НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

 

Гипотезы:

К 100-ЛЕТИЮ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В.И. Грачев. Великая Русская Революция или «Великий Переворот»? (ценности и традиции культуры в постреволюционном хронотопе)

С.М. Витяев. Меньшинства Российской империи между религиозностью и революционностью



Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.Я. Флиер. Культурная политика и идеология

Н.А. Хренов. Судьба «русской идеи» в ХХ веке: А.И. Солженицын (окончание)

Н.А. Хренов. Художественная культура как предмет культурологического исследования: теория и история (начало)

В.М. Розин. Изучение культуры Древнего мира. Статья третья.  Дорожная карта становления античной культуры и социальности (период полисов до образования империй)



Аналитика:

ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОСТИ (рубрика Е.Н. Шапинской)

Е.Н. Шапинская. Женщина в культуре: гендер и этничность. Часть третья

Е.Н. Шапинская. Футбол как феномен современной массовой культуры: постскриптум к Мундиалю-2018

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Н.А. Хренов. Синтез искусств как синтез культур: В. Кандинский и С. Эйзенштейн (начало)

А.Я. Флиер. Что же все-таки изучает культурология?

В.Г. Голованова. Культурология – другие горизонты

М.И. Козьякова. Повседневность: «terra incognita» или «возвращение домой»?

НОВЫЕ КНИГИ

И.В. Малыгина. Идентичность в философской, социальной и культурной антропологии

Т.С. Злотникова. Философия творческой личности
 


Анонс следующего номера

 

 

В.Г. Голованова

Культурология – другие горизонты

Аннотация. Статья предлагает расширить поле Культурологии. Одно направление – культурологическое странноведение, то есть сравнительный анализ особенностей культурных кодов новых регионов. Второе – иное осмысление артефактов.
Рассмотрено своеобразие культурной модели Исландии.

Ключевые слова. Странноведение, культурный код, латентный смысл, самобытность, сложная система, синергетика, нарушение принципа суперпозиции, менталитет, самосозадание.
 

Новые горизонты открываются тогда, когда человек позволяет себе мыслить «об известном, но по-другому; не о том, о чем раньше; о другом по-другому» [1]. Такая установка свойственна и журналу «Культура культуры». «Первоочередной задачей журнала является стимулирование новых интерпретаций феноменов социальной реальности» [2]. Еще десять лет назад XXII Всемирный философский конгресс (Сеул, 2008) обозначил такую же ориентацию, выбрав своим девизом слова «Переосмысливая философию сегодня».

Размышлять «об известном, но по-другому» можно, обнаружив в тексте скрытый смысл или «вчитать» в него новый. Известно, что Леонардо да Винчи в рисунке «Витрувианский человек» показал свое представление о гармоническом человеке. Но в этой графике можно увидеть и другой знак: гармонию прекрасного тела и открытого интеллекта. Человек словно преодолевает сжатие своей свободы как жесткими рамками идеологий (в виде линий квадрата), так и плавно обволакивающими традициями (окружности).

Можно, например, задуматься над вопросом, почему Н.В.Гоголь дал герою «Шинели» такое странное имя – Акакий Акакиевич. Литературоведы нашли перевод имени: «беззлобный». Персонаж, действительно, «умел быть довольным своим жребием» [3]. Но если связать это имя с артефактом византийской культуры, с которой русская взаимодействовала, то откроется другой смысл. Византийские императоры держали в руках два знаковых предмета: державу, символизировавшую земную власть, и акакий – мешочек с прахом, который напоминал о бренности всего существующего [4].

Н.В.Гоголь в имени своего героя дважды помянул тот самый акакий – мешочек с прахом. И в конце убил его, словно «отряхнул его прах».

Фраза «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”», приписываемая то Ф.М.Достоевскому, то В.Г.Белинскому, то французскому критику Э. дэ Вогюэ (1848-1910) [5], традиционно понимается как характеристика гуманистических традиций классической русской литературы. Но в контексте с именем героя может раздвинуть горизонт размышления: литература переросла тему «маленького человека».

Прием «не о том, о чем раньше» дает возможность расширить географию культурных регионов. В учебнике, написанном по стандарту третьего поколения [6] , есть обращение к культурам Японии, США, Африки и арабского востока. Но чтобы не получилась «культурология без берегов», следует придерживаться философского страННоведения, то есть выявлять особенности культур как диалектики общего и единичного. Термин «остраннение» (с двумя «н») в 1916 г. ввел поэт В.Шкловский для обозначения особого восприятия предмета, будто впервые увиденного [7] .

У каждого народа «своя грамматика жизни». На примере культурной модели Исландии обнаруживается «несходство сходного».

«О другом по-другому»

Чтобы расширить исследовательское поле, предлагается обновить «жанры культурологических текстов» [8]. Каждый жанр имеет свой язык. Представители точных наук считают, что учебное пособие должно быть не только читабельным, но и увлекательным. Сравнивают, например, учебники по физике: Один написан Л. Ландау в соавторстве с Е.Лифшицем, второй - американским ученым Р.Фейнманом. Первый определяют, как «полное издевательство над читателем», второй «написан по-человечески», потому что «американский ученый должен быть публичны» [9] Чтобы раскрыть самобытность культуры, ее следует сделать наглядной. И. Кант в Кенигбергском университете читал лекции по географии именно так. Это придавало такую убедительность, что студентам казалось, будто профессор посетил все эти страны... Лекция была не только элементом образования, она воспитывала исследовательский вкус, культуру общения.

Еще в середине прошлого века ученые признавались: «мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов… При отсутствии таких знаний, одна страна не понимает другую»[10].

В современном глобализирующемся мире возрастает интерес к кросскультурному анализу. Российское издательство АСТ выпускает книги серии «Культурный шок!». Датский концерн «Эгмонт» опубликовал более двадцати книг из серии «Странные иностранцы», лондонский Oval Books – более тридцати. Они расцениваются как пособия для уяснения межкультурных различий. Даже психоаналитики и маркетологи включились в поиск культурных кодов, которые помогают понять, «как мы живем, что покупаем и почему» [11]. Философов заинтересовала синергетическая концепция культуры и систематизация локального культурного своеобразия [12].

Расширяя горизонт Культурологии, обратим внимание на культурную самобытность Исландии.

Модель исландской культуры

Она «открывается своими разными сторонами в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается» [13]. Норвежец Флуоки, впервые увидев эту землю в IX веке, назвал ее ледяной (Ice- лед, land- страна). В 2004 г кинематографисты Исландии, Дании, Великобритании и Германии сняли художественный фильм о выдуманной стране Найсландии («Niceland» – хорошая страна), где люди могут найти счастье. Действие фильма происходит в Исландии, и не случайно название этого сказочного мира созвучно наименованию реального государства. Как бы иностранцы ни оценивали этот остров скандинавского региона, им всем присуще общее – «другая планета», своего рода «иное другому». И это касается культуры в целом.

Целостное понимание культуры предполагает ее рассмотрение как сложной системы. Все ее части (экономическая, политическая, социальная и духовная) по сравнению с другими культурами имеют «несходство сходного». Поиск причинно-следственных связей, которые определили особенность культурной модели Исландии, обнаруживает взаимодействие таких факторов, как генетика народа, окружающая природа и самосозидание.

Исландцы – потомки викингов, которых они считают самым великим народом древности, самым сильным духом и телом, мужественным и красивым. Определенную роль сыграли ирландские монахи-отшельники, нашедшие на острове уединение. Возможно, музыкальность их мироощущения передалась исландцам. Ведь, обретя свою самостоятельность, Ирландия, единственное государство в мире, на своем гербе изобразила музыкальный инструмент (золотую арфу). А исландцы всегда поют даже в самолете.

Кроме генетической памяти на образ жизни и становление нравственно-эстетических предпочтений повлиял окружающий грандиозный природный мир, «рай и ад одновременно». Природа полна странных сочетаний, представляя собой натуральный оксюморон: субарктический климат и гейзеры, полярные ночи зимой и белые летние ночи, скудная флора и фауна и бесподобное полярное сияние, землетрясения и наводнения, огненная лава вулканов и айсберги, снежные бури, пустыни и водопады, скалы и болота. Нигде в мире нет вулканических молний и вулканов, извергающих лаву на ледники. И все – самое большое. В Долине гейзеров один из фонтанов понимается на 50 м. Про Исландию говорят, что это – Луна или Марс, но на Земле такого места быть не может. Ландшафт похож на лунный настолько, что НАСА именно в центре Исландии отрабатывала выход американских астронавтов на поверхность Луны. Жителей не удивляет, что Ж. Верн отправил своих героев в центр Земли через кратер одного из двухсот исландских вулканов.

 Исландия стала страной исландцев случайно. Ведь корабль викинга Хаддата, плывшего к Фарерским островам, сбился с курса. Стохастичность – один из моментов «диалога человека с природой» [14].    Структура слова «природа» (при+рода) будто подсказывает, что особенность образа жизни человеческого рода складывается именно при таких ее условиях. Исландская природа многовариантна, что сказалось на становлении менталитета. Одни его качества словно копировали ее, другие формировались как противовес. Люди складывали песни, в которых звучала торжественная печаль, но и героически противостояли стихиям. В борьбе за выживание исландцы приобрели способность находить творческий ответ на вызовы жизни и природы. Эвристичность мышления стала характерной чертой.

Например, в 1973 г. исландцы остановили огненную лаву вулкана. 1100-градусный поток угрожал уничтожить город. Люди нашли нестандартный способ, обрушив на раскаленную магму с помощью водометов почти 7 млн тонн морской воды. Хотя остров будто пытается засыпать людей пеплом и залить раскаленной лавой, но они выходят победителями. Антропологи (Ö. Nordal, G.Palsson) даже допускают существование особой популяции человека – homo islandicus.

В 2008 г. Исландию, как и весь мир, коснулась экономическая катастрофа. Но маленькая островная страна показала миру, как надо бороться с экономическим кризисом. Власти поступили по-своему, специалисты назвали это «исландским экономическим чудом». Сегодня Исландия входит в число самых богатых стран мира по уровню жизни.

Исландия – это геодинамический феномен. Остров находится на стыке двух литосферных плит. И разлом между ними – самое необычное и таинственное место на планете. Оно настолько завораживает, что дайверы опускаются в ледяную воду ущелья, чтобы потрогать руками расходящиеся плиты. Исландцам свойственно острое желание перешагнуть черту, которое заставляет их ездить туда, куда не поедет ни один здравомыслящий человек. В гигантских пещерах в теле самого большого ледника исландцы разгуливают, как в парке.

Они боготворят красоту. Все их боги – красивы. По статистике, жительницы Исландии занимают третье место по красоте. Свой Международный аэропорт Кефлавик выстроили так, что он вошел в число самых красивых. Дизайн их национальной одежды – свитера лопапейса, необычайно красочен, напоминая северное сияние.

Исландцы не употребляют в пищу треску, мотивируя свой выбор тем, что эта рыба – некрасива. Исландская лошадка (пони) по сравнению с арабским скакуном – неказистая: невысокая, коренастая и грубоватая. Но она для них – верх совершенства и не только потому, что может передвигаться пятью аллюрами, что недоступно для других пород. Правовая культура страны защищает природу как национальное достояние, которое способствует сохранению нации. В Исландии до сих пор действует закон, принятый в 982 г., запрещающий вывозить лошадей за пределы страны. Даже для выступления на Международных соревнованиях по конному спорту. Если же кони, несмотря на запрет, участвуют в состязаниях и даже получают приз, они не смеют вернуться назад. Такой гипер-патриотизм, рожденный консерватизмом исторически закрытой страны.

Символы любого государственного герба отражают духовные ценности. 197 признанных государств мира для своих гербов выбрали знаки (фауну, флору, сверхъестественные существа, артефакты), которые содержат в себе культурный код. И только 17 государств поместили в центр своего герба людей. В том числе и Исландия. Но и здесь есть «несходство сходного». Если у других – это воины или труженики, то в гербе Исландии – это сильный и умудренный человек вместе с духами-защитниками отечества. И еще одна особенность. На гербах люди держат щит с символами, они – «щитодержатели». На гербе Исландии человек не держит щит, а опирается на него. Возможно, в этой позе – особый смысл: на щите размещен государственный флаг, и духи (бык, гриф, дракон), держась за щит, словно защищают страну во время напастей. Человек же составляет с ней единое.

Обостренное чувство патриотизма проявляется в том, что все поколения чтят свою историю, любой человек знает по имени всех первопоселенцев. Они их уважают за твердость духа. Ведь они бросили вызов своим королям, не желая мириться с их порядками. С тех пор в характере исландцев независимость – основное качество.

В Исландии институт королевской власти не возник. Здесь в 930 г. был созван альтинг, который считают, самым первым в Европе парламентом. Он принимал законы и вершил суд, понятия «закон» и «общество» совпадали. Исландская форма народовластия – особенная. Не было органа, который следил бы за выполнением решений альтинга. Все это делали сами граждане, как не было ни армии, ни чиновников, ни полиции, ни тюрем. Соседние народы говорили: «У них нет другого короля, кроме закона». Войдя в НАТО, Исландия является единственной страной, не имеющей вооруженных сил. 17 августа 1944 г. Исландия стала независимой республикой. Настолько независимой, что в 2015 г. отказалась войти в ЕС.

Уважая личную свободу и свободу другого, исландцы сохраняют способность открыто высказывать свои суждения. Страну называют «островом искренности». Здесь существует закон, согласно которому раз в два года меняют всех чиновников. Но в период их власти они подвергаются со стороны населения жесткой критике, не знающей аналогов. Создана «Ассоциация граждан, обиженных политиками», которым дают нелицеприятные прозвища. Когда премьер-министром страны стал Давид Оддссон, человек явно не исландской внешности (низенький толстяк с вьющимися волосами), вся страна заинтересовалась его родословной. Чтобы успокоить соотечественников, газеты опубликовали список его предков, начиная с IX в. Вместе с тем, свободная сатира уживается с доверчивостью. После оглушительной критики никто не уходит в отставку, достаточно попросить прощение за ошибки.

Исландцам свойственна и самоирония. (Поскольку здесь все вяжут, возникла типично исландская шутка: жена фермера не выпускает из рук спицы даже в момент выполнения супружеского долга).

Способ приобщения к христианству в 1000 г. и его содержание воплотили культурный код народа – независимость и уважение свободы другого. В нем нет ни аскетизма, ни нетерпимости, даже по отношению к многоженству среди священников. На заседании альтинга приняли решение о переходе к христианству, руководствуясь логическим доказательством, в то время, как в Норвегии – силой оружия. После религиозного раскола XVI в. исландцы отдали предпочтение лютеранству, именно за его свободу от диктата римской церкви. Протестантизм привлекал независимостью от посредников в общении со Спасителем. Свободомыслие исландцев сделало сегодня Исландию самой нерелигиозной европейской страной. Лишь 12% прихожан посещают богослужения. И вместе с тем, национальный гимн, написанный к тысячелетней годовщине заселения Исландии, начинается обращением к Всевышнему: «Бог нашей страны, мы славим возвышенное имя Твое! Солнце и небо сотворил Ты, с Тобой – каждый день, как тысячу лет».

Толерантность допускает существование католицизма, православия, ислама, атеизма, модернизированного культа скандинавских богов и др. Свобода как духовная ценность детерминировала терпимость, в том числе к гомосексуализму. В 2010 г. разрешили однополые браки, даже премьер-министру страны. Но законодательно запрещен стриптиз.

Исландцы трепетно оберегают самостоятельный выбор каждого человека в большом и малом. Они настолько чтят свободу выбора, что даже фильмы в кинотеатре смотрят по-особенному. Как и другие, берут с собой поп-корн и колу, но через 45 минут кинофильм останавливают, зрители идут в туалет, а потом – в буфет, пополнить запасы и возвращаются досматривать фильм.

Страна расположена между Арктикой и теплым течением Гольфстрим, что создает частую смену погоды. В течение дня могут меняться все четыре времени года. Это еще больше укрепило независимый стиль поведения. Нет диктата моды. Они будут продолжать ходить в сандалиях по снегу. Такая хаотичная смена времен года развила способность самостоятельной ориентации во времени. Партнеры шутят: «Если деловая встреча назначена на 9 часов, то немец придет ровно в 9, голландец – в 8.40, а исландец, когда решит, что пора»[15].

Жизнь малочисленного народа на отдаленном острове привела к разным последствиям. Во-первых, сложилось понимание ценности каждой личности. Даже простой человек не теряется в массе. В газете размещают информацию с фотографиями обо всех свадьбах, а о смерти простого рыбака дают обстоятельный некролог. Гроб любого умершего покрывают национальным флагом.

Независимость и уважение к личности привели к созданию особенной пенитенциарной системы. Допустимо отбывать наказание «в рассрочку», неделю – в тюрьме, неделю – дома. До конца ХХ в. осужденные ждали очереди в тюрьму по нескольку лет. Сегодня многие камеры пустуют и их используют как гостиницу для туристов. В центре столицы сохранилась тюрьма, созданная в 1874 г. В ней 16 камер, на окнах нет решеток, а вокруг – колючей проволоки. Зато рядом – музей, книжный магазин, бары. Чтобы заключенные высыпались, живя по соседству с шумным заведением, им на ночь дают беруши (предохранители для ушей). В тюрьме есть интернет, тренажерный зал, бесплатная помощь стоматолога и т.п. Охраны нет нигде, не требуют пропуск, на всю страну несколько десятков безоружных полицейских. Исландия еще и самая безопасная страна в мире (на стоянке не пристегивают свои велосипеды, из припаркованных авто не забирают ценные вещи, при входе в магазин оставляют на улице коляски с детьми). Причиной такого поведения является высокий уровень жизни, отсутствие социального неравенства, низкий процент потребления наркотиков. В 2007 г. ООН признала Исландию лучшей страной в мире для жизни.

Во-вторых, 80% этой территории необитаемы, жизнь сконцентрирована лишь на прибрежной полосе, и такое компактное проживание сформировало восприятие себя как единой семьи. Суровая природа еще больше сплачивала мужчин и женщин, на равных боровшихся за выживание. Мужья-рыбаки надолго уходили в море, зачастую гибли, и вся забота о хозяйстве и детях ложилась на плечи женщин. Это привело к тому, что исландское общество феминизировалось. Исландки в 1915 г., раньше всех в Европе, получили право участвовать в выборах. Это первая в мире страна, где женщина стала президентом. По данным Межпарламентского союза, в Исландии женщины-депутаты составляют 48%, больше, чем в любой европейской стране. В 2017 г. Исландия стала первым в мире государством, в котором законодательно закреплено право женщин получать равную с мужчинами оплату за равный труд.

Исландцев так мало (336 тыс. по данным 2018 г.), что они привыкли обходиться без фамилии. То, что иностранцам кажется фамилией, на самом деле означает «сын или дочь такого-то отца». Так как новорожденному дают имя отца вместо фамилии, то в одной семье у всех они разные. Общение между исландцами носит семейный характер. Обращаются друг к другу только по имени, часто просто используют слово «дядя». Кичиться своей фамилией – невозможно, все принадлежат одной семье. Писатель Х. Лакснесс, Нобелевский лауреат, взял себе европейскую фамилию. Соотечественники отнеслись к этому снисходительно, оценив его выбор как шутку гения.

Под влиянием идеи «все мы – одна семья» сформировался исландский язык как лингвистический феномен. Например, слова такие длинные, что для иностранца вообще не поддаются произнесению (а одна буква в алфавите не произносима даже для самих исландцев). Когда в 2010 г. произошло извержение вулкана Эйяфьядлайекюдль, дикторы всех мировых телевизионных каналов не могли справиться с этим названием.

В языке практически нет заимствований. Иностранным словам ищут эквивалент в своих сагах. С 1990 г. началось движение за язык без иностранных слов – «высокий исландский язык». В нем нет нецензурной брани, а в общении – оскорбительных жестов. О том, как исландцы боготворят свой язык, можно понять из стихотворения В. Хольма:

Лишь преклонив голову,

Сможешь ты говорить на языке Исландии.

Не удастся тебе ругаться на нем,

Прислушайся к исландскому, и грубые звуки исчезнут.

И сменят их пение ветра и шум прибоя.

Все владеют английским языком, который с 1998 г. преподается в школах как обязательный. Но, приезжая в Британию, исландцы говорят только на родном языке.

Исландцы в прошлом – крестьяне нищей страны, и это наложило отпечаток на национальный характер, выработав готовность помочь, дружелюбное отношение, все здороваются с незнакомцем, а при разговоре касаются друг друга. В 2011 г, по данным журнала Forbes, Исландия заняла первое место в мире по миролюбивости. (Говорят, что даже собаки не кусаются. Их лай воспринимают как приветствие). Сегодня для слабовидящих на перекрестках установлены звуковые светофоры. Язык жестов, используемых глухонемыми, имеет статус второго государственного языка. Почтальоны могут доставить корреспонденцию, даже если отправитель точно не помнит адрес и фамилию. Достаточно на конверте набросать рисунок местности. Во время футбольного чемпионата Евро-2016 поддержать свою команду во Францию приехало почти 10 % населения, президент страны сидел не в VIP-ложе, а рядом с болельщиками-соотечественниками. А первая леди прямо на футбольном поле сделала массаж ног травмированному полузащитнику национальной сборной.

Исландские болельщики поразили мир уникальным ритуалом поддержки своей команды. Во время игры после удара барабана многотысячные зрители синхронно вскидывали над головой руки, ритмично хлопали в ладоши и дружно выдыхали «Ху!», клич древних викингов, героический дух которых они унаследовали. На этом чемпионате сборная Исландии показала чудеса: маленькая страна вышла в четвертьфинал, обойдя маститых соперников. Проявил себя синергетический принцип нарушения суперпозиции: малое побеждает большое. И хотя команда не выиграла чемпионат, игроков встречали на родине как героев, повторив описанный ритуал.

Успех на этом чемпионате не был случайным. Суровая природа вынуждала исландцев избегать одиночества, и они выбирали коллективные игры и развлечения. Поэтому страсть к футболу стала национальным хобби. Мальчики и девочки начинают гонять мяч с четырех лет и бьются с неистовством своих предков-викингов. Сейчас в стране 15 крытых стадионов, 75 клубов, где футболисты отрабатывают свою вулканическую атаку.

Хотя природа Исландии во многом способствовала формированию ментальности народа, в то же время исландцы – это народ, создавший себя сам. Остров был заселен позже всех, Исландия не имела своего доисторического периода. Но ни одна страна в мире не имеет столько письменных сведений о своем происхождении.

Если принять термин «человек исландский», то он в большой степени соответствует понятию «человек играющий». (Й. Хейзенга) [16]. Первым поселенцам, прибывшим из более благополучных мест, пять долгих зимних месяцев стали настоящим испытанием для рассудка. И остаться в здравом уме помогал юмор и веселые игры и праздники. Например, «Праздник середины зимы» и «Безумная среда». И все их боги играли. В обычные дни исландцы развлекаются в Клубе веселых проказников. И предпочитают общаться с искусством не наедине, а со всеми. Они настолько ценят театральное искусство, что 75 % населения посещают спектакли, а в 1980 г. пост президента доверили не политику, не экономисту, а директору драматического театра. В каждом городке есть музей, галерея, театр, кинотеатр. На душу населения в среднем приходится в 4 раза больше кинотеатров, чем в Европе.

Признание самоценности личности, забота о другом и восприятие себя как единой семьи сформировали ответственность. Общественная забота о детях не знает аналогов. В середине 1990-х исландские подростки входили в число самых пьющих и курящих в Европе. Сегодня Исландия возглавляет список европейских стран, в которых тинейджеры ведут самый здоровый образ жизни. Стране удалось почти в десять раз сократить количество таких проблемных подростков благодаря особенной программе обучения и воспитания.

Она была предложена учеными, которые нашли биохимические процессы, вызывающие зависимость, и предложили дивергентное решение. Поскольку танцы, музыка, рисование или спорт тоже вызывают в мозге биохимические процессы, позволяющие лучше справляться со стрессом, школьникам, по их личному выбору (!), включили в программу бесплатные мастер-классы по любому виду спорта или искусства. Дополнительные занятия три раза в неделю были специально профинансированы государством.

 Ответственность исландцев проявляется в большом и малом. В 2012 г. все население принимало участие в доработке текста Конституции.

За визит к стоматологу они платят лично. Страховка не действует. Будучи большими любителями сладкого, считают, что человек сам виноват в болезни своих зубов и должен за это расплачиваться. За исключением осужденных. Исландцы чувствуют ответственность и за благосостояние природы – своего общего дома. Идя на рыбалку, они стерилизуют все рыболовные снасти.

