НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Научное рецензируемое периодическое электронное издание |
||
Гипотезы: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии: В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера) А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение) Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение) В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
|
М.И. Козьякова
Город и ночь – хронотоп конфликта
Аннотация. В статье рассматривается ночь как феномен культурного сознания европейской городской среды и отражение этого феномена в городской культуре, какие ритуалы и акции досуга проводились в ночное время. Делается особый акцент на динамике изменений восприятия и отражения ночи в формах городской культуры Европы разных эпох.
Крушение Римской империи стало завершающим этапом количественного и качественного упадка и регресса поздней античности. Раннее средневековье – «темные века»: свет античной цивилизации погас, и Европа погрузилась во тьму «исторической ночи» – хаос и анархия воцарились на ее бывших территориях. Обломки глобальной и мощной цивилизации накрываются волнами варварских нашествий, а города превращаются в относительно легкую и наиболее ценную добычу победителей. Запад тотально варваризируется, схоронив под развалинами городов великое наследие античности. Материальные и социальные структуры разрушаются, политические, общественные, культурные связи рвутся, наступает период социальной анархии и дезинтеграции. Новая реальность средневекового мира – маленькие замкнутые мирки людей, существующие среди девственной природы, «люди, живущие на лесных прогалинах», по выражению Марка Блока.
Теологическая доктрина ортодоксального христианства не признает дуальности мира – Дьявол не равен Богу. Однако на бытовом уровне, в умах людей мифосемантические проекции Света и Тьмы имели равные права: горний свет, дарующий утешение и защиту, противостоял темноте и опасностям тварного мира, так же, как Бог и Дьявол – два полюса, постоянно присутствовавших в средневековом сознании. Так как искусственное освещение было редкостью, то ночь почти всегда была темна, таила в себе всевозможные реальные и мнимые угрозы. День же, наоборот, нес солнечный свет, давал средневековому человеку ощущение безопасности и уверенности, олицетворял добро и радость. Свет, светлое предполагало превосходную степень в характеристике этических, эстетических качеств: «прекрасен как день», «Светлое Воскресенье» и др.
Город, возрождающийся в Высокое Средневековье, – феномен средневекового мира. Он создает особую территорию, обнесенную крепостными стенами, отгороженную от остального пространства. Он включен в систему феодальных связей и одновременно противостоит им. Горожанин воспринимает мифологему ночи, все ночные реминисценции, и христианские, и языческие и прибавляет свои. Опасности сверхъестественные дополняются опасностями реальными. Город стянут поясом каменных стен, ворота и двери закрываются на запоры и замки, ночная стража обходит темные улицы дозором. Средневековое законодательство особо строго карает преступления, совершенные ночью, относя это время суток к отягчающим обстоятельствам.
В XVII, XVIII вв. эта тенденция будет продолжена. Торжество материального мира приходит на смену миру горнему: искусства, как и прежде, призваны служить возвеличиванию католической церкви, но не только ей. Королевский двор становится центром художественной жизни, и световой феерии, освещающей ночь, отводится здесь важнейшая роль. В первую очередь она должны достойно обрамлять блистательное придворное общество с его демонстративным, театрализованным ритуалом. Сменяются стили: рациональное начало, гармония, лежащие в основе искусства Ренессанса, уступили место стихии иррационального, динамизму, эмоциональному напряжению барокко. Экспрессивные мотивации используют типичный эффект всевозможных контрастов: контраста образов, цвета, движения, света и тьмы.
Ночная салонная жизнь характерна для Нового времени с его «культурой салонов», занимавшей доминирующие позиции в сословном обществе. Культ наслаждения, безделье, празднества, любовные похождения – главные слагаемые элитарного образа жизни рефлектируются аристократией как приоритетный ценностной контент. Для них предназначалась вторая половина дня, вечер и особенно ночь – ночные занятия и развлечения несли на себе печать некоей особой, элитарной специфики. Ночь обретает аксиологическую ценность, поскольку является для данных кругов символом аристократической праздности, предполагая возможность использовать для сна утреннее или даже дневное время в противоположность «профанной» дневной жизнедеятельности простолюдинов.
В XIX в. «свет» расширяет свои границы, в известной степени демократизируется – происходит смена элит: в него входят теперь не только члены аристократических семейств, но и представители бизнеса, политики, известные люди. Влиятельные и богатые, они оказывают поддержку художникам и поэтам, музыкантам, другим талантливым представителям искусства, науки, охотно принимают их у себя в салонах. Ночное времяпрепровождение становится привычным, обыденным явлением для светского общества. Так происходило во многих европейских столицах – в Париже, Лондоне, Санкт-Петербурге, и эта тенденция продолжится в дальнейшем, захватывая в свою орбиту все новые слои населения.
Поздно вечером или ночью проходят неофициальные заседания парламентских групп депутатов, так называемые «политические салоны», кружки и собрания, на которых они обсуждают текущие проблемы, повестку парламентских заседаний, обмениваются мнениями и информацией. В Жокей-клубе светская жизнь подчинялась ритмам большого света, и потому посетители появлялись лишь во второй половине дня. Прогулки в Булонском лесу заканчивались около пяти часов, после шести подавали ужин, далее клуб затихал и жизнь в нем возобновлялась к ночи, после окончания спектаклей. Модные заведения Бульвара, где обреталась не только аристократическая верхушка, но и так называемый полусвет, открывают свои двери шумной толпе ночных гуляк: работают кафе и лавки, универсальные магазины (базары), панорамы, бани, игорные дома. В фешенебельный игорном доме Фраскатти играют в течении всей ночи, а ужин подают далеко заполночь [17].
Салонная жизнь верхов служит образцом для среднего класса: здесь также устраивают танцы и приемы, вечера с музыкой, игрой в карты, угощением. Простой люд тоже стремится превратить ночь в день, поскольку редкая возможность ночных развлечений знаменуют собой «праздничную роскошь» (М. Бахтин), временную приостановку напряженного труда, выход из жалкого и угнетенного состояния со всеми его запретами, насилием, ограничениями. Гулянья и карнавалы, зрелища, простонародные балы, пирушки в кабачках и тавернах могут продолжаться всю ночь – это момент релаксации, возможность насладиться кратким мигом утопической свободы.
Идет и торжествует мгла,
Успешная «колонизация», освоение и «присвоение» ночного времени связаны с техническим прогрессом, с переходом от ручной техники к машинной индустрии. Одно из важнейших направлений – совершенствование средств освещения, позволившее все смелее раздвигать ночную темноту, избавляться от ее всевластия. Технический прогресс революционизирует общество: машины создают «новую природу», в которой существует человек – залитый светом рукотворный мир. В начале XIX в., как и раньше, использовали сальные, либо восковые свечи (соответственно в бедном или богатом жилище), и ночное освещение продолжало оставаться роскошью, недоступной основной массе населения. В 30-х годах налаживается промышленное производство дешевых и простых стеариновых, а чуть позднее – парафиновых свечей. Появились масляные лампы со стеклом, в которых применяются различные сорта масла, в том числе дешевое оливковое, названное «деревянным». С 50-х годов для этих целей начинают употреблять керосин, получаемый промышленным способом (первоначально в США).
Вторжение в ночь, освоение ночного пространства сопровождается усилением интереса к семантике этого явления. Ночь становится феноменом не только практического, но и интеллектуального плана: многообразие метафорических смыслов, богатство ассоциативно-семантического ряда обусловили интерес к ней со стороны философии, психологии, искусства. К «ночной» теме обращались в своем творчестве Ф. Шеллинг и Новалис, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, позднее Н. Бердяев, О. Шпенглер, З. Фрейд, К.-Г. Юнг.
Ночной дискурс, получивший эстетическую разработку в немецком романтизме, будет продолжен в декадансе и символизме – эстетика упадка наделяет его изысканным пессимизмом и красотой угасания. Ночь трактуется как покой и Эрос, царство «священного сна», гармонии и самозабвения. Добавляется иной, рефлексивно близкий вариант интерпретации, где ночная природа превращается в источник впечатлений и ощущений. Культивируются таинственность и лиричность: «Наши сутки распадаются на две половины, в них день и ночь. В нашем дне две яркие зари, утренняя и вечерняя, мы знаем в ночи двойственность сумерек, сгущающихся и разряжающихся, и, всегда опираясь в своем бытии на двойственность начала, смешанного с концом, от зари до зари мы уходим в четкость, яркость, раздельность, ширь, в ощущение множественности жизни и различности отдельных частей мироздания, а от сумерек до сумерек, по черной бархатной дороге, усыпанной серебряными звездами, мы идем и входим в великий храм безмолвия, в глубину созерцания, в сознание единого хора, всеединого Лада» [19].
Широкий диапазон смысловых интерпретаций провоцирует постоянный интерес к «ночной» тематике со стороны разных видов, направлений, течений искусства. В XIX в. она становится одной из самых востребованных тем. Не только ночная лирика и ночная фантастика, готический роман и «кладбищенская» поэзия, но и ноктюрн в музыке, ночной пейзаж, ночные образы в живописи: от северо-нидерландского и итальянского Возрождения до живописи А. Маньяско и Ф. Гойи, У. Тернера и Д. Уистлера. Особый тип восприятия и мышления, связанный с образно-эстетическим комплексом ночи, позволяет говорить о нем как о преимущественно эмоционально-духовном, творческом явлении: «ночь освобождает от тела» (О. Шпенглер). Творчество воспринимается как изначально присущее и темному времени суток: темнота, порождающая особые эмоции и чувства, полет воображения, фантазию, иллюзии, творчески мотивирует человека, побуждает его прислушаться к природной гармонии, сближает со стихийной жизнью мира.
В сферах психологии, философии, культурологии также будет присутствовать тема ночи, рассмотренная в специфическом смысловом контексте. Психологические, культурфилософские аспекты получат развитие в следующем столетии. В психологии З. Фрейда, К.-Г. Юнга особую концептуальность обретают такие понятия, как «ночное сознание», «ночная психика». Ночь, темнота играют важную роль в цивилизационной парадигме О. Шпенглера в качестве генерализующей проекции западной культуры. Она оформляет смысловые концепты «фаустовской души», «фаустовского стиля», «фаустовского пространства»: «Уже вокруг германских богов и героев протянулись широкие пространства, загадочные сумерки… вокруг них сумерки и ночь… На Валгалле нет света. Уже в «Эдде» чувствуется та глубокая полночь, которая окружает рабочий кабинет Фауста, кладет тени на офорты Рембрандта, в которой теряются звуки бетховенской музыки». «Ночным – пусть это будет только внутренняя, душевная ночь – является также чувство покинутости». «Одиночество – свойство западной души» [20]. Наверное, именно это экзистенциальное одиночество, субстанциональный индивидуализм «прометеевского» человека гонит его все дальше и дальше, заставляя осваивать дальние пространства и «чужое», не предназначенное для него время. Создавая искусственный день, изменяя собственной природе, конфликтуя с ней, он ностальгирует потом о красоте безвозвратно ушедшей ночи, о собственном утраченном естестве «дневного» человека.
В статье в качестве иллюстраций были использованы произведения В. Ван Гога «Звездная ночь» и «Звездная ночь над Роной», Ж. Уолл «Королева ночи», К. Коровина А. Лентулова «Ночь на Патриарших прудах», Дж. Манна «Лос-Анжелес», И. Айвазовского «Сотворение мира», Микеланджело «Сотворение Адама», Я. Брейгеля Младшего «Бог создает Солнце, Луну и звезды», Ю. Клевера «Лунная ночь», А. Фантен-Латура «Королева ночи», Д. Бонацци «Ночь», Микеланджело «День и Ночь», Ж. Девиля «Женщины Элевсина», И. Крамского «Русалки», «Бал при дворе Генриха III» (французская школа), Ш. Седлачека «Галантная сцена», Э. Вильямила «Танцы во дворце», К. Коровина «Парижский бульвар ночью», А. Тулуз-Лотрека «Танец в Мулен-Руж», К. Коровина «Ночной Париж», Дж. Миллеса «Офелия», Э. Морган «Ночь и Сон», П. Пюви де Шаванна «Мечта» («Сновидение»), Дж. Манна «Огни Таймс-Сквер».
ПРИМЕЧАНИЯ
© Козьякова М.И., 2017 |
ISSN 2311-3723
Учредитель:
Издатель:
№ государственной Журнал индексируется: Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
Шеф-редактор
Руководитель IT-центра
Наш баннер:
Наш e-mail:
НАШИ ПАРТНЁРЫ: |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. © Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2024 |