Гипотезы:
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии:
В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)
А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)
Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)
В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства
В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика:
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры
М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение
Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей
Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
Анонс следующего номера
|
П.Е. Царьков
«Другие» в социокультурном пространстве большинства:
влияние спортивной адаптации на психическое состояние лиц
с ограниченными возможностями
Аннотация. Данная статья представляет экскурс в историю спортивной адаптации и социализации людей с ограниченными возможностями, «других». При ее написании автором использовались материалы, полученные израильским исследователем, доктором Бар-Ором при содействии Департамента исследований и спортивной медицины Национального института физической культуры и спорта им. Вингейта (Израиль).
Ключевые слова. Антропология медицины, спортивная антропология, исследование социализации меньшинств, инвалидность, проблемы социализации, психотравма
Чаще всего в зарубежной научной литературе, которая посвящена рассматриваемой нами проблематике, люди с ограниченными физическими возможностями и лица с инвалидностью, не разделяются в две отдельные категории. Данные дефиниции: «ограниченные возможности» и «инвалидность» приводятся как идентичные категории (синонимы). Мы уточняем, что люди с ограниченными возможностями не всегда считаются инвалидами (для этого необходимо признание комиссии ВТЭК), при этом люди, чья инвалидность признана, – по умолчанию имеют ограниченные возможности. Как и ряд западных исследователей: Л. Доминелли, М. Пристли, Т. Тинклин, Д. Холл – мы умышленно объединяем указанные две дефиниции, но по возможности стараемся пользоваться термином «люди с ограниченными возможностями», или «другие», чтобы избежать негативных коннотаций, которые присущи дефиниции «инвалид».
Данная статья представляет экскурс в историю спортивной адаптации и социализации людей с ограниченными возможностями, «других». При ее написании автором использовались материалы, полученные израильским исследователем, доктором Бар-Ором при содействии Департамента исследований и спортивной медицины Национального института физической культуры и спорта им. Вингейта (Израиль).
Исследование доктора О. Бар-Ора было проведено в отношении людей, страдающих параличом нижних конечностей, который у них возник в результате военных действий. Целью Доктора Бар-Ора было выявление влияние регулярных занятий спортом на лиц, страдающих параличом нижних конечностей [1]. Объектом исследования были психологические аспекты наблюдения за пациентами.
Люди с физическими недостатками страдают не только от физических недугов, но и психологических. Физическая недееспособность, меняющая жизненные условия и ограничивающая социальную мобильность, создает предрасположенность к психическим расстройствам [2]. Таким образом, процесс реабилитации физически неполноценных пациентов, по мнению доктора, О. Бар-Орка, требует психологического вмешательства. На западе (США, Израиль) со второй половины 1960-х спортивные мероприятия были приняты, рекомендованы и до настоящего времени используются в качестве важного инструмента для физической и ментальной реабилитации физически ограниченных людей [3].
Использование спорта как инструмента для улучшения душевного здоровья началось в первом десятилетии XX века [4]. Позже, спорт стали внедрять при ментальной реабилитации физически недееспособных пациентов, прежде всего, в качестве механизма, способствующего сглаживанию барьеров при интеграции в социум, а также при преодолении социальной изоляции. Однако, до настоящего времени число эмпирических исследований, связанных с позитивной ролью спортивных мероприятий в рамках реабилитации людей с ограниченными возможностями, относительно не велико. В этой связи, на наш взгляд заслуживает внимание успешный опыт израильских исследователей, рассматриваемый автором в данной статье.
В своем исследовании, доктор О. Бар-Ор рассматривал психологические аспекты, с целью выяснения – способствует ли физическая нагрузка улучшению психического состояния инвалидов войны, страдающих параличом нижних конечностей? Занимаясь решением данной проблемы, доктор Бар-Ор ставит следующие вопросы:
1) Вызваны ли психические расстройства у людей с ограниченными возможностями соматическими заболеваниями или изменениями их места в социальной среде?
2) Являются ли психические отклонения характерной чертой всех инвалидов, или же они характерны для людей с физической дисфункцией?
Большинство авторов, занимающихся поиском ответа на первый вопрос, согласны с тем, что психические расстройства людей, страдающих физическими недугами, в основном, обусловлены проблемами адаптации в обществе. Но ответ на второй вопрос является дискуссионным. Некоторые исследователи ставят под сомнение идею о том, что инвалиды отличаются друг от друга видами психологических реакций [5]. Эти ученые утверждают, что люди с физическими недугами являются гомогенной группой и для них типичны следующие характеристики: комплекс неполноценности, застенчивость, отрешенность, тревога, обвинение других людей, чувство вины, желание быть принятыми обществом, зависимость, апатия, нереалистичные стремления. Другие ученые в своих исследованиях приходят к выводу, что инвалиды более агрессивны и женственны, чем здоровые люди, не страдающие физическими недостатками [6]. При этом отмечается повышенная экстравертированность в поведении людей с ограниченными возможностями. К.С. Кларк утверждает, что люди, страдающие параплегией, а также инвалиды с другими физическими расстройствами демонстрируют более высокий уровень инфантильности, чувствительности и импульсивности [7].
Некоторые исследователи относят людей, страдающих параличом нижних конечностей к группе инвалидов, использующих инвалидные коляски. При этом подчеркивая, что инвалиды данной группы ощущают определенные неудобства при общении с окружающими и, как следствие, у них возникают психические расстройства [8]. Некоторые американские исследователи полагали, что люди, привязанные к инвалидным коляскам, относятся к гомогенной группе, которая отличается от других групп физически неполноценных или здоровых людей [9]. Чертами, отличающими колясочников, являются – агрессия, вызванная ощущением отсутствия собственной значимости, низкий самоконтроль, высокая экстравертированность, с помощью которой они пытаются найти контакт с людьми, а также депрессия, которая выражается как апатия, возникающая в результате социальной изоляции.
Существуют авторы, которые утверждают, что для людей, страдающих параплегией, характерен особый тип поведения. Однако, при рассмотрении данного типа поведения, можно сделать вывод, что оно не сильно отличается от поведения людей, страдающих психическими расстройствами. Дж Грант выделял такие черты, как чувство собственной неполноценности, апатия и агрессия [10]. На начальной стадии реабилитационного процесса, люди с парализованными конечностями отличаются депрессивным состоянием и агрессией.
Исследование доктора О. Бар-Ора
Объектами исследования были 18 мужчин, страдающих параличом нижних конечностей, который у них возник в результате ранений во время войны Судного дня. В рамках данного исследования, пациенты могли выбрать, хотят ли он принять участие в спортивных мероприятиях или, напротив, воздержаться от участия в них. Таким образом, испытуемые были поделены на две группы: 12 человек приняли участие в спортивной реабилитационной программе (активная группа), другие 6 человек не стали этого делать (пассивная группа). Исследования в отношении этих двух групп позволит нам ответить на следующий вопрос: изменится ли поведение и психическое состояние пациентов в течение трех лет в результате внедрения спортивных методов, или изменения возникнут в результате естественной адаптации без применения спортивных программ. На момент начала проведения эксперимента, все испытуемые имели одинаковый коэффициент повреждений, и у всех были похожие симптомы, связанные с параличом нижних конечностей.
Все испытуемые имели одинаковую степень повреждений. Их возраст варьировался от 20 до 27 лет, и они имели одинаковый уровень образования; они получили схожие травмы и ранения, и при одинаковых обстоятельствах; их широкое социальное окружение положительно приняло их. Из 18 человек, принявших участие в тестировании, 15 человек находились в своем изначальном статусе до третьей стадии тестирования – 10 испытуемых относились к группе активных участников эксперимента, 5 человек нет. Двое из восемнадцати участников на третий год проведения эксперимента изменили свой статус на противоположный: первый пациент, изначально поступивший в активную группу, отказался от участия в спортивной реабилитационной программе и перешел в пассивную группу, второй, напротив, изъявил согласие участвовать в ней. Один участник эксперимента выбыл. 20 физически здоровых мужчин того же возраста, которые также принимали участие в «Войне судного дня», были участниками контрольной группы.
Во время данного исследования Бар-Ора, пациенты находились под диспансерным наблюдением и проверялись врачами 3 раза в рамках эксперимента, длившегося 3 года. Первый осмотр был проведен сразу после выписки пациентов из медицинских учреждений и перед запуском реабилитационной программы. Спортивные мероприятия длились 3 года по 2-4 раза в неделю. Во время проведения данных занятий, их интенсивность увеличивалась от среднего до высокого уровня. Спортивная программа включала в себя следующие дисциплины: баскетбол, плавание, настольный теннис и фитнес; занятия проводились в реабилитационном центре для ветеранов боевых действий «Бейт Халохем», который находится в городе Тель-Авив. Испытуемые тренировались под присмотром квалифицированных инструкторов.
Психологическая составляющая эксперимента
Объектами психологической составляющей эксперимента О. Бар-Ора были следующие аспекты:
Поведенческие черты: нерешительность, эмоциональная реактивность, зависимость, ипохондрия, депрессия, излишняя маскулинность/женственность, подозрительность, озабоченность, замкнутость/раскрепощенность, агрессия, конформизм, чувство вины, самоуверенность, готовность принять на себя риски, настойчивость.
Мотивационные качества: уровень стремлений, реалистичность стремлений, стабильность стремлений и готовность проявить маскулинные качества.
Познавательные способности: концентрация, ориентация в пространстве, оценка силовой деятельности, оценка физической подготовленности и самооценки.
Перцепционные двигательные способности: быстрота реакции, мышечная чувствительность, асимметрия силового потенциала рук, двигательная координация и устойчивость к усталости.
Методология исследования
Методологическими инструментами, использовавшимися в исследовании данных характеристик, являлись:
1) Краткая форма Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI) (Blaser and Gehring, 1974), включавший 221 пункт.
2) Тест Розенцвейга (1945) для взрослых.
3) Анкеты, предназначенные для членов семей пациентов, в которых были вопросы о поведении пациентов до и после травм и ранений. Анкеты включают в себя пять детерминированных пунктов и предусматривают ответы по 15-бальной шкале (от -7 до +7).
4) Эксперимент на спортивной площадке, в рамках которого проверялась реакция участников эксперимента. Данное мероприятие представляло собой командно-соревновательную игру.
5) Так называемая «Шкала Борга» (Borg and others, 1972), применяемая для оценки пациентом выполняемой нагрузки. Оценивание выполненной нагрузки осуществлялось после интенсивных упражнений на ручном эргометре.
6) Определение скорости реагирования осуществлялось посредством измерения времени реагирования на сигналы в пространстве с разных позиций, также определялась устойчивость к усталости после интенсивных упражнений на эргометре.
7) Ручной динамометр использовался для определения асимметрии силы рук и частоты мышечных сокращений.
8) Тест Цувольда (1964) применялся для проверки концентрации.
Результаты исследования
Чтобы ответить на первый вопрос: «вызвали ли боевые ранения изменения в поведении испытуемых пациентов?» – О. Бар-Ор мы проводит два сравнения.
А) Исходные оценки пациентов сравниваются с показателями контрольной группы.
Б) Рассматриваются оценки, сделанные членами семей пациентов, относительно особенностей поведения последних – до ранений и после них.
В результате исследования было выявлено, что пациенты, страдающие параплегией, очень сильно отличаются от физически здоровых людей согласно шкале ММЛО (MMPI): депрессия (p<.05), паранойя (p<.05) и шизофрения (p<.05). Показатели пациентов были выше. Две группы также отличались своими показателями в сфере реакций на расстройства (согласно фрустрационному тесту Розенцвейга). Эго-защитные реакции доминируют в группах пациентов, страдающих параплегией (p<.001), тогда как need-persistence реакции возникают у них реже (p<.05). Члены семей пациентов также отмечают негативное влияние ранений на поведение и психическое состояние испытуемых. Три из пяти поведенческих черт изменились в худшую сторону после того, как участники данного эксперимента получили ранения: настроение (p<.05), готовность предпринимать какие-либо действия (p<.05) и частота сна (p<.01), однако экстраверсия увеличилась (p<.05).
Доктор Бар-Ор установил, что параплегия оказывает негативный психо-травматический эффект на состояние пациентов. Данный эффект выражается в следующих симптомах: депрессия, подозрительность, плохое восприятие реальности, защитное поведение и плохой сон. При этом, параплегия увеличивает экстраверсию. Отдельное сравнение активных и неактивных участников данного исследования открыло дополнительные факты. В частности, пациенты, выбравшие пассивное поведение, мало чем отличались от физически здоровых людей. Они отличались от представителей контрольной группы лишь одним аспектом: их реакция на какую-либо неудовлетворенность была экстрапунитивной (p<.05), т.е., они были более агрессивны.
Активные участники эксперимента отличались от физически здоровых людей не только вышеупомянутыми особенностями, а также высоким Ma (Психоманией) по шкале ММЛО (MMPI) (p<.05) и более низкими МЖ (Мужественность/Женственность) по шкале MMЛО (p<.05). В отличие от пациентов из пассивной группы, он выделялись большей импульсивностью.
Может ли определенный отрезок времени нивелировать
негативное влияние на психику, вызванное параплегией?
Отвечая на вопрос: «Может ли определенный отрезок времени нивелировать негативное влияние на психику, вызванное параплегией?» – О. Бар-Ор опирается только на результаты анализа изменений, наблюдаемых у пассивных инвалидов в течение трехлетнего периода. Эмоциональная реактивность, эксгибиционизм, подозрительность, слабая социальная адаптация, агрессия, плохой сон, могут быть нивелированы естественным путем лишь спустя какое-то время. Данная естественная приспособляемость, однако, проявляется медленно и не локализует все расстройства, перечисленные выше.
Выводы и практические рекомендации
На основании результатов проведенного исследования доктор О. Бар-Ор делает следующие выводы:
1) Травматическая параплегия – это патология, которая наносит не только физический, но и психический ущерб пациенту, воздействуя на поведенческие особенности личности. По этой причине, человек, страдающий данной патологией, нуждается как в физической, так и психической реабилитации. Психические изменения, вызванные параплегией, весьма разнообразны. В некоторых случаях они возникают сразу после ранения, в то время как в других случаях на это требуется некоторое время.
2) Некоторые психические расстройства, вызванные параплегией, дают о себе знать лишь спустя некоторое время. По этой причине очень сложно выявить какие-либо психические расстройства сразу после выписки пациента из клиники. Больные параплегией, но, на первый взгляд, психически устойчивые, начинают страдать психическими расстройствами позже. Таким образом, даже несмотря на то, что они не видят надобности в прохождении психологической реабилитации, необходимо принять меры по вовлечению их в реабилитационный процесс.
3) Некоторые психические расстройства, вызванные параплегией, (например: эмоциональная реактивность, эксгибиционизм, подозрительность, слабая социальная адаптация, агрессия, плохой сон), могут быть нивелированы естественным путем лишь спустя какое-то время. Данная естественная приспособляемость, однако, проявляется медленно и не локализует все расстройства, перечисленные выше.
4) Спортивные мероприятия не являются панацеей от вышеупомянутого недуга, поскольку некоторые психические отклонения, выявленные у пациентов, не были устранены посредством спортивной реабилитации, длившейся три года (среди них выделяются депрессия, плохое восприятие реальности, конформизм и импульсивность).
5) Позитивные результаты, полученные вследствие реабилитации, были достигнуты лишь на финальном этапе эксперимента.
ПРИМЕЧАНИЯ
[ ] Об исследовании О. Бар-Ора см. более подробно: Psycho-social research in rehabilitation: Studies in the Rehabilitation of Disabled Veterans and Bereaved Families in Israel. Jerusalem, 1982.
[2] См: Wurtz, H Das Leben des Kruppels. Leipzig, 1921; Meng H. Zur Socialpsyhologie der Korperbehinderten. Schw. Arch. Fur Neurol. und Psychiatr. XL., 1937/38. No. 2. P. 314-353; Pinter R., Eisenson J. and Stanton M. The Psychology of the Physically Handicapped. In: Kane, J. (Ed.) Psychological Aspects of Physical Education and Sport. London, 1972. P. 187-208; Fitzgerald D.C. Success-Failure and T.A.T Reactions of Orthopedically Handicapped and Physically Normal Adelescents, J. of Person, 1950. No. 1. P. 57-83; Wright B.A. Physical Disability // A Psyhological Approach. New York, 1960.
[3] Dosher N. Adjustment of the Physically Handicapped College Student, MentalHygiene, 1974. No. 31. P. 567-581; Mcloy Layman E. The Contribution of Play and Sport to Emotional Health, in; J.E. Kane (Ed.) Psychological Aspects of Physical Education and Sport. London, 1972. P. 163-187; Rowls H.D. Social Factors in Disability, New Outlook for the Blind, 1957. No. 51. P. 231-237; Matmask, E.A. Survey of Self-esteem among Successful and Unsuccessful Student Athletes and this relationship by Achievement Motivation / E.A. Matmask, M.F. Ozrudi // Asian Exercise and Sport Science Journal. 2019. Vol. 3. No. 1. P. 2588-4832; Sokhlikova, V.A. Divergence of the self-assessment and level of aspirations as important variable of the successful performance at competitions / V.A. Sokhlikova, E.V. Romanina // Sport psychologist. 2018. No. 4 (51). P. 8-12; DiVita, MA. Mandated Quality of Care Metrics for Medicare Patients: Examining New or Worsened Pressure Ulcers and Rehabilitation Outcomes in United States Inpatient Rehabilitation Facilities / MA. DiVita, C.V. Granger, R. Goldsteinet al. // Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 2018. Vol. 99 (8). P. 1514-1524
[4] Mcloy Layman, E. The Contribution of Play and Sport to Emotional Health, in; J.E. Kane (Ed.) Psychological Aspects of Physical Education and Sport. London, 1972. P. 163-187.
[5] Deitrick, J.E. The effects of immobilization upon various metabolic and physiologic functions of normal men / J.E. Deitrick, G.D. Wheldon, E. Shorr // Am. J. Med. 1948. Vol. 4. P. 3-36.
[6] Cullinen, K. Weight training increase fat-free mass and strength in untrained women / K. Cullinen, M. Caldwell // J. of the American. Dietetic. Association. 1998. Vol. 98. P. 414-418.
[7] Clarke, K.S. Caloric costs of activity in paraplegic persons / K.S. Clarke // Arch. Phys. Med. Rehabil. 1966. Vol. 47(7). P. 427-435.
[8] Croft, L. A comparison of the physiological demands of wheelchair basketball and wheelchair tennis / L. Croft, S. Dybrus, J. Lenton, V. Goosey-Tolfrey // Int. J. Sports. Physiol. Perform. 2010. Vol. 5(3). P. 301-315.
[9] Claus-Walker, J. Metabolic and endocrine changes in spinal cord injury. II: Partial decentralization of the autonomic nervous system / J. Claus-Walker, L.S. Halstead // Arch. Phys. Med. Rehabil. 1982. Vol. 63. P. 576.
[10] Grant, J.P. Current techniques of nutritional assessment / J.P. Grant, P.B. Custer, J. Tliurlow // Surg. Clin. North. Am. 1981. Vol. 61. P. 437.
© Царьков П.Е., 2022
Статья поступила в редакцию 9 августа 2021 г.
Царьков Петр Евгеньевич,
кандидат социологических наук,
старший научный сотрудник
Всероссийского научно-исследовательского
института физической культуры и спорта
e-mail: petrcarkov@gmail.com
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»
Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры
№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013
Журнал индексируется:
Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
А.Я. Флиер
Шеф-редактор
Т.В. Глазкова
Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов
Наш баннер:
Наш e-mail:
cultschool@gmail.com
НАШИ ПАРТНЁРЫ:
|