НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

 

Гипотезы:

МОДЕЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Теория культуры: опыт генерализации

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.Я. Флиер. Классическая, неклассическая и постнеклассическая культуры: опыт новой типологизации (окончание)

Н.А. Хренов. История образов после истории искусства: культурологический аспект (окончание)

М.И. Козьякова. Публичное пространство: культура репрезентации (окончание)

 

Аналитика:

ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОСТИ (рубрика Е.Н. Шапинской)

Е.Н. Шапинская. Образ животного в текстах культуры

Е.Н. Шапинская. Образы реальности в пространстве репрезентации: анализ литературных и экранных текстов

Е.Н. Шапинская. Музыка на все времена. Беседа с директором Фонда Елены Образцовой Н. Игнатенко

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Н.А. Хренов. Смерть и культура: философские и эстетические варианты русского танатологического космоса (окончание)

М.И. Козьякова. Куда скачет Der blaue Reiter? (окончание)

В.М. Розин. История с методологической и культурологической точек зрения (окончание)

СТОЛКНОВЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ И ПРИНЦИПЫ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (материалы научной конференции)

Д.Г. Горин. Взаимодействие идентичностей в контексте особенностей репрезентации «места» в культуре России

А.А. Пелипенко. Отношения Запада и Востока: перспективы культурного взаимодействия

AD MEMORIAM ÆTERNAM

А.Я. Флиер. Теория культуры как предмет дискуссии (памяти А.А. Пелипенко)

РЕЦЕНЗИИ, СООБЩЕНИЯ, МАТЕРИАЛЫ

С.Б. Никонова. Рецензия на книгу М.И. Козьяковой «Исторический этикет»


Анонс следующего номера

 

 

Музыка на все времена. Екатерина Шапинская беседует с директором Фонда Елены Образцовой Натальей Игнатенко

Аннотация. Обсуждаются важные проблемы современной культуры – сохранение классического наследия, пути приобщения молодежи к классической музыке, возможности современного музея в популяризации классики, роль Фонда Елены Образцовой в поддержании и развитии достижений отечественной музыкальной культуры.

Ключевые слова. Музыкальная культура, опера, Фонд, классическая музыка, популяризация, опера, вокальное искусство, музей, архив.


ЕШ. Ваш Фонд занимается сохранением и популяризацией культурного наследия, в особенности творчества Елены Образцовой. Какие формы этой деятельности наиболее актуальны в наши дни?

НИ. Если говорить о музыкальном искусстве, то это – конкурсы, которые получили большое распространение, создание современного музейного пространства, издательская деятельность, но главное – «живые» концерты, которые дают непосредственное соприкосновение с искусством артистов. Я много раз рассказывала о нашем Фонде. Возник он спонтанно, но на самом деле, как я сейчас понимаю, закономерно. В Питере, родном городе Елены Образцовой, работает созданный ею Культурный центр, ему уже 21 год. Елена Васильевна давала там мастер-классы. Но большую часть жизни она провела в Москве, 50 лет отдала работе в Большом театре. В 2011 году в разговоре у нас возникла идея создания Фонда. Дело в том, что Елена Васильевна с 1999 г. проводит свои Международные вокальные конкурсы, и ей приходилось часто ходить по официальным инстанциям и просить деньги на их организацию. Образцова в роли просителя! Меня это возмущало, я была уверена, что великая певица должна заниматься творчеством, а финансовые и организационные вопросы должны брать на себя другие люди. Больно было видеть, как она расстраивалась от неудач или отказов, – она была человеком с тонкой и ранимой душой, скромной в жизни, очень глубоко переживающей за свое дело, а по сути – за будущее музыкального искусства в нашей стране. «Давай что-то создадим!» – обратилась она ко мне, петербурженке, и я загорелась этой идеей. Тогда Елена Васильевна и предложила создать свой Фонд в Москве.

ЕШ. Вам, наверное, трудно было оставить родной Питер, свою работу, семью?

НИ. В Питере у меня была своя небольшая юридическая фирма, я кандидат юридических наук, дела шли успешно. Но сила личности Образцовой настолько велика, что я постепенно увлеклась новым делом. Мы с Еленой Васильевной начали работу над уставом, в котором и обозначены основные направления деятельности Фонда. И это большое счастье, что при жизни она дала нам свои заветы, по которым мы и живем. Основной проблемой было и остается по сей день недофинансирование и недопонимание со стороны государственных и коммерческих структур важности подобной культурной деятельности. Считаю своей главной заслугой то, что с созданием Фонда Елене Васильевне больше не надо было переживать по поводу финансирования проектов – этим занималась я. Все организационные вопросы стали моей заботой и моей болью. Елена Васильевна приглашала в жюри конкурсов своих друзей, певцов, дирижеров, менеджеров с мировыми именами, и очень важно было и остается создать комфортные условия для их работы и пребывания в Санкт-Петербурге.

ЕШ. В чем особенность Вашего Фонда, его отличие от других фондов в сфере культуры?

НИ. Существуют фонды поддержки драматических актеров, киноактеров, инструменталистов, а в области вокального искусства положение гораздо хуже. Закончившие свою карьеру певцы зачастую оказываются в забвении. Оказывать поддержку ветеранам оперной сцены с самого начала для нас стало важнейшей задачей. Уже на презентации Фонда в 2012 г. мы смогли вручить премии ветеранам Большого театра: Ларисе Авдеевой, Глафире Королевой, Валентине Левко, Маргарите Миглау, Бэле Руденко, Тамаре Синявской. В числе лауреатов также вокальные педагоги, концертмейстеры – все эти люди отдали свой талант служению опере. Каждый год мы проводим церемонии награждения, на которых встречаем очень интересных людей, узнаем замечательные биографии. Вот, к примеру. Заслуженная артистка России Нина Новоселова, которая много лет пела в Большом театре в одном репертуаре с Образцовой. Сейчас она живет в деревне под Переславлем-Залесским и совершенно бескорыстно занимается с местным церковным хором. Вручение премий Фонда проходит всегда в торжественной обстановке, мы готовим творческие портреты артистов, обязательно звучат записи их голосов, что Елена Васильевна считала очень важным – сохранять и делать достоянием для молодежи творчество мастеров оперной сцены.

ЕШ. Культурная память – важнейший аспект всей культуры, и сохранять ее бывает очень трудно, несмотря на все большее количество технологических средств. И всё же только люди могут сохранить культурные ценности, передать их новым поколениям. Очень жаль, что в этом процессе многое утрачивается. Иногда нет записей, иногда они есть, но некому оцифровать их, выложить в Интернет, сделать доступными. Хотя процессы оцифровки наследия идут очень активно, всё же многое ценное и важное не попадает в этот процесс, теряется, обедняя культурную историю.

НИ. Вы совершенно правы. Это и есть наша главная задача – сохранить культурное богатство России. Елена Васильевна в 2009 г. передала Культурному центру свой архив, который сам по себе уникален. Его начинала собирать еще ее мама –- от детских рисунков до свидетельств ее триумфальных выступлений на самых знаменитых сценах. Вся жизнь Елены Васильевны отражена в этом архиве. Потом она сама стала собирать фотографии, программки, прессу, делать альбомы. Вначале этот обширный архив находился в Петербурге, а когда появился Фонд, Елена Васильевна приняла решение перевезти его в Москву. Теперь он находится у нас. Архив постоянно пополняется – многочисленные поклонники творчества Образцовой приходят к нам, приносят фотографии, афиши, книги, программки, свои аудио- и видеозаписи, сделанные во время концертов. В архиве есть, к примеру, замечательный альбом, в котором к одному из юбилеев Елены Образцовой оставили записи представители музыкальной элиты – Шостакович, Хачатурян, Плисецкая, Архипова, Свиридов, Светланов… Всё это уникально, и всё это мы собираем. Я стараюсь дружить со всеми поклонниками Елены Васильевны, и они рады, что не осиротели с уходом великой певицы, для этого мы создали Клуб друзей Фонда Елены Образцовой. Мы составляем каталог, оцифровываем записи. Все эти материалы могут стать основой музея Образцовой, над созданием которого мы сейчас работаем.

ЕШ. Вы не хотели бы передать этот архив в один из существующих музеев, к примеру, в музей Бахрушина или в музей Глинки?

НИ. Музей Елены Образцовой и должен стать филиалом Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И.Глинки. В Министерстве культуры поддержали идею создания музея. Сейчас главная проблема – найти помещение.

ЕШ. В современном мире сама концепция музея меняется. Недавно я была в музее Театра в Вене, там в основной экспозиции нет традиционных афиш, костюмов, вся история мирового театра представлена в цифровом формате. Можно подойти к любому мультимедийному стенду, услышать и увидеть всё о театре той или иной эпохи, страны.

НИ. Мы тоже хотим создать современный музей, достойный Елены Образцовой и великих голосов ее поколения. По моему мнению, он должен сочетать в себе живое музейное пространство и современные технологии.

ЕШ. Какие еще проекты можно будет осуществлять в этом музее? В детстве я любила ходить в музей Бахрушина на воскресные вокальные вечера. Рассказ о творчестве великих певцов сопровождался показом диапозитивом и прослушиванием записей. Теперь технические возможности гораздо шире. Наверное, существуют большие возможности для просветительских программ?

НИ. Действительно, но такого рода программ пока что очень мало. Для этого мы планируем в музее Образцовой концертный и мультимедийный залы. Я вспоминаю один вечер в музее Шаляпина, посвященный Лучано Паваротти, который не раз был партнером Елены Васильевны. Она сама вела этот вечер, рассказывала случаи из жизни, связанные с их совместными выступлениями, на экране демонстрировались фрагменты из спектаклей. Это было незабываемо. Как жаль, что никто не записал!

ЕШ. Сейчас мы говорим о сохранении прошлого, а что Фонд делает для молодежи, для развития оперного искусства?

НИ. Одной из главных задач Елена Васильевна считала поиск талантов. Она уделяла большое внимание конкурсам, работала членом и председателем международного жюри многих известных европейских конкурсов. Участие в конкурсах считала очень важным для молодых певцов, даже если они не станут лауреатами. Но найти таланты – это еще не все, важно, чтобы их не бросали, оказывали поддержку и после конкурса. Мы в Фонде делаем все, чтобы поддержать наших лауреатов, организуем концерты, помогаем наладить профессиональные контакты, учреждены специальные премии: «Надежда» для юных вокалистов и «За яркое начало в искусстве» –- для молодых певцов. Многие участники наших конкурсов сейчас – мировые звезды, поют в лучших театрах. Они – наша гордость и постоянные участники проектов Фонда.

ЕШ. Сегодня классическая музыка становится весьма востребованной во всем мире, абонементы на филармонические концерты раскупают мгновенно, концертные залы полны. На ваш взгляд, это дань моде на «высокое искусство» или пробуждение подлинного интереса к серьезной музыке?

НИ. Любовь к классической музыке в России, хочется верить, – это не мода, а глубоко укорененная потребность, истоки которой лежат в народной песенной традиции. Отрадно, что все больше людей интересуются классикой, стараются прививать эту любовь детям. Появляются и новые возможности - кроме традиционных музыкальных школ, школ искусств, возникают частные школы, вокальные студии, в том числе при детских досуговых центрах. Молодежь стремится к творчеству, сами молодые музыканты становятся инициаторами фестивалей  классической и современной музыки и находят своего слушателя. В концертных залах сегодня далеко не только пожилые люди. Если это – тренд, то, надеюсь, надолго.

ЕШ. Опера в наши дни вышла за стены театральных залов – трансляции оперных спектаклей идут на городских площадях, публика там, как я наблюдала, весьма случайная, а целостность спектакля нарушена. Насколько такие он-лайн трансляции способствуют пробуждения интереса к опере?

НИ. Я отношусь к этому положительно. Я не имею музыкального образования, Елена Васильевна приучила меня слушать музыку. У нее была огромная фонотека, которую она собирала многие годы по всему миру. Когда начались трансляции спектаклей из Метрополитен опера в кинотеатрах, я воспользовалась этой возможностью и получила большое удовольствие. В кинотеатре, с хорошим качеством звука и изображения, возникает чувство сопричастности спектаклю, желание аплодировать. Я горячая сторонница он-лайн трансляции, мы тоже сделали такую работу в этом году – осуществили он-лайн трансляцию оперы Доницетти «Дочь полка» на портале Культура.РФ. За период трансляции оказалось почти 500 тысяч просмотров, а 15 тысяч в Facebook. Я горжусь этим!

ЕШ. Я была на этом важном музыкальном событии – опера прозвучала в консерватории, в концертном исполнении, с замечательными исполнителями. Конечно, замечательно, что к этому смогли приобщиться тысячи людей. А теперь о самом главном! Елена Васильевна Образцова говорила, что любовь – это самое главное в творчестве. На Ваш взгляд, в нашем мире постоянной и жесткой конкуренции не наблюдается ли дефицит любви? Как это сказывается на искусстве?

НИ. Отрицательно. Без любви искусство теряет свою силу. Все наши проекты делаются с любовью. Для Елены Васильевны любовь была самым главным, на даже писала это слово с заглавной буквы. Она всегда спрашивала молодых вокалистов: «Про что ты поешь?». И сама отвечала: «Всегда надо петь о любви», даже если в музыке преобладает трагизм. Я много раз плакала на концертах Елены Васильевны, но это были светлые слезы очищения. Когда она в конце жизни пела «Аве Мария» Каччини её пианиссимо дарило чувство причастности к высшим сферам бытия. Без любви нельзя дарить радость, вся музыка – это Любовь. И Елена Образцова была ее воплощением. Она всегда говорила, что хотела бы сначала умереть, а потом перестать петь. Так и случилось.

ЕШ. В июне этого года я была в Вене, где сейчас проходят выставки, посвященные 50-летию работы Пласидо Доминго в Венской опере. В Музее театра показывают фрагменты из его спектаклей, и один из самых замечательных – финальная сцена «Кармен», где он поет с Еленой Образцовой. Это великолепная сцена, артисты в своем расцвете, постановка красивая, истинно высокое искусство. Такое искусство несла всю жизнь Елена Образцова, и очень радостно, что вы продолжаете это дело. Позвольте поблагодарить Вас за эту беседу и пожелать успешных проектов. Будем ждать открытия музея Едены Образцовой и надеемся встретиться там!

НИ. Спасибо и Вам за беседу, за то, что активно интересуетесь жизнью Фонда Елены Образцовой, приходя на наши события.



Июнь 2017, Москва, Фонд Елены Образцовой.

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

Редактор
Е.Н. Борисова

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 

 

Мы в Фейсбуке:

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:


Нужен веб-сайт?

 

РУС ENG