Отдаленность от материка помогла сохранить самобытность народа, но и сформировала этноцентризм. Специальная комиссия следит за тем, чтобы национальная одежда не меняла дизайн. Допускается всего пять видов женской одежды и три – мужской. Этноцентризм проявляется в завышенной самооценке. Исландцы уверены, что Америку открыл их соотечественник Лейф Эйриксон за несколько веков до Х. Колумба. Они причисляют художника Э. Мунка, композитора Э. Грига, писателя К. Гамсуна к исландцам, вернувшимся когда-то в Норвегию.

Гипер-патриотизм и завышенная самооценка приводят зачастую с амбициозности. Маленькая страна стремится участвовать в большой политике. В 1986 г. в столице Исландии встретились лидеры СССР и США, М. Горбачева и Р. Рейгана и был сделан первый шаг к пересмотру политики «холодной войны». И Рейкьявик был выбран не только потому, что он находится на полпути между Москвой и Вашингтоном. В 1972 г. там же проходил матч за звание чемпиона мира по шахматам между Б. Спасским (СССР) и Б. Фишером (США). 14 городов претендовали на проведение этой встречи. И исландцы бились за честь проведения чемпионата, не считаясь с расходами, в десять раз увеличив призовой фонд. Хотя многие иронизировали, что «на таких условиях можно играть и на Северном полюсе», для исландцев высшая ценность – патриотизм.

Насколько исландская культура является следствием самосозидания ее народа доказывает тот факт, что страна не имеет запасов полезных ископаемых и минерального сырья, ни нефти, ни газа. Исландия – «остров на отшибе», и в ней сложилась австракиевая экономика, то есть опора на собственные силы. Это проявляется и в том, что человек вынужден многое делать сам. Например, и сегодня артисты выполняют функции билетеров, декораторов. Футболисты национальной сборной не получают зарплату (в нынешней команде играют режиссер, дантист, экономист, мусорщик). В Исландии все имеют две работы, одну – для денег, другую – для души. Борьба за выживание сформировала трудолюбие. Социальное размежевание незначительно, что привело к возникновению «исландского социализма»: все получают примерно одинаковую зарплату и живут в одинаковых домах. Это исключило возможность развития элитарной культуры. Положение на социальной лестнице определяется специальностью. Наиболее престижны врачи, юристы и философы. Наука, инженерное дело – менее. Но доступ к знанию свободный: высшее образование в государственных вузах бесплатное. Рыболовство было и осталось наиболее прибыльной отраслью экономики на острове, окруженном водой. Рыбаки зарабатывают в пять раз больше университетских преподавателей. В период средневековья на гербовой печати даже была изображена коронованная, но обезглавленная треска.  Для страны, не знавшей собственных монархов и боровшейся за независимость, этот образ коронованной, но обезглавленной рыбы, значил больше, чем хозяйственный символ.

Исландцы очень практичны. Все обязаны платить церковный налог (600 евро в год). Практичность стала причиной популярности шумерского культа – зуизма, обещающего отделение церкви от государства, отмену церковного налога и возвращение уже выплаченного.

В стране более 7 тыс. гейзеров, вырабатывающих электричество. Горячую воду гейзеров используют в домах, причем остывшей воде тоже находят применение: она проходит по трубам, проложенным под тротуарами, что способствует таянию снега. Но практицизм исландцев тоже своеобразный. Дороги строят так: разбрасывают асфальт кучками, которые потом утрамбовывают проезжающие автомобили.

Вода гейзеров поступает в 170 открытых термических бассейнов, в которых люди купаются круглый год. Не случайно исландцы побеждают в конкурсе «Сильнейший человек в мире». Сегодня в стране самый высокий процент долгожителей и всего одна больница для душевнобольных. Эти бассейны – идеальная сфера общения, не требующая дополнительных горячительных напитков (в отличие от русской бани, финской сауны). Исландцы и в лютый мороз долго блаженствуют в облаке пара («Рейкьявик» в переводе – «дымящаяся бухта»), не замечая запаха тухлых яиц сероводородных источников. И, будучи практичными, даже назначают там свидание девушкам (дешевле, чем в кафе, и сразу видно, стоит ли продолжать знакомство).

Хотя в природном мире есть примеры идеальных отношений, исландцы в межличностном общении не всегда поступают сходным образом. Например, теплое течение Гольфстрим позволяет приплывать сюда китам с южных широт. 37-тонные горбатые киты делают непостижимые акробатические трюки, выражая свой интерес к самке. Восхищаясь поведением китов, раскрепощенные исландцы избегают романтики в отношениях с женщиной. Искусство ухаживания не развилось. И в мифах, и в реальной жизни секс считается простительной шалостью. Например, мифологические братья Брисинги (четыре гнома) изготовили изысканное золотое ожерелье и уступили его богине красоты Фрейе за ночи любви с каждым из них. А в реальной жизни на автобусных остановках установлены автоматы с презервативами, которые продают и таксисты. Для исландцев семейные узы священны. И в то же время, они легко женятся и легко разводятся. Исландия – первая в мире страна по числу рожденных вне брака детей.

Характеру исландцев свойственна некоторая двойственность.

При всем уважении к другому исландец нетерпелив и не будет стоять в магазине в очереди. Поэтому в супермаркетах подходы к кассе сконструированы так, что больше одного покупателя к ней не подойдет. Рейкьявик – единственная мировая столица, где пешеход – приоритетная персона на дороге. Если на проезжую часть ступит пешеход, перед ним сразу остановятся автомашины. Сидя за рулем и увидев знакомого, едущего по встречной полосе, исландец притормозит и начнет беседу с ним. Вся километровая очередь остановится и будет ждать окончания разговора. Более того, сделает замечание нажавшему на клаксон. Но вот парадокс: при всей своей общительности исландец, зная, как долго может продлиться беседа со встреченным знакомым, часто делает вид, что не узнает его.

Духовная жизнь соткана их противоречий. С одной стороны, достижения современной техники, распространение идей социализма, четкая логика суждений, практицизм. С другой – живучи древние суеверия. Исландцы верят в существование троллей, эльфов и гномов. Суеверие характерно для многих культур, но только в Исландии в Министерстве транспорта существует Уполномоченный по переговорам с троллями.

Жизнь их гномов – зеркальное отражение мира людей. Легенды подчеркивают их справедливость, трудолюбие и гордость за труд. Милостыня для гномов – оскорбление (исландцы не берут чаевые). У них тоже нет армии, они сами защищают всех обиженных. Обожают поэзию и музыку. И ценят кулинарное искусство.

Исландские повара, как сказочные гномы, подстерегают иностранцев и ввергают их в шок невиданной кулинарной изобретательностью. Кажется, что они копируют свою природу, сочетая продукты так же неожиданно, как она – погоду: квашеные тюленьи плавники, щеки трески; бычьи яйца в простокваше; протухшие скаты; ягненок, копченный на сухом навозе; гнилая акула, которую закапывают в песок на три недели, а потом маринуют. Традиционное блюдо – хаукарли – готовится из мяса гренландской акулы. У этой рыбы отсутствуют почки, и ядовитый аммиак пропитывает мясо. Этот запах не выветривается, хотя рыбу сушат и вялят в течение полугода. Сами исландцы эту пищу не едят, а фантазируют исключительно для иностранцев, жаждущих экзотики. Играют.

Самая большая парадоксальность духовности – это поэтичность, соседствующая с практицизмом. Но, возможно, она помогала как противовес суровой природе и жизни. Исландию называют «страной поэтов», стремление к стихосложению – национальная черта. Существует шутливое определение: если о норвежце говорят, что он родился с лыжами на ногах, то об исландце – что с сатирическим четверостишием (ферсквейхтла), которое становится его первой детской игрушкой. Национальный идеал – поэт, мощный телом. Крупнейшая лютеранская церковь в Рейкьявике (Хатльгримскиркья) носит имя не просто известного священника XVII в., а пастора-поэта. А дату национального языка в качестве праздника в 1996 г. назначили в день 200-летия со дня рождения поэта Й. Хадльгримссона.

Число писателей и художников на душу населения – самое большое в мире. Хотя у исландцев высокий уровень самооценки, но самокритичность и искренность заставляют их признаться, что среди соотечественников нет ни одного философа именно потому, что исландцы живут сердцем, а не головой. Б. Торстейнссон, магистра философии, писал: «Культура Исландии – странное явление. У нас нет ни одного национального героя в военных доспехах, но большое количество героев с пером в руке. Мы обороняли и побеждали с пером в руке в качестве оружия» [17].

Вся Скандинавия почитает их саги. Сага (сказание) – это феномен исландской культуры. А.Я.Гуревич, известный российский медиевист, философ и культуролог, нашел их особенности, рожденные ментальностью народа: сдержанность тона, спокойное повествование о событиях, преподносимых как обыденные; лаконизм, объективность[18]. Наиболее известные саги – «Старшая Эдда» (XII в.) – поэтический сборник о богах и героях, и «Младшая Эдда» (XIII в.), созданная скальдом Снорри Стурлусоном.

В сагах живут особенные боги-асы. Они не обладали бессмертием. Сонм богов немногочисленный, как и сам народ: 12 асов и 14 асиний (богинь). Они – небожители, и. возможно, именно память о них воплотилась в европейском понятии «настоящий ас», которое присуждали летчику экстра класса в Первой мировой войне. (По другой версии, их называли асами, потому что они на своих самолетах изображали тузами количество сбитых самолетов противника, а по-французски «асе» – значит «туз»). Но сравнение их с исландскими асами-небожителями более логично и поэтично.

Асы не делились на добрых и злых. В этом плане очень интересен ас Локи (имя переводится как «огонь»). «Красивый и пригожий», других богов выручавший своей изворотливостью, умеющий найти общий язык со всеми, он, в то же время, «сеятель лжи, зачинщик распрь». В нем выделена типично исландская черта – независимое поведение. Он не поддается внушению ни со стороны авторитетов, ни толпы. Он даже однажды «затеял неслыханную перебранку» со всеми богами и «высказал асам и высказал асиням все, не таясь» [19].

За критику он поплатился. Его постигла страшная месть асов, раскритикованных им. Яд змеи капал ему на голову, чтобы парализовать его бунтующий ум, не признающий субординации и дающий нежелательный образец нестандартного поведения. Поэтому его привязали к скале кишками собственного сына, что рассматривалось как знак: он не должен иметь продолжение в следующем поколении. Но он вырвался на свободу. Хотя исследователи называют его «отрицательным культурным героем» [20], читателю импонирует его бунтарский дух и независимость.

В век научно-технического прогресса поэзия остается важным рычагом воспитания. Каждый день по радио в течение пятнадцати минут читают какую-нибудь сагу, а потом еще столько же времени ее обсуждают. Здесь книг издается в пересчете на душу населения больше всего в мире.

Введение в XVI в. протестантизма приостановило развитие изобразительного искусства. В Исландии не было своей художественной школы. Лишь во втором десятилетии XX в. появились художники, которые, несмотря на все трудности, сумели найти яркий и красочный язык для изображения своеобразия природы и жизни Исландии [21]. Свою признательность художнику Й. Свейнссону (1885-1972) выразили, украсив его портретом купюру в 2000 исландских крон. А на купюре в 5000 крон, вошедшей в употребление в 2001 г., изображена Р. Йоунсдоттир (1646-1715), выдающаяся швея и третья жена епископа (рядом – две предыдущие его жены) Но именно Рагнхейдур дала возможность современной Исландии признать роль женщин в своей истории, поскольку она создала уникальную книгу национальных узоров для вышивания.

Любая сторона исландской культуры – самобытна. Этническая самобытность проявляется даже в манере пить кофе. Нелегкая жизнь приучила исландцев употреблять очень крепкий кофе, настолько горький, что во рту надо держать кусок колотого сахара. Поэтому и сегодня при кофейной церемонии молчат. В барах плату взимают только за первую чашку кофе, вторую редко кто рискнет выпить.

Культура исландцев, как их крепкий кофе. Чтобы ее оценить, нужно неспешное восприятие. Но в отличие от него, она не нуждается в смягчающих фильтрах и многократно притягивает к себе, заряжая духовной энергией.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Жариков Е.С. Методологический анализ возможностей оптимизации научного творчества. Киев: Киевский институт инженеров гражданской авиации.1968. С. 19.
[2] О журнале [Электронный ресурс] //  Культура культуры. URL: http://cult-cult.ru/about/  
[3] Гоголь Н.В. Шинель. Петербургские повести. М.: АСТ, 2010. С.3.
[4] Каждан А.Г. Византийская культура. Гл.III Власть. М.: Наука, 1968.
[5] Рейсер С.А. «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”» // Вопросы литературы, 1968, № 2.
[6] Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королев В.К. Культурология. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2013.
[7] Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. М.: Художественная литература, 1970.
[8] Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов, докторантов и соискателей. М.: Согласие. 2015. Ч. 3.
[9] Аттауллаханов Ф. Наука на продажу… // Наука и жизнь. 2011. № 1 .С.7.
[10] Бенедикт Р. Хризантема и меч. Культурные модели Японии. М.: РОССПЭН, 2004. С.12.
[11] Рапай К. Культурный код. М: Альпина Паблишер, 2008.
[12] Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб, 1998; Григорьева Т.П. Синергетическая модель японской культуры [Электронный ресурс] www.haikupedia.ru/ григорьева 2; Флиер А.Я. Культурогенез. М.: РИК,1995; Флиер А.Я. Локальное культурное своеобразие: опыт систематизации // Культура культуры. 2018. № 2.
[13] Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л.: Наука, 1967. С. 4.
[14] Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. С. 7.
[15] Сейл Р. Эти странные исландцы. М.: Эгмонт Россия, 2004. С. 28.
[16] Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд.  И. Лимбаха, 2015.
[17] Торстейнссон Б. Исландские саги и историческая действительность // Скандинавский сборник. Таллинн: Ээсти Раамат. Вып. 3, 1958.
[18] Гуревич А.Я. Эдда и сага. М.: Наука, 1979.
[19] «Старшая Эдда». Древнеисландские песни о богах и героях. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963. С. 60.
]20] Королев К. Скандинавская мифология. Энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2006. Раздел III .
[21] Цагарелли И. Искусство Исландии // Всеобщая история искусств. М: Искусство. 1965. Т. 6. Кн. 1. С. 307.


© Голованова В.Г., 2018

Статья поступила в редакцию 24 февраля 2018 г.

Голованова Вера Георгиевна.
доктор философских наук, профессор
Университета мировой экономики
и дипломатии (Ташкент).
e-mail: verchik34@mail.ru

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 

 

Мы в Фейсбуке:

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:


Нужен веб-сайт?

 

РУС ENG