НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 
 
А.В. Денисов

Виртуализация действительности в современную эпоху – в плену иллюзий и массового гипноза

Аннотация. В статье показаны процессы трансформации современной культуры, происходящие при воздействии на нее виртуальной реальности. Среди ее общих особенностей выделяются: высокая степень интенсивности воздействия, возможность ролевого поведения, трансплантация личностного аспекта бытия в публичный. Рассматриваются изменения, возникающие в мышлении и сознании человека, а также в системе социокультурных взаимоотношений. Доказывается, что виртуализация действительности приводит к формированию мозаичной картины мира, а также смещению ее в систему мнимых, иллюзорных координат восприятия объективно существующей действительности.

Ключевые слова: виртуализация, реальность, культура, Интернет, коммуникация, мышление, сознание, инверсия.


Среди многообразных тенденций развития современной культуры особое положение занимает процесс виртуализации действительности [1]. Мышление современного человека часто оказывается подчиненным не реальным топологическим и временным координатам, а иллюзорному пространству, в формировании которого принимают участие многие компоненты – СМИ и реклама, Интернет, киноискусство, индустрия развлечений. Оно властно вторгается во все сферы жизни, приводя к значительной трансформации мышления и сознания. В этом пространстве смещаются привычные этические позиции, трансформируются логические категории, модели поведения и особенности восприятия. В итоге нередко человек полностью погружается в него, отключаясь от реального мира и обретая возможность взаимодействия с виртуальными объектами.

Тотальный характер виртуализации в современной культуре [2] (о нем может свидетельствовать хотя бы роль Интернета в повседневной жизни) имеет множество последствий, среди них необходимо выделить следующие:

1. Высокая степень интенсивности воздействия, подчас приобретающего гипнотический характер (наиболее яркое его проявление – психологическая зависимость, формирующаяся у пользователей сайтов знакомств и компьютерных игр).

2. Возможность ролевого поведения, приводящего к активному переключению позиций восприятия своего собственного «я» (среди примеров – интерактивные телепрограммы; «феномен аватара» в социальных сетях, когда реальный образ человека заменяется искусственно сконструированным) [3].

3. Трансплантация личностного аспекта бытия в публичный, интимных смыслов – в сферу массовой коммуникации (таковы, например, многочисленные блоги, ситуации общения по скайпу с неограниченным числом участников и т.д.).

Очевидно, что указанные особенности затрагивают разные измерения культуры. В психологическом аспекте – это специфика психических процессов, сознания и архитектоники личности; в социальном – система межсубъектных связей; в информационном – специфика процессов хранения и трансляции информации; в художественном – воздействие на принципы организации и функционирования произведений. Далее мы рассмотрим лишь отдельные сферы в этих измерениях с позиции их трансформации, произошедшей благодаря виртуализации.

В первую очередь отметим, что именно она стала одной из предпосылок в изменении соотношения устного и письменного типов мышления в пространстве современной культуры. В целом, это соотношение неизбежно предполагает разную степень ответственности автора и, соответственно – преодоления/сохранения барьеров в процессе речевой деятельности. Так, создание письменного текста нередко оказывается связанным с повышенной самокритичность автора. Одновременно в письменном тексте есть объективирующая дистанция, которая позволяет письменно выразить то, что в устной речи высказать сложнее (так как в письменной речи нет непосредственности контакта с собеседником). Устный же тип высказывания в особенной степени зависит от того, на какой масштаб аудитории он рассчитан – максимально большой, или же предполагающий одного конкретного адресата. Одновременно он ориентирован на непосредственность восприятия, отсутствие хронологической границы между рождением мысли и ее восприятием аудиторией. Процессуальный характер формирования смысла, таким образом, оказывается важнейшим качеством устного высказывания.

Интернет-культура во многом связана со смешением устного и письменного мышления. Более того, правомерно утверждать, что современная эпоха в целом – есть эпоха устного по сути своей существования информации, несмотря на ее письменную фиксацию. Так, бесконечное многообразие публикаций (электронных и печатных), нередко снижающее их качественный уровень, в конечном счете, нивелирует ценностный аспект текста как зафиксированной данности, предполагающей точное сохранение информации, имеющей особый статус для коллективной памяти, а также ориентированную на многократное чтение. В результате, в сети Интернет существует некий неограниченный корпус текстов, абсолютно доступный везде. Но особенности его функционирования неизбежно ставят проблемы (1) достоверности и корректности информации; (2) плагиата, вообще авторства и личностной ответственности; (3) критериев отбора релевантной информации; (4) ее изменчивости, постоянной вариативности.

Другая важная особенность современной культуры, обусловленная виртуальной реальностью, связана с возможностью интерактивных взаимодействий в ее среде. Система коммуникации обретает принципиально множественный, многонаправленный и подвижный облик. Поэтому интерактивность формирует новую концепцию произведения – оно лишается абсолютно законченных и незыблемых очертаний, может модифицироваться, подчас – в весьма широких пределах. Само произведение в этом случае получает потенциальные качества, которые могут реализоваться по разному сценарию.

Очевидно, что это свойство феномена интерактивности связано также и с особенностями ощущения времени в ХХ-XXI вв. Так, восприятие будущего обретает принципиально открытый характер. Оно предстает как вероятностный, неопределенный мир, имеющий множество путей развития. В этом заключается кардинальное отличие культуры ХХ века от, например, эпохи барокко, ориентированной на библейскую модель мира с ее эсхатологической предопределенностью событий земной жизни. Современное осознание будущего часто имеет напряженно-конфликтный характер, раскрываясь в различных потенциальных траекториях своего развития.

Одно из наиболее ярких воплощений такой тенденции – направление, получившее название «семантика возможных миров». У настоящего может быть не одно, а сразу несколько равноправных траекторий в будущем. Его детерминированный характер теперь сменила новая парадигма, утверждающая идею бесконечной изменчивости, подвижности будущего, его непредсказуемости. Это представление получило особое положение в культуре постмодернизма, в частности – в литературе (произведения Х. Борхеса, М. Павича), киноискусстве (фильм «Беги, Лола, беги»).

Благодаря интерактивности одновременно и сам читатель такого текста обретает творческие функции – он вправе сам моделировать процесс своего взаимодействия с произведением, управлять им. Нередко и сами авторы сознательно предполагают такие сотворческие функции читателя (например, в жанре интернет-романа), слушателя/зрителя (в алеаторических композициях, хеппенингах и перфомансах, и т.д.).

В результате вместо линейного ощущения развития событий, где изначально все задано и предопределено, действуют законы нелинейного времени, допускающего разные варианты развития сценария (подчас – диаметрально противоположные). Вместо четкой перспективы «прошлое – будущее», «начало – середина – конец» причинно-следственные связи могут выстраиваться в различном порядке.

Отдельного внимания заслуживают процессы трансформации социокультурных взаимоотношений. Уместно напомнить, что их фундаментальные особенности определяют две стратификационные оси – возрастная и гендерная. Именно они детерминируют типичные модели поведения, социальный статус, внешний облик человека и т.д. Уместно предположить, что благодаря виртуализации современной культуры происходит их более или менее ярко выраженная модификация, подчас приводящая либо к отсутствию четких границ между конкретными градациями типов личности, либо к смещению, вплоть до радикальной трансформации (свидетельство тому – современная мода, гендерные особенности профессиональной специализации, формы саморепрезентации) [4]. Очевидно и то, что виртуальная реальность сайтов знакомств, компьютерных игр неизбежно приводит к трансформации представлений о собственной личности, системы ценностных ориентиров, а также иерархии социальных связей в сторону подмены реальных приоритетов на мнимые.

***

В культуре любого исторического периода тесно взаимодействуют два вектора, образованные парами полярных модусов. С одной стороны это модус инверсии, противостоящий мифологизации и идеализации в культуре (и реализующийся чаще всего в сфере пародии). С другой – рациональный модус, определяющий стабильный и неизменный облик культуры, ориентированный на сохранение ее в незыблемом облике, и иррациональный, воплощающий сферу динамики и смысловой неустойчивости. В частности, он может проявлять себя в областях эзотерики и мистики [5], многих зрелищных жанрах искусства. Судя по всему, в современную эпоху значительную нагрузку в этой репрезентации взяла на себя именно виртуальная реальность.

В современную эпоху происходит принципиальное смешение разных полюсов, их дезинтегрированное сосуществование и переплетение. В результате процессы виртуализации оказывают ощутимое воздействие на общие конститутивные особенности современного мышления, среди которых наиболее заметными оказываются следующие две:

1) мозаичный характер, проявляющийся в столкновении в сознании несовместимых образов, образующих своеобразный смысловой коллаж, элементы которого находятся в состоянии либо изоляции, либо конфликтного взаимодействия;

2) роль псевдообъектов – фантомов, замещающих реальные объекты, но, как правило, не имеющих реальной ценности [6].

Обе особенности очевидным образом согласуются и с общими социокультурными стратегиями последних десятилетий. Среди всего их многообразия можно выделить три, воплощающие наиболее фундаментальные типы взаимоотношения человека с окружающей действительностью: «серьезное», санкционированное идеологией, культом, социальными нормами поведения; карнавальное, инвертирующее привычные представления; наконец – абсурдное, подчеркнуто отрицающее логику и основанное на дезинтеграции этих обыденных представлений, их откровенном рассогласовании. Роль последнего в конце ХХ-ХХI вв. во многом и объясняет огромное значение различных псевдообъектов – когда под художественным или научным произведением выдается его отсутствие. С почти гипнотической силой сознанию внушается иллюзия, что предложенный фантом – и есть то, что обладает подлинной художественной или познавательной ценностью [7].

В конечном счете, саму модель мира современного человека можно, пользуясь условной аналогией, сравнить с разбитым зеркалом – его осколки по прежнему образуют нечто взаимообусловленное, но уже никогда не составят цельного образа, существуют в зоне непосредственного контакта, но, тем не менее, полностью изолированы. Каждый из них может отобразить нечто реальное, но этот образ в действительности оказывается мнимым, в целом же такое «зеркало» рождает причудливую, жутко деформированную, но все же отдаленно похожую на оригинал картину.

Виртуализация действительности в современную эпоху дает возможности для радикальных изменений, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Очевидно, что законы ее оптимального применения еще просто не найдены. Пользуясь метафорическим сравнением, можно сказать, что она представляет собой расплавленную магму, в которой конструктивное, созидательное начало еще не откристаллизовалось окончательно. В то же время, очевидными оказываются и ее широчайшие перспективы, которые, впрочем, откроются только при рациональном осмыслении их объективного содержания.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Виртуальная реальность – искусственным образом созданная реальность, имитирующая возможный, существующий или фантастический, иллюзорный мир (например, в компьютерных играх). В широком плане виртуальная реальность – любое измененное состояние сознания при психопатологических расстройствах, гипнозе, наркотическом воздействии.
[2] В последние годы появилось достаточно много работ, посвященных этому феномену, среди них – исследования А. Россохина и В. Измагуровой, Н. Носова, Я. Иоскевича, В. Руднева и т.д.
[3] Интересно отметить, что в массовой музыкальной культуре происходит соединение сразу двух планов: с одной стороны – это возможность ролевого поведения, с другой – соучастие всех в происходящем действии, вызывающее очевидные аналогии с архаическими ритуалами.
[4] Крайний случай такой трансформации – полная инверсия – феномен травести в современной эстраде.
[5] Среди многочисленных примеров достаточно вспомнить про увлечение экзотикой, а также масонством в период классицизма.
[6] Это и количественные показатели цитирования научных публикаций, становящиеся знаком качества научной деятельности в целом; и число просмотров личной страницы в социальных сетях или участников переписки, превращающиеся в знак статуса личности; и различные статистические показатели, характеризующие деятельность той или иной организации с внешних позиций, но обычно никак не отображающие реальное положение ситуации. Все это нередко приводит к своего рода «количественной гигантомании», имеющей подчас характер обсессивного невроза.
[7] Об этом напоминают многие образцы современного массового искусства, когда, например певец/певица обретают известность исключительно за счет рекламы и внешнего имиджа, не имея при этом никаких вокальных данных и сценического таланта.

 

© Денисов А.В., 2015

Статья поступила в редакцию 30 апреля 2015 г.

Денисов Андрей Владимирович,
доктор искусствоведения, профессор
Российского государственного педагогического
 университета им. А.И.Герцена
e-mail: denisow_andrei@mail.ru

 

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG