже без музыкальной темы, становясь ритмическим мимесисом или скэтом – голосовым подражанием музыкальным инструментам (неподражаемая Элла Фитцджеральд). Джаз – это «свободный полет» музыкальной души.

Когда Великого Сатчмо, Луи Армстронга, который, кстати, до конца жизни, так и не знал нотной грамоты, спросили: «Что такое джаз?» он ответил, и здесь я цитирую: «Если вы спрашиваете, что такое джаз, вам никогда не узнать этого» [23]. Мы в Музыке слышим, как уже было отмечено, не знаки, (ноты, диезы и бемоли, в разных ладах и тональностях, долях, транскрипциях, транспонировании, «штрихах», нюансах и оттенках), а звуки, следовательно, не можем выявить семиотическую составляющую в информации музыкального содержания и ритмы.

Как объяснить Музыку?! Немыслимо! Непостижимо! А как быть с музыкой без музыки, «музыкой тишины» Джона Кейджа и ее семантикой и семиотикой?! даже пьесу «4′33″» – «Четыре минуты тридцать три секунды») тишины! – он представлял ее как трехчастное сочинение композитора для вольного состава инструментов.

Музыка не может и не должна быть наглядной, нарративной и изобразительной, т.е. она семантична, но не семиотична. Это вид не изобразительного, а выразительного, образного, но не только и не столько миметического, подражательного искусства. Один из видов искусства редко удается подменить другим. И здесь встает более широкий вопрос информационной теории. Может ли один тип или вид информации переходить без невосполнимых потерь в другой?! Этот вопрос ждет ответа и своих исследователей.

Изобразительные «текстовые структуры» современной культуры

В изобразительном искусстве, а именно, в живописи картины пишут красками, точнее мазками, т.е. не знаками, без семиотики, хотя есть исключение, подчеркивающее правило – «пуантилизм», но точку вряд ли можно назвать знаком. В устной речи мы тоже слышим звуки, а не знаки, не буквы, слоги, не словоформы, а живую человеческую речь, тем более, что только человек обладает этой уникальной способностью. Архитектура, живопись и скульптура, как не покажется странным, пользуясь пространством, красками, глиной, металлом или другими средствами и приемами передают не знаки, создают не семиотические знаковые системы не символы и логотипы, а художественные образы, неуловимые для семиотики творения, возникающие из внутреннего мира художника или реальной действительности, хотя и мир сегодня во многом из-за многочисленной рекламы и других привходящих обстоятельств, условий и факторов, становится все больше знаковым, логотипным или даже типовым, а посему унылым или наоборот разухабистым, корявым (как богат и семантически мощен наш русский язык, какие словечки подбрасывает).

Структура и валентность информационной субстанции

Так, если информация не материя, значит не субстанция, не первооснова, не первопричина не феномен. Так что же? Немного терпения. А если не энергия. Что же это? Фантом? Симулякр? Плерома? Ризома? Да нет же! Отсутствующая структура У. Эко? Это уже ближе, только не «отсутствующая», а реальная, действующая «структура». Природа информации амбивалентна, но, на мой взгляд, валентность эта иная. Валентность, как известно, еще из курса школьной химии (от лат. valēns «имеющий силу») – способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей. Для нас в этой дефиниции особенно важными становятся сила и число связей между элементами в структуре атомов вещества, т.е. некой субстанции. Имея дело с амбивалентной информацией, т.е. она не материя и энергия мы ничего нового ни узнаем об информации, и ничего реально не получим в новых возможностях ее реализации, освоения, обмена и трансляции в обществе. Иное дело если мы примем информацию как не просто бинарную амбивалентную сущность, а во всем множестве возможных и реальных ее связей, т.е. коммуникативных стуктур, сетей и систем самого разного класса и целевого назначения как поливалентную или гипервалентную структуру. Все ее составляющие могут служить базовыми характеристиками аналогично «информации» во всем богатстве и многочисленности ее структурных связей. Информация это не только поле неясной природы, но это симультанная связь «плода» и «лона» его породившего. Так что же это за странный гомункулос такой? Нет, это не искусственный уродец, это законнорожденное дитя Природы и Культуры. Но это не субстанция, не феномен, а «полевая» семантико-семиотическая структура. Это Великая Связь всего со всем, в едином «пространстве-времени» – «топохроне» или Вселенская Социокультурная Коммуникация (ВСК).

