НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства

В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры

М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение

Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)


Анонс следующего номера

 

 

К 260-летию В.А. Моцарта: история одного портрета

Беседа Екатерины Шапинской с коллекционером Сергеем Григорьянцем и музыковедом Алексеем Наумовым.

Аннотация. В беседе автора с коллекционером и искусствоведом рассматривается судьба портрета Моцарта, который относится, согласно исследованиям сотрудника Музея музыкальной культуры им. Глинки, ко времени жизни композитора. Затрагиваются вопросы сложной судьбы произведений искусства в переходные исторические эпохи. Подчеркивается важность подлинных произведений в эпоху господства масскульта и симулякров. Материал посвящен 260-летию со дня рождения В.А. Моцарта и является обобщением исследований, проведенных автором портрета и специалистом в области музыкальной культуры и впервые вводит в научный оборот произведение искусства, ранее знакомое лишь по выставочным каталогам.

Ключевые слова. Произведение искусства, коллекция, подлинность, история, культурное наследие, музыка.
 

Великий Моцарт известен не только как композитор, автор многочисленных музыкальных шедевров, но и любимый персонаж поп-культуры: его изображения мелькают на конфетах и ликерах, многочисленная сувенирная продукция с портретом Моцарта буквально заполонила города, связанные с жизнью и творчеством композитора, — Зальцбург и Вену, по которым ходят молодые люди и девушки, одетые в костюмы XVIII века и предлагающие туристам билеты на многочисленные концерты, состоящие, как правило, из знакомых мелодий, получивших статус шлягера. Воображению нашего современника преподносится образ композитора, стилизованный под рокайльную красивость, «залакированный» и эстетизированный в стиле популярных представлений о старой Вене как вечном празднике музыки и любви. В этой экспансии масскультовских представлений все дальше уходят живая жизнь композитора и его современников, реальных людей, которые творили, любили и страдали в ту отдаленную эпоху. На фоне царства воображаемых представлений теряются те немногие подлинные реалии времени, которые дошли до наших дней и стали уделом музеев, библиотек и специалистов, сохранивших стремление к подлинности, исследующих по крупицам свидетельства времени, делающих открытия, помогающие представить жизнь Моцарта, его окружения, его близких в контексте той сложной эпохи.

Несомненно, для погружения в контекст эпохи Моцарта, мы должны опираться на визуальные представления, на живописные и словесные свидетельства современников. Время преподносит нам новые открытия, помогающие сформировать облик эпохи композитора и, возможно, лучше и глубже понять его творчество. Мне удалось побеседовать с известным московским коллекционером, журналистом и общественным деятелем Сергеем Григорьянцем и с музыковедом Алексеем Наумовым, в прошлом научным сотрудником Музея музыкальной культуры им. Глинки. Темой нашего разговора стал миниатюрный портрет Моцарта из известной коллекции С. Григорьянца («Благовещенье» Фра Беато Анжелико из нее экспонировалось на выставке музея «Метрополитен» 2005 года, да и многие другие произведения искусства этой коллекции известны по российским и международным выставкам и каталогам). Портрет происходил из семьи прабабки коллекционера (интересно, что портрет объединен в раме, с портретом, возможно, Сальери, о чем будет рассказано ниже). По мнению А. Наумова, который провел большую работу по изучению этого портрета, сравнению его с другими портретами композитора, портрет является прижизненным и, возможно, принадлежит кисти Йозефа Грасси, известного австрийского портретиста. Об истории портрета, о его месте среди других портретов композитора я спросила моих собеседников, которые сотрудничают в течение десяти лет, пытаясь раскрыть тайну этого прекрасного живописного произведения.

ЕШ. Сергей Иванович, как портрет появился в Вашей коллекции?  

СГ. Портрет был привезен из Австрии в 1870-е годы моей прабабушкой Дорой Акимовной Сыркиной в качестве приданого, по-видимому внутренне важного для нее, поскольку она была музыкантом-любителем, ее игру хвалил бывавший в их доме Франц Лист. Прабабка, выйдя замуж, переехала в Киев.

По семейным преданиям, она была племянницей Карла Черни, принадлежала к богатой европейской семье. В огромном кабинете, уже в Киеве, моего деда – сына Доры Акимовны – профессора Сергея Павловича Шенберга стояли даже два концертных рояля фирмы Бехштейн, что вообще было (особенно после революции) большой редкостью. Среди других художественных ценностей, большого количества очень дорогих вещей, хорошего предсвадебного венского портрета Доры Акимовны, был и портрет Моцарта. Мое мнение и семейное предание о том, что это подлинный портрет композитора, привело меня к общению с Алексеем Александровичем, поскольку была нужна тщательная работа по сравнению различных живописных и графических изображений композитора, в частности, сопоставление с прижизненным портретом, находящемся в музее Глинки.  

ЕШ. Я попрошу рассказать об этой работе Вас, Алексей Александрович. Что общего Вы нашли со знаменитым портретом из коллекции музея?

АН. Мой интерес к портрету возник в связи с выставкой «Русский миф о Моцарте», состоявшейся в 2006 г. в Государственном музее А. С. Пушкина, где я и увидел его впервые. Аналогия с известным портретом из коллекции музея работы Грасси была заметна. Когда я увидел портрет из коллекции Сергея Ивановича, стала очевидна его достоверность, подлинность и точность в передаче характерных черт внешнего облика Моцарта: непропорционально большой головы, сильно выступающего носа, короткой шеи, заметной странности положения глаз Моцарта, которая отмечалась авторами некоторых прижизненных портретов, но пропадала на последующих изображениях.

ЕШ. На портрете, который находится передо мной, изображены два персонажа – Моцарт и Сальери. Для нашей культуры ассоциации Моцарта и Сальери связаны, прежде всего, с идеей отравления Сальери соперника, выраженной в трагедии Пушкина. Во многом этому представлению способствовал и фильм Милоша Формана «Амадей». Между тем, в Европе Сальери вовсе не считается злодеем-отравителем – он был успешным композитором, который вряд ли бы решился на устранение соперника таким способом. Интересна в этом смысле и последняя находка совместной работы Моцарта и Сальери, обнаруженная в запасниках Чешского национального музея, которая говорит о сложных отношениях двух музыкантов [1]. Каким образом были объединены эти два портрета, эти два образа, два повернутых друг к другу профиля помещенные в одну раму, насколько точно мы можем говорить, что изображен именно Сальери?

СГ. У нас в семье среди многих вещей моей прабабки были два отдельных портрета, которые я сам соединил, хотя они немного, но отличаются по размеру. Их объединяет не только манера письма, но и техника – они выполнены на оцинкованном железе, что было распространено в миниатюрах в основном второй половины XVIII века, чем пользовались недолго, этот материал вышел из употребления. Это еще один факт в пользу отнесения портретов ко времени жизни композиторов, в пользу того, что художник их создал в одно и то же время. Моцарту на портрете 29-30 лет, пора расцвета. Сальери выглядит старше, что и было на самом деле: разница между ними была в шесть лет.

АН. Портретов Сальери гораздо меньше, чем изображений Моцарта, и установить личность композитора на портрете труднее. Тем не менее, в Петербурге в Российской национальной библиотеке есть маленькая гравюра, которая напоминает образ на этом портрете. Несомненно, оба изображения близки по времени, в них чувствуется рука одного художника. Сопоставляя различные портреты, гравюры, я пришел к выводу об авторстве Грасси.

ЕШ. Какое значение имеет этот портрет лично для Вас, Сергей Иванович? Это семейная реликвия, одна из многих, или портрет связан для Вас с личностью Моцарта, с его отношениями с Сальери, с эпохой композитора, которая ощущается в стилистике изображения?

СГ. Для меня этот портрет очень значим – моя коллекция изначально собиралась, из остатков коллекций разных моих родственников, уцелевших после революции и двух мировых войн. Это память о моих прадедах, бабушках и дедушках, которые собирали произведения искусства, любили их. Это семейные вещи, семейная коллекция, и каждая вещь, которая уцелела в ходе истории, – это ценность. Но портрет Моцарта значим и как свидетельство об эпохе композитора и его личности. Два раза портрет был показан публике – на выставке «Русский миф о Моцарте», в 2006 г., где был и портрет из музея Глинки, и мой, и на выставке «Грани старой коллекции» в музее-заповеднике «Царицыно» в 2012 г.

ЕШ. Выставка Вашей коллекции в Царицыно вызвала живой отклик среди любителей искусства, о ней писали, подчеркивая уникальность коллекции, художественную ценность произведений. Что касается портретов Моцарта и Сальери, они вполне уверенно позиционировались как «прижизненные» [2]. Насколько точно такое утверждение, можем ли мы с уверенностью сказать, что перед нами – живое свидетельство эпохи композитора?

СГ. Конечно, с научной точки зрения, мое утверждение о его подлинности, о его принадлежности к годам жизни Моцарта – предположение, которое уже подтверждено технологически, высоким и достоверным уровнем живописи, и серьезной работой Алексея Наумова, но для доказательства авторства нужна дополнительная профессиональная работа искусствоведов, поскольку миниатюр Грасси в российских музеях нет. Я уверен, что исследование будет продолжено, и этот первоклассный портрет обретет бесспорное авторство и необходимую известность.

ЕШ. Спасибо большое за этот рассказ, за вашу совместную работу. В этом году музыкальный мир отмечает 260-летие Моцарта, и любовь к музыке великого композитора сопровождается интересом к его личности, которая обретает все новые и новые грани. Надеюсь, что портрет двух выдающихся личностей своего времени, Моцарта и Сальери, который находится среди сокровищ Вашей коллекции, станет еще одним вкладом в наше представление о культурном наследии прошлого.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] URL: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/mozart-wolfgang-amadeus-antonio-salieri-lorenzo-da-ponte-libretto-a6873481.html Дата обращения 15.02.2016.
[2] Сергей Григорьянц собрал искусство [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/542431 Дата обращения 15.02.2016.


© Шапинская Е.Н., 2016

Материал поступил в редакцию 20 февраля 2016 г.

Шапинская Екатерина Николаевна
доктор философских наук, профессор,
заместитель руководителя
Экспертно-аналитического центра развития
образовательных систем в сфере культуры
Российского НИИ культурного и природного
наследия им Д.С. Лихачева.
e-mail: reenash@mail.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG