НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

П.Е. Царьков

Социальная и культурная антропология туризма в России и за рубежом:
история, современность, перспективы

Аннотация. В статье рассматривается формирование и развитие научного направления – антропологии туризма в России и за рубежом и его значение для понимания современного человека. Также раскрываются и анализируются оригинальные направления и теоретические концепции отечественной антропологии туризма, разработанные автором статьи.

Ключевые слова. Антропология туризма, социология туризма, туристские миграции, культурная диффузия, оценка привлекательности регионов, культурологическое моделирование.
 

Социальная и культурная антропология туризма – область социальной антропологии. Также может рассматриваться как самостоятельная межпредметная научная дисциплина, изучающая туризм и путешествия как особый вид человеческой деятельности. Во многом предметное поле антропологии туризма пересекается с такими дисциплинами, как этнография, география, курортология, теория архитектуры, социология и правовая антропология.

Можно выделить ряд основных научных направлений, которые изучает антропология туризма, в частности:

1. Понимание туризма как особого вида социальной деятельности.

2. Гостеприимство и социальная вовлеченность. Изучение туризма позволяет понять и объяснить некоторые аспекты человеческого поведения, такие как гостеприимство. Как люди приветствуют и воспринимают непохожих на них, «чужих», как незнакомец  («чужой») превращается в друга, а друг в свою очередь становится частью трайба (племени), превращается в «родственника».

3. Пространство и места, которые используются в развитии туристической инфраструктуры. В частности, особенности туристического пейзажа, которые используются в туристическом девелопменте (развитии недвижимости – отелей, баз отдыха  и т.п.).

4. Проектирование туристического пространства в урбанистической среде. В частности изучаются теоретические и методологические аспекты проектирования и формирования туристских достопримечательных мест и дестинаций.

5. Прогнозирование туристического потока, а так же туристической привлекательности объектов туристического просмотра и дестинаций.

Антропология туризма в США и странах Латинской Америки

Антропология туризма – довольно молодая дисциплина. Принято считать, что впервые о туризме, как предмете изучения социальной антропологии заявил Терон А. Нанц. Считается, что его статья «Туризм, традиция и аккультурация» [1], вышедшая в 1963 году,  где он рассмотрел некоторые вопросы взаимосвязи национальных традиций в мексиканской деревне, является самой ранней исследовательской работой по антропологии туризма, опубликованной в американской научной литературе.

В последующие годы Джеймс Сильверберг (James Silverberg), профессор кафедры антропологии в Университете штата Висконсин, организовывал заседания по вопросам туризма на встрече Центральной государственной антропологической ассоциации (США), которые проходили в городе Милуоки. Тем не менее, первый национальный симпозиум на тему антропологии туризма состоялся лишь в 1974 году в Мехико при участии Американской антропологической ассоциации. После этого антропология туризма привлекла внимание целого ряда американских исследователей; так в 1977 году была опубликована первая онтология под общим названием «Хозяева и гости: антропология туризма» (Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism), в которой были собраны публикации исследователей туризма, включая работы, считающиеся в США наиболее важными для данной дисциплины. В частности, исследования Деннисона Нэша (Dennison Nash) [2] и Нельсона Гребарна (Nelson H.H. Grabur) [3].

С момента публикации онтологии «Хозяева и гости: антропология туризма» до настоящего времени в США, Мексике и некоторых странах Латинской Америки в среде антропологов возник интерес к проблематике туризма, однако до настоящего времени не существует ни одного крупного научного журнала, посвященного исключительно тематике антропологии туризма. Результаты исследований в сфере антропологии туризма на западе, как правило, публикуются в мультидисциплинарных научных журналах, таких как «Annals of Tourism Research» [4].

В настоящее время в США проводятся научные конференции на тему антропологии туризма, в университетах читаются академические курсы по данной дисциплине, самым известным из которых является курс Нельсона Гребарна, который преподается в Калифорнийском университете Беркли. С конца 1990-х антропология туризма – одна и самых динамично развивающихся дисциплин в США, вместе с тем растет активность преподавания данной дисциплины в университетах по всей стране, этому способствует издание ряда учебников и пособий для студентов: П. Барнс «Введение в туризм и антропологию» [5], Э. Чамберс «Родные туры: Антропология путешествия и туризм» [5], Ш.Б. Гмелч «Туристы и туризм: Хрестоматия» [7].

Теоретические походы к антропологии туризма у зарубежных исследователей

В американской научной литературе доминирует этнографический подход к исследованию феномена туризма: этнографические описания путешествий в соответствии с определенным видом туризма (рис. 1) или описания влияния туризма на локальную культуру принимающей стороны.

Деловой туризм

Кулинарный / Гастрономический туризм

Культурное наследие / Этнический туризм

Черный (криминальный) туризм

Экологический туризм

Аграрный (сельский) туризм

Генеалогический туризм

Медицинский / СПА туризм

Религиозный паломнический туризм

Секс-туризм

Космический туризм

Спортивный туризм

Волонтерский туризм / Услуги на основе туризма

Рис.1. Примеры специальных видов туризма, описанных в американской научной литературе

Тем не менее, некоторые американские антропологи сформировали комплексные теоретические модели, которые применяются для анализа феномена туризма. К наиболее распространенным теориям подобного рода относятся предложенное Нельсоном Гребарном понимание туризма как опыта личного преобразования и предложенное Деннисоном Нэшем теория, которая рассматривает туризм как форму современного нового империализма. Гребарн сформировал свою теоретическую модель, объясняющую туризм, находясь под сильным влиянием символической антропологии Виктора Тернера, в частности, работ в которых последний исследовал ритуал [8]. Н. Гребарн анализирует туризм, понимая его как символическую надстройку (суперструктуру). Д. Нэш в своих исследованиях рассматривает, главным образом, экономический и политический аспекты туризма в контексте неоколониализма. Среди наиболее значимых американских работ по антропологии туризма так же следует отметить исследования Дэна МакКаннела (Dean MacCannell) [9] в которых рассматривается конструирование идентичности в процессе туристских миграций. Исследователи Вален Смит [10], Маргарет Сван [11], рассматривают сегменты туристической деятельности  и связанные с ними проблемы — гендер, маргинальность социальных страт и племен, экономическую систему и товарно-денежный оборот на примерах конкретных племен и этносов — эскимосов, индейских племен и т.д.

Таким образом, говоря об антропологии туризма за рубежом, следует отметить, что:

1. Антропология туризма за рубежом (главным образом в США) является молодой и интенсивно развивающейся дисциплиной с 1979 года.

2. Aмериканские исследования носят общий, главным образом, описательный характер и базируются на принципах классической этнологии.

3. Основные научные направления, на которых фокусируется зарубежная антропология туризма:

- понимание туризма как особого вида социальной деятельности;

- гостеприимство и социальная вовлеченность;

- пространство и места, которые используются в развитии туристической инфраструктуры (особенности туристического пейзажа, которые используются в туристическом девелопменте).

Социальная и культурная антропология туризма в России

В России антропология туризма возникла независимо от американских исследований в 2015-2016 гг. и представлена работами автора данной статьи [12]. Впервые в России цикл лекций по антропологии туризма был прочитаны для студентов ТГПУ и ТулГУ в 2016 году по приглашению регионального Министерства культуры и туризма Тульской области [13]. Основные научные направления, на которых фокусируется в своих исследованиях автор следующие:

1. Проектирование туристического пространства в урбанистической среде  (изучаются теоретические и методологические аспекты проектирования и формирования туристских достопримечательных мест и дестинаций).

2. Прогнозирование туристического потока, а так же туристической привлекательности и объектов туристического просмотра и дестинаций.

Кроме этих двух направлений, как и у западных антропологов, дается объяснение туризма как особого вида человеческой деятельности. В частности, туристические миграции объясняются при помощи антропологической теории культурного диффузионизма. В истории известны различные формы межкультурного взаимодействия: завоевание и войны, торговля, брак, религиозный прозелитизм. При данных формах взаимодействия в истории передаются идеи или материальные объекты (преднамеренно или спонтанно). В современную эпоху, помимо выше перечисленных форм коммуникации туризм выделяется  как особое направление межкультурного обмена. Культурная диффузия возникает в процессе туристских перемещений из одного культурного ареала в другой. Аккультурация позволяет различным социальным группам (народам, последователям религиозной традиции) лучше понять друг друга. Диффузия и аккультурация четко не дифференцируются между собой, так как не существует общепризнанных количественных границ между этими двумя понятиями.

Говоря о диффузионных процессах, возникающих при путешествиях туристов, мы обращаемся к теориям немецкого антрополога Фердинанда Ратцеля, который  использовал в своих исследованиях так называемый «критерий формы», в соответствии с которым все особенности и сходства строения, формы двух или более объектов материального культурного наследия, зависящих не от материала изготовления или практической функции, следует объяснять общим происхождением и последующей диффузией в места, где они были найдены, вне зависимости от того, насколько эти места далеки друг от друга [14]. Ратцель представлял схему межкультурного взаимодействия в виде сталкивающихся друг с другом кругов, каждый из которых является моделью «чистой» культуры определенной общности проживаемой в конкретном регионе. В основании этой модели лежит географический принцип, то есть «культурный круг» связывается с определенным регионом. На макро-уровне каждый культурный круг является проекцией определенной аутентичной цивилизации: индийской, китайской, российской, ближневосточной.

Поскольку, в качестве носителей культуры рассматриваются родоплеменные, этнические, национальные, суперэтнические и цивилизационные сообщества, то можно выделить и различные уровни межкультурного взаимодействия. На микро-уровне диффузионные процессы происходят между множеством этнических культур, составляющих одну цивилизацию. Таким образом, при внутреннем туризме в рамках одного государства (например, России) различные микро-культуры взаимодействуют между собой, так же как и при выездном туризме. Туризм, по нашему мнению, представляет собой  диалогическую по своей природе форму культурной коммуникации, которая, с одной стороны, способствует углублению культурного самоосознавания и формирования культурной идентичности путешественника, а с другой, приводит к взаимообогащению культурных систем за счет взаимообмена культурным опытом.

Такие направления наших исследований как проектирование туристического пространства в урбанистической среде и прогнозирование туристических миграций являются независимыми от разработок западных антропологов. Рассмотрим их более подробно.

Проектирование туристического пространства в урбанистической среде [15]

Теоретический подход к проектированию туристического пространства в городской среде, предлагаемый нами основан на концептуальных разработках классика музейного постмодернизма, архитектора, дизайнера и философа архитектуры, профессора Московского отделения Международной академии архитектуры Евгения Абрамовича Розенблюма [16]. Проектирование достопримечательных мест и территорий для туристского показа рассматриваются как оригинальное направление художественно-архитектурного дизайна.

В качестве базового элемента антропогенного, социокультурного пространства в туризме нами рассматривается объект туристского показа или достопримечательность, которая играет наиболее существенную роль в этом пространстве.

Данные объекты – памятники, объекты архитектуры и т.д. – имеют множество функций и целый ряд значений, они же формируют культурное пространство туристской дестинации. Туристское пространство невозможно без достопримечательных объектов, именно они формируют его. Имеется в виду только пространство культурно-познавательного туризма, который чаще всего связан с урбанистической средой. При проектировании новых туристских объектов необходимо правильно извлекать нужные значения из культурных объектов. Если речь идет об историческом объекте или объекте природного наследия, то после того, как он становится объектом туристского просмотра (достопримечательностью), то обретает иной смысл. Так же при превращении в достопримечательность в процессе переосмысления природные и культурные объекты наделяются определенными антропогенными свойствами.  

Пространство туристской территории может конструироваться спонтанно или целенаправленно, но всегда искусственным образом, при этом оно антропогенно, всегда имеет культурное значение. Формы и конфигурации пространства туристской территории могут меняться при помощи достопримечательных объектов (объектов показа), которые являются своего рода конструктивными единицами пространства туристской территории. Таким образом, достопримечательные объекты могут исполнять функцию «инструментов», при помощи которых конструируется пространство дестинации. Успешное формирование туристского пространства в урбанистической среде обеспечивается средствами художественного проектирования. Проектные задачи решаются методом синтеза архитектурных и других имеющихся реальных объектов в определенную социокультурную систему.

Важной задачей при проектировании дестинации, места туристского показа является не соединение предметов в статичные, постоянные жесткие структуры, но комбинирование их в легко меняющиеся композиции, обеспечивающие вариативность их восприятия путешественниками. Объекты показа и достопримечательности, архитектурные сооружения, как элементы связываются при помощи художественного воображения, образуя многомерные композиции, формируя, таким образом, туристское пространство в городской среде. Основной задачей при проектировании туристского пространства, по нашему мнению, становится упорядочение его элементов средствами дизайна, перевод на язык понятных образов. Благодаря художественному осмыслению пространства, из него эксплицируются отдельные крупные формы и мелкие детали, которые собираются в устойчивые конфигурации.

Еще одно направление в рамках антропологии туризма, разрабатываемое в отечественной антропологи туризма – это теория и методология прогнозирования туристического потока, а так же туристической привлекательности объектов туристического просмотра и дестинаций. Рассмотрим это направление более подробно.

Прогнозирование туристического потока, а также туристической привлекательности объектов туристического просмотра и дестинаций [17]

Для прогнозирования туристического потока, а так же туристского потенциала регионов  нами используется оригинальная методология исследования, называемая «Ценностной топологией».

Данная методология включает в себя несколько стадий. Первой стадией является проведение коротких социологических опросов (анкетирования). Выборка респондентов проводится, как правило, методом «снежного кома». Примерами вопросов, задаваемых респонденту могут быть следующие: «Назовите, пожалуйста, города Центральной России, которые Вы считаете самыми красивыми» и «Назовите, пожалуйста, города Центральной России, которые Вы считаете самыми некрасивыми», а также: «Назовите, пожалуйста, здания и архитектурные ансамбли на территории городов Центральной России, которые Вы считаете самыми красивыми» и «Назовите, пожалуйста, здания и архитектурные ансамбли на территории городов Центральной России, которые Вы считаете самыми некрасивыми». В период обработки данных, получаемых после опроса, при кодировании результатов каждому упоминанию того или иного города (здания, архитектурного ансамбля) в позитивном контексте (т. е. в качестве красивого) присваивается коэффициент +1. Каждому упоминанию того или иного города (здания, архитектурного ансамбля) в негативном контексте (т. е. в качестве некрасивого) присваивается коэффициент –1. Затем выводятся среднеарифметические баллы сначала по каждому территориальному кластеру (городу, а затем и по каждой области), путем суммирования среднеарифметических баллов расположенных на их территориях городов, а также расположенных вне городов зданий и архитектурных ансамблей. Результатом исследования  являются рейтинговые таблицы городов и областей. При желании, для лучшего наглядного восприятия составляются карты туристического потенциала регионов, где территориальные кластеры в соответствии с рейтингом раскрашиваются в разные цвета (более привлекательные – красный, менее привлекательные – желтый, наиболее непривлекательные – синий).

Говоря об анализе туристического потока посредством выявления привлекательности регионов методом ценностной топографии, следует учитывать особенности восприятия потенциальными туристами определенных территорий (государств, городов, областей). Для этого, в соответствии с концепцией Ф. Броделя в нашем подходе к антропологии туризма мы условно выделяем три типа времени:

1. Краткое время – циклы данного времени можно измерять отрезками менее десяти лет (квартал, год).

2. Время средней длинны (события текущей политики) – циклы данного времени можно измерять десятилетиями.

3. «Квазинеподвижное время», называемое Ф. Броделем long duree (этому типу времени соответствуют очень длительные временные лаги, более полувека, столетия)

Антропология туризма имеет дело с каждым из вышеуказанных типов времени при прогнозировании туристического потока. Если говорить об анализе туристической привлекательности регионов на основании критерия их эстетической привлекательности, или безопасности, при помощи метода «ценностной топологии», то в этом случае исследователь имеет дело с третьим типом времени (long duree), т.к. стереотипы, культурные установки, имиджи территорий являются почти неизменными. 

При анализе циклических колебаний временного ряда, временных лагов, связанных например, с сезонностью или сменой модных трендов, в этом случае исследователь имеет дело с первым и вторым типами времени. Для анализа туристического потока в соответствии с «кратким временем», мы используем применяемые в эконометрике математические модели одномерных временных рядов. Для анализа и прогнозирования туристического потока в рамках «времени средней длинны», к которому относится изменение модных трендов (дестинации могут время от времени выходить из моды, при этом изменяется их наполняемость туристами), мы используем теоретический подход, на основе теории модного цикла, предложенной антропологом А. Кребером [18], в основе которого лежит выявление статистических закономерностей в изменении стилевых параметров женской одежды.

Заключение

Антропология туризма является молодой и динамично развивающейся дисциплиной, как в России, так и за рубежом. В США, как самостоятельная дисциплина, она возникла на рубеже 1960-1970 гг., в России первые исследования по антропологии туризма были сделаны лишь в 2015 году автором этой статьи, независимо от западных работ, и получили собственную оригинальную направленность.

Основные научные направления, на которых фокусируется автор в своих исследованиях:

- проектирование туристического пространства в урбанистической среде. В частности, изучаются теоретические и методологические аспекты проектирования и формирования туристских достопримечательных мест и дестинаций;

-  прогнозирование туристического потока, а так же туристической привлекательности объектов туристического просмотра и дестинаций.

Первые экспериментальные лекции об антропологии туризма в российских университетах были прочитаны в 2016 году.

Общим научным направлением, отраженным в работах, как западной, так и российской антропологии туризма является понимание туризма как особого вида социальной деятельности. Автор данной статьи объясняет туризм при помощи теории культурного диффузионизма.

При обращении к одним и тем же классическим работам по социальной антропологии, для объяснения процессов, являющихся следствием туристических миграций, западные исследования в большей степени носят общий, главным образом описательный характер.

Основные научные направления, на которых фокусируется зарубежная антропология туризма:

-   понимание туризма как особого вида социальной деятельности;

-   гостеприимство и социальная вовлеченность;

- пространство и места, которые используются в развитии туристической инфраструктуры (особенности туристического пейзажа, которые используются в туристическом девелопменте).
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Nuñez, Theron A. Tourism, Tradition, and Acculturation: Weekendismo in a Mexican Village. Ethnology. Vol. 2. No. 3 (Jul., 1963). Pp. 347-352.
[2] Dann, Graham M.S., Nash, Dennison and Pearce, Philip L. Methodology in Tourism Research. Annals of Tourism Research. 1988. 15:1-28; Nash, Dennison. Anthropology of Tourism. New York: Pergamon. 1996.
[3] Graburn, Nelson H.H. Tourism: The Sacred Journey. Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism. Valene L. Smith, ed. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1977. Pp. 33-47.
[4] См.: URL: https://www.journals.elsevier.com/annals-of-tourism-research/
[5] Burns, P. An Introduction to Tourism and Anthropology. London: Routledge,1999.
[6] Chambers, Erve. Native Tours: The Anthropology of Travel and Tourism.  Prospect Heights: Waveland, 2000.
[7] Gmelch, Sharon Bohn.  Tourists and Tourism: A Reader.  Long Grove: Waveland, 2004.
[8] Turner, Victor. The Ritual Process: Structure and Anti-Structure. Chicago: Aidine Publishing, 1969.
[9] MacCannell, Dean. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting. // American Journal of Sociology. 1973. 79:589-603.
[10] Smith, Valene Adventure Cruising: Ethnography of Small Ship Cruising // Ross K. Dowling. Ed. Cruise Ship Tourism, CAB International, Wallingsford and New York, 2006. Pp. 240-511.
[11] Swain, Margaret Byrne. Gender Roles in Indigenous Tourism: Kuna Mola, Kuna Yala, and Cultural Survival.  Philadelphia.: Smith, V. L. (Ed), 1989.
[12] Царьков П.Е. Антропология туризма: теоретические и методологические аспекты организации  туристского пространства в городской среде //Культура культуры. 2016. № 2. URL: http://cult-cult.ru/anthropology-of-tourism-theoretical-and-methodological-aspects-of-organizing-tou/; Царьков П.Е. Теория и методология прогнозирования религиозного туризма в буддистских регионах России // Новые исследования Тувы. 2015. № 4; Царьков  П.Е. Теория и методология прогнозирования туристских миграций в России // Вопросы культурологии. 2015. № 7.
[13] См.: URL: http://tsput.ru/news/news_university/detail.php?ID=64024&sphrase_id=156723
[14] Ratzel, F. Die geographieVerbreitung des Borens und der Bogens und der Pfeile in Africa // Berichteuber die Verhandlungen der Koniglich – SAW zu Leipzig. Philogisch-historische Klasse. 1887. № 39.
[15] Подробно данное направление исследований описывается в научной статье: Царьков П.Е. Антропология туризма: теоретические и методологические аспекты организации  туристского пространства в городской среде.
[16] Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974.
[17] Более подробно данное направление исследований описывается в научных статьях: Царьков П.Е. Теория и методология прогнозирования туристских миграций в России и Царьков П.Е. Теория и методология прогнозирования религиозного туризма в буддистских регионах России.
[18] Kroeber, A. On the Principle of Order in Civilization as Exemplified by Chenges in Fashion/ A.Kroeber// American Antropologist, New Seres.1919. 21 (3). Pp. 235-263.


© Царьков П.Е., 2018

Статья поступила в редакцию 21 мая 2017 г.

Царьков Петр Евгеньевич,
кандидат социологических наук,
начальник научно-аналитического отдела
Центра социологических исследований
Минобрнауки России
e-mail: petrcarkov@gmail.com

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG