НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

Е.Н. Полюдова

Современное культурологическое исследование как книга отражений:
размышления о книге Е.Н. Шапинской «Философия музыки»

Аннотация. Статья рассматривает ключевые положения книги Е.Н. Шапинской «Философия музыки»: современные постановки классических опер; классическое музыкальное наследие; трансляция оперных спектаклей в кинотеатрах. Книга использует широкий спектр философской и культуроведческой терминологии, адаптируя ее в новом ключе анализа музыкальных произведений. Более того, в книге обсуждаются вопросы эстетического воспитания в мире глобализации и технологического прогресса. Анализируя представленное в книге обширное исследование современных тенденций классической музыки, автор статьи определяет книгу как важный этап в развитии культурологии.

Ключевые слова. Опера, культурологическое исследование, современная постановка оперы, опера в кинотеатре, философия музыки, культура постмодернизма, классическое музыкальное наследие? эстетическое воспитание, глобализация


«Слушаю не музыку, слушаю свою душу»
Марина Цветаева


Есть книги, как реки, которые несут свои могучие воды, не замечая происходящего вокруг. Есть книги, как ручьи, которые, сплетаясь в единую сеть направлений, вливаются в бытие мирового интеллектуального пространства. А есть книги, как тихие источники, которые позволяют заглянуть в них и увидеть не только глубину мысли, но и свое отражение на их прозрачной поверхности. Эти книги – отдушина, светлый источник, из которого мы пьем, чтобы понять себя, мир вокруг, снова возвращаясь к основам человеческого существования, выраженного в искусстве. Книгой отражений можно назвать книгу «Философия музыки» – результат многолетнего труда современного культуролога, доктора философских наук, Екатерины Николаевны Шапинской. Книга вышла в 2019 году на английском языке в издательстве Библиотеки Конгресса США. И это важно, потому что английский язык, став языком международного общения, помогает делиться идеями и размышлениями с коллегами во всем мире.

Уже само название книги – «Философия музыки» – вызывает интерес читателя, предлагая заглянуть за пределы специализированных музыковедческих изданий. Автор предлагает увлекательное путешествие в мир современного музыкального пространства, где сосуществуют и классический традиционный подход, и глубоко личностная трактовка хорошо знакомой классики. Что особенно ценно для читателя – автор делится своим индивидуальным взглядом на классическую музыку в ее современной интерпретации. С первых страниц звучит: поговорим о музыке, как о чем-то личном. В каждой строчке, в каждой главе любовь автора к музыке светится волшебным светом, завораживает и заставляет вчитываться и в описания современных спектаклей, и в авторское восприятие, и в культурологические трактовки постановок. Перед читателем – уникальный пример бесед о музыке, где важен не информационный подход (несмотря на то, что книга предлагает обширный искусствоведческий и культурологический материал), а индивидуальное восприятие. Книга представляет собой не один, но множество голосов – ей присуще полифоническое звучание, в каждой ноте которого – любовь к музыке. Работу Е. Шапинской характеризует органичное сочетание традиционного анализа постановок с культурологическими размышлениями о современных формах существования музыкальных произведений.

Несмотря на то, что название связано с музыкой, в целом книга – не о музыке, вернее, не только о музыке: книга делится с читателем впечатлениями о музыке, о той роли музыки в нашей жизни, когда, по словам Иосифа Бродского: «Там не ищешь, там получаешь». Как говорит Е. Шапинская: «Я не пытаюсь исследовать “чистую музыку”, потому что в мире не существует инструмента, который бы выразил пространство дискурсивного восприятия этой сложной формы культурной деятельности человека». [1]. Такой подход – личностно-культурологический взгляд на музыку как на дискурсивное явление истории человеческого восприятия – уникален. Книг об эстетике музыки, о ее истории и особенностях достаточно много. Однако встретить работу о музыкальных впечатлениях, о музыкальных отражениях в судьбах людей, – редкость и удача: «Я бы хотела остановиться именно на сочетании слов и музыки, древней художественной практике, хотя я и не пытаюсь говорить об истории музыки и этого симбиоза, корни которого лежат в архаичной культуре и связаны с магией древних культов и ритуалов, такое исследование должно быть интересным для истории культуры, но лежит за пределами современных исполнений...» [2]. Важно отметить, что в основу книги положены лучшие образцы подвижнических идей, берущих свое начало в традициях русского просветительства: «Мне хотелось бы не только поделиться моими размышлениями и чувствами о наиболее выдающихся музыкальных произведениях,  также стимулировать читательский интерес к изучению  уникальных и прекрасных произведений искусства» [3].

Первая часть книги, «Музыка как проблемная сфера существования человека», посвящена музыкальным произведениям. Автор следует своим предпочтениям в мире музыки – именно этим объясняется выбор. В первой части мы встречаемся с плеядой гениальных композиторов: Моцартом, Чайковским, Шубертом. Завершается этот парад планет работой современного британского композитора Томаса Адеса. Основываясь на тонком анализе культурно-исторического контекста знаменитых произведений, Екатерина Шапинская ведет читателя не только к восприятию современных постановок, но и к их культурологическому осмыслению. Это интригует уже в названиях частей первой главы: «Экзистенциальные проблемы в операх Моцарта» (Глава 1), «“Евгений Онегин” в британской интерпретации» (Глава 2), «Временные и пространственные воплощения музыки Шуберта» (Глава 3) и «Творческая интерпретация “Пляски смерти” в произведениях Бернта Нотке и Томаса Адеса» (Глава 4). Основой первой части становится идея различных полей исследования, «плато», как их называет автор, следуя терминологии Делеза и Гваттари. И вновь эти поля – уникальны. Они представляют многоцветную картину современных оперных постановок с гуманистической точки зрения – это поле так называемой пост-культуры, поле трансформации истории в игру, а также поле эстетического бытия оперных произведений, их интерпретации в эпоху массовой продукции и постмодернистского цитирования культурных текстов и смыслов.

Однако главным действующим лицом книги становится культурный контекст музыкальных произведений: автор не только рассказывает об истории создания мировых оперных шедевров, но и включает их в культурный контекст своего времени. Далее эти произведения рассматриваются с точки зрения истории мировой культуры и с точки зрения взгляда на него нашими современниками. Читатель видит отражение влияния мировых шедевров в культуре постмодернизма, в современном мире. Спектр таких произведений обширен: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Евгений Онегин», «Зимняя дорога», «Пляска смерти». Особый интерес для российского читателя представляют материалы о постановке оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» Королевской оперой Лондона. Интерпретация характеров становится наиболее сложной задачей для иностранной постановки [4]. Знаковый, ставший архетипическим, образ Евгения Онегина, как и сам роман, существующий в культурной среде России как “энциклопедия русской жизни”, пересекается с обезличиванием культурных особенностей в процессе использования их в современной культурной индустрии. Автор с сожалением констатирует тот факт, что национальные самоидентичные культурные ценности, которые не могут быть отражены в зарубежных постановках, трансформируются в штампы масс-медиа шоу и имеют иллюстративный характер. Остановить или изменить ход этого процесса невозможно, как невозможно разрешить вечное противоречие Восток-Запад.

Анализ оперных постановок органично вписывается в общее течение размышлений о произведениях. Автор представляет богатую палитру впечатлений об оперных спектаклях, которые ему удалось посетить в различных странах. Вместе с Екатериной Шапинской мы присутствуем на спектаклях в залах Зальцбурга, Лондона, Москвы. Эффект присутствия на спектакле вкупе с анализом культурных кодов, выраженных в каждой постановке, делают нас свидетелями оперного действа. Анализ выразительных возможностей современных оперных постановок обширен и разнообразен. Автор ведет нас не только через сюжет и его историко-культурный контекст, не только через особенности каждой современной постановки. Мы получаем уникальную возможность увидеть воплощение образов на сцене современными исполнителями.

Основываясь на принципе интерпретации понимания персонажа, опера рассматривается в ключе экзистенциального подхода философии постмодернизма. Таким образом, современные постановки, оставаясь классическими по форме, отражают проблему выбора в процессе жизненного пути, всего цикла жизни, от влюбленности и свадьбы до разочарования и смерти. Будучи написанными в разные эпохи, произведения актуальны и в наше время, привлекая внимание лучших исполнителей мирового уровня. С присущей ей тонкостью трактовки, Е. Шапинская рассматривает культурный контекст современной музыкальной жизни, анализируя исполнительскую манеру С. Кинлисайда, Д. Фишера-Дискау, И. Д’Арканджело, Й. Кауфмана и многих других. Даже средневековая “Пляска смерти” находит свое место в мире современных проблем человечества. Оживленные британским композитором Т. Адесом мотивы средневековой фрески вовлекают в свой зловещий танец и христиан эпохи Прекрасной дамы, и классиков XIX века, и современных рок-музыкантов, пересказывая вечные сюжеты в инновационных интерпретациях современных культурных кодов и импульсов [5]. При таком подходе возникает вопрос, насколько та или иная современная интерпретация отражает контекст истощения культуры, провозглашаемый постмодернизмом с его нивелированием всех эпох и культур. Е. Шапинская, будучи зрителем-культурологом, становится для читателя проводником в мире современного оперного театра, где постановки классических произведений требуют профессионального комментирования, поскольку переплетаются с современной трактовкой и замыслом постановщика.

Вторая часть книги, «Музыка в эпоху постмодерна: плюрализм значений и деконструкция оппозиций», ориентирует в мире эстетики и искусства постмодернизма. В Главе 5 «Эстетические свойства оперы» проблема восприятия искусства в обществе прагматизма выражается в торжестве доминантного стиля [6]. Более того, книга отражает состояние современной культуры с точки зрения вопросов художественного образования. В обществе постсоветского пространства в процессе адаптации к новым социальным реалиям происходит формирование культурного капитала на основе достигнутого капитала финансового. Анализируя диспропорцию, возникшую в этом соотношении, когда освоение культурных ценностей происходит медленнее, нежели приобретение материальных, автор отмечает роль семьи. Именно в семье должно происходить постепенное накопление культурного капитала, освоение культурных ценностей. Школа, хотя и имеет важное значение в этом процессе, рассматривается как вторичная среда формирования восприятия искусства.

Начиная с эстетических аспектов существования оперного театра в современном мире, Е. Шапинская продолжает исследовать феномен оперного искусства в ракурсе проблем человека нашего времени. Именно поэтому автор рассматривает оперу как пространство личностно-культурного эскапизма. Глава 6, «Опера как форма эскапизма», – это попытка ответить на актуальный вопрос современности – почему опера стала такой популярной в последнее время. Выводя на сцену классические характеры, создатели современных постанов предлагают бегство от стресса и монотонности жизни путем их модернизации. Однако процесс модернизации вовлекает в свой водоворот не только пространство сцены. Гламурность образов современных исполнителей, их звездность [7], также как и ориентация на массовое медийное пространство превращают некогда сакральное и элитарное искусство в иррациональное массовое шоу с элементами классического наследия [8]. Автор с горечью констатирует развитие этого процесса, отдавая дань неизбежности трансформации жанра оперы в современном мире.

Особое место во второй части занимает рассмотрение нового явления XXI века – цифрового и экранного воспроизводства оперных спектаклей – продукта цифровых технологий и массовой культуры. Эта часть, являясь уникальным компонентом книги, отражает современные процессы с точки зрения глубинных тенденций культурологических явлений, где читатель найдет гармоничное сочетание описания информационного пространства с тонким анализом произведения и его исторической перспективой. Глава 7, «Опера на экране», предлагает читателю поразмышлять о тенденциях, возникших в музыкальной жизни последних десятилетий: доступность спектаклей на всех видах носителей и прежде всего – на экране кинотеатров. Вместе с автором мы включаемся в диалог о различных аспектах экранизации, когда исчезает момент живого восприятия, несмотря на то, что доступность воспроизводства спектакля может быть прервана в любой момент. Проблема не в популяризации и не в доступности спектаклей в кинотеатрах. Как точно отмечает автор, проблема – в соотношении всех элементов. Доминирующая роль элементов масс-культуры растворяет значимость высокого искусства как священнодейства, превращая его еще в одно развлекательное шоу. Процесс трансформации оперного спектакля в массовое развлечение трансформирует весь формат, от рекламы до раскадровки спектакля. Безусловно, мы являемся свидетелями процесса рождения нового жанра – жанра массовой экранизированной оперы [9]. Как бы нам ни хотелось сожалеть о том, что мы теряем и живость восприятия, и непрерывность представления, невозможно бороться с тем, что предлагает настоящее. Действительность предлагает экранизацию, позволяя тем, кто не может быть на живом представлении, посмотреть его, – так почему же не воспользоваться такой возможностью. Тем не менее, автор надеется, что по прошествии определенного времени у оперного жанра появится возможность изменить ситуацию и преодолеть тенденцию опрощения жанра в погоне за массовостью.

Современные философские и художественные идеи складываются в книге в единое пространство перспектив развития музыкальной культуры. Постепенно, шаг за шагом, классика и модерн, традиции и актуальные веяния складываются в общую картину осмысления вопросов, которые задает общество постмодернизма, глобализации и технологий. Размышления Е.Н. Шапинской об особенностях музыкальной культуры включают их в культурно-исторический контекст. Помимо этого, исследование вносит значительный вклад в развитие терминологического аппарата гуманитарных наук, предлагая использовать широкий спектр понятий культурологии и социологии в анализе музыкальных произведений. Музыкально-культурологическое исследование формирует диалогическое пространство, в котором обсуждаются современные грани культурологии и музыковедения. Книга Е.Н. Шапинской выводит культурологическое исследование на уровень острой дискуссии о развитии культуры и ее современных феноменов. Этот дуализм подразумевает и теоретическую фундаментальность, и отклик на актуальные проблемы современности. Таким образом, работа Е.Н. Шапинской позволяет сделать еще один шаг в развитие культурологической мысли на аксиологическом и онтологическом уровне.

Завершая рецензию образом книги отражений как метафорическим определением работы «Философия музыки», упомянутым в начале, хочется отметить одно важное явление. Чтобы увидеть глубину, нужно всмотреться в поверхность источника, которое в первый момент отразит мимолетные черты. Чтобы увидеть глубину, нужно не только всмотреться в отражение, но и смотреть сквозь него. Тогда сквозь мимолетные черты можно разглядеть глубину, как сквозь мимолетные черты современного искусства можно понять вечные основы классического искусства. Книга Екатерины Николаевны Шапинской «Философия музыки» предоставляет такую возможность, являясь еще одним источником, отражающим современность, сквозь который мерцают бездонные основы классического искусства.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] E .Shapinskaya. Philosophy of Music in a Ntw Key.  Washington, Library of Congress, 2019. 148 p.
[2] Ibid. P. 8.
[3] Ibid. P. 10.
[4] Ibid. P. 112.
[5] Ibid. P. 102.
[6] Ibid. P. 106.
[7] Ibid. P. 131.
[8] Ibid. P. 138.
[9] Ibid. P. 147.

© Полюдова Е.Н., 2020

Статья поступила в редакцию 5 февраля 2020 г.

Полюдова Елена Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
преподаватель Военного института
иностранных языков г. Монтерей, США.
e-mail: epolyudova@gmail.com

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG