НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Научное рецензируемое периодическое электронное издание |
||
Гипотезы: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии: В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера) А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение) Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение) В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
|
Интервью с Н.А. Хреновым в связи с выходом его новой книги
Аннотация: интервью с Н.А. Хреновым о его понимании сути империи и особенностей имперской культуры проводит Е.Н. Шапинская
Е.Ш. Николай Андреевич, в вашей книге проводится анализ искусства разных эпох российской истории. Чем это помогает в понимании проблем сегодняшнего дня? Н.Х. Мы чувствуем сегодня неопределенность и нестабильность, в такое время. Россия – эксклюзивная цивилизация. По ней можно наблюдать, что творчество истории – непрекращающийся драматический процесс. Я решил воссоздать картину Серебряного века, когда происходит распад старой империи, затем оттепели, когда начинается распад новой империи. Такие смены имперской власти и свободы не раз проходили в нашей истории. Еще вчера это была империя, хотя никто ее так не называл, и на наших глазах произошло ее крушение. Откуда она взялась? Для понимания этого надо было вернуться в прошлое, во времена крушения старой империи. После этого надо было создавать новые институты, а для этого не было оснований, и мы пришли к той же самой, старой империи. Так образовалась последовательность: развал империи – глоток свободы – создание новой империи и так далее. Е.Ш. Как вы думаете, такой же процесс происходит и сегодня? Н.Х. Несомненно, мы движемся в том же направлении. Е.Ш. Часто говорят, что расцвет искусства в России совпадает с расцветом империи. Почему это происходит тогда, когда у художника меньше всего свободы? Н.Х. Известно, что после каждого глотка свободы наступает диктатура. Расцвет искусства и подъем социума не совпадают. Развал государственных структур совпадает с расцветом искусства, о чем писали еще Руссо, Шиллер и Ницше. В этом смысле оттепель – это Ренессанс, но и начало развала. Е.Ш. Имперское искусство, хоть оно и ангажировано, и делается "по заказу" часто очень нравится массовой публике. Пример тому – советские фильмы 1940-1950-х гг. Почему это происходит, как Вы думаете? И какова позиция художника, творческой личности, когда она находится в таких условиях? Н.Х. Это не удивительно – людям в империи комфортно. Эту проблему надо рассматривать всесторонне. Империя производит свой стиль в искусстве − классицизм, который является выражением духа империи. Государство для искусства в этом случае всегда на первом месте. Задача художника – всегда приносить себя, свой талант в жертву государству. Задача художника – всегда приносить себя, свой талант в жертву государству. Этого не избежал даже Станиславский. Творцы остаются в одиночестве в той пустыне, которой является империя. Е.Ш. Для русской культуры характерно понятие «соборность». Не связано ли оно с коллективизмом, насаждаемым империей? Н.Х. «Мы» – это великое чувство. Оно насаждается государством с жесткостью, которой требует масса. Но соборность и коллективизм – понятия разного порядка. Соборность принадлежит к религиозной сфере и характерна для русской ментальности так же, как индивидуальность – для западного мира. В России не произошло Реформации, следовательно, индивидуализм в России не достигает таких гипертрофированных форм. Хотя в Серебряном веке этот вопрос был актуальным. Он обсуждался. Я об этом пишу в книге. Поэтому и открывали заново после романтиков миф. Е.Ш. Спасибо большое, Николай Андреевич! Желаю Вам внимательных читателей, а Вашей книге – самой широкой аудитории. Важнейшие вопросы наших дней, нашей культуры могут быть осмыслены только в контексте исторического развития, а поиски собственной идентичности неизбежно приводят нас к памяти о прошлых поколениях. Все это нашло отражение в этой замечательной книге.
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
Издатель:
№ государственной Журнал индексируется: Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
Шеф-редактор
Руководитель IT-центра
Наш баннер:
Наш e-mail:
НАШИ ПАРТНЁРЫ: |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. © Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2024 |