НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 
 
А.А. Пелипенко
 
Этот смутный призрак культуры

Аннотация: В статье затрагиваются темы: общенаучных позиций автора, современного состояния культуры, глобального культурно-цивилизационного кризиса современности, культурной динамики и трансформации ментальных типов, а также ключевых тенденций культурного развития. Главная идея связана с обоснованием положения о фундаментальной смене макрокультурных парадигм и переходе культуры как эволюционирующей системы в новое качество.
 
Ключевые слова: культура, кризис, парадигма, сознание, ментальность, логоцентризм, эволюция.


1. По своему мировоззрению, равно как и по методологической парадигме, я убежденный эволюционист (разумеется, не в смысле эволюционистской школы XIX в.). В смыслогенетической теории культуры, разработкой которой я занимаюсь более 20 лет, концепцию эволюции можно тезисно сформулировать так. Эволюция культуры встраивается в глобальный процесс системной эволюции Вселенной, образуя в нем одно из промежуточных звеньев. Эволюция культуры, не имея (как и все другие эволюционирующие системы) конечной цели, имеет лишь направленность, устремленную к реализации всех потенциальных форм своего существования. При этом эволюция культуры направляется 4-мя глобальными, трансцендентными по отношению к каждой из эволюционирующих систем эволюционными векторами, выраженными в наращивании: сложности, дифференцировании, самости (субъектности) и сжатия темпов и пространства эволюционирования. Нелинейность эволюционного движения связана с его двунаправленностью: горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная эволюция – путь вписания эволюционирующих форм в среду: адаптация и специализация. Вертикальная эволюция – скачковый прорыв на стадиально следующий уровень самопроявления глобальных эволюционных векторов, не только не совпадающий по своей направленности с задачами адаптации форм, но и, как правило, им противоположный – «перпендикулярный». Локальные прорывы вертикальной эволюции происходят на внутрисистемных уровнях. Глобальные –  создают сопряжения между системами: материнскими и дочерними [1].

Что касается феномена научной истины, то здесь я придерживаюсь срединной позиции, избегая крайностей как свойственной традиционному сциентизму доктрины «объективной истины», с одной стороны, так и постмодернистского релятивизма, с другой. Моя позиция близка постнеклассическим подходам, отбрасывающим претензии на «объективное» и «окончательное» знание и удовлетворяющееся построением проверяемых и работающих моделей в локальных (региональных) масштабах.

Объединяю вопросы 2, 3 и 4. Современное состояние культуры (если понимать ее широко, а не как сферу попечения соответствующего министерства) я понимаю как кризисное. При этом налицо признаки кризиса не структурного (каковых было в истории множество), а системного. Приходят к исчерпанию заложенные в 1 тыс. до н.э. основания культурного бытия, связанные с принципами логоцентризма, монизма, духовного трансцендентализма, логического рационализма.

В подводном течении кризиса – феномен своеобразного «правополушарного реванша»: господствовавшее на протяжении всей логоцентрической эпохи левополушарное мышление уступает место мышлению правополушарному. Присущие логоцентирческой парадигматике онтологизм, линейно-каузальные дискурсы, метафизика, презумпция Истины, жесткий дуализм в сочетании со стремлением к монизму, логицизм и прочее, претерпев в проекте Модернити глубокую и необратимую эрозию, уступают место постлогоцентрическому типу сознания, которое имеет смысл определить как Новую естественность. Этот тип ментальности перекликается «через голову» логоцентризма с мифоритуальным сознанием доосевой эпохи, хотя, разумеется, повторяет его характеристики не напрямую, а на следующем витке спирали развития. Это преимущественно правополушарный, феминно-инфантильный тип когнитивности, мыслящий целостно, симультанно, ситуативно. Этнокультурную основу нового ментального типа составляют выходцы из евро-атлантического ареала и Азиатско-тихоокеанского региона. Ментальность и культурные ориентации «людей Цифры», отмечены всеохватным релятивизмом, в том числе, и моральным, ситуативностью, прагматизмом, расфокусированностью ценностей и т.д. Новой естественности чужда презумпция Должного, парадигма служения, стратегическое планирование и вообще любого рода проекты по воплощению каких-либо идеалов. Она мыслит ad hoc и озабочено лишь текущим положением дел. Принцип Новой естественности включает в себя, помимо всего прочего, невмешательство в имманентную диалектику иного, что практически означает: не мешать умирать нежизнеспособному. К примеру, с позиций Новой естественности, международные конфликты следует не гасить, а локализовать. Пока манихеи-логоцентрики не навоюются, примирить их невозможно. С варваром следует говорить по-варварски, т.е. на единственно понятном ему языке силы. Следует признать неизбежность, подчас даже необходимость вооруженных конфликтов и социального насилия как вполне естественного способа разрешить противоречия между субъектами определенного типа – даже если ради того придется пожертвовать такими священными коровами, как «Всеобщая декларация прав человека» и представлением о войне как о преступлении. В реальной политике понимание этого, вроде бы, уже есть. Но в отсутствие адекватной идеологии оно высказывается как-то анекдотически стыдливо, под лукавым прикрытием двойных и тройных стандартов [2].

Генеральная тенденция современной культуры – эрозия и смерть всех логоцентрических форм культуры и соответствующих им дискурсов. Это не значит, что они бесследно исчезнут; в культуре редко что исчезает до конца. Но они явственно вытесняются с главенствующих позиций. Инертному и некритичному сознанию эта смена тектонических слоев культуры представляется вселенской катастрофой и гибелью культуры вообще. Именно так во все времена вписанный в ту или иную культурную традицию субъект воспринимал ее закат. Но, несмотря на масштаб кризиса, апокалиптические стенания неуместны: «просто» на смену одной макрокультурной парадигме приходит другая, во многом чуждая и непривычная.

Любая эволюционирующая система имеет две крайние точки своего воплощения: «отличники» эволюции и «ренегаты». Отличники – носители предельно выраженных эволюционных качеств. Для логоцентрической системы, в этой роли оказалась культура (и цивилизация) ислама. А в роли ренегатов – те, кто, доведя набор неких эволюционных качеств до возможного предела, выходят в своем развитии за пределы установленного системного качества – западные европейцы и затем носители всей евро-атлантической общности [3].

Культура ислама как наиболее глубоко и узко специализированная логоцентрическая культура, которая не случайно господствовала в средиземноморье в зрелом средневековье – золотом веке логоцентризма, сейчас находится в самом тяжелом и невыгодном положении. Как и все отличники эволюции, она в принципе не трансформативна, оттого ее агрессивная нетерпимость к стремительно меняющемуся миру, в который она войти не способна (обойдусь без «политкорректных» оговорок).

Западная культура, стоявшая в авангарде эволюционного фронта последние 500 лет, обнаружила свое «ренегатство» по отношению к логоцентрической макропарадигме лишь к концу конце ХХ в., что и было осознанно как системный кризис. И дело здесь не в постмодернистской критике философского логоцентризма, а в том, что вектор движения всей Западной культуры выводит ее за пределы того системного качества, в котором она формировалась и пребывала, начиная с античной эпохи. Впервые в истории наблюдается кризис не социоцентрической, а антропоцентрической, «персоналистской» культуры.

Тема системного кризиса современной культуры необъятна. Вот лишь один штрих. Человек всегда был существом антиэкологическим. Его разлад со своим экосом осевая революция и ее последствия довели до критического уровня. «Гуманистическая» установка на любовь к ближнему и продление жизни нежизнеспособному с неизбежностью приводит к вырождению – природу не обманешь! Либеральный гуманизм презумпировал самоценность и самодостаточность каждой отдельной личности. Задайся подобной презумпцией природа, экологический баланс вмиг пошел бы вразнос, ибо каждый вид ничем не был бы сдержан в своем экстенсивном размножении. Да и все клетки просто превратились бы в раковые. Именно к такому развитию событий толкает мир дошедшая до крайнего антропоцентризма Западная цивилизация, перенося на носителей до- и антиличностых культур свои нормы, ценности и стандарты. Притом, совершенно неважно, с какой целью – во имя принципов гуманизма или ради собственной выгоды. Пока что, однако, до сознания не доходят даже простые истины, вроде тех, что нельзя навязывать архаику формы современной парламентской демократии или в ультимативном порядке требовать отмены смертной казни в стране, где цена человеческой жизни сопоставима с ценой патрона. А ведь развитие ситуации заставит, и очень скоро, пойти гораздо дальше. Дай бог, если обновленный социал-дарвинизм окажется в XXI в. идеологией самой жесткой.

5. По мере угасания логоцентристской макросистемы все более заметны предпосылки новых культурно-цивилизационных центров. Возникнуть они могут, разумеется, в ареалах нового синтеза культурных систем Запада и Азиатско-тихоокеанского региона. Географически и культурно они изначально были максимально разведены: прямые и устойчивые контакты между ними начались не ранее XVI века. Как раз это условие для синтеза самое благоприятное. Цивилизации, сформировавшиеся на основе Восточного христианства и ислама, напротив, в культурном отношении наиболее близки. И мир традиционного ислама, и сходящая с исторической сцены Россия [4] могут создать центры логоцентрического сопротивления (что будет иметь серьезные исторические последствия), но никак не новые культурно-цивилизационные центры постлогоцентрической системы.

Самый общий прогноз на будущее таков: генеральный фронтир, подспудно определяющий характер пресловутого «столкновения цивилизаций» пройдет и уже проходит между нисходящей линией логоцентризма и восходящей линией Новой естественности. При этом неизбежен раскол западной цивилизации на консервативную часть, до конца цепляющуюся за логоцентрические ценности: религиозные, социальные, политические и пр., и динамическую, входящую в новый культурно-цивилизационный синтез. Второй и в обозримом будущем доминирующей стороной этого синтеза выступает наиболее «продвинутая» часть обществ Азиатско-тихоокеанского региона. При этом широкомасштабные деструкции, сброс и расчистка культурно-цивилизационного поля неизбежны. Новообразованной общности Новой естественности противостоит мир отступающего логоцентризма во главе с исламским фундаментализмом и его осознанными или стихийными союзниками, к каковым, по всей вероятности, относится и стремительно деградирующая Россия. (Речь идет не о единстве символов или тактических задач, но о глубинном родстве мировоззрения и структуре ценностей.) Эта линия логикой развития мирового культурно-цивилизационного процесса обречена на поражение. Важно, что конфликт будет происходить в режиме все более размытых рубежей – не между обществами, а внутри их самих, вплоть до микросоциального уровня.

Означенные фронтиры прочертят новые конфигурации идентичности, не отменяющие прежние, но перекрывающие их: образ жизни, структура потребления и главное, ментальная конституция будут объединять и, соответственно, разъединять людей поверх этнических, религиозных и государственных идентичностей [5]. А кризис всех имеющихся на сегодняшний день форм социального устройства, включая представительную демократию, может привести, не исключено, к принципиально по-новому понимаемой меритократии.

Впрочем, этот необязательный прогностический этюд не претендует на статус фатального пророчества. Это всего лишь возможность, которая вытекает из анализа тенденций. И пессимизм этого прогноза можно компенсировать убежденностью в несбыточности любых прогнозов.

Анализ перспектив подсистем культуры: традиционной, специализированной, массовой и др. требует отдельного разговора, который следует начать с определения на этот счет методологических позиций смыслогенетической теории. А это требует более широкого формата статьи.  
 
 
ПРИМЕЧНИЯ

[1] Пелипенко А.А. Культура и смысл // Пелипенко А.А. Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие-Артём, 2014.
[2] Пелипенко А.А. Глобальный кризис и судьбы Запада. М.: Знание, 2014.
[3] Пелипенко А.А. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории. М.: URSS, 2010.
[4] Коль скоро Россия упустила все исторические шансы сойти с имперской колеи, то ее ждёт незавидная судьба всех идеократических империй в истории.
[5] Показательно в этой связи исчерпание конструктивной роли национальных государств и заметная тенденция к территориально-политической регионализации.
 
 
© Пелипенко А.А., 2014

Статья поступила в редакцию 10 июля 2014 г.

Пелипенко Андрей Анатольевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
научно-исследовательского центра
Московского психолого-социального университета
e-mail: demoped@yandex.ru
 

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG