НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

Воспитание театром: эстетическое развитие и становление личности
 в процессе подготовки актера. Интервью с А.С. Кузиным [1]

Е.Н. Шапинская беседует с А.С. Кузиным, народным артистом России, профессором Ярославского государственного театрального института, руководителем театральной мастерской, член-корреспондентом РАЕН, шестикратным лауреатом премии имени Фёдора Волкова (Ярославская область) за заслуги в области театрального искусства [2]

Аннотация: Интервью посвящено проблемам воспитания человеческой личности, рассматриваемым на примере подготовки будущих актеров и восприятия ими культуры театра.

Ключевые слова: человеческая личность, актер, воспитание, эстетика.
 

ЕШ. Система эстетических ценностей формируется разными способами – в процессе образования и в среде сверстников, в общении с искусством и в творческой деятельности самого разного вида. В тех учебных заведениях, где готовят профессионалов в области творческих профессий, формированию эстетического вкуса должно отводиться особое место, поскольку искусство – наиболее плодотворная среда для эстетического развития. В то же время, на мой взгляд, нельзя отделять эстетический элемент от качеств личности в целом, от того, каким человеком станет будущий актер или художник, какими личностными качествами он будет руководствоваться в своей деятельности, в своем послании современникам.

АК. Есть определенные нормы и правила, есть стандарты и учебные программы, которые существуют во всех учебных заведениях, художественных или любых других. Для меня как человека, прошедшего через систему театрального образования, самым важным оказалось то, что наши педагоги не только обучали нас технологиям профессионального мастерства, но пытались воспитать в нас личность. Человек в широком смысле этого слова – больше, чем самый искусный профессионал. Несомненно, профессиональные технологии очень важны, именно с них и начинается творческий путь любого художника, с них начиналось и мое профессиональное становление: этюды, тренинги, репетиции, приемы и законы ремесла, потом – спектакли, гастроли. Точно так же, как ребенок разбирает игрушечную машинку, чтобы посмотреть, как она сделана, я разбирал театральные спектакли, и сегодня меня уже почти ничто не удивляет, поскольку я понимаю механизмы «производства» спектакля. Почему так сложно удивить сегодня в искусстве? Нет идей. Свежих и неожиданных. Но как хочется удивиться таланту!

ЕШ. Все же, говоря о театральном образовании, мы видим: особую роль играют отношения с учителями и коллегами – ведь студент, будущий актер, должен понимать не только свои личностные возможности, но и свою роль в том сложном комплексе, которым является театральный спектакль. А отношения с Учителем – всегда сложный комплекс профессиональных и межличностных отношений, которые бывает трудно отделить друг от друга.

АК. По прошествии времени после каждого следующего выпуска представляется: все ученики были хорошие. Нас разделяло то, чем мы занимаемся в институте и вне его. Мастер начинает формировать студента прежде всего как человека. Со старшими учениками происходили человеческие контакты и вне стен института. Мы встречались и говорили не столько про театр, сколько про жизнь, и частная и творческая жизнь постепенно сливались. Когда я становился старше, читал, учился, то все больше понимал, что художника нельзя научить, он может научиться сам. Художник воспитывается в определенной среде, в ней формируются его реакции на окружающий мир, на любовь, на предательство – на все то, что должен пройти каждый человек. Самое главное – воспитать чувственную природу студента и развить его эмоциональную память.

ЕШ. Театр – это часть культуры, это всегда было так. Театр имеет разнообразные функции – развлекательную, воспитательную, эстетическую, идеологическую, причем в зависимости от культурных доминант эпохи на первый план выходит та или иная. Будучи частью культуры, театр несет на себе и символическую функцию, несмотря на большую степень «вещной» воплощенности образов и окружающей их реальности. Каковы же возможности творчества в театре, ограниченном в основном интерпретацией драматического материала?

АК. Мы лицедеи, мы пытаемся создавать персонажей через наше воображение – и в этом главный момент театральной профессии. Беда наших студентов в том, что воображение у них недоразвито, поэтому говорить о творческих проявлениях трудно. Мой опыт показывает, что, все, что они говорят и думают, мелко. Для развития воображения нужно системное образование – я убедился в этом, хотя раньше считал, что воображение не столь важно для актерского ремесла. Но практика показывает, что необразованные артисты оказываются серыми, неинтересными, их чувства – мелкими, неглубокими, их человеческие мотивы – прямолинейными. И здесь круг замыкается: учим – значит, воспитываем, воспитывая, – учим, образование становится процессом творения личности, а если говорим о творческой личности, то «образовывая» ее мы пытаемся творить будущее искусство и будущее искусства.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Материал подготовлен при поддержке РГНФ, грант № 14-03-00035/
[2] Подробнее о биографии и творческом пути А.С.Кузина см.: URL.: http://www.cultandart.ru/theatre/72311-put_hudozhnika_60letie_aleksandra_sergeevicha_kuzina __the_path_of_an_artist__alexandr_kuzin_is_60/

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG