НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

В.Г. Шевчук

Проблемы современной культуры в концепции
профессора О.Н. Астафьевой

Аннотация. В статье поставлены проблемы, связанные с тематикой научного сборника «Исторические повороты культуры» (декабрь, 2017), посвященного 70-летию профессора И.В. Кондакова. Актуальным является обращение к вопросам, поставленным в материале доктора философских наук, профессора О.Н. Астафьевой по основным положениям культурной политики России «в динамике ее развития». Рассматривая феномен культурного пространства, О.Н. Астафьева обращается к идее диалога культур, диалектическому сочетанию принципов традиций и новаторства, принципам «сопряжения самоорганизации и управления». В материале автор подчеркивает основные положения концепций Ю.М. Лотмана, М.С. Кагана и других мыслителей, выделяет проблемы развития культуры, опираясь на труды ведущих ученых нашего времени: И.В. Кондакова, А.Я. Флиера, Н.А. Хренова, Л.М. Мосоловой и других.

Ключевые слова. Диалог культур, культурное пространство, межкультурные коммуникации, переходные периоды, концепции развития культуры в трудах мыслителей.
 

Проблемы теории и истории культуры, объединенные тематикой Всероссийской конференции «Исторические повороты культуры» (декабрь, 2017), нашли воплощение в сборнике научных статей, посвященных 70-летию со дня рождения доктора философских наук, проф. И.В. Кондакова, одного из ведущих культурологов России. Среди авторов – известные ученые, научные сотрудники, обратившиеся к актуальным вопросам современной культуры и культурологии, философии культуры, искусствоведения и других гуманитарных наук. Это проф. Н.А. Хренов, в материале которого поставлены насущные проблемы культуры; проф. Л.М. Мосолова, обратившаяся к «архаике европейской науки»; проф. А.Я. Флиер, осветивший тему «Высокая культура культурного человека»; проф. А.В Костина, выступившая с анализом «Специфики социальных процессов в информационном обществе» и др. Знаменательно то, что конференция была проведена в рамках научно-методологического семинара «Культура и культурная политика» (ИГСУ РАНХ и ГС), при участии НОКО – Научно-образовательного культурологического общества России, что обусловило высокий научный уровень, актуальность и значение поставленных задач в области гуманитарного знания. По итогам конференции была осуществлена публикация сборника [1].

Статья доктора философских наук, проф. О.Н. Астафьевой, посвященная «концептуализации культурной политики», как формулирует автор, была опубликована в вышеназванном сборнике. Следует отметить научное обоснование материала Ольги Николаевны Астафьевой, глубокое знание природы культурных процессов и задач культурной политики, связанной с «социокультурной реальностью в динамике ее развития» [2]. Автор рецензируемой статьи рассматривает феномен культурного пространства, в котором диалектически сочетаются традиции и инновации, обладающие креативным потенциалом, что характеризует сложность и многообразие «социокультурной реальности», функционирующей в социуме на принципах «сопряжения самоорганизации и управления» [3]. О.Н. Астафьева обращается к трудам Ю.М. Лотмана («История и типология русской культуры», «Культура и взрыв»), к «миру культуры» в концепциях М.С. Кагана («Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-энергетическом осмыслении» и др.), Н.А. Хренова («Русская культура и культурология как новая наука»), Л.М. Мосоловой («Архаика евразийской культуры в свете современной науки»), А.Я. Флиера («Высокая культура культурного человека»), Т.В. Глазковой («Концепт “семья” в системе базовых ценностей россиян») и др.

Автор в своей статье подчеркивает, что именно необходимо использовать в концепциях культуры ведущих философов и культурологов для решений проблем современности. О.Н. Астафьева утверждает: необходимы глубокие познания конкретных состояний культуры в разные исторические периоды (в том числе, и в эпохи «фазовых переходов», в периоды хаоса). Мыслитель ставит вопрос: Действительно ли хаос (состояние и процессы «переходности», неопределенности, нестабильности и т.п.) с его неопознанной, сверхсложной организацией (дезорганизацией) нейтрализует или делает полностью бесполезными усилия по выходу из сложившейся социокультурной ситуации? Или хаос заключает и созидающее начало, обеспечивающее и «переход», и новый синтез?

Поставлена задача глубокого изучения конкретных состояний культуры в критические, т.е. в «переходные» периоды», чтобы понять «логику общего развития» для достижения «уровня убедительных обобщений». О.Н. Астафьева обращается к авторитету М.С. Кагана, к его концепции «системно-энергетического подхода», что, по мнению философа, позволяет преодолеть ситуации сложных состояний, характеризующих переходные периоды. Особое внимание уделяется принципу самоорганизации, который связан с «социальными субъектами», т.е. с участием людей, осуществляющих самоуправление. Таким образом, делает вывод О.Н. Астафьева, системно-синергетический поход «помогает разобраться в том, как народ, нация, профессиональные группы поколения созидают культуру» [4]. Так происходит выбор вектора развития: таким образом, стратегия может быть обусловлена «управленческими решениями», и такими качествами личности, как «сознание, ответственность», во многом определяющими ход развития культуры.

Проблема диалога культур одна из ведущих в аналитических работах О.Н. Астафьевой. Так, в статье «Диалог как продление рисков культуры: моделирование практики межкультурного взаимодействия» [5] исследователь рассматривает необходимость перехода к концепции «устойчивого развития», в которой «культура и диалог культур, позитивные межкультурные коммуникации» способствуют снятию «цивилизационных противоречий и международной напряженности» [6]. Описывая модели коммуникаций: трансакционная, интерактивная, конструктивная и другие, исследователь выделяет «диалоговую», которая, по утверждению автора, «актуализирует исследование процессов моделирования межкультурного диалога» [7]. О.Н. Астафьева приводит высказывание И.В. Кондакова о роли «культурной коммуникации», сущность которой определяется «совокупностью объективных и субъективных факторов», необходимых в процессе обоснования «культурной политики» [8]. Один из разделов статьи О.Н. Астафьевой, опубликованной в сборнике, посвященном 70-летию И.В. Кондакова, имеет название: «Линии/контуры культурной политики и новые фундаментальные концептуализации», где поставлена проблема «идеи диалога» как цели, которая ориентирует на «устойчивое развитие» и обращается к вопросу «иерархии ценностей и смыслов» [9]. Для нашего исследования, связанного со своеобразием «русского авангарда» рубежа ХIХ–ХХ вв., тематика межкультурных диалоговых взаимоотношений является одной из ведущих. О.Н. Астафьева выдвигает идею когерентности (согласованности), к которой мы также обращаемся в своих рассуждениях о межкультурной коммуникации и «диалогизме» эпохи авангарда [10].

Автор статьи «Культурная политика: динамика теоретических подходов и фундаментальных концептуализаций» обращается к «Указу Президента РФ от 24 декабря 2014 г. – «Об основах государственной культурной политики в Российской Федерации», используя базовые смыслы «антропологического, аксиологического, семантического, системно-синергетического подходов, основы государственной политики, проводя анализ «социокультурной реальности», рассматривает «широкую трактовку культуры» «как текста в фунции “интертекста”» (Лотман Ю.М. «Об искусстве», «Беседы о русской культуре» и др.). О.Н. Астафьева обосновывает необходимость исследования культуры как системы, что дает возможность связать «социальность культуры», ее «индивидуальную причастность», «исторический опыт», т.е. ощутить пространство текстов современной культурологии [11]. Данной проблематике посвящены определяющие научные труды Ольги Николаевны Астафьевой, в том числе – «Моделирование межкультурного диалогового пространства в культурной политике: возможности и ограничения // Глобальный научный потенциал» и другие.

Ольга Николаевна связывает идею межкультурного диалога с положением Всеобщей декларации о культурном разнообразии. План действий по ее осуществлению содержится в документах, принятых ЮНЕСКО в период 2013–2022 гг. «Диалог культур как многосложный и разнонаправленный процесс» развивается в контексте «основных направлений развития мировой культуры», а именно, на позиции «уважения, терпимости, открытости, взаимопонимания и диалога» [12].

Возвращаясь к стратегии культурной политики, отметим, что идея «укрепления общественного дискурса социальной сплоченности в условиях многокультурности» имеет непосредственное отношение к культуре Крыма, в частности, ВУЗа [13], где работает автор данной рецензии, в котором учатся и преподают представители различных национальностей, что находит отражение в их научной работе: организация и участие в конференциях, публикации в собственных научных рецензируемых журналах, в том числе, «Крымские диалоги: культура, искусство, образование», организация и экспонирование творческих работ студентов и преподавателей на различных выставках, а также их выступления с исполнением музыкальных произведений на мероприятиях и другое, представляющее «Крымский текст в русской культуре».
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Исторические повороты культуры. Сб. научных статей к 70-летию профессора И.В. Кондакова / Общ. ред. и сост. О.Н. Астафьевой. М.: Согласие, 2018. 530 с.
[2] См.: Астафьева О.Н. Культурная политика: динамика теоретических подходов и фундаментальных концептуализаций [Электронный ресурс] // Исторические повороты культуры. Сб. научных статей к 70-летию профессора И.В. Кондакова / Общ. ред. и сост. О.Н. Астафьевой. М.: Согласие, 2018. С. 20–24. Режим доступа: http://cult-cult.ru/historical-turns-of-culture/
[3] Там же. С. 20.
[4] Там же. С. 20–24.
[5] Астафьева О.Н. Диалог как продление рисков культуры: моделирование практики межкультурного взаимодействия // Мир культуры и культурология. Вып. V. Альманах НОКО. СПб.: Центр гуманитарных инициатив. 2016. С. 20–31.
[6] Там же. С. 20.
[7] Там же. С. 22.
[8] Там же.
[9] Астафьева О.Н. Культурная политика. С. 23.
[10] Шевчук В.Г. Синтетичность и диалогизм культуры эпохи авангарда // Культурное пространство отечественного авангарда: монография. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. С. 12–20.
[11] Астафьева О.Н. Культурная политика. С. 20–24.
[12] Там же. С. 23.
[13] В Крымском инженерно-педагогическом университете (Симферополь) работает факультет истории, искусств, крымско-татарского языка и литературы.


© Шевчук В.Г., 2019

Статья поступила в редакцию 1 сентября 2018 г.

Шевчук Вероника Геннадиевна,
кандидат философских наук, доцент
Крымского инженерно-педагогического
университета (Симферополь).
e-mail: verynya.58@gmail.com

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG