НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Научное рецензируемое периодическое электронное издание |
||
Гипотезы: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания
Дискуссии: В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера) А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение) Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение) В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции
Аналитика: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)
|
Е.Н. Шапинская Женщина в культуре: от извечной «Другости» к торжеству фемининности Часть первая
Аннотация. Данная статья является первой в цикле публикаций, посвященных месту женщине в культуре прошлого и настоящего. Рассматривается роль женщины в культуре с точки зрения ее исторических корней и социокультурной динамики. В течение тысяч лет женщине в культуре отводилась вторичная роль Другого, что, по мнению представителей феминизма, было сконструировано традицией маскулинной доминации. Изменение стереотипов «вытеснения» женщины из важных сфер культуры, в частности, творчества, начинает происходить уже в XIX веке, когда женщины становятся субъектом творчества, что становится началом феминизации культуры, характерной для нашего времени.
Женщиной не рождаются,
В течение долгого времени женщина оставалась одним из самых значимых Других культуры. Роль Другого приписывалась ей андроцентрической культурой, где власть концентрировалась в руках маскулинного субъекта. Неоспоримость этой власти обосновывалась биологическими факторами пола, которые были поставлены под вопрос в такой сравнительно недавно сформированной области знания, как гендерные исследования. «Другость» женщины в культуре отмечает еще С. де Бовуар в своей известной работе «Второй пол». Женщина является вечным Другим, по ее мнению, по причине культурной закрепленности маскулинного субъекта. «Как же случилось, что между полами эта обоюдная направленность (индивидов и групп, благодаря которой Другой перестает быть абсолютным понятием и обнаруживает свою относительность) не была установлена, что один из терминов утвердился как единственно существенный, отказав второму в какой бы то ни было существенности, определив его как совершенно Другое? Почему женщины не оспаривают мужское верховенство? Ни один субъект не признает себя ни с того ни с сего несущественным. Ведь не Другой, определив себя как Другой, определяет тем самым нечто, Другим его полагает Нечто, полагающее себя как Нечто. Но чтобы Другой не поменялся местами с Нечто, нужно, чтобы он подчинился чуждой ему точке зрения. Откуда это подчинение в женщине?» [1]. Одним из важных моментов этого подчинения является материальное превосходство мужчины, которое, по крайней мере до недавнего времени, было характерной чертой самых разных культур. «По мнению де Бовуар, этот факт истории не связан с женской сущностью, но определяется особенностями женского существования… Женская экзистенциальная ситуация радикальным образом отличается от мужской прежде всего потому, что с ней связана функция воспроизводства, которая с самого начала человеческой истории и разделения труда обрекает женщину, по мнению Симоны де Бовуар, играть пассивную роль в обществе» [2]. Но кроме этого эссенциалистского положения С. де Бовуар дает и другое объяснение женской «вторичности» – выполнение мужской функции превращения женщины в объект, т.е. утверждение его отношения к Другому, а также добровольное принятие женщиной роли жертвы. Экскурс в историю Традиционно в западной культуре слово «творец» ассоциируется с мужским началом. Сам принцип творения наделяется маскулинными чертами – Бог творит Землю и человека, оставляя женщине вторичное место. Пол Создателя является, в человеческом понимании, источником универсальной власти. Однако если мы выйдем за рамки традиционного «патриархатного» мировоззрения и обратимся к архаичным пластам культуры, то увидим, что существуют и другие модели построения картины мира с точки зрения соотношения в нем мужского и женского начала. Позже принцип творения перешел к Богу-творцу, но в древних культурах, таких как минойская или критская, женщине придается первичный или равный с мужчинами статус в созидательном процессе. По мнению исследователей, минойская культура создала общество, в котором «вся жизнь была проникнута верой в Богиню-Природу, источник всего созидания и гармонии» [3]. Последней цивилизацией в ходе истории, где существовала гармония между мужчинами и женщинами как равными участниками жизненного процесса, была, по мнению Р. Эйслера, критская. Эта гармония находит отражение в художественной традиции Крита, уникальной в своем наслаждении красотой, грацией, движением, радостью жизни и близостью в природе [4]. Богини в мифологиях этих цивилизаций имеют самостоятельный статус, но в ходе истории этот статус изменяется – они становятся женами мужских божеств, которые правят с помощью символов власти – деструктивного оружия, громов и молний. Соответственно к ним переходит и творческий принцип, который начинает носить маскулинный характер, который воспринимается в человеческом сознании как природный. Тем не менее в более архаических пластах мифологии мы видим богиню как создательницу цивилизации, в частности, земледелия (египетская Исида, мессопотамская Нинлиль).
В мифах, посвященных сотворению мира, прослеживается фундаментальная разница между женским и мужским принципом творения. «Творцы-женщины происходят изнутри чего-либо, подобного земле или воде, и творят из своего тела. Творцы-мужчины, сверхъестественные существа и животные происходят извне, из неба или другой земли, и творят с помощью магии» [5]. Основываясь на изучении доисторических мифов, историки П. Бриффо и Э. Неуман пришли к выводу, что гончарное дело было создано женщинами. Оно считалось священным процессом, связанным с поклонением Богине [6]. С женскими божествами связываются во многих мифологиях пряжа и ткачество, которые стали традиционно женскими занятиями, в то время как гончарное дело перешло к мужчинам. Согласно греческой мифологии, Афина научила людей ткацкому искусству. На Руси Параскева-Пятница считалась покровительницей прядения. В то же время женщине не чуждо и творческое начало в области искусства – достаточно вспомнить древнегреческих Муз. В древнеиндийской мифологии искусство танца, которому приписывалось божественное происхождение, имеет два аспекта – мужской (Тандав) и женский (Ласья). Эти аспекты представлены соответственно Шивой и его супругой Парвати, которые и передали танцевальное искусство людям. Тем не менее, даже в этом мифе отражена в символической форме маскулинизация культуры – в танцевальном состязании между мужем и женой победу одерживает Шива. Поэтическое творчество также уходит корнями в область фемининности – первым поэтом, вернее, поэтессой, известной истории, была шумерская жрица и принцесса Энхедуанна [7]. Она была дочерью Саргона, основателя месопотамской империи, жившего около четырех тысячелетий тому назад. Энхедуанна написала гимн одной из почитаемых богинь шумерской культуры Инанне-Иштар, чей взгляд «ужасающ и сверкающ».
Но таких периодов в истории можно найти сравнительно немного, мы находим гораздо более яркие примеры мизогинизма даже в тех цивилизациях, которые являлись воплощением мощного творческого импульса во всех областях культуры. Так, древнегреческая литература носила явную антифемининную направленность. «Создается впечатление, что одной из задач ранней греческой лирики было унизить женщину» [11]. Тот факт, что в архаической Греции творили две поэтессы – Эринна и Сапфо – не меняет общего отношения к женщине. Несмотря на окружающие школу Сапфо легенды, ее программа была ориентирована на доставление удовольствие мужчине – девушек учили быть очаровательными, использовать приемы кокетства, что в конечном итоге должно было привести их к исполнению своей биологической функции деторождения. Эта биологическая функция была практически единственно легитимной функцией женщины в греческой культуре. Женщина в искусстве: политика репрезентации
Несмотря на возрастание ценностей фемининности в определенные эпохи, в целом вплоть до нашего времени как западная культура, так и культуры большинства не-европейских общностей, носят выраженный «патриархатный» характер, где творческий акт является прерогативой мужчины, а женщине отводится вторичное место, четко ограниченное социальными рамками. Наиболее ярко выражена эта диспропорция в такой сфере творчества как искусство. Действительно, в стандартной истории искусств мы редко встречаемся, во всяком случае до ХIХ века, с именами женщин. История искусства как академическая дисциплина основана на «фигуре автора как точке отсчета» и, несмотря на интеллектуальные революции ХIХ и ХХ веков, все еще остается в рамках традиционализма [12]. С этой точки зрения история искусств является частью общего исторического проекта, исключающего женщину как активного субъекта истории. Значимые с точки зрения истории факты и их интерпретация в исторических документах определялись с мужской точки зрения, поэтому то, что мы узнаем о женщинах из истории (в том числе и из истории искусств), представляет собой скорее историю отношения мужчины к женщине. Единственным способом для женщины появиться в истории было ее необычное, эпатажное поведение в отношении своих современников. Авторы историй искусства исключали женщину, поскольку творчество, если рассматривать его как социокультурную деятельность, культурное производство были для нее запретной областью. Достаточно привести тот факт, что вплоть до конца ХIХ века женщинам запрещалось посещать студийные занятия, на которых рисовали обнаженную натуру, которая была основой мастерства художника. Поэтому ответ на весьма часто встречающийся вопрос: «Почему женщины не создавали шедевров?» заключается в том, что «для женщин было институционально невозможно достичь художественного совершенства или успеха наравне с мужчинами, какова бы ни была сила их так называемого таланта или гения» (во всяком случае, в области живописи) [13]. Впрочем, надо оговориться, что сами понятия «творчество», «искусство» являются исторически обусловленными. «Говорить об искусстве – значит… говорить об обладающей специальной ценностью, но произвольно сконструированной категории человеческого производства. Лишь в девятнадцатом веке, в контексте массовых сдвигов в организации промышленного труда, слова «искусство» и «художник» приобрели свое современное значение» [14]. Женщина, бросающая вызов Разрушение гендерного стереотипа возникало или под защитой какого-то религиозного направления, или женщина отказывалась от своей роли, примеряя маску мужчины, как бы реверсируя свою роль, отказываясь от фемининности, становясь на маскулинную точку зрения. В любом случае их рассматривали как курьез или как опасную трансгрессию социокультурных норм. Примером первого типа могут служить греческая поэтесса Сапфо и индийская средневековая поэтесса Мира Баи (Культ Афродиты, Кришны). Во втором случае мы видим сознательный отказ от фемининности, выражающийся даже в «маскулинизации» женского облика, переодевании в мужское платье, изменении манеры поведения. Мы видим такие примеры не только в отношении творчества, но и конструировании личности в целом – это Жорж Санд и «кавалерист-девица» Надежда Дурова, французская писательница Колетт или (пример из массовой культуры) – героиня фильма «Солдат Джейн». Творчество или литературная деятельность в данном случае являются лишь частным случаем трансгрессии гендерной роли – женщина утверждает свою способность к традиционно мужским занятиям – военному делу, литературе, религиозному служению определенного типа. Интересен в этом отношении пример религиозной деятельницы Эфиопии ХVII века, основательницы монастырей Валаты Петрос, которая систематически нарушала традиции и нормы поведения, но тем не менее смогла успешно проводить свою деятельность благодаря родственным связям с царским двором и своему богатству [16]. Интересно, что с изменением исторического контекста, легитимизирующего все новые области деятельности женщины, эта необходимость «мужской маски» исчезает, сохраняя необходимость лишь для тех лакун культуры и социума, которые еще сохранили традиционное преобладание маскулинности. Еще в конце ХIX века талантливая и амбициозная женщина сознает свою неадекватность и несправедливость того, что ей природой суждено быть женщиной. Мария Башкирцева пишет в своем дневнике в 1878 г.: «Я хотела бы быть мужчиной. Я знаю, что я могла бы сделаться чем-нибудь, но куда прикажете деваться с своими юбками. Замужество – единственная дорога для женщины; для мужчины есть тридцать шесть выходов, для женщины только один… Я не настолько безумна, чтобы проповедовать это нелепое равенство, потому что какое может быть равенство между такими различными существами, как мужчина и женщина… я ропщу на то, что я женщина, потому что во мне женского разве только одна кожа» [17].
Художница находится во власти того же стереотипа о неизбежности замужества, а значит, отказа от собственной индивидуальности, который послужил основой для ряда теорий женского творчества. Они говорят «об ущербности как самих женщин-художниц, так и женского искусства». Их суть заключается в том, что «творчество является замещением «единственно естественного» для женщин инстинкта деторождения». Женщина-художник, таким образом, дефективна и как женщина, и как художник» [18]. Тем не менее, такие теории опровергаются не только коренным изменением гендерного соотношения в культуре, происшедшем во второй половине ХХ века, но и долгим периодом в художественном творчестве, который, несомненно, проходил под знаком мужской доминантности, но в котором уже можно было различить женский голос. Этот период по своей временной принадлежности не совпадает для различных культур, но его знаки можно видеть в западной культуре уже начиная с эпохи Возрождения, а в русской – с XVIII века. Русские художницы: отход от гендерных стереотипов
В период с ХVIII до рубежа ХIХ-ХХ веков характеризуется осознанием русскими художницами своего творческого «Я». Интерес к искусству проявляется, прежде всего, в высших кругах – при дворе, со стороны царственных персон и их окружения. В то же время появляются имена женщин, работающих в традиционно «мужских» жанрах живописи – портретистка конца ХVIII века Э. Виже-Лебрен, получившая в 1854 г. золотую медаль от императорской академии художеств С. Сухово-Кобылина, завоевавшая известность при жизни как художница и после смерти как писательница М. Башкирцева. Росту мастерства женщины в области изобразительного искусства способствовало то, что с 1840 г. перед ними открывается доступ к художественному образованию, женщины получают возможность посещать классы обнаженной натуры в России гораздо раньше, чем в Европе. Интересное изображение процесса обучения живописи можно видеть на картине Марии Башкирцевой «Студия Жулиана» (1881). С конца ХIХ века рост роли женщины-творца становится заметным социокультурным явлением, женщина, серьезно занимающаяся искусством, перестает быть неким курьезом. В таком видном движении, как «Мир искусства» принимали активное участие А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова, А. Голубкина. Активную роль играли женщины и в выполнении задач просветительства, примером чему может служить деятельность Абрамцевского кружка. Интересно в этом контексте высказывание княгини М. Тенишевой, которая смело берет на себя маскулинную роль и соответственно декларирует обладание маскулинными качествами: «В моей деятельности нет ничего «женского», все, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной и самоотверженной» [19]. Для того чтобы женщине стать полноправной участницей творческого процесса, ей необходимо «открещиваться» от своей женской сути. В свою очередь, оценка достижений женщин-художниц происходит с точки зрения мужских критериев. В то же время сам факт расширения рамок женского творчества не остался без внимания, причем внимание публики привлечено не только и не столько ее произведениями – «она сама делается предметом анализа, мифотворчества и беллетризованных легенд» [20].
Женское творчество и «женское письмо»
Исследователи отмечают особенности, характерные для «текстов» искусства, созданных женщинами в (пост)современную эпоху. Прежде всего, это преобладание автопортрета как жанра, что характерно для женского письма как такового, которое часто обращается к автобиографии. В женском творчестве использование дополнительных объектов, материалов и жанров, что характерно для художественных практик постмодернизма, который представляется контекстом формирования новых практик искусства в последние декады ХХ века. Еще одной чертой является «ироничное дистанцирование от привычных гендерных ролей», что соответствует распаду бинарных оппозиций традиционной культуры, в частности «мужское/ женское». И, наконец, в изобразительном искусстве видны параллели с тенденциями современной женской прозы. Последнее замечание можно отнести и к историческому аспекту женского творчества – в литературе мы видим те же проявления гендерного неравенства, что и в визуальных искусствах. Женщины-писательницы, как правило, принимали «мужской взгляд» или удовольствовались положением «вторичной» литературы. Вполне понятно, с этой точки зрения, то внимание, которое уделяют авторы феминистской ориентации необходимости создания «женского письма». Как утверждает французская исследовательница женской литературы Э. Сиксу, «мы должны писать, потому что, за редким исключением, в мире почти не существует описания женского опыта, а исключения столь редки, что, проработав всю литературу разных веков, культур и языков, мы только разводим руками от тщетности наших попыток» [23]. В то же время описание «женского мира», ее эмоций, ее роли в жизни мужчины занимают видное место во многих литературных жанрах, женщина конструируется как часть «мужского мира», играющая в нем различные роли – матери, возлюбленной, жены, причем иногда эта роль может быть роковой, драматически меняющей судьбу мужчины. В таком случае женщина наделяется демоническими чертами, на первое место выступает разрушительное начало, уходящее корнями в мифологическую амбивалентность женских божеств. Если же женщина пытается изменить эту картину, изобразив отношения между людьми или свое положение в мире со своей точки зрения, ее произведения тривиализируются, их ставят в ряд литературы второго сорта, а сама личность автора рассматривается прежде всего с точки зрения соответствия ее традиционной роли женщины в социуме. Это отношение к женщине-писательнице отмечает Р. Барт в одной из своих «Мифологий», представляя «доксу» относительно женского авторства: «Женщины живут на свете для того, чтобы рожать мужчинам детей; если хотят, пусть себе пишут, скрашивая свою долю, главное, пусть не думают выходить за ее рамки; им предоставляется возможность отличиться, но не в ущерб своему библейскому предназначению, и за богемную жизнь, естественно, связанную с писательством, они сразу же должны расплачиваться данью материнства» [24]. Популярное мнение не отказывает женщине в возможности творческих занятий, но придает этим занятиям вторичный статус, легитимизирует их лишь при условии выполнения женщиной в первую очередь своей традиционной роли. «Вы можете любить, трудиться, писать, заниматься бизнесом или литературой, но только не забывайте, что на свете есть мужчина и вы ему не ровня; ваш мир свободен лишь постольку, поскольку зависит от его мира; ваша свобода – вид роскоши, она возможна только при том условии, что прежде всего вы признаете обязанности своей природы» [25]. Поскольку серьезные претензии на существование «женского взгляда» и «женского языка» были предъявлены лишь в рамках феминистского анализа искусства и гендерных исследований, роль женщины в творческом процессе до недавнего времени была в основном связана с ее репрезентацией как объекта художественного творчества мужчины как полноправного Творца, создателя художественных ценностей. Какова же традиция репрезентации женщины в культурных текстах? На этот вопрос мы попытаемся ответить в отдельной статье, поскольку он крайне важен для понимания места женщины в культуре – будут ли воспроизводиться традиционные типы репрезентации женщины или же будет создан новый «универсум репрезентации»?
ПРИМЕЧАНИЯ
|
ISSN 2311-3723
Учредитель:
Издатель:
№ государственной Журнал индексируется: Выходит 4 раза в год только в электронном виде
Номер готовили:
Главный редактор
Шеф-редактор
Руководитель IT-центра
Наш баннер:
Наш e-mail:
НАШИ ПАРТНЁРЫ: |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. © Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2024 |