НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

Интервью с Н.А. Хреновым в связи с выходом его новой книги

Аннотация: интервью с Н.А. Хреновым о его понимании сути империи и особенностей имперской культуры проводит Е.Н. Шапинская

Ключевые слова: империя как тип общественного устройства, культура, культурная типология, культурная изменчивость.



«Россия – эксклюзивная цивилизация, ее основа - нестабильность»
Из интервью с Н.А.Хреновым.


Вышла первая книга серии «Академическая библиотека российской культурологии». Это книга доктора философских наук, профессора Николая Андреевича Хренова «Избранные работы по культурологии». В том вошла монография «Культура и империя». Автор – известный ученый, искусствовед, киновед, культуролог, автор большого количества книг, зам. директора Института искусствознания, профессор ВГИК. По случаю выхода новой книги Николай Андреевич дал интервью Екатерине Шапинской.

Е.Ш. Николай Андреевич, в вашей книге проводится анализ искусства разных эпох российской истории. Чем это помогает в понимании проблем сегодняшнего дня?

Н.Х. Мы чувствуем сегодня неопределенность и нестабильность, в такое время. Россия – эксклюзивная цивилизация. По ней можно наблюдать, что творчество истории – непрекращающийся драматический процесс. Я решил воссоздать картину Серебряного века, когда происходит распад старой империи, затем оттепели, когда начинается распад новой империи. Такие смены имперской власти и свободы не раз проходили в нашей истории. Еще вчера это была империя, хотя никто ее так не называл, и на наших глазах произошло ее крушение. Откуда она взялась? Для понимания этого надо было вернуться в прошлое, во времена крушения старой империи. После этого надо было создавать новые институты, а для этого не было оснований, и мы пришли к той же самой, старой империи.

Так образовалась последовательность: развал империи – глоток свободы – создание новой империи и так далее.

Е.Ш. Как вы думаете, такой же процесс происходит и сегодня?

Н.Х. Несомненно, мы движемся в том же направлении.

Е.Ш. Часто говорят, что расцвет искусства в России совпадает с расцветом империи. Почему это происходит тогда, когда у художника меньше всего свободы?

Н.Х. Известно, что после каждого глотка свободы наступает диктатура. Расцвет искусства и подъем социума не совпадают. Развал государственных структур совпадает с расцветом искусства, о чем писали еще Руссо, Шиллер и Ницше.  В этом смысле оттепель – это Ренессанс, но и начало развала.

Е.Ш. Имперское искусство, хоть оно и ангажировано, и делается "по заказу" часто очень нравится массовой публике. Пример тому – советские фильмы 1940-1950-х гг. Почему это происходит, как Вы думаете? И какова позиция художника, творческой личности, когда она находится в таких условиях?

Н.Х. Это не удивительно – людям в империи комфортно. Эту проблему надо рассматривать всесторонне. Империя производит свой стиль в искусстве − классицизм, который является выражением духа империи. Государство для искусства в этом случае всегда на первом месте. Задача художника – всегда приносить себя, свой талант в жертву государству.

Задача художника – всегда приносить себя, свой талант в жертву государству. Этого не избежал даже Станиславский. Творцы остаются в одиночестве в той пустыне, которой является империя.

Е.Ш. Для русской культуры характерно понятие «соборность». Не связано ли оно с коллективизмом, насаждаемым империей?

Н.Х. «Мы» – это великое чувство. Оно насаждается государством с жесткостью, которой требует масса. Но соборность и коллективизм – понятия разного порядка. Соборность принадлежит к религиозной сфере и характерна для русской ментальности так же, как индивидуальность – для западного мира. В России не произошло Реформации, следовательно, индивидуализм в России не достигает таких гипертрофированных форм. Хотя в Серебряном веке этот вопрос был актуальным. Он обсуждался. Я об этом пишу в книге. Поэтому и открывали заново после романтиков миф.

Е.Ш. Спасибо большое, Николай Андреевич! Желаю Вам внимательных читателей, а Вашей книге – самой широкой аудитории. Важнейшие вопросы наших дней, нашей культуры могут быть осмыслены только в контексте исторического развития, а поиски собственной идентичности неизбежно приводят нас к памяти о прошлых поколениях. Все это нашло отражение в этой замечательной книге.

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG