НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

В.М. Розин

Социокультурный анализ конспирологического дискурса
(по книге Сергея Горяинова «Битвы алмазных баронов»)
(начало)

Аннотация. В статье анализируется книга Сергея Горяинова «Битвы алмазных баронов». Выделяются основные положения, на которые автор опирается: цена определяется не соотношением спроса и предложения, а сознательным управлением и регулированием; именно цена на сырье определяет основные экономические процессы и связанные с ними глобальные рынки, причем эта цена вполне проектируемый и формируемый ресурс; управляют ценой на сырье и глобальными рынками не правительства, а клубы и элиты, и не любые, а принадлежащие англосаксонской культуре и др. Рассматривается доказательная база концепции Горяинова и показывается, что интерпретации автора уязвимы, их можно истолковать как контрпримеры к его построениям. Чтобы выявить основания концепции Горяинова реконструируются его ценности и черты личности, которые сравниваются с мироощущением автора данной статьи и его учителя известного российского философа Г.П. Щедровицкого. При этом была реализована следующая методология: сравнительный анализ, методологическая проблематизация, ситуационный анализ, реконструкция и интерпретация заявленных Горяиновым положений. Что позволило подвергнуть критике конспирологическую теорию Горяинова и выделить причины неудовлетворительности подобных концепций.

Ключевые слова. Культура, интерпретация, теория, концепция, конспирология, факты, личность, ценности, критика, элита, социальность.


Сразу хочу пояснить, в каком смысле у Горяинова речь идет о конспирологическом подходе. В данном случае нам предлагается не очередная – теория, не просто раскрываются глаза на заговор против ряда государств, нет, утверждается, что современная форма развития мировых социальных процессов представляет собой сознательное управление глобальными сырьевыми рынками и мировыми событиями (ценами, потребностями населения, принятием политических решений и пр.). С точки зрения автора книги, заговорщики ‒ это скорее средства и орудия такого управления, как говорится «не эти, так другие». Тем не менее, так сложилось исторически, что управляют миром англичане и американцы, причем не посредством своих правительств, а в лице политических клубов и элит. «Под “клубами” и “элитами”, ‒ пишет Гвидо Препарата, ‒ я подразумеваю укоренившиеся и самовоспроизводящиеся братства, правящими англосаксонскими государствами: они были (и есть) образованы конгломератами династий, происходящих из банкирских домов, дипломатического корпуса, офицерской касты и правящей аристократии. Этот конгломерат и по сей день прочно вплетен в ткань современных “демократий”» [1].

Если у Горяинова и есть конспирология, то она проявляется в двух моментах. Во-первых, он как бы присоединяется к целям и миссии надправительственных элит (во всяком случае, не возражает против них), а именно установить господство над миром, во-вторых, раскрывает истинный механизм и ход современности, которые по понятным причинам, считает Горяинов, надправительственной элитой скрываются от непосвященных и тех, кем она манипулирует. «Мы, ‒ писал один из героев книги, создатель компании “Де Бирс” Сесил Джон Родс, ‒ люди практичные, должны завершить то, что пытались сделать Александр, Камбиз и Наполеон. Иными словами, надо объединить весь мир под одним господством. Не удалось это македонцам, персам, французам. Сделаем мы ‒ британцы» [2].

Но относится ли тема и проблемы конспирологии к компетенции культурологии? На первый взгляд, и то и другое ‒ предмет скорее политологии. Однако все зависит от того, как мы будем осмыслять эти явления. Кроме того, конспирологические объяснения в современной культуре очень распространены. А замыслы мирового господства ‒ неотъемлемая черта нашей цивилизации, начиная, пожалуй, с Александра Македонского.

Книгу Горяинова стоит проанализировать еще и потому, что ее автор разворачивает довольно убедительный дискурс, опираясь на большой фактологический материал, осуществляя критику традиционного экономического объяснения событий. С последнего я и начну. Традиционной экономической теории Горяинов противопоставляет ряд альтернативных экономических положений. Он убежден, что цена любого товара, определяется не соотношением предложения и спроса, которую устанавливает «невидимая рука рынка», соответственно развитие истории ‒ не борьбой классов по Марксу, а сознательным управлением и регулированием, важное место в которых занимают внушение (реклама, пиар, информационное воздействие), и скрытая в силу незаконности, устанавливаемой государствами, политическая деятельность.     

Например, когда цены на алмазы в мире стали быстро падать, Сесил Родс, создатель крупнейшей алмазной корпорации «Де Бирс», организовал, как бы мы сегодня сказали, информационную компанию, в которой, с одной стороны, дискредитировались опалы, до того времени главенствующие у потребителей драгоценностей, чтобы резко понизить на них спрос, а с другой ‒ внушалась пользователям мысль, что без алмазов и бриллиантов им не прожить. «Грамотный маркетинг довершил блестящую операцию, и бриллиант прочно вошел в обиход европейской (самой значительной на тот момент времени) массовой ювелирной торговли <…> что не могло не привести к пониманию того, что тезис о цене как объективной реальности, заданной балансом спроса и предложения, далеко не универсален. Предложением на сырьевом рынке можно управлять, сосредоточив в одних руках значительную долю добычи. Спросом можно управлять, манипулируя информационной оболочкой товара, его образом, не только изменяя при этом объем традиционного рынка, но и создавая, по сути, новые рынки и уничтожая существующие <...> Кто же определяет, срывает банк? Любой грамотный трейдер скажет: “инсайдер”. Тот, кто способен закачать в биржевую игру миллиарды и триллионы и при этом без риска, ибо такими деньгами не рискуют. А это может быть только тот, кто знает (а на самом деле ‒ определяет), насколько увеличит добычу ОПЕК через месяц, когда в Ливии произойдет “цветная революция”, когда племя айджо атакует нефтяные платформы в дельте Нигера и какое решение по учетной ставке примет ФРС в мае следующего года…Вот этот “спекулянт” и определяет ценовые тренды на мировых сырьевых рынках. Остальным рекомендуется изучать классические труды по экономике и верить в то, что “невидимая рука рынка” устанавливает справедливый баланс между спросом и предложением»  [3].

Вот-вот, скажет наш оппонент, к культурологии это никакого отношения не имеет, чистая политэкономия. Ну почему же, ведь Родс реализовал в рассмотренной ситуации важнейшую установку новоевропейской культуры, по которой человек ‒ демиург («второй Бог», как утверждал Николай Кузанский), причем не только относительно первой природы, но и второй. Новоевропейскую культуру открывает манифест Пико делла Мирандолы, который начинался с пассажа, что человек ‒ это славный мастер, который по собственному желанию может стать херувимом. Управлять, считает новоевропейский человек, можно не только природными процессами, но и поведением человека и массами.

Второе положение экономической доктрины Горяинова состоит в том, что именно цена на сырье определяет основные экономические процессы и связанные с ними глобальные рынки, причем эта цена вполне проектируемый и формируемый ресурс. «Ценообразование на глобальных сырьевых рынках, ‒ пишет автор, ‒ это управляемый процесс с долгосрочным (30 и более лет) горизонтом планирования, осуществляемый в недрах гибких неформальных структур, объединяющих представителей ведущих добывающих корпораций, финансовых институтов и политической элиты. А цена на сырье ‒ абсолютный инструмент влияния на все производственные рынки, вплоть до самого рафинированного хай-тека. Поэтому тот, кто контролирует глобальные сырьевые рынки, в конечном счете, контролирует всю экономику планеты» [4].

Не просматривается ли здесь типичный для человека нашей культуры социально-инженерный подход? Социальные, и в том числе экономические процессы, можно изучить точными методами (промоделировать), а затем на основе полученных моделей давать прогнозы (даже долгосрочные) и управлять. Причем неважно, что моделируется и прогнозируется ‒ свободное падение тел, как у Галилея, погода или экономика планеты. Хотя достаточно немного подумать, чтобы усомниться в возможности промоделировать экономику всей планеты. Однако разве человек не создал ядерное оружие, по действию сомасштабное геологическим планетарным процессам? Интересно, почему в нашей культуре нет практик, блокирующих подобные ментальные обобщения и экспансии.

Третье положение я фактически уже указал: управляют ценой на сырье и глобальными рынками не правительства, а клубы и элиты, и не любые, а принадлежащие англосаксонской культуре. Играют эти элиты против всех стран мира и регионов. Горяинов довольно подробно рассматривает действия надправительственных элит в отношении СССР, Германии, ЮАР, Японии и Китая, показывая, что властные сообщества этих стран (тоже элиты, но национальные), не осознавая того, действовали по указке англичан и американцев.

Достаточно, задаться вопросом ‒ а могли ли в предыдущих культурах существовать подобные элиты, чтобы понять, что речь идет о современной культурной ситуации, специфику которой многие видят в процессах глобализации. Глобальные процессы предполагают, так сказать, глобальных субъектов, и конспирологи на эту роль выдвигают  надправительственные элиты. И англосаксонская культура здесь не случайна. Вместе с Западной Европой она составляет золотой миллиард, ушла вперед в цивилизационном развитии, ее удобно рассмотреть в качестве основного источника мировых проблем и несправедливости. Предельные истолкования последнего убеждения нам предлагают идеологи терроризма.

Впрочем, в каждой управляемой стране были специалисты, отчасти, понимавшие, что происходит, но как умные и реалистичные люди они или поддерживали действия надправительственных элит (именно в пользу своей страны) или извлекали свой личный профит из сложившегося положения. Этим специалистам, своеобразным умным евреям при губернаторах, Горяинов очень сочувствует, по сути, считая их управляющей элитой второго эшелона. Возможно, и себя он причисляет к этому второму эшелону, ведь в течение ряда лет Горяинов входил в состав Совета по информационной политике компании АЛРОСА («Алмазы России ‒ Саха»); кроме того, он владеет такими знаниями, которые свидетельствует о некоторой принадлежности к высшим кругам руководства этой компанией, обогнавшей в последние годы по добыче корпорацию «Де Бирс».  

Можно усомниться, действительно, ли управляющая миром элита является надправительственной. Но Горяинов помимо соответствующей интерпретации событий, которую читатель может и не принять, приводит один интересный пример. «16 марта 1921 года был подписан первый в истории Советской России и Великобритании торговый договор… Англия брала на себя обязательство “не накладывать ареста и не вступать во владение золотом, капиталом, ценными бумагами либо товарами, экспроприируемыми из России в случае, если бы какая-либо судебная инстанция отдала распоряжение о такого рода действиях”. Фактически это ограничение делало невозможным вмешательство английского государства (не говоря уже о зарубежных государствах) в деловые операции, проходившие под эгидой этого договора. А если учесть, что на момент заключения договора между Великобританией и Россией вообще не было дипломатических отношений, то следует признать, что данный договор являлся лишь формальным прикрытием сотрудничества большевиков с силой более влиятельной, чем английские государственные институты» [5].  

Комментарий Горяинова непонятен, учитывая, что в западном обществе суд независим от государства. Известное разделение на законодательную, исполнительную и судебную власть ‒ один из важнейших социальных механизмов новоевропейской культуры, позволивших отчасти гарантировать невозможность государства встать над обществом и начать им манипулировать. К сожалению, кризис современной культуры во многом подорвал действие и эффективность данного механизма. «Современные условия, ‒ пишет З. Бауман, ‒ делают возможным появление “изобретательного” государства, способного заменить всю систему социального и экономического контроля на политическое управление и администрирование. Что еще более важно: современные условия обеспечивают необходимый “материал” для такого управления и администрирования. Современная эпоха, как мы помним, это время искусственного порядка и грандиозных социальных “дизайн-проектов”, время плановиков, визионеров и – в более общем плане – культивирующих нечто “садовников”, воспринимающих общество как целинную землю, которая должна культивироваться в соответствии с их планами». <…> «Два самых известных и страшных случая современного геноцида (фашизм и коммунизм) не изменили духу современности... Они породили огромный и мощный арсенал технологий и организаторского искусства. Они произвели на свет институты, которые служат одной-единственной цели – смоделировать поведение человека до такой степени, что он будет продуктивно и энергично преследовать любую цель, причем независимо от того, получил ли он идеологическое обоснование или моральное одобрение со стороны тех, кто поставил перед ним эту цель. Эти мечты и усилия узаконивают монополию правителей на конечные результаты, а управляемым отводят роль средства. Они определяют большинство действий как средства, а средства должны подчиняться конечной цели – тем, кто ее поставил, высшей воле, высшему знанию» [6].

Четвертое положение, точнее целая серия, касается социальной технологии, созданной надправительственными элитами для решения поставленных задач. Речь, конечно, идет о том, как ее видит Горяинов. Прежде всего, необходима монополия на ресурсы и их ценообразование. Отец «Де Бирс» начал именно с борьбы с Барни Барнато за монополию в алмазном бизнесе. «Родс был одним из немногих, кто понял, что алмазный рынок может успешно развиваться лишь в условиях предельной монополизации, которая способна обеспечить искусственный дефицит алмазного сырья, являющийся, в свою очередь, страховкой от неконтролируемого колебания цен» [7].  

Затем, собственно управление, важной составляющей которой выступают глобальные «проекты». Проекты необходимо спланировать, разработать, реализовать в жизнь, наконец, завершить. Горяинов последовательно рассматривает несколько таких проектов: проект СССР, призванный создать для Запада сырьевую базу алмазов, проект нацисткой Германии, задачей которого было ослабление России и потребление производимых «Де Бирс» промышленных алмазов, проект ЮАР, на котором отрабатывалась стратегия глобального надправительственного управления, проекты Японии и Китая, предназначенные для покупки этими странами колоссального американского государственного долга. Вот всего два примера ‒ англо-бурская война и экономическое чудо Японии и Китая.   

«Весьма распространено мнение, ‒ пишет Горяинов, ‒ что если бы у Крюгера была еще пара генералов, подобных Смэтсу, то англо-бурская война закончилась (разумеется, в пользу англичан), толком не начавшись. Но гипотеза в том, что проекты С. Родса послужили моделями, на которых отрабатывались перспективные механизмы глобального управления… Действительно, англо-бурская война стала полигоном, на котором отрабатывались новые тактические схемы ведения боевых действий, новые виды вооружений, новые принципы тотального подавления сопротивления гражданского населения… Заказчиком и идеологом войны впервые выступили надгосударственные структуры, ход, а главное  ‒ продолжительность боевых действий определялись не военной целесообразностью, а программой долгосрочного планирования, в которой собственно война составляла первый и самый незначительный этап» [8].

Исходя из предположения, «что китайское экономическое “чудо” ‒ суть не продукт объективного развития, но элитарный проект», Горяинов пишет следующее. «Разумеется, “китайское экономическое чудо”, став очередной мировой “экономикой № 2”, заняло почетную первую позицию в списке иностранных покупателей американского госдолга, оттеснив “японское чудо” на второе место. Идентичная схема была применена и в отношении Южной Кореи, Сингапура, Гонконга, Тайваня, Малайзии. В результате чудесного превращения в “азиатских тигров” эти страны в совокупности стали держателями примерно 10% американского госдолга, размещенного среди иностранных кредиторов» [9].

А вот пример завершения проекта. Контакты князя Н.Д. Лобанова-Ростовского, представлявшего интересы «Де Бирс» с 1988 по 1997 гг., с Ю.В. Андроповым и М.С. Горбачевым, замечает Горяинов, «вряд ли были случайными и с большой вероятностью могут рассматриваться как прямой канал передачи управляющих команд на демонтаж советского проекта <…> Необходимость в этом могла возникнуть только в случае отчетливого понимания, что дни Советского Союза сочтены» [10].

К социальной технологии относятся и собственно хозяйственно-экономические решения, например, борьба «Де Бирс» с демпинговыми ценами, временное снижение производства алмазов или какой-нибудь другой продукции, поддержание нужного уровня потребностей в бриллиантах и другие. Наконец, важным элементом разработанной надгосударственными элитами технологии выступает политика в широком понимании, начиная от вполне законных договоров и займов, заканчивая скрытым подкупом власти и национальной элиты. Некоторые из этих приемов взяли на вооружение и национальные элиты. В зоне действия государства подкуп мог оформляться как финансовая поддержка реформ. Например, созданию АЛРОСА предшествовали переговоры М.Е. Николаева, Председателя Президиума ВС ЯАССР, с Б.Н. Ельциным в июне 1990 г. «Содержание их не протоколировалось, но ряд источников утверждает, что М. Николаев предложил Б. Ельцину поддержку, основанную на денежных потоках, генерируемых якутской золотодобычей» [11].

История с англо-бурской войной в интерпретации Горяинова показывает, что в технологию входит и ее отладка, превращающаяся в самостоятельную задачу.

Стоит обратить внимание на то, что сознательная разработка обычных и особенно социальных технологий (а в данном случае, это была сознательная деятельность), вероятно, характерна только для последнего периода новоевропейской культуры. Представления о технологии появляются в конце XIX ‒ начале XX вв.; в настоящее же время технологический подход и технологизация самых разных социальных областей ‒ один из основных способов социокультурных трансформаций и развития. Технологизацию, осуществляемую корпорацией «Де Бирс», интересно сравнить с тем, что делали нацисты. В книге «Актуальность холокоста» Бауман намечает важную схему, правда, заданную не понятийно, а эмпирически. Он показывает, что на первом этапе нацистская элита, захватившая власть, посылает обществу нужный для этой власти посыл (социальный месседж); конкретно, один из посылов состоял в том, что нацисты вменяли немцам представления, по которым евреи – источник всех зол и очищение от них Германии является первоочередной национальной задачей. Узкой руководящей части элиты адресовался другой месседж, а именно, необходимость окончательного решения еврейского вопроса. Но, как известно, кроме данного месседжа нацисты заявляли и другие, изложенные в 25 пунктах в программе Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) в 1920 г.

Ко второму этапу можно отнести разработку необходимой для практического осуществления месседжа социальной технологии (сначала вытеснения евреев из Германии, затем полного их уничтожения). Эта технология включала в себя следующие этапы: определение (построение типологии, позволяющей отделить еврея от арийца, а также задать промежуточные типы), увольнение служащих и экспроприация коммерческих компаний, концентрация (дистанцирование от общества и помещение в лагеря смерти), эксплуатация труда и голодомор, уничтожение. К третьему этапу, хотя он разворачивался одновременно со вторым, нужно отнести создание институтов, обеспечивающих воспроизводство созданной технологии (научных институтов изучения еврейского вопроса, отделов в СМИ, «экономического отдела Главного управления имперской безопасности», лагерей смерти и других). Можно предположить, что эти три этапа (разработки и вменения социальных месседжей, создания технологии и типологий, формирования институтов) характерны для процессов «социальной технологизации» и в других социальных областях. Рассмотрим теперь доказательную базу Горяинова.

Конечно, концепции, подобные изложенной, необязательно испытывать на логическую и эмпирическую (фактологическую) прочность. Чаще всего читатели, которым конспиролог открыл глаза, принимают предлагаемую картину в силу ее привлекательности. Убеждает сама картина, и кому в таком случае нужны доказательства? Кроме того, не так уж много читателей ‒ ученые, предъявляющие к построениям автора научные критерии и требования. Но здесь случай другой: сам Горяинов приводит доказательства и многочисленные факты в подтверждении своей концепции. Поэтому, если мы сомневаемся в ней или имеем другое объяснение тех же самых событий, то имеет смысл рассмотреть, каким образом Горяинов убеждает читателя в верности своих, достаточно оригинальных взглядов.

Сначала чисто формальный момент. В дискурсе книги можно усмотреть три плана. В первом нам излагается история мирового алмазного бизнеса и речь идет об объективных фактах (их в силу компетенции автора трудно не принять). Во втором плане дается интерпретация этой истории и ее событий, причем автор незаметно подводит нас к более серьезным обобщениям, касающимся уже не алмазного бизнеса, а надправительственной элиты, ее целей и задач, технологии решений и пр. В противоположность фактам интерпретации нуждаются в специальном обосновании, которое может вызывать у читателя сомнение. В третьем плане, который относится к последним главам книги, эти обобщения и гипотезы заявляются уже открыто, т.е. прямо рисуется картина того, что происходит на самом деле.

По сути, это трехчастный прием «вменения» нам конспирологической концепции. Как известно, приемы риторики, доказательства и аргументации были известны еще в античности; Аристотель их проанализировал и развил в самостоятельное учение. Но только в ХХ столетии были созданы эффективные практики вменения различных концептов, адресованные  отдельным индивидам (пионером здесь был З. Фрейд) и массам (идеология, пиар, реклама и др.). В качестве средств вменения, как я показываю в книге «Введение в схемологию» выступают схемы, которые позволяют задать для аудитории новую реальность. Хотя о схемах писали еще Платон и Кант, как самостоятельная семиотическая реальность они были отрефлексированы только в новейшее время. Таким образом, схемы и практики вменения ‒ сугубо социокультурный феномен современности.

Самый  уязвимый момент построений Горяинова ‒ интерпретации излагаемых событий и связанные с ними гипотезы. Дело в том, что практически все факты и истории, рассматриваемые автором книги, можно истолковать иначе, а именно, не как сознательные проекты и действия. Рассмотрим в связи с этим один пример. В пятой главе «Бриллианты и “диктатура пролетариата”» Горяинов в соответствие со своей концепцией утверждает, что именно сговор элит открыл в 1920-30 годы молодой советской республике возможность получать западные технологии и подготовится к войне с Гитлером. «Не афишируемые договоренности о совместных операциях с крупными партиями бриллиантов закладывали базу той финансово-организационной сетевой структуры, которая впоследствии сыграла важную роль в передаче СССР оборонных технологий, и открывали возможности непосредственных неформальных контактов представителей англо-саксонской и советских элит <…> Через эту сеть СССР беспрепятственно получал доступ к новейшим оборонным технологиям <…>  Эта сеть, созданная в 1920-е годы, будет устойчиво работать все время существования СССР, обеспечивая в том числе, фантастические “успехи советской разведки” в получении ядерных секретов и удивительно легкое преодоление “ограничений КОКОМ”» [12].  

Обратим внимание на две фразы: «через эту сеть СССР беспрепятственно получал доступ к новейшим оборонным технологиям» и «фантастические “успехи советской разведки” в получении ядерных секретов». По Горяинову получается, что беспрепятственный доступ к оборонным технологиям и ядерным секретам, был сознательно спланирован, как два этапа реализации англосаксонского проекта СССР. Однако известные мне исследования говорят о другом. Помимо алмазной линии было несколько других, совершенно не связанных с Западом, и никакие успехи советской разведки не помогли бы, если бы Сталин не разработал и реализовал проект создания в молодой советской республике оборонной промышленности. В его основу на первом этапе легли заказы на проектирование и строительство заводов фирме Альберта Кана, а также скрываемое от Кана освоение американского опыта российскими проектировщиками и строителями.

Действительно, утвердившись в мысли, что страна советов окружена врагами и надо готовиться к войне в условиях отсутствия промышленности, Сталин поставил большевистскому государству задачу в кратчайшие сроки и любой ценой создать мощную оборонную отрасль. Для этого правительство, с одной стороны организовало сбор средств (продажа за границу культурных ценностей, торговля зерном, отъем имущества церкви и драгоценностей у буржуазии и пр.), с другой ‒ изучив американский опыт проектирования и строительства, заказывает фирме А. Кана за огромные для тех времен деньги (более 200 миллионов долларов) проектирование и строительство заводов двойного назначения (и для войны и для гражданских целей, но, естественно, американским строителям об этом не говорили).

Технология проектирования и строительства заводов А. Кана была полностью стандартизирована и упрощена за счет того, что он освободился от господствующей в то время зависимости строительных решений от разработок производственных линий и архитектурных поисков. Канна, отмечает Марк Меерович, «интересовало лишь одно – каким образом можно изготовить проект быстрее, качественнее и с меньшими затратами. Он был гением изобретательства в организации строительного проектировании» [13].

Как же эта технология была освоена в нашей стране? Во-первых, была организована учеба: через мастерские и строительные площадки, где американцы осуществляли проектирование и строительство были пропущены несколько тысяч советских специалистов, задачей которых было научиться всему тому, чем владели американские проектировщики и строители. «Через Анатолия Степановича Фисенко, ‒ пишет Меерович, ‒  проходят все новые и новые специалисты, которые командируются в Госпроектстрой и прямо со студенческой скамьи, и из других проектных организаций. По мере обучения они переводятся в иные проектные институты, подведомственные ВСНХ и там реализуют принципы самой передовой организации проектного процесса, формирует систему массового проектного дела.

Кстати, Альберт Кан, скорее всего, не был посвящен, в “педагогическую” сверхзадачу, негласно возложенную на его фирму. Он был обескуражен постоянной “текучкой” кадров в Госпроектстрое ‒ заменой, немного поработавших и чуть поднабравших опыт, одних советских сотрудников на других – не опытных и не квалифицированных; постоянным привлечением к работе студентов, пусть и способных, но мало что умеющих… Он не предполагал, что все это делается специально. Для того, чтобы, как можно большее количество специалистов смогло пройти обучение поточно-конвейерному способу проектирования. Но Анатолий Степанович, руководивший этой кадровой программой, прекрасно понимал потребность народного хозяйства страны в кадрах проектировщиков» [14].

Во-вторых, что было не менее важно для освоения новой технологии, были созданы новые институты (проектные и строительные, а также в сфере управления), в которых американский опыт тиражировался и приспособлялся к нашим условиям; по мере их совершенствования необходимость в фирме А. Кана полностью отпала. «О прямом “калькировании” проектной деятельности, о непосредственном воспроизведении американского прототипа не могло быть и речи, настолько несхожими были и условия работы, и техническое обеспечение проектной деятельности, и сама философия проектирования, и состояние базы стройиндустрии, и характер кооперации между различными дисциплинарными разделами проекта, и квалификация исполнителей, и многое-многое другое.

Уникальность и сверхсложность “привязки” американской технологии была вызвана еще и тем, что происходила она “с колес”, т.е. в ходе непрерывного реального проектирования» [15].

В-третьих, создавались производства, нужные для нового типового проектирования и строительства. «Старт всей работе дает постановление от 1 июня 1928 г. “О мерах по упорядочению капитального строительства промышленности и электростроительства”. Постановление содержит раздел “Использование заграничного опыта и достижений иностранной техники”, который предоставляет ВСНХ возможность “привлекать иностранных специалистов для работы в государственной промышленности, в частности, по проектированию” <...>

22 марта 1931 г. приказом ВСНХ СССР № 158, опыт, накопленный в стенах Госпроектстроя, переносится на другие сферы промышленного проектирования  – создается еще один головной проектный институт, на который возлагается проектирование сооружений других важнейших отраслей военно-промышленного комплекса: химической, авиационной, текстильной, резиновой промышленности – Госпроектстрой-2. Образуется он лишь после того, как собирается достаточное количество (“критическая масса”) специалистов, прошедших организационную выучку основного Госпроекстроя, способных составить кадровый костяк новой крупной проектной организации.

К концу 1931 г. ВСНХ СССР объединяет в своих руках самые передовые поточно-конвейерные технологии “промышленного” и “градостроительного” проектирования. Одни к этому времени почти отработаны и внедрены в Госпроектстрое-1 с помощью американских специалистов фирмы “Альберт Кан Инкорпорейтед”. Другие – в Стандартгорпроекте с участием специалистов международной группы Эрнста Мая» [16].

За время действия контракта с Каном, который длился три года с 1930 по 1932, «был построен 521 завод. Стоимость контракта составила два с половиной миллиарда долларов. По теперешним деньгам – это 250 миллиардов! Что же построили за это время? Вот небольшой перечень из полутысячи наименований, взятый из статьи Дмитрия Хмельницкого. Тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Томске; самолетостроительные заводы в Краматорске и Томске; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Сольде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберецке, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанцию в Якутске; сталелитейные и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие» [17].

Уж если кого и считать великим конспиратором и заговорщиком, то это был Иосиф Сталин, которого вряд ли бы допустили даже на порог англосаксонского клуба надправительственной элиты.

Соответственно, современные исследования российского ядерного проекта показывают, что передача ядерной технологии происходила не в силу сговора западных и российских элит. Здесь главную роль сыграли связи физиков и инженеров из разных стран (многие из них до войны работали в одних лабораториях, обменивались научными результатами, просто дружили) и сознательные личные действия некоторых из них, резонно считавших, что нельзя допустить ядерную монополию одной страны. Да, это тоже была внеправительственная элита, но ученых и инженеров, озабоченных не прибылями и бесконечным расширением своей власти, а сохранением свободы и жизни на планете.

С культурологической точки зрения, первый пример демонстрирует нам роль в культуре личности, которая инициирует социальные трансформации, используя технологические и институциональные средства. В настоящее время личность, технологизация и технология, социальные институты рассматриваются в психологии, философии техники и социологии, но, к сожалению, не в культурологии. С моей же точки зрения, без анализа этих реалий понять современную культуру невозможно. Второй пример не менее интересен: что такое внеправительственная элита ученых и инженеров, объединенных дружескими и символическими отношениями? Можно ли говорить здесь о субкультуре? Не идет ли речь о ситуациях соизмеримости личности и культуры? Ведь Сталин, Альберт Кан или Фисенко ‒ не простые индивиды культуры; они как бы сами создают культуру.

(окончание следует)
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Цит по: Горяинов С.А. Битвы алмазных баронов. М.: Алгоритм, 2013. С. 254.
[2] Там же. С. 12.
[3] Там же. С. 24-25, 280.
[4] Там же. С. 277-278.
[5] Там же. С. 119.
[6] Бауман З. Актуальность холокоста. М.: Европа, 2010. С. 140, 117.
[7] Горяинов С.А. Битвы алмазных баронов. С. 18.
[8] Там же. С. 187-188.
[9] Там же. С. 260, 263.
[10] Там же. С. 136.
[11] Там же. С. 151.
[12] Там же. С. 118, 122.
[13] Меерович М. Альберт Канн в истории советской индустриализации // «Проект-Байкал». 2009. № 20.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Базаров В. Как американец Альберт Кан создал военно-промышленный комплекс Советского Союза [Электронный ресурс] // URL: http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer8/Bazarov1.php. Дата обращения: 10.07.2015.


© Розин В.М., 2016

Статья поступила в редакцию 12 июля 2015 г.

Розин Вадим Маркович,
доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник
Института философии РАН
e-mail: rozinvm@gmail.com

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG