НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Научное рецензируемое периодическое электронное издание |
||
Гипотезы: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии: В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера) А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение) Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение) В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
|
Е.Н. Шапинская
Пространства консьюмеризма в массовой культуре:
Аннотация. В статье рассматривается культура потребления как значимый аспект массовой культуры в целом. Одним из важных пространств потребления являются торгово-развлекательные центры, которые имеют полифункциональный характер и долгую историю, уходящую корнями в эпоху становления индустриального общества. На примере романа Э. Золя «Дамское счастье» показаны основные стратегии торговых центров в привлечении посетителей, а также их устойчивость в контексте социокультурных изменений, вплоть до нашего времени. Проанализирован ряд культурологических теорий, связанных с культурой потребления, а также концепции современных маркетологов, подчеркивающих акцент на впечатления в консьюмеристской культуре наших дней. Разбираются кейсы, наглядно показывающие современные векторы деятельности торговых центров, их стратегии в конкуренции с быстро развивающейся онлайн-торговлей. Делается вывод о сосуществовании в цифровую эпоху как традиционных, так и современных паттернов потребления, что показывает лиминальный характер нашего времени, в котором многие декларируемые инновации имеют исторические корни. Современный город является пространством, в котором культура потребления занимает важное место, будь это исторический памятник, вошедший в сферу туристической индустрии, многочисленные зоны релаксации и развлечения или многофункциональные торгово-развлекательные центры, которые продолжают появляться на карте города, несмотря на переход значительной части шоппинга в онлайн. Процессы, происходящие в этих «соборах потребления», как называли шоппинг-моллы исследователи массовой культуры в период их расцвета, 70-е-80е годы ХХ века, являются своеобразным зеркалом динамики массовой культуры в целом. Торговые центры, выходя далеко за рамки продажи товаров, являются «социальным местом и временем, включающими различные виды деятельности и социальных отношений». [1]. Исследователи отмечают комплексный характер торгового центра, «…наполненного удивительным спектром деятельности и отношений… фокусом коллективных идентичностей» [2]. Эта роль ТЦ, в отличие от простого магазина или рынка, связана с самим характером потребления в массовой культуре, который «гораздо шире, чем экономическая деятельность… включая в себя мечты и желания, идентичности и коммуникацию» [3]. Несмотря на то, что исследования культуры потребления и культуры повседневности в целом начали активно развиваться в последние декады прошлого века, сами процессы трансформации пространств шоппинга, вытеснения традиционной торговли крупными универмагами, а затем шоппинг-моллами, роста значения рекламы, увеличения количества функций, слияния потребления и развлечения начались гораздо раньше. Мы попытаемся показать, что те тренды, которые современные маркетологи позиционируют как инновативные и характерные для пост-постмодернистской культуры наших дней, возникли во всей своей комплексности еще в эпоху становления современного мегаполиса как поликультурного пространства, в котором консьюмеризм является одной из важнейших составляющих. Экскурс в историю: хорошо забытое старое В 1883 г. вышел роман Э. Золя «Дамское счастье», в котором он описывает процесс вытеснения мелкой торговли крупным и постоянно разрастающимся универмагом под названием «Дамское счастье», прототипом которого послужил старейший универмаг Парижа «Бон-Марше».
Со свойственной Золя тщательностью в деталях, он описывает постепенный процесс превращения магазина новинок в коммерческого гиганта, захватывающего все новые пространства города и безжалостно уничтожающего традиционную торговлю старого Парижа. С самого начала мы видим, что успех «Дамского счастья» связан с несколькими факторами, отражающими изменения в социокультурной ситуации в целом. Одним из них является изобилие товаров, ставшее возможным в эпоху развитого индустриального общества и расширения торговли, когда появилось «…колоссальное, ошеломляющее покупателя изобилие товаров, сосредоточенных в одном месте; благодаря обилию выбора, эти товары как бы поддерживают и подпирают друг друга» [4]. Покупателя привлекали и твердые цены: «Великий переворот в торговле начался именно с этой находки… мелкая торговля чахнет именно потому, что не может выдержать конкуренции тех товаров, дешевизна которых гарантируется фирменной маркой» [5]. За почти полтора века со времени выхода романа эти тенденции продолжают существовать в масс-маркете, в котором сверхизобилие товаров ведет к необходимости снижения цены, а новые технологии помогают создать видимость персонализации в стандартно произведенных товарах. Еще одной важной чертой «Дамского счастья» стала его четкая ориентация на целевую аудиторию, а именно на женщин. «Именно из-за женщины состязаются магазины, именно женщину стараются они поймать в расставленную для нее западню базаров, предварительно вскружив ей голову выставками» [6]. Гендерный аспект консьюмеризма был не раз отмечен исследователями массовой культуры, причем социальная роль шоппинга приобретает форму протеста против маскулинной доминации: «Шоппинг рассматривается как оппозиционный, конкурентный акт, как источник достижения, самоуважения и власти» [7]. Феминизация культуры, так ярко проявившаяся во многих ее областях, мало затронула сферу потребления – достаточно зайти в любой торговый центр и понаблюдать за публикой, чтобы убедиться, что, с точки зрения целевой аудитории, со времен Золя мало что изменилось. Эта, по выражению писателя, «изящная эксплуатация женщины», продолжает существовать в форме распродаж, оформления витрин (где, несмотря на соседство мужской моды, именно женские образы наиболее привлекательны), многочисленных «товаров для дома», продолжающего оставаться женским царством. Основой этой стратегии является женская эмоциональность, которая заставляет их испытывать «глухую боязнь, что их втянет в поток этой роскоши» и в то же время «непреодолимое желание броситься туда и там погибнуть» [8]. Мы видим здесь процесс зарождения шопоголизма, этой «женской болезни» ХХ века, которая ушла под прикрытие онлайн-шоппинга, но вряд ли перестала существовать. Вновь обращаясь к повседневному опыту, отметим, что, придя на распродажу в любой крупный торговый центр, мы можем видеть примеры шопоголизма, проявляющегося в большом количестве фирменных пакетов, которые с гордостью выносят из магазинов покупательницы. Места и не-места современного города Исследуя структуру современного города и значимость для человека ее отдельных элементов, французский антрополог Марк Оже предложил свою концепцию социокультурного контекста, выраженную термином «сверхмодерн» (“surmodernite”) [13]. Отталкиваясь от исследований традиционного общества антропологами, Оже развивает идею «антропологического места», под которым он понимает «смыслоорганизующую территорию для тех, кто ее населяет (и для тех, кто его изучает)» [14]. Именно в таких местах происходит формирование идентичности. Но существуют и другие пространства, которые встречаются человеку на его пути, но не становятся местом его пребывания. Их Оже называет «не-местами», к которым относит гостиницы, аэропорты, супермаркеты, лагеря беженцев и другие «пункты временного пребывания и промежуточного времяпровождения» [15]. Разница между местами и не-местами заключается в том, что место обладает установленным символическими значением и формирует идентичность, в то время как в не-местах идентичность субъекта отсутствует, в них человек «проживает свое одиночество и утрачивает собственную индивидуальность» [16]. Учитывая многофункциональность современных торговых центров и количество времени, которое в нем проводят посетители, можно поставить под вопрос отказ этим «не-местам» в социализирующей роли. «На самом деле торговые центры сегодня являются примером новых форм социальности, так как являются одной из главных досуговых площадок для потребителей в регионах, где не так много пространства для развлечений, куда люди приходят большими компаниями и могут проводить много времени в таких местах» [17]. Сегодня торгово-развлекательный центр перестал быть прерогативой мегаполиса, напротив, с процессом децентрации он вышел из центра крупного города в пригород, стал частью любого города, соответствуя его масштабу. Как мы видели в романе «Дамское счастье», уже на заре своего существования большой универсальный магазин стремился как можно дольше продлить время пребывания посетителей, предлагая им буфеты, выставки и читальни. Современный торговый центр оснащен кинотеатром, детскими игровыми комнатами, деловыми площадками, банкоматами, офисами турфирм, кафе и ресторанами, катками, фитнес-центрами и прочими реалиями жизни современного человека, то есть никак не может быть назван «не-местом». Кроме того, есть еще одна причина трансформации «не-места», которую можно связать с изменением понятия социальности в эпоху интернет-коммуникаций: «Благодаря интернету, ноутбуку и смартфону человек нашего времени остается социальным, даже будучи изолированным в не-местах» [18]. Наблюдения в торговых центрах разного уровня показывают, что люди при совершении выбора товара, посещении кафе или нахождения в релаксационной зоне не выпускают из рук смартфона, постоянно находясь «на связи», советуясь. отсылая фотографии или просто общаясь с друзьями. Таким образом, они не выпадают из своей виртуальной социальной жизни и в то же время находятся в реальном пространстве, в котором осуществляют самые разные виды деятельности, составляющие часть культуры повседневности, от покупки продуктов питания до посещения спа-центра. Эти факты идут вразрез с теорией сверхмодерна, отказывающей «не-местам» в социальной и культурной значимости: «…оказывается, вся культурная жизнь человека, буквально повседневная жизнь, может протекать и в не-местах. Что еще более важно – речь идет о социальной жизни, а не об одиночестве индивида» [19]. На наш взгляд, идеи Оже важны для понимания социальной роли торгового центра в повседневной культуре именно с точки зрения несогласия с ними. В этой связи можно привести мнение известного исследователя массовой культуры, представителя школы cultural studies Дж. Фиске, который исследовал культуру потребления как важную часть социальной жизни. Для него современные шоппинг-моллы – не просто места для покупок и развлечений – они являются «…ключевыми аренами борьбы, как на экономическом, так и на идеологическом уровне, между теми, кто обладает властью над идеологической практикой (Альтюссер), гегемонией (Грамши) или стратегией (де Серто), и теми, чья конструкция как субъекта идеологии никогда не бывает завершенной». Основываясь на данных исследований посетителей австралийских супермаркетов, Фиске делает вывод о том, что посетители, в особенности молодежь, проводящая много времени в таких местах, «потребляют образы и пространство, а не товары» [20]. Посещение шоппинг-моллов с целью провождения времени, не обязывающего ни к каким затратам, становится утверждением приоритета досуга над трудом, вызов, который бросают эти посетители тем, которые пришли с реальной целью покупки товара или услуги делают торговые центры «оппозиционной культурной практикой». Учитывая акцент на развлечение и впечатление в сегодняшних пространствах потребления, можно не соглашаться с идеологическим пафосом Фиске, но его исследование также подчеркивает социальную роль этих «соборов потребления», даже если она и декларируется как оппозиционная по отношению к доминантной культуре. Торговые центры сами подчеркивают свою роль «места», в котором посетитель чувствует себя как дома, создавая зоны и корнеры, мимикрирующие под домашний уют, призывающие к релаксации и общению, реальному или виртуальному.
Попытка представить комплексы торговли, развлечения и релаксации как социально незначимые «не-места» еще более усиливает их роль как значимых пространств для формирования коллективной идентичности, их структура является зеркалом структур культуры повседневности, а динамика отражает основные культурные тренды эпохи. Современный торговый центр, несмотря на присутствие в нем ряда элементов, заложенных уже в эпоху «Дамского счастья», уже не состоит из больших отделов – на их место пришли галереи магазинов и бутиков, относящихся к масс-маркету или лакшери-брендам, в зависимости от локации центра и его аудитории. Расширились и его функции, причем они вышли уже далеко за рамки торговли, перейдя на сферу услуг. В этом проявляется еще одна особенность современной культуры потребления – смещение акцента с товара на услугу и впечатление. Впечатление в современной культуре потребления
Согласно современным маркетологам, одной из главных причин переключения внимания с товара на услугу, а затем на впечатление является усталость современного человека от рекламы. «Реклама уже не так эффективна, как раньше, сейчас все труднее завладеть вниманием потребителей при помощи традиционной рекламы и маркетинговых компаний», – пишут известные американские исследователи в области экономики, бизнеса и маркетинга Дж. Пайн и Дж. Гилмор [21]. Реклама, которая в течение всего прошлого века была основным способом мотивации потребителя, начинает терять позиции в бесконечном пространстве современного консьюмеризма. Она становится все более навязчивой, использует все технологии и способы сбора данных о потенциальном клиенте, буквально забрасывая его предложениями на всех интернет-ресурсах, которые он посещает. Реклама прошла долгий путь от прямого сообщения о свойствах товара, дополненного его визуальным образом, до технологически усовершенствованных мультимедийных текстов, использующих все ресурсы мировой художественной культуры, чтобы заинтересовать потребителя в своем продукте. Кроме того, реклама направлена не только на то, чтобы «заманить потребителя в покупку продукта, играя на его жадности, тщеславии, сладострастии и страхе», но «…доставлять удовольствие и, таким образом, создавать связь между этим удовольствием и рекомендованным поведением» [22]. Несмотря на снижение эффективности рекламы, которая во времена «Дамского счастья» была главным средством привлечения потребителей, она по-прежнему сохраняет свое положение в мире потребления, находя все новые формы контроля над предпочтениями людей, переключаясь на услуги и рекламируя впечатления. Сфера услуг также стала перенасыщенной, в особенности в цифровую эпоху, когда получение любой услуги, будь это заказ блюд из ресторана или виртуальная экскурсия по музею, стало доступным «в один клик». Услуги стали составной частью рекламы, которая уже не предлагает тот или иной товар, а включает и его доставку, возможность продегустировать, пройти косметические процедуры, получить консультацию в банке, купить онлайн-курс по истории искусства и пр. Тем не менее, рост сферы услуг стал замедляться, а потом и вовсе пошел на спад по причине превращения услуг в товары и необходимости постоянного снижения стоимости предлагаемого продукта, своего рода пакета товара/услуги. Охватившая мир пандемия COVID-19 продемонстрировала несостоятельность многих предприятий сферы услуг, которые основаны на реальной деятельности. В этих условиях реклама приобретает все новые формы для влияния на потребителя, приспосабливаясь к изменению ценностей и предпочтений. Но эти новые формы рекламы (контекстная, таргетированная, реклама в соцсетях и пр.) вызывают растущее раздражение потребителя и озабоченность профессионалов. «Не тратьте оставшуюся (от маркетингового бюджета – прим. авт.) сумму на такую бесполезную и навязчивую деятельность, какой является традиционная реклама», – призывают маркетологи. Впечатление выходит на первый план в современной культуре потребления, производители начинают предлагать впечатления вместо товаров и услуг, создавая своего рода спектакль, который привлечет зрителя и, в конечном итоге, приведет его к приобретению товара или услуги, лежащей в основе этого впечатления. По утверждению маркетологов, основная привлекательность впечатления лежит именно в его уникальности, зрелищности, эффектности, которые характерны для культуры наших дней с ее склонностью к геймификации и развлечению. Торговые центры как пространства консьюмеризма:case study
Важность впечатлений для успешного привлечения публики заключается, на наш взгляд, в том, что с их помощью продолжается деятельность реальных пространств потребления, поскольку товары и услуги можно приобрести в наше время онлайн. В то время как реальные впечатления в реальном времени возможны только в конкретике пространственно-временной локации. Чтобы выдержать конкуренцию с быстро развивающейся онлайн-коммерцией, вовлекающей все новые группы товаров и услуг, торговым центрам приходится прибегать ко всевозможным впечатлениям, ради которых человек предпочтете посещение этих мест заказу товаров и услуг из дома или офиса. Паттерны их работы в этом направлении могут быть внешне непохожими, но в их основе лежит стремление создать уникальный опыт, который превратит покупку или услугу в красочное впечатление, о котором можно рассказывать в соцсетях, чувствуя себя героем этой игры.
Эти два направления мирно уживаются в интерьерах ГУМа, превращающихся, в зависимости от времени года, то в цветущий сад, то в заснеженный лес. Объединяет эти весьма разнородные пространства фонтан в центре универмага, который также оформляется в соответствии с временем года. С точки зрения функций, ГУМ объединяет в себе торговлю, общепит, культурную деятельность (кинотеатр, различные выставки, продажу театральных билетов), финансы (филиал банка ВТБ). Выставки в ГУМе проходят постоянно и посвящены самой разной тематике, от китайских шелковых картин до современных моделей мотоциклов, а в кинотеатре, который оформлен с соответствующей представлениям начала ХХ века роскошью, идут не только фильмы текущего репертуара, но и такие мероприятия как киноклубы, показы экранных версий спектаклей и опер. Выставки располагаются как на линиях ГУМа, так и в специальном выставочном пространстве GUM-Red-Line, созданном для показа актуального искусства. Эта многофункциональность направлена на привлечение самых разных групп целевой аудитории: иностранные туристы привлечены образами советского ретро, которое, впрочем, нравится и нашим соотечественникам. Некоторые с ностальгией едят мороженое, вспоминая былые времена, другие (среди которых немало и молодежи) с удовольствием посещают Столовую № 57, привлекательную как по ценам, так и по качеству блюд. Гуляющая по центру Москвы публика заходит в ГУМ, чтобы посмотреть очередную выставку или полюбоваться интерьерами, сфотографироваться у знаменитого фонтана или выпить кофе в одном из многочисленных кафе. Самой малолюдной частью ГУМа являются именно магазины известных брендов, в которых редко встретишь покупателей – впрочем, такую картину можно наблюдать и в других дорогих магазинах столицы. Исключение составляет гастроном № 1, в котором всегда есть покупатели, – он также ориентирован на советское ретро, выставляя в своих витринах знаменитые в советское время продукты. Направленность ГУМа с точки зрения своего позиционирования в культуре столичного мегаполиса вполне понятна, поскольку этот универмаг обладает богатой историей, способной создать палимпсест из различных ее фрагментов, смешанных в едином пространстве. Все те приемы, которые использовались в «Дамском счастье», налицо в ГУМе, с учетом требований времени, а акцент на впечатления все больше чувствуется в смене выставок, которые призваны заинтересовать самые разные сегменты аудитории.
Акцент на современность не является чем-то новым. Вновь вспоминая «Дамское счастье», мы видим, как широко использовались последние (для того времени) технологические достижения: «Дворы, превращенные в залы, были щедро застеклены. С нижнего этажа поднимались железные лестницы, а в верхнем, с одной стороны на другую, были перекинуты железные мостики. Архитектор,… влюбленный в новизну, …весь остов сконструировал из железа, подперев колоннами сеть балок и перекрытий». Форма этой новизны меняется с изменением в технологиях, но суть остается – пространство торгового центра должно соответствовать трендам сегодняшнего дня, а поскольку с ходом времени новинки неизбежно устаревают, добавляются все новые элементы, создающие в результате тот самый палимпсест, который мы видим в ГУМе. ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Slater D. Consumer Culture and Modernity. Cambridge: Polity Press, 1997. P. 53.
© Шапинская Е.Н., 2021
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
Издатель:
№ государственной Журнал индексируется: Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
Шеф-редактор
Руководитель IT-центра
Наш баннер:
Наш e-mail:
НАШИ ПАРТНЁРЫ: |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. © Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2024 |