НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

В.М. Розин

Приобщение детей к современной культуре в семейной (не)школе «Искатели»

Аннотация. В статье рассматривается концепция и опыт работы калининградской (не)школы Павла Шиварева. Перечисляются основные принципы работы практикуемого в ней образования: организация образования вне классно-урочной системы, активное участие семьи ребенка в его образовании, работа детей в разновозрастных группах, установка на индивидуализацию образования. Обсуждается установка родителей (не)школы «Искатели» не отдавать ребенка в обычную школу и полноценно вкладываться в его образование. Анализируются основные теоретические и педагогические положения, на которые опирается семейно-педагогический коллектив (не)школы «Искатели»: переосмысленная на современный лад система Монтессори, средовой подход, установка на индивидуализацию образования, использование современных методологических и психологических средств. Рассматриваются два понимания культуры, в которую (не)школа «Искатели» вводит ребенка: приятое в государстве и разделяемое семейно-педагогическим коллективом (не)школы. В заключение автор поднимает три сложные темы: социальной природы образования, значения субъективного фактора развития, отношения нового образования к традиционному.

Ключевые слова. Образование, обучение, культура, научение, среда, развитие, эволюция, семья, индивидуализация, коллектив.



Что ищут «Искатели?»

Это сообщество, работающее в настоящее время в Калининграде, с полным основанием можно отнести к практикам, разрабатывающим новые формы образования (тьюторское, открытое, семейное, интегративное, экосистемное, смешанное, проектное).

«Искатели» — это не просто семейное образование, это кооперация родителей, и творческий коллектив, постоянно находящийся в поиске новых идей и способов образования, обучения и воспитания.

Отличительными особенностями этой (не)школы является: организация образования вне классно-урочной системы, активное, не формальное участие семьи ребенка в его образовании, работа детей в разновозрастных группах (1-3 класс, 7-9 лет; 4-6 класс, 10-12 лет; 7-9 класс, 13-15 лет), установка на индивидуализацию образования.

Последнее реализуется через практики кураторства и тьюторства, индивидуальные учебные планы и траектории развития, широкие возможности выбора, предоставляемые семьям — участникам проекта.

Одна из главных целей образования — развитие у детей самостоятельности в обучении и жизни и связанных с этим навыков (soft skills и self skills).

Это необычный формат, промежуточный между обучением ребенка в школе и семейным образованием.

Отвечая на вопрос одного из родителей о смысле выбора для своего ребенка такой необычной формы образования, Павел Шиварев, один из главных инициаторов (не)школы, пишет: «По сути все сводится к чему? Вы готовы вкладывать свои силы и время в образование ребенка, или совсем не готовы, или готовы немного. Наш формат средний. Между случаем, когда семья говорит, а мы сами все готовы делать, мы полностью будем учить в семье, мы все понимаем, как это делать, все у нас хорошо, ну и слава Богу, я всячески поддерживаю таких людей.

Альтернативный вариант, когда семья не хочет вообще участвовать в образовании, не хочет вкладываться, причем неважно, вообще не хочу или хочу заплатить и дальше ни о чем не думать. А наш вариант промежуточный, когда, с одной стороны, семья ищет альтернативу школе, но с другой — взять на себя полностью образовательный процесс не готова » [1].

Но на самом деле, конечно, родители-педагоги кооперировались в (не)школу «Искатели», полностью взяв на себя ответственность за образование своих детей. Только образование они понимают иначе, чем обычно принято. Как образно выразился Павел: «Лошадь можно привести к водопою, но заставить ее пить невозможно»; образование здесь понимается как самообразование и саморазвитие детей, процесс в котором задача взрослого в большей степени не учить, а создавать средства и инструменты для такого саморазвития).

Жизнеспособность формата или немного об ответственности и разделении труда

Задержимся на ответе Шиварева о среднем формате. А действительно ли наши родители готовы взять на себя ответственность за образование и воспитание своих детей (не чужих, если родители в силу своей профессии выступают в роли педагогов, а именно своих), плотно участвовать в их воспитании? Этот вопрос ваш покорный слуга однажды задал на собрании родителей в одной из московских школ. Сначала единодушный ответ родителей был такой, а как же иначе, дети у нас на первом месте, мы их изо всех сил естественно воспитываем и образовываем. Но после того как мы обсудили занятость родителей (они работают всю неделю, а субботу и воскресение занимаются хозяйством и отдыхают, образовывать детей им, по сути, некогда), обсудили принимаемую всеми как очевидную установку передать детей школе, чтобы учителя обучали их и прививали им правильное поведение, очень распространенную привычку ссылаться на занятость и усталость или откупаться от детей подарками — после всего этого родители замолчали и на повторный вопрос о месте детей и собственной ответственности за их судьбу ответа не последовало. А ведь в (не)школе «Искатели» это участие родителей в жизни детей носит не декларируемый а практический характер. Родители помогают детям заниматься и отдыхать, знакомиться с новым, ходить на экскурсии, обсуждают вопросы, которые детей волнуют, учатся вместе с детьми и проводят с ними много времени вместе.

Конечно, это не просто и здесь возникает много вопросов. Не получается ли так, что родители детей, посещающих (не)школу (один или оба), не могут работать вне семьи в нормальных организациях, поскольку полностью вкладываются в образование своих детей? Когда еще дети станут полностью самостоятельными и начнут сами учиться и образовываться, и получиться ли это вообще? А как же разделение труда, на котором держится наша цивилизация, не должна ли школа и учителя взять на себя этот огромный труд? А то, что работа образования огромная и тяжелая — очевидно.

Из диалога с одним из родителей (не)школы:

— «За этот год я так вымоталась, это так трудно, я не могу…. Я вижу результат. У нас контакт наладился, ребенок учится хорошо, мы не болели за год …. Но я не могу, я умираю просто, я готова уже куда угодно, хоть в частную школу, хоть во дворе….»

— «Я не знаю, — делится Павел, — что тут сказать. Говорю что-то сбивчиво, много, эмоционально, про то, что ребята, куда угодно, но только НЕ вот в эту школу, потому что тут так вот и так. Ну смотрите: ведь все хорошо же… И ребенку хорошо и формальный результат (пятерки всякие там) есть. Но то, что все хорошо, не уменьшает тревогу, тяжесть ответственности и сомнения в том, что ребенок может учиться сам. И по завершении разговора я не понимаю, чем закончится эта история. Я не знаю, жизнеспособен ли этот наш формат, и у меня нет никакого «щенячьего оптимизма» касательно того какой процент взрослых людей готов брать на себя эту ответственность и нести ее» [2].

Тем не менее, родители и педагоги (не)школы «Искатели» делают этот шаг из обычных традиционных образовательных практик в те практики, которые, как они верят, являются практиками будущего, от безответственного отношения к собственным детям, к ответственному, к настоящей, а не глянцевой любви к ним.

Этот шаг связан с попыткой преодолеть один очень существенный эффект, возникающий в современном образовании и шире – в современной культуре. П. Шиварев пишет о нем так:

«По факту же, школа постоянно и по-крупному и по мелочам отделяет ребенка от родителей, замещает родительский авторитет учительским, родительскую ответственность ответственностью системы, некоторых “должностных лиц”, замещает образование во всем многообразии жизненных ситуаций образованием внутри искусственно созданной коробочки.

И то, что внутри системы постоянно обнаруживается дефицит этой ответственности, неготовность семьи ее нести, лишь укрепляет талантливых и по-настоящему замечательных людей, работающих в школе, продолжать это делать. Самые лучшие и добрые из них спасают детей от бездушия и безответственности родителей.

Самые талантливые наполняют свою коробочку суперпривлекательными штучками, начиная от всяких мультимедиа-прибамбасов и заканчивая бассейнами, ледовыми аренами, огромным количеством кружков/секций и так далее. Коробочка остается коробочкой, что бы вы не положили внутрь».

Для формата (не)школы ключевыми элементами сюжета является то, что:

а) семья не "отдает” туда ребенка, а остается держателем ответственности за его образование до тех пор, пока он сам не начинает ее нести.

б) организуемое сообществом таких семей пространство является ОТКРЫТЫМ и занимается не столько образовыванием ребенка, сколько работой с семьей. Оно аккумулирует РАЗНЫЕ ресурсы семей, позволяя преодолеть дефициты семейного образования (обеспечить насыщенную многоплановую развивающую среду, постоянную разновозрастную детскую группу, практики для родителей, поддерживающие семейное образование, и так далее)…

Семейная (не)школа не может и не должна забирать у семьи эту ответственность. Может только разделить ее, помогая решать возникающие вопросы... наш формат, формат семейной (не)школы «Искатели», и мы будем делать его, пока есть силы» [3].

А относительно разделения труда надо думать. Конечно сейчас семейное образование и такие проекты, как семейная (не)школа, недоступны для всех. Пока, действительно, традиционная школа обеспечивает возможность родителям трудиться, а школе образовывать детей со всеми вытекающими из этого позитивными и негативными последствиями. Но ведь в настоящее время, особенно с пришествием Интернета и процессами цифровизации, а также формированием новых форм социальности и занятости организация и разделение труда сильно меняются. Может быть, скоро родители смогут и работать и не передавать своих детей в школьную коробочку. По-крайней мере, считает Шиварев, уже сейчас этот формат возможен для тех:

 - чья профессия связана с педагогикой, психологией иными «помогающими» профессиями,

- у кого свободный график (фриланс, самозанятость, собственный бизнес, люди «творческих профессий»),

- кто имеет нерезидентный доход или может себе позволить сделать так, чтобы один из родителей в семье не работал.

А каковы основания у всего этого?

Посмотрим теперь на теоретические предпосылки семейного образования в варианте (не)школы «Искатели».

Павел указывает на них — это педагогическая система Монтессори, в которой были заявлены принципы индивидуального самостоятельного развития и научения детей, организации разновозрастных групп, образовательной среды, педагогического действия как помощи и создания условий для развития [4]. Все эти принципы взаимосвязаны. Однако, на мой взгляд, Павел с коллегами понимают эти принципы больше на современный лад и расширительно. Например, создание среды, обеспечивающей активность и саморазвитие ребенка, не сводится просто к созданию среды предметно-семиотической (организации предметных пособий и семиотического материала по зонам практических навыков, сенсорного восприятия, математической зоны, языковых навыков, космической зоны).

В практиках (не)школы используются и другие известные современной педагогике средства, инициирующие активность детей, помогающих ее реализовать (ментальные карты, таблицы, схемы, интернет-ресурсы и учебные фильмы, дидактические игры, образовательные путешествия и встречи с людьми, которые «сделали себя сами», тренинги по развитию soft и self skills и многое другое ). Да и сенситивных периодов развития, по Монтессори, в (не)школе «Искатели» не очень-то придерживаются.

Здесь читатель естественно может задать два важных для себя вопроса, да они в разной форме задаются часто Павлу Шивареву: как в (не)школе происходит обучение и научение, если нет привычных всем уроков, а также в каком направлении развивается и эволюционирует ребенок, если ведет себя он сам, а не учитель?

Ответ будет не совсем обычный и, возможно, не сразу понятный — ведет среда¸ которую, правда, создает педагогический коллектив родителей (в данном случае в нем действительно много педагогов).

Среда (не)школы «Искатели» состоит из трех основных сред: «антропологической» (семья, педагоги, детское общество события, организуемые в этой среде и ситуации в ней возникающие (или создаваемые), «предметно-семиотической» (например, дидактические пособия а’ля Монтессори, Фребель [5] или Френе, дидактические игры и пособия) и чисто «семиотической» (тексты, фильмы, рассказы, вопросы и ответы, правила и навигационные инструменты и пр.).

Предметно-семиотическая и семиотические среды предъявляются на занятиях (уроков нет, но есть занятия, там; где они проходят, выставлены необходимые для очередного шага развития детей тексты, пособия, игры, видео, фильмы и т.д.).

Возможно, стоит еще ввести четвертую среду — «внешнюю» (событийную) (экскурсии по городу или на природу, посещение театров, музеев, клубов, встречи с интересными людьми и пр.), ведь ее тоже определяет семейно-педагогический коллектив вместе с детьми, хотя, возможно, она – часть антропологической среды.

Каждая среда не случайна, она структурируется на основе определенных идей и соображений, нередко, настоящих концепций и сценариев [6].

Обязательны два момента:

- среда должна погружать ребенка в проблемную ситуацию, требующую разрешения (Павел особенно обращает внимание на этот момент — нет проблем и затруднений, не инициируется и активность ребенка),

- среда должна подсказывать, причем часто в нескольких вариантах, направление решения проблемной ситуации. В каком-то смысле — провоцировать на ее решение.

Но выбрать и выйти на решение принципиально должен сам ребенок. Также, впрочем, как сам, по возможности, уяснить, какую задачу он должен решать, что в ближайшее время делать. «Поэтому, — говорил П. Шиварев, — в нашем пространстве мы много делаем, чтобы ребенок САМ решал, что, когда и как он изучает. САМ брал задачи» [7].

Если задуматься о вариативности, то она, на мой взгляд, достигается за счет подсказок и помощи из разных сред (родители предлагают одно, тьютор — другое, товарищи по группе третье, пособие показывает на четвертое). Здесь хочешь не хочешь, а будешь искать собственное решение.

Проблемная ситуация (собственно проблемы или задачи), как я показываю, разрешается в четыре такта: сначала кристаллизуется (осознается и переживается) сама ситуация, затем следует реакция на нее организма (бессознательная фаза), потом идет сознательная работа (пробы, выбор, действия и деятельность, ошибки, возвращение, рефлексия, коррекция исходного направления, своего рода озарение — «ага», решение найдено), последний такт — оформление в сознании и для других найденного решения. В семиотическом плане и коммуникации необходимое условие этой работы — изобретение схем, вопрошание (вопросы к себе или другим), обращение за помощью, обсуждение с другими и прочее [8].

Схематически это выглядит следующим образом:

Проблемная ситуация
 ↓
 реакция организма → СХЕМЫ (вопрошание, обсуждение и пр.)
 ↓
 трансформация понимания (реальности)
 ↓
 разрешение проблемы (задачи)
 ↓
осознание решения

Таков акт (такты) научения. Большую роль в его конституировании играет антропологическая среда. Ребенок видит заинтересованность в его жизни и разрешении конкретных проблем родителей, педагогов, детей (друзей) по группе, они как бы заражают его, он попадает в напряженное поле смыслов и установок, которые мощно влекут его, заставляя активно действовать, осознавать, искать в определенном направлении.

Если ребенок идет в нужном направлении и находит решение, антропологическая среда как бы поощряет его в форме одобрения, поддержки, благожелательного отклика. Если не идет или идет не туда, антропологическая среда тоже реагирует, корректируя его движение.

О смыслах, личности и власти.
Теперь, куда все это идет в плане развития личности?

Думаю, можно указать на две относительно независимые линии. Первая, возможно, не самая главная по значению, но весьма важная в процессе социализации, — это подготовка по предметам «школьной программы» и сдача экзаменов, которые требуются от обычного учащегося общеобразовательной школы. «Мы, — пишет Павел, — сами не аттестуем… Аттестует партнерская государственная аккредитованная школа, график согласовываем с родителями совместно в августе… Сдаем не формально…Сдаем в течение года раз в год все предметы, входящие в стандарт» [9]. Уже в этой линии дети подключаются к культуре, но пока, так сказать, официальной.

Вторая линия — приобщение детей к культуре, как ее понимает семейно-педагогическое сообщество (коллектив родителей и педагогов). Ясно, что это понимание может сильно отличаться от официального: и в подборе образовательного материала, а также его истолкования, например, истории отечества, и во встречах с интересными людьми, и в прививаемых детям принципах и ценностях.

Например, хотя в настоящее время в стране культивируется поиск врагов, грубость, снижение культуры, официальный махровый псевдопатриотизм, изоляционизм по отношению к развитым странам, в (не)школе «Искатели» детям транслируют прямо противоположные установки и ценности.

К этой же линии относятся содержания и принципы, которые можно отнести к образованию будущего, опять же, как его понимает семейно-педагогическое сообщество. Поскольку в настоящее время будущее характеризуется как сложное и неопределенное, и нам адресуются его многочисленные и нередко противоположные версии [10], постольку родители и педагоги (не)школы берут на себя это будущее репрезентировать, т.е. считают себя его представителями.

Так они культивируют в общении с детьми горизонтальные и взаимоуважительные отношения, способствуют самым современным формам развития мышления и личности (приобщая детей к рефлексии и психологическим практикам), погружают детей в атмосферу будущего.

Теперь хотел не то чтобы поспорить с П. Шиваревым, думаю, мы твердые единомышленники, но порассуждать, дополнив, предложив некоторые варианты. Интересен его рассказ о начале проекта. «Первые ласточки, — вспоминает он, — которые все-таки “пробили ведро на моей голове” (ненамеренно конечно!!!) были наши девочки-активистки, яркие интересные, позитивные, настоящие лидеры, в которых и вложено было много и прожито тоже…

Как-то на одном из круглых столов, посвященных проблеме насилия в школе, одна из них спокойно так сказала: “чего вы так переживаете, человек, а особенно ребенок нуждается в насилии”… Тогда я, наверное, впервые всерьез задумался о том, что что-то мы не то делаем.

Прошло еще лет пять, и мой ребенок сказал: “А я в школу не пойду”... С этого моего самоопределения и начинается история моего участия в проекте Семейная (не)школа “Искатели”, который мы делаем в Калининграде последние несколько лет» [11]. Дальше Павел задается вопросом, а «что делает школу школой?» Он перебрал несколько вариантов ответа и остановился на следующем: «Может быть дело в том, что любая школа основана на власти и воспроизводит отношения власти и подчинения? Просто массовая школа воспроизводит власть авторитарную, а та же альтернативная Sudbury Valley School – власть демократическую? Думаю, это так. Это может казаться неочевидным, но есть много довольно простых и понятных историй иллюстрирующих этот момент…

Веду обществознание в 8-м классе, говорим о свободе. Торжественно, возвышенно… Дети рассуждают про свободу, про то, как это важно… Резко командую “Встать!” Секундная заминка… Повторяю чуть тише, но настойчивей: “Встать, я сказал!”. Класс встает… Сидеть остается один — балбес и хулиган над которым время от времени на уроках летала моя тряпка. “Знаем мы ваши приколы”, — говорит он и продолжает сидеть. В этот момент я почти готов обнять его. “Садитесь…”, — говорю тихо и почти обреченно. “Мы же про свободу”… Рефлексировать нет сил. Благодарю двоечника и как-то по-тихому сворачиваю урок…

Таки-да – школа воспроизводит отношения власти/подчинения. Но, несмотря на это, остается вопрос: может ли любое сообщество, любая организованность как-то дистанцироваться от этого момента? Думаю, едва ли. Думаю, что любая организованность в какой-то мере и в той или иной стилистике воспроизводит отношения власти, и это опять же не определяет школу.

Тогда что? При всей запутанности этой истории есть достаточно простой ответ на этот вопрос. Суть школы в том, что это место, куда вы ОТДАЕТЕ ребенка для того, чтобы ТАМ он получил образование (что бы это для вас ни значило). Здесь ключевое не образование, а ОТДАЕТЕ и ТАМ. Т.е. школа — это такая коробочка более или менее прозрачная, в которую ребенок входит одним, а выходит из которой другим, в которой он “образуется”. Иногда это совсем “черный ящик”, иногда нет, иногда просто “камера хранения”, но это всегда место, куда отдают, и место, где образование происходит в своего рода “коробочке”» [12].

В целом я согласен, но хочу уточнить. Что собой представляет власть в школе? Она ведь не прямая, как на производстве или в государстве, а опосредованная — семьей. Кстати, и в (не)школе «Искатели» семья — посредник между педагогами и детьми. Это раз.

Затем, это власть семиотическая и коммуникации: педагог внушает учащемуся что-то определенное, а последний вынужден актуально воссоздавать это нечто. В (не)школе, конечно, внушение опосредованное (через среду), но оно все же есть. Это два.

Очень интересно, каким образом соотносятся между собой эти два типа власти? Павел подчеркивает, что в (не)школе действует принцип индивидуализации, создаются условия для развития личности, разных траекторий ее эволюции. Но спрашивается, эта эволюция произвольная и пластичная, определяется только средой?

Вот, например, точка зрения К. Юнга. «Тогда же, — пишет он, — между 1918 и 1920 годами, я начал понимать, что цель психического развития — самодостаточность. Не существует линейной эволюции, есть некая замкнутая самость. Однозначное развитие возможно лишь вначале, затем со всей очевидностью проступает центр» [13]. А через страницу, анализируя поразивший его сон, Юнг добавляет: «С этим сновидением у меня было связано ощущение некой окончательности, завершенности… Этот сон объяснил мне, что самодостаточность, самость — архетипический смысл и принцип определения себя в мире» [14].

Не получается ли тогда, что эволюция ребенка в (не)школе «Искатели» идет под влиянием двух основных факторов — среды, которую создает семейно-педагогический коллектив, а также старта и внутренней самоорганизации психики ребенка (самости, по Юнгу), которые свои у каждого?

Еще один существенный вопрос: (не)школа и обычная школа прямые антиподы, или все же можно говорить о социальном компромиссе (например, ученики осваивают гос. стандарт и аттестуются)?

Каким образом выпускник (не)школы должен относиться к российской действительности со всеми ее странностями и вывертами? Конечно, если уж мы говорим о личности, то, как относиться, — это тоже самоопределение каждого.

Но важно при этом удерживать и логику нового образования. Не должны ли молодые люди, вышедшие из новых типов школы — (не)школы, стараться жить сразу в двух пространствах-реальностях: российской жизни, посильно решая ее проблемы, и жизни вне России, решая мировые проблемы, живя мировыми событиями? Возможно, эта дилемма (жизнь в России и нормальная жизнь как таковая) имеет и другие решения. Будем, как говорит Алексей Венедиктов, наблюдать.

Вместо заключения или продолженный диалог

В наше время кризиса общения и коммуникаций автор, как правило, бывает счастлив, получив отклик от читателя, тем более от того, кого он анализировал в своем исследовании. Мне в этом плане повезло получить реакцию на изложенные здесь мысли от самого Павла Шиварева (я послал ему первый вариант текста, чтобы уточнить, все ли я правильно рассказал о (не)школе). Но Павел не только подтвердил факты, но и поделился своими впечатлениям, которыми я в свою очередь с радостью делюсь с читателями.

«1. Думаю, да, – пишет Павел, – (не)школа точно также, как и школа, воспроизводит отношения власти и не только завуалировано, но и явно. И да, согласен, это власть, опосредованная семьей, хотя некоторые вещи (например, учебная дисциплина, нормы коммуникации…) взрослые, работающие с детьми, держат непосредственно. Если я правильно понимаю бинарное отношение — «опосредованное/непосредственное», некоторые вещи держатся правилами.

У нас есть интересная (на мой взгляд) процедура принятия правил в средней возрастной группе (5-9 класс). В утверждении правил принимают участие и взрослые и дети. Выглядит она так:

На первом шаге каждый пишет в течение 5 минут, какие правила (нормы) он хотел бы ввести (пишут и взрослые и дети). На втором шаге эти списки обсуждаются, так чтобы все имели возможность высказаться. На третьем шаге все участники могут задавать к этому списку или любому правилу любые вопросы, а тот, кто предлагал это правило, отвечает на них. Строго говоря, вопросы задаются в основном на понимание и уточнение. Тут же я различаю для участников разницу запретительного (можно все, кроме того, что запрещено) и разрешительного (можно только то, что разрешено, остальное нельзя). Например, если кто-то видит, к каким НЕГАТИВНЫМ последствиям может привести введение определенного правила, вы можете про это сказать. Если автор или кто-то из других участников не может показать, как изменить (дополнить) правило, чтобы последствия не наступали, правило не принимается. Если никто не может назвать таких последствий – правило принимается. Для новой группы (новых участников) в начале учебного года процедура начинается с ознакомления с существующими правилами и задачи: какие правила из этих надо скорректировать, какие принять дополнительно.

2. Про принцип индивидуализации. Я не уверен, что он у нас в полной мере реализуется. Да у нас много что можно выбирать и двигаться по достаточно индивидуализированной траектории. В этом смысле индивидуальное (или уж, по крайней мере — индивидуализированное) развитие ребенка происходит у нас под влияние двух описанных вами факторов — среды, создаваемой сообществом, и особенностей самого ребенка, и (я бы дополнил) — той семейной культуры в который он взращивается.

Но есть еще и третий фактор — внешние ограничения, не сводимые к личности ребенка или работающих в (не)школе взрослых. Некоторые ограничения накладывает наше самоопределение — дети получают аттестат, а поскольку мы выбираем — не покупать оценки (дети осваивают ФГОС) и поэтому так или иначе все ВЫНУЖДЕНЫ сдавать экзамены, а значит и изучить те темы, которые есть во ФГОС — в этом смысле то, что мы делаем, наверное, ближе к индивидуальному подходу, чем к индивидуализации.

Некоторые ограничения диктует логика движения группы (часть учебных форматов — групповые). У группы есть расписание, и если в этот день и в это время в этом расписании стоит, например, психологический тренинг, то на него нельзя не прийти.

Некоторые ограничения накладывает сам социум (та внешняя атмосфера и большая политика, о которой вы писали), но в том числе и геополитическое положение Калининграда. Например, нам свозить детей в Польшу или Германию проще и быстрее по времени, чем в Москву или Питер (естественно, до коронавируса и закрытия границ). Кроме того, Калининград — это город в городе: немецкий город Кенигсберг, внутри которого возник город советский; и это двоемирие Кенигсберг/Калининград задает особенности восприятия. Например, у нас о поездке в Москву говорят «поехать в Россию».

3. Являются ли школа и (не)школа антиподами? С одной стороны, само по себе придуманное нами название (не)школа вроде как указывает на это. (Кстати это общий вид для целого ряда педагогических организованностей. В стране есть несколько десятков семейных школ-нешкол, находящихся на разных этапах развития, и название подчеркивает другую институциональность).

С другой стороны, это просто особенность моего самоопределения. За 25 лет работы в системе образования я участвовал в нескольких крупных проектах по обучению учителей и руководителей системы образования. Я для себя понял, что в системе я точно поменять ничего не могу, остается двигаться за рамками системы, строя какой-то свой процесс.
С третьей стороны, в метафоре Толкина (идея Володи Погодина, Новая школа) мы просто Шир-хоббиты на пространстве Средиземья. А школы — это Гондор, Рохан и прочие земли, кроме Шира, но враг у нас один — и он в Мордоре, а кольцо надо отнести туда, и кольцо это находится у хоббитов. Кроме них вроде как никто не отнесет, но самим им тоже не справиться. Поэтому, это не то чтобы компромисс или противопоставление, тут скорее важно понять, что за кольцо мы несем и чем мы со школами можем быть друг другу полезны».
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Шиварев П. Как устроена семейная (не)школа «Искатели» в 2020-21 году https://www.youtube.com/watch?v=9V8jOWq4L84&feature=youtu.be
[2] Шиварев П. Образование в коробочке, или что делает школу школой и почему у нас семейная (не)школа? Май 2018. https://www.facebook.com/pavel.shivarev/posts/1230757333725131
[3] Там же.
[4] Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. M.: Сотрудник школ, 1915. 375 c.; Монтессори М. Дети — другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сомнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.
[5] Фребель Ф. Воспитание человека. Избранные сочинения. Т. 1. М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. 359 с.; Фребель Ф. Детский сад. Избр. соч. Т. 2. М., 1913. 581 с.
[6] Розин В.М. Философия образования. Этюды-исследования. Москва-Воронеж: МПСИ, 2007. 576 c.; Розин В.М. Образование в эпоху Интернета и индивидуализации (побудка-самоопределение в помощь тьютору). М.: Новый хронограф, 2020. 200 c.
[7] Шиварев П. Пять болезней современного образования или грустная история о том, почему любая альтернативная школа, где сохранена классно-урочная система, не лучше массовой школы. Июнь 2017 года https://www.facebook.com/pavel.shivarev/posts/1013158025485064
[8] Розин В.М. Введение в схемологию: схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 256 с.
[9] Шиварев П. Как устроена семейная (не)школа «Искатели» в 2020-21 году.
[10] Розин В.М. Философия образования. Этюды-исследования; Розин В.М. Образование в эпоху Интернета и индивидуализации (побудка-самоопределение в помощь тьютору).
[11] Шиварев П. Образование в коробочке, или что делает школу школой и почему у нас семейная (не)школа?
[12] Там же.
[13] Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994. С. 198.
[14] Там же. С. 200.

© Розин В.М., 2022

Статья поступила в редакцию 16 мая 2021 г.

Розин Вадим Маркович,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Института философии РАН
e-mail: rozinvm@gmail.com

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG