Гипотезы:
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии:
В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)
А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)
Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)
В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства
В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика:
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры
М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение
Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей
Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
Анонс следующего номера
|
Костина А.В. Избранные работы по теории культуры – М.: Издательство «Согласие», 2014.
В книге осмысливаются те новые формы актуальной культуры, которые формируют современное социокультурное пространство и становятся основой формирования картины мира и ценностных представлений современного человека. Особый интерес представляет теоретическое осмысление различных концептуальных подходов к проблемам культуры, в центре которых находятся такие феномены, как праздник, ритуал, зрелище, а также такие категории культурфилософского анализа, как идеал и архетип.
Книга предназначена как для специалистов в области культуры, так и для широкого круга читателей.
Содержание
ОЧЕРКИ СОЦИАЛЬНОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ: ТЕОРИЯ И ПРАГМАТИКА
Введение
Раздел I. Теоретические проблемы культурологии
Глава 1. Структурно-типологический подход как основа осмысления современной культуры: от типа функционирования к типу общества, от типа носителя к типу личности
1.1. Субкультуры как единицы структуризации
1.2. Формы духовного производства как основа классификации
1.3. Структурные элементы культуры в рамках морфологического подхода
1.4. Тип культуры как атрибут общества определенного типа
1.5. Типологические концепции в рамках системного подхода
1.6. Способ кодирования информации как основа типологии
1.7. Дихотомия массового и элитарного у западных исследователей
1.8. Популярная культура как новый тип культуры
Глава 2. Традиционная, элитарная, массовая культуры: к проблеме определения понятий
2.1. Трактовка понятия «традиционная культура» в границах наук о культуре: специфика подходов
2.2. Исследовательские подходы к проблеме массовой культуры
2.3. «Элитарная культура» как понятие: особенности трактовки
Глава 3. Традиционная, элитарная, массовая культуры в процессах культурогенеза
3.1. Традиционная культура: синкретизм как основополагающее качество
3.2. Элитарная культура: специализация как условие развития
3.3. Инновация и традиция как фактор развития и стабилизации социокультурных систем
3.4. Массовая культура как механизм социальной стабилизации
Глава 4. Идея прогресса в концепциях исторического развития: от технологии к культуре, от культуры к технологии
4.1. Идея прогресса в классической и постклассической философии: концепции
4.2. Отказ от идеи прогресса в постклассической философии: типологические концепции
4.3. Универсалистская трактовка истории: от индустриальных и постиндустриальных концепций к концепциям глобализации
Глава 5. Языковые системы как основание до-письменной и экранной культуры: от развития информации к развитию культуры
5.1. Информационный детерминизм в концепциях развития общества: средства коммуникации как атрибут определенной социальной системы
5.2. Культурный детерминизм в концепциях развития общества: каналов коммуникации и потребности социальной системы
5.3. Письменная и до-письменная культуры: ориентация на знаковую и символическую фиксацию текста
5.4. Экранная культура: между знаком и символом
Глава 6. Проблема субъекта истории как социально-исторического субъекта практической деятельности: от коллективной личности к индивидуализированной личности и деперсонализированному индивиду
6.1. Традиция научного исследования субъекта истории
6.2. Субъект традиционной и массовой культуры в исследованиях классической и постклассической традиции
6.3. Коллективная личность и деперсонализированный индивид: характеристики
Раздел II. Постмодернизм как методология познания современной культуры
Глава 7. Принцип траты – принцип эквивалентности – принцип знаковой стоимости: Проблема Дара в философии постмодернизма
7.1. Принцип траты как основа экономики традиционных обществ
7.2. Знаковая стоимость как основа постклассической экономики
7.3. Дар как условие экзистенциального постижения времени
Глава 8. Телесность как ведущая категория постмодернистского дискурса: к проблеме онтологии повседневности
8.1. Культурная опосредованность соматических представлений: от архаики до постмодерна
8.2. Постклассическая философия: открытие дискурса телесности
8.3. Массовая культура как «культура признания»: ток-шоу до политических практик
Глава 9. Проблема власти-знания М. Фуко: гендерный аспект
9.1. Сексуальность как особый исторический опыт
9.2. Любовь как экономическая категория
9.3. «Власть-знание»: власть языка и источник нарративных практик
9.4. «Евгенические предписания» в контексте власти: от «крови» к «телесности»
Раздел III. Советская культура 20-30-х годов: противоречия как основа развития
Глава 10. Субъект советской культуры 20-х годов: социальная активность как художественное творчество
10.1. Субъект культуры 20-х годов как созидатель социального пространства: крестьянство
10.2. Субъект культуры 20-х годов как созидатель социального пространства: пролетариат
10.3. Личность как субъект художественного творчества 20-х годов: авангард и массовые действа
10.4. Художественная культура 20-х годов: движение как социальная ценность и эстетическая категория
Глава 11. Советская эпоха 1930-х годов: социальная аномия как основа тоталитарной культуры
11.1. Культура автократического типа: иерархичность, тотализация, канонизация
11.2. Тоталитарная культура: объективация субъекта
11.3. Искусство 1930-х годов: в элитарных формах массовое содержание
11.4. Нормативность как основная черта искусства 1930-х годов
Глава 12. Фольклор как средство формирования социокультурной реальности: к проблеме типического в искусстве и жизни
12.1. Канонизация традиционного искусства: поворот к «реализму» и «исторической правде»
12.2. Советский фольклор 30-х годов: вместо аутентичности практика активного редактирования
12.3. Советский фольклор: место в жанровой иерархии
Раздел IV. Современные концепции культуры: опыт научной рефлексии
Глава 13. Зрелище как актуальная культурная форма эпохи перехода: концепция культуры Н.А. Хренова
13.1. Актуализация зрелища в лиминальных ситуациях
13.2. Виртуализация зрелища в современной культуре
13.3. Зрелище и ритуал: общее и особенное
13.4. Коммуникативная природа зрелища: от «стадного инстинкта» к интеллектуальному общению
Глава 14. Архетип versus идеал: опыт осмысления динамики культуры
14.1. Закон самоорганизации культуры: отражение регулятивно-организующей функции архетипов
14.2. «Архетип», «идея», «эйдос», «идеал»: реконструкция категорий А.Ф. Лосевым
14.3. Мироупорядочивающая функция архетипических кодов: от модификации к циркуляции
Глава 15. Праздник как преодоление противоречия между природой и культурой: концепция А.И. Мазаева
15.1. «Ритуал» vs «свободное время»: обрядовая и трудовая концепции праздника
15.2. Особенности праздничной культуры: от М. Бахтина до Й. Хейзинги
15.3. «Праздник» vs «зрелище»: соотношение сакрального и профанного
Глава 16. Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания
16.1. Субъективизация культуры как основание субъективизации гуманитарного знания
16.2. Полнота, непротиворечивость, ценностная направленность как принципы формирования тезауруса
16.3. Понимание: от процесса раскрытия смысла к способности воспринимать текст культуры
16.4. Пирамида тезауруса: «уровни» – «вечные образы» – «мембраны»
16.5. Генерализация и индивидуализация в гуманитарном знании: от историко-теоретического подхода – к тезаурусному
Раздел V. Культура в условиях глобализации и информатизации: противоречия и перспективы развития
Глава 17. Особенности развития культуры в информационном обществе: революционные и эволюционные тенденции
17.1. Знание и информация как основа постиндустриальной экономики
17.2. Ориентация на индивидуальные потребности: тенденция или культурная доминанта?
17.3. Персонализация или массовизация? Дилеммы современного развития
Глава 18. Информационное общество и традиционная культура: Pro & Contra
18.1. Обращение к традиции как парадокс развития информационного общества
18.2. Факторы, способствующие активизации потенциала традиционной культуры
18.3. Трактовка традиции в отечественной и западной науке: специфика подходов
Глава 19. Глобализация и этнокультурный ренессанс начала XXI века: «Реквием по этносу» или «Виват, этнос!»?
19.1. Современный этнокультурный ренессанс и его особенности
19.2. Традиционность и консерватизм как доминанты этнической культуры
19.3. Национальная культура как воплощение принципов модерна
19.4. Тенденции, свидетельствующие о падении статуса национальной культуры
Глава 20. Этнос – нация – масса: доминирующие стратегии идентификации
20.1. Этническая идентичность: родовые характеристики идентичности. Специфика трактовки в рамках мультикультуралистской парадигмы
20.2. Национальная культура: гражданство как основа идентификации
20.3. Потребление как основа идентификации в массовом обществе
Глава 21. Принципы диалога как основание национальной культуры
21.1. Диалог как особая форма взаимодействия: к определению понятия
21.2. Национальная и этническая культура в ситуации диалога: пределы и возможности
21.3. Толерантность и понимание как основа и условие диалога
Глава 22. Традиционная культура в законодательных и нормативных актах: международный опыт и российская специфика
22.1. Аутентичность в мире высоких технологий: возможно ли это?
22.2. Субъект традиционной культуры как субъект авторского права
22.3. Народная культура как коммерческое предприятие
Раздел VI. Актуальные формы современной культуры: особенности, противоречия, суждения
Глава 23. От масскульта и «революции потребления» к индивидуалистическому нарциссизму: жизненные стратегии поколений «шестидесятых» и «2000-х»
23.1. «Революция потребления» и революция «новых левых» как социальные движения
23.2. Ситуация завершения «проекта модерна» и идеология «поколения 60-х»
23.3. Поколение 2000-х: от воинствующего индивидуализма 60-х к индивидуализму нарциссического типа
Глава 24. «Ценность» vs «польза»: Реклама как фактор формирования аксиологического пространства современного общества
24.1. Исследование аксиологической проблематики в США
24.2. Понимание категории ценности в границах позитивизма: от аксиологии к праксеологии
24.3. Либеральные ценности как универсальные ценности: за и против
24.4. Реклама как способ «продвижения ценностей»
Глава 25. Массовая культура и культура народная: от практик сосуществования к практикам осмысления
25.1. Массовая и народная культура: научный дискурс как идеологический дискурс
25.2. Народ – масса: разные стратегии самоосуществления – разные ценностные коннотации
25.3. Традиция исследования народного искусства: от «фольклора» до «фейклора»
Глава 26. Массовая культура и мифология: от линейности к цикличности, от цикличности к линейности
26.1. Универсальность картины мира массовой культуры основание ее актуализации в современном обществе
26.2. Цикличность времени массовой культуры как ее архаическая основа
26.3. Особенности времени массовой культуры и мифа: дискретность, локальность
Раздел VII. Генезис представлений о массовой культуре в отечественной и зарубежной традиции
Глава 27. Проблема массового и элитарного в классической философии
27.1. Осмысление культурных трансформаций рубежа XIX-XX веков в классической философии
27.2. Проблема массовизации в отечественной науке
27.3. Концепции постиндустриального общества: конвергенция массового и элитарного
Глава 28. Постмодернистская концепция культуры: снятие проблемы элитарного и массового
28.1. Концепция культуры Умберто Эко: искусство как конвенциональная система
28.2. Дискурс телесности в философии М. Фуко и Ж. Бодрийара
Библиография
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»
Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры
№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013
Журнал индексируется:
Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
А.Я. Флиер
Шеф-редактор
Т.В. Глазкова
Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов
Наш баннер:
Наш e-mail:
cultschool@gmail.com
НАШИ ПАРТНЁРЫ:
|