Вселенская Социокультурная Коммуникация и Информация

Информация – это не субстанциально оформленное содержание, контент, концепт, т.е. субстрат несущий смысл, нет – это непосредственно, содержание, но передаваемое, транслируемое в коммуникационном «пространстве-времени», «топохроне». Информация как некое содержание, семантическое послание, месседж, должно быть обязательно доставлено по сетям и системам коммуникации либо конкретному реципиенту, способному декодировать это содержание, этот «культурный код», понять его и, рано или поздно, его реализовать в различных видах культурной и социокультурной деятельности, в соответствии с заданными функциями и целевым назначением, либо в случае «массовой культуры и СМИ или СМК адресатом выступает все общество.

Нужно разобраться в этом до сих пор непроясненном и непроявленном культурфеномене, потому что, на мой взгляд, информация появилась и проявилась в культуре, а не в природе, что требует специального исследования.
 

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Ценности и коммуникация в современном обществе. СПб.: СПГПУ, 2012. 220 с.
[2] Грачев В.И. Коммуникации – Ценности – Культура (опыт информационно-аксиологического анализа): СПб.: Астерион, 2006. 248 с.; Грачев В.И. Современная художественная культура: парадигма или дискурс?! (компаративно-аксиологический анализ). СПб.: Астерион, 2016. 274 с.; Грачев В.И. Комуникативно-аксиогенная парадигма культуры в современной отечественной культурологии. (в печати).
[3] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гносис, 1992.
[4] Дьюи Дж. Опыт и природа. М., 1976.
[5] Гегель Г.В Ф. Лекции по истории философии Кн.1. СПб.: Наука, 1993. 449 с.
[6] Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. С.11.
[7] Борев Ю.Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд. М.: АС: Олимп, 2008. 465 с.
[8] Лотман Ю.М. Указ. соч.
[9] Флиер А.Я. Культурология как научная парадигма // Культура культуры. 2015. № 2.
[10] Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. М.: Независимая газета, 1997.
[11] Тульчинский Г.Л. Свобода и смысл. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы. СПб.: Алетейя, 1992. 462 с.
[12] Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Лань, 1999. 480 с.
[13] Грачев В.И. Аксиогенные свойства информации в системе социокультурных коммуникаций // Вестник ЛГУ им А.С. Пушкина сер. Философия. 2012. №3. С.91-98.
[14] Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М.: ИЛ, 1947. С.105.
[15] Винер Н. Кибернетика и общество М.: ИЛ, 1958. С. 49.
[16] Шеннон К. Работы по теории информации. М.: ИЛ, 1966.
[17] Брюллиэн Л. Теория информации и наука. М.: ИЛ, 1968.
[18] Шредингер Э. Указ. соч. С.106.
[19] Луи де Бройль. Революция в физике. М.: Атомиздат,1965.
[20] Соколов А.В. Философия информации: профессионально-мировоззренческое учебное пособие. СПб.: СПбГУКИ, 2010. 543с.
[21] Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.
[22] Масаев М.В. Curriculum vitae парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций. Монография. Симферополь: ДОЛЯ, 2011. С.67.
[23] Вейлл Питер. Искусство менеджмента. М.: Новости,1993. С.104.


© Грачев В.И., 2019

Статья поступила в редакцию 8 января 2019 г.

Грачев Владимир Иннокентьевич,
доктор культурологии, профессор
Ленинградского государственного
университета им. А.С. Пушкина
e-mail: vig1947@mail.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG