НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Научное рецензируемое периодическое электронное издание |
||
Гипотезы: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры
Дискуссии: В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера) А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение) В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)
Аналитика: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение) И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа ДУЭЛЬ А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия) А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)
|
Введение в рубрику
Аннотация: Во Введении в рубрику раскрывается основная цель рубрики «Высокое искусство в культуре современности», обосновывается полезность обсуждения этой проблемы в форме диалогов между представителями разных областей знания и практики.
Ключевые слова: искусство, культура, популярная культура, опера.
Культура начала ХХI века представляет собой сложное пространство взаимодействия разных направлений, тенденций, культурных форм. Прошлое и настоящее сливаются в репрезентациях, в которых чувство историчности кажется потерянным или забытым. Глобальная информатизация делает доступным все шедевры мировой культуры в цифровом формате, а классическое искусство тиражируется во всех формах масс медиа. В результате границы между «высокой», «элитарной» и популярной культурой стираются, что отмечали еще в 80-е гг. прошлого века теоретики постмодернизма и «культурных исследований». Попадая в орбиту популярной культуры, классические формы переосмысливаются, переживаются с точки зрения системы эстетических ценностей современного человека, а мнение экспертов, интеллектуалов, искусствоведов чаще всего остается в пределах узкого круга специалистов. Этот разрыв вряд ли благоприятен для искусства, которое должно быть частью живой жизни культуры и в то же время не терять той ценности, которую оно приобрело в истории и которая стала предметом философской рефлексии и академического дискурса. Мы предлагаем сопоставить две точки зрения − профессиональную и «любительскую» на некоторые известные произведения искусства и в форме диалога выяснить, что в них важно для культуролога, посвятившего многие годы изучению и осмыслению текстов культуры, а что − для человека, любящего искусство и воспринимающего его непосредственно, эмпатически. Замысел этой рубрики возник в беседах, которые я вела с людьми разного возраста и профессии по поводу произведений художественной культуры, вошедших в ее золотой фонд, то есть классики. На наш взгляд, такие беседы, дискуссии, иногда споры могут быть полезны как для профессионалов, зачастую не представляющих себе бытия классических произведений в пространстве популярной культуры, так и для любителей, которые могут подкрепить свое эмоциональное восприятие интеллектуальной рефлексией, увеличив тем самым свой «культурный капитал» (термин П. Бурдье). Нам хотелось бы начать нашу серию диалогов с обсуждения двух хорошо известных опер, доступных в многочисленных записях, считающихся предназначенными не только для взрослой, но и для детской аудитории – «Золушки» Россини и «Волшебной флейты» Моцарта.
Е.Н. Шапинская
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
Издатель:
№ государственной Журнал индексируется: Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
Шеф-редактор
Руководитель IT-центра
Наш баннер:
Наш e-mail:
НАШИ ПАРТНЁРЫ: |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. © Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2024 |